Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Каган И.И.

ГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

Дыдыкин С.С.

ФГАОУ ВО «Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Воробьев А.А.

ГБУЗ города Москвы «Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом Департамента здравоохранения города Москвы»

Акопов А.Л.

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова

Алипов В.В.

ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России

Бежин А.И.

ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России

Заднипряный И.В.

Медицинская академия им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

Колсанов А.В.

Самарский государственный медицинский университет

Никитюк Д.Б.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет);
ФГБУН «Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи»

Павлов А.В.

ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России

Сергиенко В.И.

ФГБУ Федеральный научно-клинический центр физико-химической медицины им. акад. Ю.М. Лопухина» ФМБА России

Фомин Н.Ф.

ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» МО России

Цеймах Е.А.

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России

Черных А.В.

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России

Кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии — важная российская традиция в высшем медицинском образовании: история, проблемы, пути решения

Авторы:

Каган И.И., Дыдыкин С.С., Воробьев А.А., Акопов А.Л., Алипов В.В., Бежин А.И., Заднипряный И.В., Колсанов А.В., Никитюк Д.Б., Павлов А.В., Сергиенко В.И., Фомин Н.Ф., Цеймах Е.А., Черных А.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 651

Загрузок: 36


Как цитировать:

Каган И.И., Дыдыкин С.С., Воробьев А.А., Акопов А.Л., Алипов В.В., Бежин А.И., Заднипряный И.В., Колсанов А.В., Никитюк Д.Б., Павлов А.В., Сергиенко В.И., Фомин Н.Ф., Цеймах Е.А., Черных А.В. Кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии — важная российская традиция в высшем медицинском образовании: история, проблемы, пути решения. Оперативная хирургия и клиническая анатомия. 2023;7(1):41‑49.
Kagan II, Dydykin SS, Vorobev AA, Akopov AL, Alipov VV, Bezhin AI, Zadnipryany IV, Kolsanov AV, Nikityuk DB, Pavlov AV, Sergienko VI, Fomin NF, Tseimakh EA, Chernyh AV. Departments of operative surgery and regional anatomy are the significant Russian tradition in the higher medical education: history, problems, ways of decision. Russian Journal of Operative Surgery and Clinical Anatomy. 2023;7(1):41‑49. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/operhirurg2023701141

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эво­лю­ция прог­рам­мы по то­пог­ра­фи­чес­кой ана­то­мии и опе­ра­тив­ной хи­рур­гии на эта­пах раз­ви­тия учеб­ной дис­цип­ли­ны. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия. 2023;(4):46-50

Настоящая статья посвящена рассмотрению кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии на фоне исторического развития их организации, задач, содержания деятельности, возникающих проблем и возможных путей решения. Ее цель — содействие дальнейшему укреплению и развитию кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии как одной из важных инициатив и традиций отечественной высшей медицинской школы.

Этапы истории. Появление в России кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии является реализацией идеи Н.И. Пирогова об органичном соединении топографической, хирургической, прикладной анатомии с оперативной хирургией, воплощенной во всемирно известных научных трудах и атласах Н.И. Пирогова, во введении в созданную им кафедру госпитальной хирургии курса хирургической анатомии, и создании в составе Медико-хирургической академии «института прикладной анатомии для практических упражнений учащихся» [1, 2]. Первая в мире кафедра оперативной хирургии с топографической анатомией была организована в России, в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова) в 1865 г. Через 3 года, в 1868 г., такая же кафедра возникла на медицинском факультете Московского университета. На этих кафедрах стали формироваться крупные научные школы, во многом определившие пути развития двуединой учебной дисциплины — топографической анатомии и оперативной хирургии. По образу и подобию названных двух первых кафедр в 1870—1890 гг. в составе медицинских факультетов российских университетов были организованы свои кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии. Так возникли одноименные кафедры в Санкт-Петербургском, Казанском, Томском, Саратовском и других университетах.

К началу XX столетия кафедры, созданные для интегрированного преподавания хирургами оперативной хирургии и топографической анатомии, стали играть важную роль в формировании самобытного отечественного медицинского образования. Достаточно назвать работы коллективов столичных кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии под руководством С.Н. Делицина и В.Н. Шевкуненко, П.И. Дъяконова и А.А. Боброва. Их научные школы были у истоков новых направлений в клинической хирургии, формировавшихся на рубеже XIX—XX столетий. Доклинический этап хирургического образования на анатомическом материале и экспериментальных животных с упором на практическую подготовку стал спецификой и неотъемлемой частью российского высшего медицинского образования, которые сохраняются по настоящее время.

С начала 30-х годов XX века медицинские факультеты университетов были выделены в самостоятельные медицинские институты. В эти же и последующие годы XX века стали организовываться новые медицинские институты, а в них и кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии. Этот процесс не прерывался даже в годы Великой Отечественной войны. Так, в 1944 г. были открыты сразу три медицинских института: Чкаловский (ныне Оренбургский ГМУ), Челябинский (ныне Южно-Уральский ГМУ) и Ярославский.

К концу 1970-х годов в СССР сложилась система высших медицинских учебных заведений, включавшая 82 медицинских вуза. В каждом из них функционировала кафедра или самостоятельный курс оперативной хирургии и топографической анатомии, где осуществлялась подготовка студентов по двуединой учебной дисциплине, которая в учебных планах медицинских вузов до сих пор именуется как «топографическая анатомия и оперативная хирургия».

Основным руководством для этих кафедр в 20—30-е годы XX века являлся переводной с немецкого учебник по топографической анатомии Г.К. Корнинга [3], в 1950-е годы — учебник по оперативной хирургии с топографической анатомией под ред. В.Н. Шевкуненко и А.Н. Максименкова [4], а также руководство по топографической анатомии Д.Н. Лубоцкого [5]. В дальнейшем основными учебниками по учебной дисциплине являлись с 60-х годов учебник Г.Е. Островерхова, Д.Н. Лубоцкого, Ю.М. Бомаша [6], а с 1970-х годов — учебник под редакцией В.В. Кованова [7].

Принципы организации учебной и научной деятельности кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии определялись в значительной степени опытом двух первых кафедр — петербургской и московской, представленным в 1930-е годы в статьях В.Н. Шевкуненко [8] и Ю.М. Бомаша, И.С. Жорова, Е.С. Рабиновича [9]. Так, в статье В.Н. Шевкуненко определены базовые параметры организации работы кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии:

— топографическая анатомия и оперативная хирургия должны преподаваться одновременно, в связи одна с другой;

— не ранее 3 курса;

— преподаватель должен быть из хирургов, с хорошей анатомической подготовкой и клиническим стажем от 10 лет;

— учебные операции на животных обязательны;

— на предмет необходимо: 30—40 ч систематических лекций, 15—20 ч учебных операций на животных, 90—100 ч на практические занятия по топографической анатомии и оперативной хирургии (поровну), итого 135—160 ч.

Дополнительные сведения об опыте кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии содержатся в статьях, опубликованных в 60-е годы XX века: А.Н. Максименкова [10], А.М. Геселевича, Б.В. Огнева, Г.Е. Островерхова [11], С.С. Михайлова [12]. В целом работа кафедр в 1940—80-е годы характеризовалась стабильностью, обеспеченностью трупным материалом и животными, соблюдением отечественных принципов и традиций в организации учебного процесса и научно-исследовательской работы.

В 1990-е годы, особенно во второй их половине, стали появляться и увеличиваться проблемы в работе кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии, как, в прочем, и в работе медицинских вузов в целом. Во многом они были связаны с общими процессами, происходящими в системе высшего медицинского образования страны как положительного, так и негативного плана. К ним относятся нарушения финансирования вузов, демократизация высшего образования с предоставлением права вузам работать по собственным учебным планам и программам, стремление к образовательным стандартам зарубежных вузов, процесс обюрокрачивания организации учебного процесса с креном в сторону формализации учебного контроля.

Для кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии все это выражалось в ухудшении финансирования их работы, в нарушениях в обеспечении учебным материалом и животными, учащении случаев объединений кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии с другими кафедрами, уменьшении объема преподавания в учебных часах, смещении в ряде вузов учебной дисциплины с 6—7-го семестров на 5—6-й и даже на 3, 4 и 5-й семестры. Особенно неоднозначным оказалось отношение к нашей двуединой научной дисциплине и кафедре в начале XXI века, когда Россия присоединилась к Болонской декларации, и возникали разговоры о нежелательности кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии, поскольку на Западе таких кафедр нет. Острота этих процессов отражена в публикациях профессоров О.П. Большакова, А.А. Воробьева, С.С. Дыдыкина, И.И. Кагана, И.Д. Кирпатовского, С.В. Чемезова, Н.Ф. Фомина и соавт., в открытом письме 17 заведующих кафедрами в Министерство здравоохранения РФ [13—20].

Вместе с тем в XXI веке возникли новые возможности в развитии кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии [21—25]. Они связаны со следующими процессами:

— использованием клинических методов прижизненной визуализации (КТ, МРТ, УЗИ, эндоскопии) для изучения прижизненной анатомии в условиях нормы и патологии;

— интенсивным развитием на этой методической основе современной клинической анатомии;

— бурным развитием современной оперативной хирургии в виде микрохирургии, эндоскопической, катетерной, лазерной, роботизированной хирургии.

Все эти явления требуют и открывают новые возможности при сохранении традиционной основы организации учебного процесса, обновления и развития самой учебной дисциплины и совершенствования учебного процесса на кафедрах оперативной хирургии и топографической анатомии [26—28].

Поэтому закономерен всплеск учебно-методических публикаций по содержанию и организации учебного процесса на кафедрах оперативной хирургии и топографической анатомии. Среди них журнальные статьи профессоров О.П. Большакова, А.А. Воробьева, С.С. Дыдыкина, И.И. Кагана, И.Д. Кирпатовского, А.Д. Мясникова, С.А. Симбирцева, С.В. Чемезова и др. [29—36]. Облегчает знакомство с учебно-методическими публикациями учебно-методическое пособие «Организационно-методические основы кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии медицинских вузов Российской Федерации», в котором наряду с официальными документами представлены основные учебно-методические статьи и библиография публикаций о кафедрах оперативной хирургии и топографической анатомии [37]. Подробнее о современных проблемах кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии и возможных путях их решения — в следующих разделах статьи.

Проблемы. В работе кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии имеется ряд как «традиционных», так и новых проблем, или вызовов, связанных с бурным развитием в XXI веке клинической анатомии и оперативной хирургии. Среди них можно выделить проблемы организационной структуры кафедр, места учебной дисциплины в системе подготовки врача, содержания и методов преподавания, организации научных исследований.

Прежде всего привлекает внимание такая проблема, как наименование кафедр. Значительное большинство кафедр имеют традиционное название, которое носили две первые кафедры — «кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии». Вместе с тем есть кафедры с названием «кафедра топографической анатомии и оперативной хирургии», т.е. соответствующие названию двуединой учебной дисциплины в учебных планах медицинских вузов. Кроме того, некоторые кафедры имеют более современное название — «кафедра оперативной хирургии и клинической анатомии». Значительное разнообразие появляется в случае, если кафедра или курс оперативной хирургии и топографической анатомии организационно объединяется с другими кафедрами, прежде всего с кафедрой анатомии человека, а также с некоторыми другими кафедрами под началом единого заведующего кафедрой. Такие объединенные кафедры имеются в некоторых медицинских вузах, но более характерны для медицинских факультетов в классических университетах.

Приводим несколько характерных примеров: кафедра анатомии и оперативной хирургии (Южно-Уральский ГМУ), кафедра анатомии человека с курсом топографической анатомии и оперативной хирургии (Сибирский ГМУ), кафедра общей хирургии, оперативной хирургии и топографической анатомии (Астраханский ГМУ), кафедра нормальной, топографической и клинической анатомии, оперативной хирургии (Пермский ГМУ), кафедра анатомии и топографической анатомии (без оперативной хирургии; Тамбовский ГУ), кафедра общей и оперативной хирургии с топографической анатомией и курсом стоматологии (Ульяновский ГУ), кафедра факультетской хирургии с курсами топографической анатомии и оперативной хирургии, урологии и детской хирургии (Мордовский ГУ).

Причинами такого «разнообразия» могут быть недостаток кадров высшей квалификации для руководства самостоятельными кафедрами, небольшие контингенты студентов с небольшой часовой нагрузкой и, соответственно, небольшим преподавательским штатом, экономия зарплаты на должности заведующего кафедрой; возможны и другие локальные, малообъективные причины. Во всяком случае, такое произвольное соединение порой далеких друг от друга учебных дисциплин не может считаться нормальным явлением. Тем более что в ряде случаев возникают вопросы, связанные с качеством и полнотой преподавания топографической анатомии и оперативной хирургии при таких объединениях.

Представляется, что наши кафедры должны иметь два близких варианта названия: «кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии» или «кафедра оперативной хирургии и клинической анатомии». Второе название декларирует принадлежность преподавания современной клинической анатомии на наших кафедрах и участие кафедр в преподавании на последипломном этапе подготовки и усовершенствования врачей.

Значительной проблемой для ряда кафедр являются сложности в комплектовании преподавательского состава от заведующего кафедрой до ассистентского звена. Ведь для успешной педагогической деятельности на кафедре преподавателю необходимо одновременное владение топографической и клинической анатомией вместе со знанием теоретических и клинических основ оперативной хирургии в сочетании с хорошим владением общей хирургической оперативной техникой.

Решение этой проблемы можно видеть в развитии и совершенствовании работы кафедральной аспирантуры и докторантуры, привлечении ведущих кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии к подготовке преподавательских кадров для других кафедр через целевую аспирантуру и докторантуру, привлечении к работе на кафедре хирургов с опытом практической работы, подготовке собственных научно-педагогических кадров, начиная с работы в кафедральном научном студенческом кружке.

Одной из ключевых проблем для кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии является их расположение в учебном плане и объем учебных часов.

Учебная дисциплина «Топографическая анатомия и оперативная хирургия» должна занимать свое традиционное место на 6-м и 7-м семестрах, на рубеже между общемедицинским и клиническим этапами подготовки врача. Для нее, кроме предшествующих анатомии и гистологии, должны быть непосредственно предшествующими патанатомия, патфизиология, общая хирургия. Именно такие студенты, обладающие общемедицинскими знаниями и навыками медицинского мышления, нужны кафедре оперативной хирургии и клинической анатомии для понимания и успешного освоения учебной дисциплины. Именно в этом случае наши кафедры смогут передавать клиническим кафедрам студентов, имеющих хорошую анатомо-хирургическую подготовку.

Что касается объема преподавания, то учебные планы последних десятилетий свели объем фактического преподавания к значительному уменьшению довольно «лукавым образом». В традиционных учебных планах преподаванию топографической анатомии и оперативной хирургии отводилось 126 учебных часов, в том числе 30 лекционных и 96 практических занятий с выделением из них 20% для занятий на животных. В современных учебных планах некоторых вузов определяется общий объем преподавания учебной дисциплины не в 6, а в 5 зачетных единиц (180 ч). Но в их число входит 30% часов на самостоятельную работу, часы на контроль и экзамен, и в результате уменьшается количество лекционных часов, а на проведение ключевых для дисциплины аудиторных практических занятий остается чуть больше 56 ч, т.е. почти в 2 раза меньше, чем в традиционных учебных планах 60—80-х годов XX века. Такое положение резко ухудшает возможности педагогической деятельности кафедр и требует безусловного исправления.

Остаются проблемными вопросы структуры кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии. Они выражаются в недостатке на ряде кафедр количества учебных помещений для проведения практических занятий, отсутствии экспериментальных отделений с операционной для проведения практических занятий на животных, учебного музея или музейных экспозиций, оборудованного трупохранилища, вивария и клиники для животных (кафедральных или общевузовских). Конечно, есть немало кафедр, которые располагают всеми необходимыми помещениями. Но речь идет о том, что все кафедры должны иметь необходимые условия для успешной педагогической и научной деятельности и соответствовать типовому оборудованию кафедры.

К большому сожалению, остается традиционной проблема обеспечения кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии (как и кафедр анатомии человека) учебным и научным биологическим материалом [29]. И это несмотря на имеющуюся статью №68 Использование тела, органов и тканей умершего человека в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Постановлении Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 г. №750 «Об утверждении правил передачи невостребованного тела, органов и тканей умершего человека для использования в медицинских, научных и учебных целях» и правил передачи. К подготовке врачей на додипломном этапе приступило поколение преподавателей, не видевших и не работавших ни в студенчестве, ни в аспирантуре на анатомическом материале (трупе). Проблема недостатка анатомического материала — это одна из ключевых проблем, требующих безусловного положительного решения.

В последние десятилетия появился ряд положительных проблем, или вызовов, для кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии, связанных с бурным развитием современной клинической анатомии и хирургии. Для клинической анатомии ключевое значение имела разработка и внедрение в клинику целой серии новых методов прижизненной визуализации: компьютерной и магнитно-резонансной томографии, ультразвукового сканирования, эндоскопии, которые оказались исключительно полезными для развития самой клинической анатомии [38, 39]. Для хирургии — это развитие целого ряда новых направлений оперативной хирургии, таких как микрохирургия, лапароскопическая хирургия, катетерная хирургия, лазерная хирургия, роботоассистированная хирургия и др.

В связи с этим возникают проблемы дополнения задач кафедры по введению в преподавание компьютерной и магнитно-резонансной анатомии, обеспечению практического овладения студентами чтения прижизненных томограмм, приведения учебной программы в соответствие с современным состоянием оперативной хирургии.

Компьютерные и магнитно-резонансные томограммы являются прижизненными аналогами пироговских распилов тела. Поэтому они должны стать регулярными учебными пособиями для демонстраций и практической работы студентов. Положительный опыт ряда кафедр свидетельствует о полной целесообразности регулярного использования компьютерных и магнитно-резонансных томограмм в учебном процессе кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии [33]. Более того, именно их регулярное использование в значительной мере обеспечивает мотивацию, преподавание и усвоение студентами клинической анатомии внутренних органов. Значительный вклад в разработку и внедрение в учебный процесс компьютерных 3D-технологий вносит кафедра оперативной хирургии и клинической анатомии и курсом инновационных технологий Самарского государственного медицинского университета.

Пути решения. В основу необходимых мероприятий должен быть положен принцип сочетания укрепления традиционных основ кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии с совершенствованием их деятельности в соответствии с современными требованиями и запросами клинической медицины. Принимаемые меры должны носить комплексный характер и охватывать все основные аспекты деятельности кафедр. В их реализации должны участвовать как коллективы кафедр, так и учебно-методическая комиссия по топографической анатомии и оперативной хирургии и Российская ассоциация клинических анатомов.

Назрела необходимость провести детальное изучение и анализ состояния и деятельности кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии медицинских вузов и классических университетов подобно тому, как это было сделано в 2005 г. с публикацией результатов анализа и соответствующих рекомендаций по совершенствованию учебной и научной деятельности кафедр.

Обсуждению проблем, стоящих перед кафедрами оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии было посвящено заседание учебно-методической комиссии по топографической анатомии и оперативной хирургии, состоявшееся 8 сентября 2022 г. в составе Всероссийской научно-практической конференции «3D-технологии в клинической анатомии и медицине», проведенной в Самаре Самарским государственным медицинским университетом и Сеченовским университетом.

На заседании были заслушаны и обсуждены следующие доклады:

— Никитюк Д.Б., Каган И.И., Дыдыкин С.С., Заднипряный И.В., Васильев Ю.Л., Капитонова М.Ю. «О втором издании Международной анатомической терминологии и ее русском эквиваленте».

— Колсанов А.В. «Роль 3D-технологий в развитии клинической анатомии».

— Воробьев А.А., Дыдыкин С.С. «Дистанционное образование: плюсы и минусы при изучении дисциплины "Топографическая анатомия и оперативная хирургия"».

— Каган И.И. «Особенности и перспективы преподавания дисциплины "Топографическая анатомия и оперативная хирургия"».

Учебно-методическая комиссия приняла следующее решение, направленное на укрепление кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии и совершенствование их деятельности:

1. Осуществить пересмотр учебной программы по топографической анатомии и оперативной хирургии, приведя ее в соответствие с современным состоянием клинической анатомии и оперативной хирургии.

2. Разработать рекомендации по совершенствованию учебной и научной деятельности кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии.

3. Обратиться в Министерство здравоохранения РФ с предложениями:

а) принять дополнительное постановление или разъяснение по выполнению Постановления Правительства РФ №750 от 21 июня 2012 г. с целью его эффективной реализации в практической деятельности;

б) определить положение дисциплины «Топографическая анатомия и оперативная хирургия» по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия» в 6 и 7-м семестрах (с объемом преподавания 36 лекционных часов и 96 часов практических занятий), по специальности «Стоматология» — в 5-м семестре;

в) указать на неприемлемость без объективных причин объединения кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии с другими кафедрами.

4. Закрепить преподавание клинической анатомии как прерогативу кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии. Учебную дисциплину «Топографическая анатомия и оперативная хирургия» преподавать на кафедрах с рекомендуемым названием «Клиническая анатомия и оперативная хирургия» как наиболее отражающим сущность предмета.

5. Широко использовать в преподавании дисциплины виртуальные и иные современные компьютерные технологии. Считать еще одной задачей преподавания дисциплины освоение студентами чтения нормальных компьютерных и магнитно-резонансных томограмм.

6. Принять меры по расширению аспирантуры и докторантуры (в том числе, что очень важно, — целевой) на кафедрах оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии.

7. Подготовить и провести в 2023 г. совместно с одной из базовых кафедр федеральную учебно-методическую конференцию по совершенствованию учебного процесса на кафедрах оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии. (Запланировано провести в СамГМУ в сентябре 2023 года).

Заключение

Кафедры оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии являются важной отечественной традицией в Российской системе высшего медицинского образования.

Кафедры нуждаются в укреплении, развитии и повышении их роли в системе подготовки современного врача.

Сохранение традиционной основы и внедрение современного содержания — главный путь развития и совершенствования работы кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — И.И. Каган, С.С. Дыдыкин

Сбор и обработка материала — И.И. Каган, С.С. Дыдыкин, А.А. Воробьев, Н.Ф. Фомин, А.В. Черных

Написание текста — И.И. Каган, С.С. Дыдыкин, А.А. Воробьев

Редактирование — И.И. Каган, С.С. Дыдыкин, А.А. Воробьев, А.Л. Акопов, В.В. Алипов, А.И. Бежин, И.В. Заднипряный, А.В. Колсанов, Д.Б. Никитюк, А.В. Павлов, В.И. Сергиенко, Н.Ф. Фомин, Е.А. Цеймах, А.В. Черных

Participation of authors:

Concept and design of the study — I.I. Kagan, S.S. Dydykin

Data collection and processing — I.I. Kagan, S.S. Dydykin, A.A. Vorobyev, N.F. Fomin A.V. Chernyh

Text writing — I.I. Kagan, S.S. Dydykin, A.A. Vorobyev

Editing — I.I. Kagan, S.S. Dydykin, A.A. Vorobyev, A.L. Akopov, V.V. Alipov, A.I. Bezin, I.V. Zadnipryany, A.V. Kolsanov, D.B. Nikituk, A.V. Pavlov, V.I. Sergienko, N.F. Fomin, E.A. Tseimakh, A.V. Chernyh

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.