Важнейшей характеристикой проблем качества и потенциала репродуктивного здоровья является проблема бесплодия. В России около 17% населения не могут иметь детей, число «бесплодных браков» достигает 7 млн. Охрана репродуктивного здоровья населения России и повышение рождаемости объявлена руководством страны важнейшей государственной задачей и является одной из приоритетных составляющих Национального проекта «Здоровье» [1, 2].
Одним из наукоемких и высокотехнологичных методов лечения бесплодия является процедура экстракорпорального оплодотворения с последующим переносом эмбрионов (ЭКО и ПЭ) в полость матки. Успехи рассматриваемого метода лечения растут из года в год, однако только три из десяти женщин получают ожидаемую беременность и еще меньше женщин покидают родильный дом с желаемым ребенком [3, 4].
В рамках репродуктивной медицины особо важным является изучение влияния метеорологических условий на гаметогенез, оплодотворение, доимплантационное развитие и ранние стадии эмбриогенеза. Эти этапы являются ключевыми для дальнейшего рождения, развития и жизни ребенка [5, 6].
В литературе имеются отдельные работы по оценке результативности ЭКО и ПЭ с учетом воздействия сезонных и погодных условий. Некоторые исследования [7, 8] указывают на изменения в природной концепции человека, а другие не могут подтвердить наличие сезонных колебаний [9—11].
Цель исследования — изучение эффективности программы ЭКО в резкоконтинентальных климатических условиях Сибири, характеризующихся суровой продолжительной зимой и коротким жарким летом. В работе поставлены следующие задачи: 1) оценить результативность программ ЭКО с учетом воздействия факторов окружающей среды (влажность, атмосферное давление, температура воздуха, долгота дня); 2) провести анализ результатов лечения бесплодия методом ЭКО и ПЭ в зависимости от периода календарного года (сезона, месяца) в климатических условиях Омска Сибирского федерального округа (ФО).
Материал и методы
На территории Омска Сибирского ФО ретроспективно анализировались 113 циклов лечения бесплодия методом ЭКО и ПЭ, которые проведены в 2011 г. на базе отдела вспомогательных репродуктивных технологий бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клинический родильный дом №1».
Критерием результативности процедуры ЭКО считали клиническую беременность, которая регистрировалась методом трансвагинальной эхографии, при наличии плодного яйца в полости матки на 21-й день после переноса эмбрионов.
Оценку эффективности программ ЭКО и ПЭ проводили с учетом воздействия факторов окружающей среды. Рассчитывались среднемесячные значения следующих атмосферных факторов: влажность, атмосферное давление, температура воздуха и продолжительность светового дня.
Группы исследования формировались в зависимости от эффективности проведенного лечения.
В группу А вошли данные 30 (26,5%) программ ЭКО, завершившихся клинической беременностью. Группу Б составили 83 (76,5%) неэффективных лечебных цикла.
Среди эффективных программ одноплодная беременность диагностирована в 24 (80%) случаях, в том числе 1 внематочная беременность и 4 ранних потери (самопроизвольный аборт до 12 нед беременности). Долю многоплодных беременностей (20%) составили 5 двоен и 1 тройня.
Циклы стимуляции суперовуляции проводили аналогами гонадотропин-рилизинг-гормона и их антагонистами по длинному (39,8%) или короткому протоколам (60,2%), применяя схемы с Triptorelin 0,1 мг (Диферелин; «Ipsen», Франция) и Cetrorelix 0,25 мг (Цетротид; «Serono», Швейцария).
Стимуляция суперовуляции осуществлялась рекомбинантными препаратами гонадотропинов: α-фоллитропином (Гонал Ф; «Serono», Швейцария) или β-фоллитропином (Пурегон; «Organon», Нидерланды) в индивидуальной дозировке и типах протоколов.
После того как лидирующие фолликулы достигали 17 мм, для индукции овуляции использовали рекомбинантный хорионический гонадотропин (Овитрелл; «Serono», Швейцария).
Яйцеклетки были получены путем трансвагинальной пункции через 36 ч после введения хорионического гонадотропина.
Качество яйцеклеток оценивали с использованием инвертированного микроскопа (1Х71 Olympus, Гамбург, Германия) согласно опубликованной ранее методике, когда аномалии классифицировались как цитоплазматические и экстрацитоплазматические [12, 13].
Оплодотворение ооцитов и культивирование эмбрионов проводили на средах Vitrolife (Швеция). Частота оплодотворения в программах ЭКО и ПЭ составила 92,0%, в том числе 15,0% аномального.
Морфологию эмбрионов оценивали через 42—44, 68—70, 115—118 ч после инсеминации по общепринятым категориям, в основе которых лежат характер фрагментации эмбриона, форма и размер бластомеров. Качество бластоцист оценивали по классификации Гарднера.
В полость матки переносили от 1 до 3 эмбрионов. В 14 (12,4%) случаях перенос эмбрионов произведен на 2-е сутки после трансвагинальной пункции, в 84 (74,3%) — на 3-и сутки, в 15 (13,3%) программах — на 5-е сутки. Доля эмбрионов отличного качества на день переноса составила 35,4%.
Эхографический мониторинг роста фолликулов и оценки эндометрия, контроль трансвагинальной пункции и регистрация клинической беременности осуществлялись с помощью ультразвуковой диагностической системы LOGIQ P5 («GE Medical Systems», США), внутриполостным датчиком (E8C) с диапазоном 4—11 МГц.
Полученные данные обрабатывались с использованием программного обеспечения Statistica 6.0 («StatSoft, Inc.», США). Проверка нормальности распределения количественных параметров проводилась критериями Колмогорова—Смирнова и Шапиро—Уилка. Распределения непрерывных количественных данных, являющихся приближенно нормальными, описывались центральной тенденцией и дисперсией: среднее (M), среднеквадратическое отклонение (standart deviation; SD). Для описания распределений, не являющихся нормальными, применяли медиану (Ме) и перцентили (Ме 25%; 75%). Сравнения количественных и порядковых переменных проводились с применением непараметрических критериев Манна—Уитни (U), Уилкоксона (W), Z-критерия (Z); в случаях категориальных переменных (абсолютных и относительных частот, долей) — критерия хи-квадрат (χ2), учитывая степени свободы (df). Для оценки связи переменных использовался коэффициент корреляционного анализа Спирмена (r). Достигнутый уровень значимости (p) рассчитывался с учетом его критического значения (0,05), значимые результаты маркировались (*).
Результаты и обсуждение
Обследуемые женщины были в возрасте от 26 до 46 лет (средний возраст 33,8±4,1 года). Продолжительность бесплодия колебалась от 1 года до 20 лет (средняя 8,1±4,3 года).
Структура бесплодия в лечебных циклах ЭКО и ПЭ, рассматриваемых в исследовании, была следующей: женское бесплодие — 69,9%, сочетанное бесплодие — 22,1%, мужской фактор бесплодия — 2,7%, бесплодие неясной этиологии или необъяснимое — 5,3%.
У женщин доминировало трубное бесплодие — абсолютный трубный фактор (55,8%) и трубно-перитонеальный фактор (35,4%). Преобладали пациентки с вторичным бесплодием (65,5%), из которых 17,7% были повторнородящими и 54,0% женщин имели в анамнезе искусственные и/или самопроизвольные аборты.
Впервые проводились 85,0% лечебных циклов ЭКО, повторно — 12,4%, в третий раз — 2,7%. При этом число предыдущих неэффективных лечебных циклов значимо не влияло на результаты процедур ЭКО и ПЭ.
Программы ЭКО, проведенные впервые (96 циклов), были эффективны в 27,1% случаев. Среди них 21 беременность завершилась родами (15 одноплодных и 6 многоплодных), 4 беременности прервались до 12 нед, в результате 1 процедуры диагностирована трубная беременность. Повторные программы (14 циклов) завершились рождением детей в 28,6% случаев. Все процедуры (3 цикла), проведенные в третий раз, оказались неэффективными.
Условия внешней среды в период, включающий проведение процедуры ПЭ в полость матки, соответствовали среднемесячным показателям на территории Омска Сибирского ФО. Несмотря на то что все результаты лечебных программ регистрировались в широком диапазоне колебаний (25-й и 75-й перцентили) атмосферных факторов, обозначились определенные закономерности эффективности проводимого лечения (см. таблицу).
Средняя температура воздуха при проведении процедур переноса эмбриона в полость матки была выше среди эффективных циклов ЭКО (от –1,5 до +17 °С), более низкие значения температуры (от -13 до +12 °С) зарегистрированы в период неэффективных программ. Изменения относительной влажности воздуха при процедурах переноса эмбрионов в группе Б соответствовали показателям очень влажного климата (от 65,7 до 82,6%) и были выше значений группы А (от 60,3 до 78,3%).
При регистрации значимых различий температурных характеристик (р=0,008) и уровней относительной влажности воздуха (р=0,037), соответствующих удовлетворительным и неудовлетворительным результатам лечения бесплодия методом ЭКО и ПЭ, мы не наблюдали значимых различий показателей атмосферного давления (р=0,099) и долготы дня (р=0,078).
Выявлены корреляционные зависимости эффективности лечебных циклов ЭКО от факторов окружающей среды (рис. 1).
На наступление клинической беременности оказывают влияние температура воздуха — связь положительная сильная, значимая (r=0,837; р=0,001) в сочетании с влажностью — связь отрицательная средняя, значимая (r=–0,694; р=0,012) и долготой дня — связь положительная средняя, значимая (r=0,618; р=0,032).
Изменения атмосферного давления значимо не влияли на результаты процедур ЭКО и ПЭ — связь отрицательная средняя, незначимая (r=–0,551; р=0,157).
При изучении результатов лечебных циклов ЭКО с учетом месяца проведения процедур переноса эмбрионов (рис. 2)
Одним из путей повышения эффективности лечения бесплодия методом ЭКО, наряду с созданием новых методов обследования пациентов, медицинских препаратов, культуральных сред, эмбриологических и генетических методик, может стать определение факторов окружающей среды и выявление оптимальных условий для его проведения [5, 6]. Диспропорции результатов проводимых исследований, помимо критериев отбора пациентов, факторов бесплодия, могут быть обусловлены и разным климатом географических регионов [14—18].
В Сибирском ФО (Омск) впервые проведена оценка влияния метеорологических факторов (среднемесячные показатели влажности, атмосферного давления, температуры, долготы дня) на результативность процедуры ЭКО.
Выявлены следующие значимые зависимости: снижение температуры воздуха менее 0 °С (r=0,837; р=0,001) и повышение относительной влажности более 70% (r=–0,694; р=0,012) связаны с неудовлетворительными результатами лечения; увеличение эффективности лечебных циклов ЭКО наблюдается при продолжительности светового дня более 300 ч в месяц (r=0,618; р=0,032).
Установлено, что наиболее благоприятным периодом для проведения эффективных процедур ЭКО (от 33,3 до 54,5%) в климатических условиях изучаемой территории является летне-осеннее время года (р=0,038).
Результаты настоящей работы могут являться основой для определения как наиболее благоприятных, так и неблагоприятных условий окружающей среды для проведения лечения бесплодия методом ЭКО с целью оптимизации сроков его исполнения и повышения результативности.
У пациенток с неудачными попытками лечения бесплодия методом ЭКО при анализе факторов, которые могли бы повлечь за собой неудовлетворительный исход лечебной программы, целесообразно учитывать факторы внешней среды, сложившиеся на момент неудачных циклов, с целью выбора оптимальных условий для последующего лечения методами вспомогательных репродуктивных технологий. Для повышения эффективности процедур ЭКО и ПЭ рекомендуется учитывать прогнозируемые метеорологические условия в периоды их подготовки и проведения. Учитывая влияние климатических условий на результативность процедуры ЭКО, следует уделять внимание подготовке метеочувствительных пациентов с целью снижения возможности метеотропных реакций.
Благодарности. Исследование проводится при государственной поддержке молодых российских ученых — грант Президента Российской Федерации (МК-163.2011.7).