Лечение акромегалии октреотидом длительного действия: эффективный контроль активности заболевания и уменьшение объема опухоли
Журнал: Проблемы эндокринологии. 2012;58(4): 3‑7
Прочитано: 1375 раз
Как цитировать:
Акромегалия — тяжелое медленно прогрессирующее заболевание, наиболее частой причиной которого является гормонально-активная опухоль гипофиза, избыточно продуцирующая соматотропный гормон (СТГ) [1]. Длительная неконтролируемая гиперсекреция СТГ и инсулиноподобного ростового фактора I типа (ИРФ-I) приводит к стойкой инвалидизации и уменьшению продолжительности жизни вследствие сердечно-сосудистых и цереброваскулярных заболеваний, респираторной недостаточности, выраженных эндокринно-обменных нарушений, а также злокачественных новообразований [2]. Современные подходы к лечению акромегалии основаны на достижении безопасных уровней СТГ и ИРФ-I, уменьшении объема опухоли или так называемого «масс-эффекта», при сохранении других тропных функций аденогипофиза [3]. Поэтому лечение акромегалии должно быть максимально ранним и активным, иногда даже «агрессивным», с жестким гормональным контролем. Появление новых терапевтических технологий способствовало принципиальной смене целевых установок лечения акромегалии с необходимостью достижения клинико-лабораторной ремиссии как обязательного условия повышения продолжительности и качества жизни больных. Так, целевой установкой при лечении данного заболевания является снижение уровня СТГ натощак до 0,4 нг/мл, а также подавление СТГ в ходе орального глюкозотолерантного теста (ОГТТ) вплоть до неопределяемых уровней [4]. Согласно многоцентровым эпидемиологическим исследованиям [5, 6], именно вышеуказанный уровень СТГ оптимален как для профилактики, так и для обратного развития системных и обменных нарушений, оказывающих негативное влияние на выживаемость больных акромегалией.
В настоящее время медикаментозное лечение акромегалии длительно действующими аналогами соматостатина (АС) является не только терапией первой линии, но и успешно конкурирует с нейрохирургическим вмешательством. При высоком анестезиологическом риске, а также в случае макроаденомы с инвазией в кавернозный синус или твердую мозговую оболочку, при наличии которой шанс достичь послеоперационной ремиссии сводится практически к нулю, предпочтительным является предоперационное лечение АС [7]. Краткосрочное лечение АС значительно уменьшает отек мягких тканей и способствует обратному развитию таких симптомов, как макроглоссия, гипертрофия носоглотки и приступы апноэ, которые усугубляют риск интубационного пособия и нейрохирургического вмешательства. В то же время для достижения значимого антисекреторного и антипролиферативного эффекта требуется длительное, многолетнее использование препаратов данной группы. По современным представлениям, снижение СТГ до безопасного уровня и ИРФ-I на 50% и более от исходного, а также уменьшение объема опухоли на 30% и более в течение 1-го года лечения являются не только клинически значимыми критериями эффективности медикаментозного лечения, но и главными предикторами последующего успешного применения АС [8, 9].
Цель данного исследования — ретроспективная оценка влияния терапии октреотидом длительного действия на уровень СТГ/ИРФ-I и размер опухоли гипофиза у больных акромегалией.
В исследование включены 48 больных активной акромегалией Красноярского краевого регистра (15 мужчин и 33 женщины), в возрасте от 30 до 77 лет с продолжительностью латентного периода (период от появления первых признаков акромегалии до постановки диагноза) от 1 года до 25 лет (в среднем 5,5 года) (табл. 1).

Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ Statistica 7.0 («StatSoft Inc.», США). Проверка количественных данных на нормальность распределения проводилась с помощью теста Шапиро—Уилкса. Результаты представлены в виде медианы и интерквартильного интервала между 25-м и 75-м процентилями (Me [С25—С75]), а также в виде средних арифметических значений и стандартных отклонений от среднего (М±SD) в случае количественных признаков. Сопоставление признаков на разных этапах динамического наблюдения проводилось с использованием непараметрического дисперсионного анализа по Фридмену. При сравнении двух связанных групп использовался критерий Вилкоксона. Для оценки значимости различий частот в зависимых группах использовался критерий χ2 МакНемара. Критический уровень достоверности нулевой гипотезы был принят равным 0,05.
Важными показателями эффективности длительной терапии АС являются число больных с полной ремиссией заболевания и клинически значимым снижением гормональных показателей, а также срок наступления медикаментозной ремиссии. Следует отметить, что в нашем исследовании положительная лабораторная динамика была отмечена уже после первого года лечения АС и значительно прогрессировала по мере продолжения терапии, сопровождаясь достоверным снижением гормональных показателей. Доля больных с целевыми уровнями СТГ и ИРФ-I увеличивалась с продолжительностью лечения (табл. 2).
Наиболее интересной представлялась оценка эффективности октреотида длительного действия в зависимости от размера опухоли гипофиза. Было выявлено, что при сходной продолжительности лечения число больных, достигших ремиссии заболевания, было выше в группе пациентов с максимальным линейным размером опухолевой ткани 1 см и менее, что может указывать на большую чувствительность к терапии АС больных с микроаденомой гипофиза (табл. 3).


Таким образом, длительное лечение акромегалии депонированной формой октреотида в качестве первичной и адъювантной терапии эффективно снижает уровень СТГ и ИРФ-I, а также способствует клинически значимому уменьшению объема опухоли, особенно у больных с микроаденомой гипофиза.
1. В результате 3-летнего применения октреотида длительного действия безопасный уровень СТГ и полная нормализация концентрации ИРФ-I достигнуты у всех пациентов с микроаденомой и у 23% больных с макроаденомой гипофиза.
2. У 76,9% пациентов с макроаденомой гипофиза зафиксировано снижение базального СТГ до 1—5 нг/мл (в том числе СТГ <2,5 нг/мл у 26,6% больных) и уменьшение ИРФ-I на 50% и более от исходного уровня.
3. Уменьшение объема опухоли на 30% и более от исходной величины в процессе 3-летнего лечения АС наблюдалось у 100 и 82% больных с микро- и макроаденомой соответственно.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования — С.А. Догадин
Сбор и обработка материала — М.А. Дудина, Л.А. Лобынцева
Статистическая обработка данных — М.А. Дудина
Написание текста — М.А. Дудина, Л.А. Лобынцева
Редактирование — С.А. Догадин
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.