Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Дыдыкин С.С.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Каган И.И.

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

Эволюция программы по топографической анатомии и оперативной хирургии на этапах развития учебной дисциплины

Авторы:

Дыдыкин С.С., Каган И.И.

Подробнее об авторах

Просмотров: 212

Загрузок: 10


Как цитировать:

Дыдыкин С.С., Каган И.И. Эволюция программы по топографической анатомии и оперативной хирургии на этапах развития учебной дисциплины. Оперативная хирургия и клиническая анатомия. 2023;7(4):46‑50.
Dydykin SS, Kagan II. Evolution of topographical anatomy and operative surgery programm on stages of educational discipline development. Russian Journal of Operative Surgery and Clinical Anatomy. 2023;7(4):46‑50. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/operhirurg2023704146

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ка­фед­ры опе­ра­тив­ной хи­рур­гии и то­пог­ра­фи­чес­кой ана­то­мии — важ­ная рос­сий­ская тра­ди­ция в выс­шем ме­ди­цин­ском об­ра­зо­ва­нии: ис­то­рия, проб­ле­мы, пу­ти ре­ше­ния. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия. 2023;(1):41-49

Введение

Среди документов, обеспечивающих организацию педагогического процесса на кафедрах медицинского вуза, первым и основным является программа по учебной дисциплине, определяющая ее содержание. На каждом историческом этапе она должна соответствовать уровню развития медицины и задачам подготовки врачебных кадров. Это определяет необходимость периодического пересмотра и совершенствования программ учебной дисциплины. Такая задача поставлена решением учебно-методической комиссии по топографической анатомии и оперативной хирургии: «Осуществить пересмотр учебной программы по топографической анатомии и оперативной хирургии, приведя ее в соответствие с современным состоянием клинической анатомии и оперативной хирургии» [1]. Этапом выполнения этого решения является настоящая научно-методическая статья, имеющая целью определение оптимального варианта структуры и содержания программы учебной дисциплины. Статья содержит сравнительный анализ 8 программ по учебной дисциплине «Топографическая анатомия и оперативная хирургия», начиная с программы 1941 г. и заканчивая программами для лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов 2015 г.

Описание программ. Программа 1941 г. утверждена Главным управлением медицинских учебных заведений Наркомздрава СССР [2]. В тексте программы отсутствуют указания на ее разработчиков. Основная, содержательная часть программы разделена на две части. Первая часть, топографическая анатомия, содержит неструктурированные, выделенные одинаковым жирным шрифтом наименования и содержание частей тела, областей, органов, отдельных структур. Вместе с тем в перечне отсутствует выделение жирным шрифтом таких органов, как сердце, легкие, печень. Такое смешение частей тела, областей и отдельных органов свидетельствует о недостаточном редактировании и структурировании первой части программы. Несколько лучше представлена вторая часть программы — оперативная хирургия. В целом ее содержание отражает состояние оперативной хирургии первой половины ХХ века. Однако и здесь недостаточна структурированность конкретных разделов оперативной хирургии. Текст основной части программы содержит несколько странное примечание, которое мы приводим полностью: «Из текста программы выключены пункты, которые относятся к топографии всех областей и органов и которые следует подразумевать, а именно: кровоснабжение, пути коллатерального кровообращения при затрудненном притоке и оттоке, лимфотоки, иннервация, скелетотопия, границы областей, внешние формы, опознавательные точки и проекции органов и сосудисто-нервных пучков, доступы к ним, значение топографо-анатомических данных для физиологии, патологии, хирургии». Из примечания следует, что из текста программы исключен целый ряд пунктов, имеющих важнейшее значение для топографической анатомии как таковой и анатомического обоснования оперативных вмешательств. Кроме описания двух частей учебной дисциплины программа содержит наименования 20 тем для практических занятий по топографической анатомии и 24 тем для практических занятий по оперативной хирургии, а также перечень из 13 практических навыков. Завершается программа перечнем учебных пособий, включающим учебники В.Н. Шевкуненко «Краткий курс оперативной хирургии», В.П. Вознесенского «Оперативная хирургия с основами топографической анатомии» и Г.К. Корнинга «Топографическая анатомия». Таким образом, приведенная программа декларирует разделение учебной дисциплины на две не связанные друг с другом части: топографическую анатомию и оперативную хирургию. Она имеет ряд дефектов как в содержательной части, так и в текстовом оформлении.

Программа 1955 г. [3] предназначена для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов. Она составлена по поручению Главного управления учебных заведений Минздрава СССР завкафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии 1-го Московского ордена Ленина медицинского института проф. В.В. Ковановым. Текст программы, как и программы 1941 г., разделен на две части: топографическую анатомию и оперативную хирургию. Однако содержание этих частей структурировано значительно лучше, чем в программе 1941 г., программа имеет раздел «Введение в курс топографической анатомии и оперативной хирургии», в котором обозначены задачи учебной дисциплины, методы исследования топографической анатомии, освещена история развития учебной дисциплины. Топографическая анатомия четко разделена по частям тела: голова, шея, грудь. живот, малый таз, верхняя и нижняя конечности с четким разделением каждой из них на области, треугольники, органы. Эта часть программы дает достаточно полное представление о структуре и содержании классической топографической анатомии. Вторая часть программы, оперативная хирургия, разделена на общую и частную оперативную хирургию. Общая содержит следующие сведения: элементы учения о хирургической операции, хирургический инструментарий, способы местного обезболивания, правила рассечения и соединения тканей, разрезы при флегмонах. Частная оперативная хирургия содержит следующие сведения: базовые и типовые операции на сосудах, нервах, костях, суставах конечностей, ампутации, операции на голове, шее, грудной клетке, брюшной стенке, органах брюшной полости, мочевых органах. Содержание программы является общим для всех трех факультетов. Лишь в конце текста указывается, какие операции из хирургии детского возраста должны быть включены в лекции и практические занятия на педиатрическом факультете и что на санитарно-гигиеническом факультете в лекциях «следует обращать наибольшее внимание на общие принципиальные вопросы предмета и сведения по оперативной травматологии (неотложной хирургии)».

Программа по топографической анатомии и оперативной хирургии 1962 г. [4] представляет собой переработку программы 1955 г., осуществленную проф. В.В. Ковановым и завкафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии 2-го Московского медицинского института проф. Г.Е. Островерховым. Она содержит частичные изменения, принципиальных отличий от программы 1955 г. не имеет, за исключением того, что в ней не фигурирует санитарно-гигиенический факультет.

В 1973 г. впервые появилась программа по оперативной хирургии и топографической анатомии только для педиатрического факультета [5]. Она была составлена кафедрами оперативной хирургии и топографической анатомии Ленинградского педиатрического (завкафедрой проф. Е.М. Маргорин) и Воронежского (завкафедрой проф. Т.Ф. Лаврова) медицинских институтов, рецензирована соответствующими кафедрами 2-го Московского и Киевского медицинских институтов. Объяснительная записка ориентирована на студентов педиатрического факультета, но в ней указывается, что преподавание на факультете учебной дисциплины предусматривает «изучение студентами сравнительно-возрастных особенностей организма, поэтому в программу включаются вопросы оперативной хирургии и топографической анатомии не только взрослых, но и детей». В программу включены вопросы, связанные с детской патологией и хирургией, главным образом анатомия и оперативная хирургия пороков развития. Принципиальное отличие от предшествующих программ состоит в описании содержания учебной дисциплины не раздельно по частям (топографическая анатомия и оперативная хирургия), а по частям тела — с разделением каждой части на соответствующие разделы топографической анатомии и оперативной хирургии. В программу включены рекомендуемые планы лекций и практических занятий, а также рекомендуемая основная литература из двух названий.

Особого рассмотрения заслуживает программа по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов медицинских институтов 1979 г. [6]. Программа составлена кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии 1-го Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени медицинского института им. И.М. Сеченова (завкафедрой проф. В.В. Кованов) при участии кафедр топографической анатомии и оперативной хирургии 2-го Московского ордена Ленина медицинского института им. Н.И. Пирогова и Московского ордена Трудового Красного Знамени медицинского стоматологического института им. Н.А. Семашко, прорецензирована на соответствующих кафедрах Горьковского, Киевского и 1-го Ленинградского медицинских институтов. Уже по составу разработчиков программы можно судить о ее капитальности. Во-первых, это общая программа для трех факультетов: лечебного, педиатрического и стоматологического. Во-вторых, в ней закреплен принцип блочного изложения текста программы по частям тела, в каждом из блоков описываются соответствующие разделы топографической анатомии и оперативной хирургии. В подробной объяснительной записке формулируются задача учебной дисциплины, особенности преподавания на каждом из факультетов. Записка завершается учебным планом, по которому преподавание топографической анатомии и оперативной хирургии предусматривается на V—VI семестрах в объеме соответственно 126, 104 и 66 учебных часов. Основная часть программы — содержание учебной дисциплины, она начинается с введения, которое содержит следующие абзацы: задачи учебной дисциплины, методы изучения, основные понятия топографической анатомии, роль отечественных ученых в развитии топографической анатомии и оперативной хирургии, учение В.Н. Шевкуненко, виды операций, хирургический инструментарий, способы местного обезболивания, правила и способы разделения и соединения тканей, остановки кровотечения, первичной обработки ран, общие принципы пересадки органов и тканей. Далее описывается содержание учебной дисциплины по частям тела: конечности, голова, шея, грудь, живот, поясничная область и забрюшинное пространство, малый таз, позвоночник. В каждой части подробно описывается соответствующее содержание топографической анатомии и оперативной хирургии. Весьма существенна следующая часть программы — тематический план лекций и практических занятий, в ней описаны названные планы раздельно для каждого факультета: лечебного, педиатрического и стоматологического. Это очень важно, так как такие раздельные планы позволяют вычленять из общей программы разделы, необходимые для каждого факультета, тем более что в таких планах не только указываются наименования тем лекций и практических занятий, но и приводятся сведения из текста программы, раскрывающие содержание каждой лекции или практического занятия. Программа завершается указанием литературы по учебной дисциплине, при этом основная литература содержит 5 названий учебников и руководств, а дополнительная — 45 монографий, учебных руководств и учебных пособий, что по количеству представленных источников для программы, предназначенной для студентов медицинских институтов, представляется излишним.

В 2015 г. кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии Сеченовского университета (завкафедрой проф. С.С. Дыдыкин) были разработаны три рабочие программы по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов по специальностям «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология» [7—9]. Государственной основой каждой из трех рабочих программ являлись соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты 3+. Разработчиками трех рабочих программ являлись профессора кафедры А.В. Николаев, А.Н. Щербюк, В.И. Тельпухов и доцент кафедры М.В. Нелипа. Названия программ: «Рабочая программа дисциплины «Оперативная хирургия и топографическая анатомия», основная профессиональная программа высшего образования — программа специалитета 31.05.01 Лечебное дело для лечебного факультета», с таким же названием — программа специалитета 31.05.02 Педиатрия для педиатрического факультета, с названием «Рабочая программа дисциплины «Топографическая анатомия головы и шеи» по специальности 060291 Стоматология для стоматологического факультета». Рабочие программы имеют следующую структуру.

1. Цель и задачи освоения дисциплины, где перечислено, что студент должен знать, уметь, чем должен владеть.

2. Место дисциплины в структуре вуза, где указываются предшествующие учебные дисциплины: философия, общая хирургия, лучевая диагностика и лучевая терапия, пропедевтика внутренних болезней, патологическая анатомия, патологическая физиология, анатомия человека, гистология с цитологией и эмбриологией, перечисляются последующие клинические дисциплины.

3. Требования к результатам освоения дисциплины, где в табличном виде представлена расшифровка 22 общекультурных и профессиональных компетенций.

4. Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении.

5. Распределение трудоемкости дисциплины, в том числе распределение тем лекций и практических занятий по семестрам, распределение самостоятельной работы студентов.

6. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (два названия основной и пять названий дополнительной литературы).

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

9. Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания дисциплины.

Представленные программы 2015 г. являются расширенными документами, включающими как собственно программу, определяющую содержание учебной дисциплины и отвечающую на вопрос, что преподавать, так и целый перечень документов организационно-методического характера, определяющих место дисциплины в общей системе подготовки специалиста и отвечающих на другой вопрос: как организовать преподавание, освоение содержания учебной дисциплины.

Сопоставительные итоги. Сопоставительный анализ 8 программ по топографической анатомии и оперативной хирургии позволяет определить общую тенденцию в их эволюции. Она состоит прежде всего в сохранении традиционных структуры и содержания учебной дисциплины, берущих свое начало в идеях Н.И. Пирогова о создании двуединой дисциплины и в опыте двух первых кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии: Санкт-Петербургской медико-хирургической академии и Московского университета. На протяжении рассмотренного периода с 1941 по 2015 г., т.е. 74 лет, происходило совершенствование содержания учебной дисциплины, особенно ее части «оперативная хирургия». В конкурентных отношениях находился главный принцип построения программы — взаимоотношения ее главных частей: топографической анатомии и оперативной хирургии. До 70-х годов XX века программа состояла из двух самостоятельных частей: топографической анатомии и оперативной хирургии. С программы 1973 г. ее содержание разделялось по частям тела, в каждом из блоков описывались соответствующие разделы топографической анатомии и оперативной хирургии. Различной была общая структура программы. В одних случаях существовала общая программа для нескольких факультетов, в других — разные программы для каждого факультета: лечебного, педиатрического, стоматологического. Вариабельной оказалась структура программ. Постоянной и основной являлось, конечно, содержание учебной дисциплины по одному из двух указанных выше вариантов. Непостоянными оказывались такие разделы, как введение, планы лекций и практических занятий, перечень практических навыков, учебная литература.

Заключение

Наиболее рациональной представляется структура программы 1959 г., включающая объяснительную записку, введение, содержание единой дисциплины для всех факультетов, рекомендуемые планы лекций и практических занятий для каждого факультета, перечень основной и дополнительной учебной литературы. Возможен перечень практических навыков, дополнение задач учебной дисциплины освоением навыков разбора компьютерных и магнитно-резонансных томограмм. Что касается содержания учебной дисциплины, то оно должно включать традиционные топографическую анатомию и оперативную хирургию, дополненные современной клинической анатомией органов на основе методов прижизненной визуализации (компьютерной, магнитно-резонансной, ультразвуковой, эндоскопической анатомии), макромикроскопическую или микрохирургическую анатомию, современные разделы оперативной хирургии: микрохирургии, эндоскопической, роботизированной хирургии. Очень важным является анатомическое обоснование основных оперативных вмешательств, содействующее органичному объединению двух частей учебной дисциплины. Главный вывод из проведенного анализа свидетельствует об объективной необходимости пересмотра и совершенствования программы по топографической анатомии и оперативной хирургии с целью приведения ее в соответствие с современным состоянием топографической, клинической анатомии и оперативной хирургии и создания содержательной основы для совершенствования педагогического процесса и всей работы кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.