- Издательство «Медиа Сфера»
Основной целью диагностики нозологического варианта узлового образования ЩЖ является исключение рака Щ.Ж. Декомпенсированная функциональная автономия узла ЩЖ у взрослых характеризуется низким риском злокачественности и в большинстве случаев не требуется тонкоигольной аспирационной терапии (ТАБ) с последующим цитологическим исследованием пунктата [1—3]. Представленный клинический случай демонстрирует наличие папиллярного рака у подростка с одноузловым токсическим зобом.
Описание случая
У пациента А., проживающего в регионе с легким природным дефицитом йода (профилактика йодной недостаточности не проводилась) и имеющего отягощенную наследственность по эндокринной патологии (у бабушки гипотиреоз, у прабабушки — сахарный диабет 2-го типа), в возрасте 11 лет впервые выявлен узел в левой доле Щ.Ж. Кроме того, пациент с 7 лет страдает сахарным диабетом 1-го типа и получает инсулинотерапию в базис-болюсном режиме в суточной дозе 1—1,4 ед/кг.
При УЗИ объем ЩЖ 7,43 см3 (увеличение на 12,5%), в левой доле очаговое образование размерами 4,8×4×3 мм (объем 0,03 см3), с четкими контурами, гипоэхогенное с неоднородной структурой, интранодулярным кровотоком и сниженным IR сосудов (0,35—0,45), регионарные лимфоузлы без изменений. Функция Щ.Ж. не нарушена (ТТГ 1,47 мкЕд/мл, св. Т4 14 пмоль/л). Проведена ТАБ, получено заключение «неинформативный материал» («патологических клеток не выявлено»). Через 3 года отрицательная динамика в виде увеличения объема узла ЩЖ (3,5 см3), и манифестации неиммуногенного тиреотоксикоза (ТТГ 0,01 мкЕд/мл, св. Т4 19,96 пмоль/л, св. Т3 12 пмоль/л, АТ к ТПО 5,62 МЕД/мл, АТ к ТГ 10 МЕД/мл). Проведена ТАБ, получено заключение, соответствующее категории «фолликулярная неоплазия». Сцинтиграфия Щ.Ж. выявила очаг значительного (на 75%) повышения накопления радиофармпрепарата (РФП) в средних отделах левой доли ЩЖ, что определило необходимость оперативного вмешательства.
С целью подготовки к оперативному лечению назначена антитиреоидная терапия препаратом группы тиамазола в стартовой дозе 10 мг/сут (0,2 мг/кг/сут). Через 2 нед достигнута компенсация тиреотоксикоза (св.Т4 9,9 пмоль/л, св. Т3 5,2 пмоль/л) и проведена гемитиреоидэктомия. Макроскопически в толще удаленной левой доли ближе к верхнему полюсу определялось образование плотной консистенции, солидной структуры, размерами 30×20×20 мм (объемом 6 см3). При гистологическом исследовании диагностирован папиллярный рак Т2N0M0, что потребовало повторного оперативного лечения в условиях РОНЦ им. Н.Н. Блохина в объеме тиреоидэктомии с лимфодиссекцией и последующей радиойодаблацией I131.
Послеоперационный период протекал гладко, осложнений не отмечалось, заживление первичным натяжением. Супрессивную терапию левотироксином в суточной дозе 200 мкг (2,7 мкг/кг/сут) переносит удовлетворительно (ТТГ <0,001 мкЕд/мл, св. Т4 17,2 пмоль/л, св. Т3 6,1 пмоль/л).
Обсуждение
Узловой зоб у детей встречается в 0,05—5,1% случаев, при этом риск развития рака ЩЖ в детском возрасте достигает 3—70% всех случаев патологии ЩЖ [1, 4—9]. Таким образом, основным вопросом является дифференциальная диагностика нозологического варианта узлового образования ЩЖ, что определяет оптимальную лечебную тактику в отношении конкретного пациента. По данным зарубежной литературы, наличие декомпенсированной функциональной автономии узла ЩЖ у взрослых свидетельствует о низкой вероятности развития злокачественного образования. В подобных случаях проведение ТАБ с цитоморфологическим исследованием пунктата не является необходимостью, что в свою очередь влияет на выбор объема хирургического лечения [10—14]. В то время как наличие функциональной автономии узла ЩЖ не исключает риска рака ЩЖ у детей [2, 3, 15, 16].
Заключение
Наличие одноузлового токсического зоба не исключает риска развития рака ЩЖ, что определяет необходимость обсуждения показаний к проведению ТАБ узлов ЩЖ у детей.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Согласие пациента. Пациент добровольно подписал информированное согласие на публикацию персональной медицинской информации в обезличенной форме (именно в этом журнале).
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.