Применение ПГД у пациентов с муковисцидозом и у пар с дополнительным риском генетического нарушения в сочетании с диагностикой анеуплоидии по 24-й хромосоме
S. Rechitsky и соавт., США
Была произведена ПГД 52 различных мутаций. Почти три четверти циклов были проведены в отношении 7 наиболее частых мутаций, включая ΔF508, и лишь несколько — в отношении оставшихся 45 мутаций. Из-за старшего репродуктивного возраста некоторых пациентов 96 циклов ПГД проводились совместно с тестированием на анеуплоидию. Было проведено 44 цикла ПГД у 25 гомозигот или двойных гетерозигот, в которых одновременно проводилось тестирование на 3 мутации. В итоге родились 13 здоровых детей. Диагностика была безошибочной. Также ПГД была произведена у 6 пар с вероятностью рождения потомства с сочетанным риском развития муковисцидоза и другого генетического нарушения. Итогом одновременной диагностики на CFTR и другую мутацию стало рождение 6 здоровых детей.
Можно ли использовать концентрацию антимюллерова гормона для определения дозы гонадотропинов в протоколах стимуляции яичников?
R. Fleming и соавт., Великобритания
Прогнозирование возможного ответа в циклах стимуляции овуляции может помочь в разработке индивидуализированных протоколов стимуляции. Например, у женщин, у которых ожидают избыточный ответ, лучших результатов можно достичь, используя более мягкие формы стимуляции, что может предотвратить развитие синдрома гиперстимуляции овуляции. И, наоборот, у пациенток с бедным ответом более высокие дозы гонадотропинов могут повысить частоту наступления беременности. Таким образом, можно регулировать форму и дозу гонадотропинов в соответствии с индивидуальным потенциалом ответа. Сывороточная концентрация антимюллерова гормона считается надежным маркером овариального ответа. Однако необходимы дальнейшие исследования для подведения конечных итогов.
Влияние метотрексата и сальпингэктомии при терапии эктопической беременности на последующие циклы индукции суперовуляции
A. Wiser и соавт., Канада
В исследование были включены пациентки с эктопической беременностью после ЭКО, у которых не произошло разрыва трубы. Пациенток лечили либо метотрексатом, либо проводили сальпингэктомию, а затем выполняли следующий цикл ЭКО. Исходная концентрация ФСГ и овариальный ответ до и после лечения эктопической беременности были схожи. Не было выявлено значимых различий у пациенток, пролеченных метотрексатом, и после сальпингэктомии по параметрам овариального ответа в следующем цикле ЭКО и в исходах последующей беременности. Был сделан вывод, что ни предшествующая терапия метотрексатом, ни сальпингэктомия не влияют на овариальный ответ в последующих циклах ЭКО.
Материнские и неонатальные исходы после ВРТ
A. Farhi и соавт., Израиль
В исследовании не было выявлено значимых различий в осложнениях беременности (включая спонтанный аборт, гестационную гипертензию, гестационный диабет и кесарево сечение), за исключением повышения риска развития влагалищного кровотечения в 1,6 раза, а риска преждевременных родов — в 1,7 раза в циклах ВРТ. При сравнении ЭКО и ИКСИ был выявлен повышенный риск рождения маловесных и недоношенных детей в циклах ЭКО. Эти же параметры были схожи в популяциях детей, рожденных после ИКСИ и рожденных естественным путем.
Сравнение открытой и закрытой витрификации бластоцист в программе донации ооцитов: проспективное рандомизированное исследование
Y. Panagiotidis и соавт., Греция
В данном исследовании бластоцисты в случайном порядке были распределены либо в группу открытой ультраскоростной витрификации, либо в группу закрытой асептической витрификации. Возраст матери, параметры сперматозоидов, число и качество витрифицированных, оттаявших и перенесенных ооцитов были схожи в обеих группах. Что важно, не было выявлено значимых различий в исходах между группами по частоте выживаемости эмбрионов, наступлению клинической беременности и имплантации, а также по частоте отмены циклов и частоте родов живым плодом. Таким образом, ультраскоростная витрификация может быть заменена асептической витрификацией, что не повлияет на клиническую эффективность.
Моделирование стратификации риска анеуплоидии у эмбрионов при использовании неинвазивного анализа морфокинетики
A. Campbell и соавт., Великобритания
Современные технологии — EmbryoScope — позволяют детально следить за развитием эмбриона после проведения ЭКО. В данном исследовании было выявлено, что морфокинетика различается между анеуплоидными и эуплоидными эмбрионами. У эмбрионов с анеуплоидией наблюдалось значимо более позднее начало созревания до более поздних стадий развития в сравнении с эуплоидными. Не было выявлено значимых различий в длительности первого или второго клеточного цикла, синхронизации второго или третьего цикла, длительности бластуляции, количестве ядер на двухклеточной стадии и нерегулярных паттернах деления между эмбрионами. Таким образом, применение этого метода позволит эмбриологам выбрать наиболее жизнеспособный эмбрион для переноса и снизить риск выбора анеуплоидного эмбриона.
Развитие эмбриона-сиблинга в качестве прогностического фактора исхода переноса на 3-й день
A. MacKenna и соавт., Чили
В исследование были включены пациентки из циклов ИКСИ, которым переносили эмбрионы на третий день. Оставшиеся эмбрионы продолжали культивировать до 5-го дня. Циклы были разделены на две группы (с формированием бластоцисты и без формирования бластоцисты). Возраст матери и исходный уровень ФСГ были схожи в обеих группах. Были выявлены значимые различия по частоте наступления клинической беременности, родов живым плодом и имплантации в обеих группах. Отношение шансов показало увеличение вероятности наступления клинической беременности и родов живым плодом в 1,85 и 1,68 раза соответственно, в группе, где были сформированы бластоцисты. Таким образом, развитие эмбриона-сиблинга до стадии бластоцисты предоставляет ценную информацию, касающуюся исходов последующих циклов.
Влагалищное кольцо, содержащее прогестерон, в сравнении с вагинальным гелем в поддержке лютеиновой фазы в ЭКО: рандомизированное сравнительное исследование
L. Stadtmauer и соавт., США
В исследовании сравнивались эффективность и безопасность поддержки лютеиновой фазы в циклах ЭКО с применением влагалищного кольца с прогестероном и вагинального геля прогестерона до 10-й недели беременности. На следующий день после пункции фолликулов пациентки были случайным образом отобраны в группы, где им вводили либо влагалищное кольцо, либо вагинальный гель. Частота прогрессирующей клинической беременности на 8-й и 12-й неделе была высокой и сопоставимой в обеих группах: на 8-й неделе – 48,0 и 47,2%, на 12-й неделе — 46,4 и 45,2% в группах пациенток, которые применяли влагалищное кольцо и вагинальный гель, соответственно. Частота родов живым плодом также не различалась между группами.
Гликопротеин 130 способствует развитию бластоцист in vitro
F. Hambiliki и соавт., Швеция
Добавление гликопротеина 130 к культуральной среде способствовало созреванию бластоцист (73% против 43%), в то время как добавление фактора, ингибирующего лейкемию, не повлияло на их формирование. Анализ протеинов выявил интенсивные изменения относительно множества молекулярных видов белков, включая тимозин бета-10, тимозин бета-4, гистон Н2А, гистон Н2В, гистон Н4, убиквитин, убиквитин-Т и ацил-КоА-связывающий протеин. Таким образом, гликопротеин 130 должен быть включен в среду для культивирования эмбрионов, созревающих до стадии бластоцисты. Более того, эти открытия подчеркивают значительный потенциал представленной технологии матрично-активированной лазерной десорбции/ионизации времяпролетной масс-спектрометрии (MALDI-TOF MS) в качестве многогранного инструмента, применяемого в исследованиях по репродуктивной медицине.
Рандомизированное клиническое исследование, оценивающее влияние гранулоцитарно-макрофагального колониестимулирующего фактора (ГМ-КСФ) в культуральной среде эмбрионов в программе ЭКО
S. Ziebe и соавт., Дания
На 7-й неделе частота имплантации составила 23,5% в среде с ГМ-КСФ и 20% в контрольной среде. На 12-й неделе этот показатель был равен 23 и 18,7% соответственно. Частота родов живым плодом составила 28,9 и 24,1% соответственно. На действие ГМ-КСФ влияла сывороточная концентрация альбумина в среде. Масса тела при рождении и частота врожденных пороков развития были одинаковы в обеих группах. Было показано, что ГМ-КСФ повышал частоту имплантации у женщин с выкидышами в анамнезе, особенно с привычным невынашиванием. Таким образом, добавление ГМ-КСФ к среде культуры эмбрионов приводит к значимому повышению выживаемости перенесенных эмбрионов на 12-й неделе и частоты родов живым плодом. Эти результаты связаны с защитным действием ГМ-КСФ в отношении стресса эмбриона, вызванного культивированием.
Уровень чХГ в сыворотке крови накануне пункции фолликулов не связан со степенью их зрелости
G. Levy и соавт., США
Ооциты нормальной зрелости определялись как ≥75% в линейной регрессии. При сравнении концентрации чХГ сыворотки у пациенток с нормальными и низкими показателями зрелости ооцитов была использована шкала Вилкоксона. Уровень чХГ не коррелировал с дозой чХГ, однако наблюдалась его взаимосвязь с ИМТ. Концентрации чХГ не различались среди пациенток с ооцитами, чья степень зрелости составляла <75% и ≥75%. Таким образом, уровни чХГ в сыворотке крови не были связаны со степенью зрелости ооцитов. Также не удалось выявить пороговый уровень чХГ, по которому можно было бы прогнозировать зрелость ооцитов.
Исходы криопереноса эмбрионов, полученных с помощью витрифицированных ооцитов: повторная витрификация не влияет на частоту родов
A. Cobo и соавт., Испания
Средний уровень выживаемости составил 97,2%. Частота родов равнялась 33,8% в группе витрифицированных ооцитов и 30,9% — в группе свежих ооцитов. Таким образом, витрификация эмбрионов на ранней стадии дробления или на стадии бластоцисты, полученных с помощью ранее витрифицированных ооцитов, не влияла на частоту родов. Сопутствующие факторы (донорство яйцеклеток или аутологичные циклы, перенос на 3-й или 5-й день, естественный цикл или заместительная гормональная терапия при ПЭ, один или два ПЭ, характеристика предыдущих циклов, число ооцитов, дозы гонадотропинов и уровень Е2 в день введения чХГ) не изменяли влияние повторной витрификации на частоту родов.
Число оставшихся витрифицированных бластоцист положительно коррелирует с частотой имплантации и рождения живым плодом при переносе одной бластоцисты-эмбриона
M. Hill и соавт., США
У пациенток с оставшимися (не перенесенными) витрифицированными бластоцистами-сиблингами отмечалось значимое повышение частоты имплантации (65% против 50%) и родов живым плодом (56% против 41%) при сравнении с пациентками, у которых лишних бластоцист не осталось. Также было показано, что возраст пациентки и число оставшихся бластоцист находились в тесной связи с частотой имплантации и родов живым плодом в циклах с переносом одной бластоцисты хорошего качества. Таким образом, пациентки с лишними бластоцистами являются хорошими кандидатками для переноса одного эмбриона.
Антимюллеров гормон в циклах с антагонистами ГнРГ: прогнозирование ответа яичников и общие исходы терапии у пациенток с хорошим прогнозом
J.C. Arce и соавт., Дания
Концентрация антимюллерова гормона (АМГ) в сыворотке крови находилась в тесной корелляции с числом полученных ооцитов. По уровню АМГ сыворотки можно было точно прогнозировать бедный (≤3 ооцитов) и избыточный (≥15 ооцитов) ответ яичников. Причем концентрация АМГ оказалась гораздо более точным прогностическим фактором, чем уровень ФСГ, ингибина-В и число антральных фолликулов. Отмечалась статистически значимая положительная корреляция между уровнем АМГ и частотой наступления беременности в свежих циклах и с использованием криоконсервированных в течение года бластоцист, а также связь концентрации АМГ с частотой родов живым плодом.
Взаимосвязь между полиморфизмом метионин-синтазы и тимидилат-синтазы и привычным невынашиванием неясного генеза
Ji Hyang Kim и соавт., Южная Корея
Одноуглеродный метаболизм очень важен в сохранении беременности. Был проведен анализ на полиморфизм четырех генов: метионин-синтазы, метионин-синтазы редуктазы, метилен-тетрагидрофолата дегидрогеназы-1 и тимидилат-синтазы. Отмечалась связь между MTR 2756AA и привычным невынашиванием. Также было выявлено значимое повышение частоты MTR 2756A–TS 6-bp аллеля у пациенток с привычным невынашиванием. Таким образом, согласно полученным результатам, можно предположить, что MTR 2756AA — генотип и комбинация MTR 2756A–TS 6-bp аллелей значимо чаще встречаются при привычном невынашивании.
Послеоперационное состояние кишечника после радикальной и консервативной хирургии распространенного эндометриоза с инфильтрацией прямой кишки
H. Roman и соавт., Франция
Радикальный подход заключался в операции колоректальной резекции, а консервативный — в ректальном шейвинге по удалению эндометриоидных гетеротопий в прямой кишке. В обеих группах пациенток предоперационные характеристики женщин, характеристики узлов в прямой кишке и локализация эндометриоза были схожи. У пациенток, которые выбрали консервативную хирургию, отмечалось улучшение состояния и функции пищеварительного тракта. У них значимо снизилась частота таких показателей, как безуспешные попытки и ощущение неполного опорожнения кишечника, абдоминальная боль, время, затраченное на эвакуацию содержимого кишечника, боль при акте дефекации и характер стула. Таким образом, оказалось, что снижение частоты колоректальной резекции ведет к лучшим функциональным исходам у пациенток с эндометриозом прямой кишки.
Исходы ЭКО у пациенток с неоперированными билатеральными эндометриоидными кистами яичников
L. Benaglia и соавт., Италия
У пациенток с билатеральными эндометриоидными кистами значимо снижался ответ яичников на индукцию суперовуляции. Общее число развившихся фолликулов составило 9,6±3,3 и 14,1±6,8 в опытной и контрольной группах соответственно. Наличие овариальных эндометриом не оказывало негативного влияния на пункцию фолликулов. Число забранных ооцитов на общее число выросших фолликулов в опытной и контрольной группах составило 77 и 71% соответственно. Более того, качество полученных ооцитов не различалось. Частота оплодотворения и частота имплантации значимо не различались в обеих группах. Число эмбрионов отличного качества на один использованный ооцит также было одинаково в обеих группах. К тому же, и частота наступления клинической беременности, и частота родов не различались в опытной и контрольной группах.
Частота преждевременного наступления менопаузы у пациенток-носительниц мутаций генов BRCA1 и BRCA2
A. Finch и соавт., Канада
Средний возраст наступления естественной менопаузы составил 48,8 года у пациенток с мутацией BRCA1, 49,2 года — при носительстве мутации BRCA2 и 50,3 года — у здоровых женщин. Способность к деторождению и рождению ребенка после 35 лет была схожа среди носительниц мутации и здоровых женщин. Также не было статистически значимых различий по частоте проблем с оплодотворением и терапии бесплодия. Таким образом, несмотря на то что у пациенток с мутацией BRCA в среднем менопауза наступает раньше, чем у женщин без мутации, эта разница незначительна и не влияет на способность к оплодотворению.
Оценка связи ранее представленных генов-кандидатов с СПКЯ
C. Pau и соавт., США
В исследовании участвовали пациентки с СПКЯ и здоровые женщины в возрасте 18—45 лет. Были генотипированы варианты генов, связанные с СПКЯ, которые были выявлены в ранее проведенных исследованиях генов-кандидатов. Было заявлено, что три гена: rs3797179 (SRD5A1), rs12473543 (POMC) и rs1501299 (ADIPOQ) — связаны с СПКЯ. Однако результаты метаанализа не выявили такой закономерности. Варианты гена FBN3 (rs17202517 и rs73503752) были связаны с меньшей окружностью живота, а вариант гена SHBG (rs727428) — с более низким уровнем глобулина, связывающего половые гормоны. Таким образом, ранее представленные варианты кандидатных генов не связаны с СПКЯ.
Более быстрое образование тромбина у пациенток с СПКЯ в сравнении со здоровыми женщинами, сравнимыми по возрасту и ИМТ
Maria Raquel Marques Furtado de Mendonça-Louzeiro и соавт., Бразилия
Чтобы оценить маркеры гемостаза у пациенток с СПКЯ в сравнении со здоровыми женщинами, 45 пациенток с СПКЯ и 45 здоровых женщин были подобраны по методу пар согласно возрасту (±2 года) и ИМТ (±2 кг/м2). Время запаздывания образования тромбина было значимо короче у пациенток с СПКЯ в сравнении с контрольной группой. Другие параметры гемостаза (тромбин-активируемый ингибитор фибринолиза, D-димер, ингибитор активатора плазминогена-1) были схожи в обеих группах. Образование тромбина происходит быстрее у молодых женщин с избыточной массой тела и с СПКЯ, что говорит о повышенном риске развития у них гиперкоагуляции.
Колебания концентрации антимюллерова гормона в течение менструального цикла могут изменить клиническую классификацию овариального ответа
N. Hadlow и соавт., Австралия
В данном исследовании оценивались колебания концентрации антимюллерова гормона у женщин с адекватным овариальным ответом в течение нестимулированного менструального цикла. Более половины пациенток (7 из 12) были заново распределены в группы по ответу яичников, основываясь на измерении концентрации антимюллерова гормона в различные фазы менструального цикла. Наблюдались статистически значимые изменения в концентрации антимюллерова гормона согласно дню цикла, причем его уровень снижался по мере перехода от фолликулярной к лютеиновой фазе. Максимальные изменения концентрации антимюллерова гормона за цикл составили 7,9 пмоль/л, а средняя разница между максимальной и минимальной концентрацией была равна 6,7 пмоль/л.