Настоящая статья посвящена рассмотрению кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии на фоне исторического развития их организации, задач, содержания деятельности, возникающих проблем и возможных путей решения. Ее цель — содействие дальнейшему укреплению и развитию кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии как одной из важных инициатив и традиций отечественной высшей медицинской школы.
Этапы истории. Появление в России кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии является реализацией идеи Н.И. Пирогова об органичном соединении топографической, хирургической, прикладной анатомии с оперативной хирургией, воплощенной во всемирно известных научных трудах и атласах Н.И. Пирогова, во введении в созданную им кафедру госпитальной хирургии курса хирургической анатомии, и создании в составе Медико-хирургической академии «института прикладной анатомии для практических упражнений учащихся» [1, 2]. Первая в мире кафедра оперативной хирургии с топографической анатомией была организована в России, в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова) в 1865 г. Через 3 года, в 1868 г., такая же кафедра возникла на медицинском факультете Московского университета. На этих кафедрах стали формироваться крупные научные школы, во многом определившие пути развития двуединой учебной дисциплины — топографической анатомии и оперативной хирургии. По образу и подобию названных двух первых кафедр в 1870—1890 гг. в составе медицинских факультетов российских университетов были организованы свои кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии. Так возникли одноименные кафедры в Санкт-Петербургском, Казанском, Томском, Саратовском и других университетах.
К началу XX столетия кафедры, созданные для интегрированного преподавания хирургами оперативной хирургии и топографической анатомии, стали играть важную роль в формировании самобытного отечественного медицинского образования. Достаточно назвать работы коллективов столичных кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии под руководством С.Н. Делицина и В.Н. Шевкуненко, П.И. Дъяконова и А.А. Боброва. Их научные школы были у истоков новых направлений в клинической хирургии, формировавшихся на рубеже XIX—XX столетий. Доклинический этап хирургического образования на анатомическом материале и экспериментальных животных с упором на практическую подготовку стал спецификой и неотъемлемой частью российского высшего медицинского образования, которые сохраняются по настоящее время.
С начала 30-х годов XX века медицинские факультеты университетов были выделены в самостоятельные медицинские институты. В эти же и последующие годы XX века стали организовываться новые медицинские институты, а в них и кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии. Этот процесс не прерывался даже в годы Великой Отечественной войны. Так, в 1944 г. были открыты сразу три медицинских института: Чкаловский (ныне Оренбургский ГМУ), Челябинский (ныне Южно-Уральский ГМУ) и Ярославский.
К концу 1970-х годов в СССР сложилась система высших медицинских учебных заведений, включавшая 82 медицинских вуза. В каждом из них функционировала кафедра или самостоятельный курс оперативной хирургии и топографической анатомии, где осуществлялась подготовка студентов по двуединой учебной дисциплине, которая в учебных планах медицинских вузов до сих пор именуется как «топографическая анатомия и оперативная хирургия».
Основным руководством для этих кафедр в 20—30-е годы XX века являлся переводной с немецкого учебник по топографической анатомии Г.К. Корнинга [3], в 1950-е годы — учебник по оперативной хирургии с топографической анатомией под ред. В.Н. Шевкуненко и А.Н. Максименкова [4], а также руководство по топографической анатомии Д.Н. Лубоцкого [5]. В дальнейшем основными учебниками по учебной дисциплине являлись с 60-х годов учебник Г.Е. Островерхова, Д.Н. Лубоцкого, Ю.М. Бомаша [6], а с 1970-х годов — учебник под редакцией В.В. Кованова [7].
Принципы организации учебной и научной деятельности кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии определялись в значительной степени опытом двух первых кафедр — петербургской и московской, представленным в 1930-е годы в статьях В.Н. Шевкуненко [8] и Ю.М. Бомаша, И.С. Жорова, Е.С. Рабиновича [9]. Так, в статье В.Н. Шевкуненко определены базовые параметры организации работы кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии:
— топографическая анатомия и оперативная хирургия должны преподаваться одновременно, в связи одна с другой;
— не ранее 3 курса;
— преподаватель должен быть из хирургов, с хорошей анатомической подготовкой и клиническим стажем от 10 лет;
— учебные операции на животных обязательны;
— на предмет необходимо: 30—40 ч систематических лекций, 15—20 ч учебных операций на животных, 90—100 ч на практические занятия по топографической анатомии и оперативной хирургии (поровну), итого 135—160 ч.
Дополнительные сведения об опыте кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии содержатся в статьях, опубликованных в 60-е годы XX века: А.Н. Максименкова [10], А.М. Геселевича, Б.В. Огнева, Г.Е. Островерхова [11], С.С. Михайлова [12]. В целом работа кафедр в 1940—80-е годы характеризовалась стабильностью, обеспеченностью трупным материалом и животными, соблюдением отечественных принципов и традиций в организации учебного процесса и научно-исследовательской работы.
В 1990-е годы, особенно во второй их половине, стали появляться и увеличиваться проблемы в работе кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии, как, в прочем, и в работе медицинских вузов в целом. Во многом они были связаны с общими процессами, происходящими в системе высшего медицинского образования страны как положительного, так и негативного плана. К ним относятся нарушения финансирования вузов, демократизация высшего образования с предоставлением права вузам работать по собственным учебным планам и программам, стремление к образовательным стандартам зарубежных вузов, процесс обюрокрачивания организации учебного процесса с креном в сторону формализации учебного контроля.
Для кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии все это выражалось в ухудшении финансирования их работы, в нарушениях в обеспечении учебным материалом и животными, учащении случаев объединений кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии с другими кафедрами, уменьшении объема преподавания в учебных часах, смещении в ряде вузов учебной дисциплины с 6—7-го семестров на 5—6-й и даже на 3, 4 и 5-й семестры. Особенно неоднозначным оказалось отношение к нашей двуединой научной дисциплине и кафедре в начале XXI века, когда Россия присоединилась к Болонской декларации, и возникали разговоры о нежелательности кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии, поскольку на Западе таких кафедр нет. Острота этих процессов отражена в публикациях профессоров О.П. Большакова, А.А. Воробьева, С.С. Дыдыкина, И.И. Кагана, И.Д. Кирпатовского, С.В. Чемезова, Н.Ф. Фомина и соавт., в открытом письме 17 заведующих кафедрами в Министерство здравоохранения РФ [13—20].
Вместе с тем в XXI веке возникли новые возможности в развитии кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии [21—25]. Они связаны со следующими процессами:
— использованием клинических методов прижизненной визуализации (КТ, МРТ, УЗИ, эндоскопии) для изучения прижизненной анатомии в условиях нормы и патологии;
— интенсивным развитием на этой методической основе современной клинической анатомии;
— бурным развитием современной оперативной хирургии в виде микрохирургии, эндоскопической, катетерной, лазерной, роботизированной хирургии.
Все эти явления требуют и открывают новые возможности при сохранении традиционной основы организации учебного процесса, обновления и развития самой учебной дисциплины и совершенствования учебного процесса на кафедрах оперативной хирургии и топографической анатомии [26—28].
Поэтому закономерен всплеск учебно-методических публикаций по содержанию и организации учебного процесса на кафедрах оперативной хирургии и топографической анатомии. Среди них журнальные статьи профессоров О.П. Большакова, А.А. Воробьева, С.С. Дыдыкина, И.И. Кагана, И.Д. Кирпатовского, А.Д. Мясникова, С.А. Симбирцева, С.В. Чемезова и др. [29—36]. Облегчает знакомство с учебно-методическими публикациями учебно-методическое пособие «Организационно-методические основы кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии медицинских вузов Российской Федерации», в котором наряду с официальными документами представлены основные учебно-методические статьи и библиография публикаций о кафедрах оперативной хирургии и топографической анатомии [37]. Подробнее о современных проблемах кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии и возможных путях их решения — в следующих разделах статьи.
Проблемы. В работе кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии имеется ряд как «традиционных», так и новых проблем, или вызовов, связанных с бурным развитием в XXI веке клинической анатомии и оперативной хирургии. Среди них можно выделить проблемы организационной структуры кафедр, места учебной дисциплины в системе подготовки врача, содержания и методов преподавания, организации научных исследований.
Прежде всего привлекает внимание такая проблема, как наименование кафедр. Значительное большинство кафедр имеют традиционное название, которое носили две первые кафедры — «кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии». Вместе с тем есть кафедры с названием «кафедра топографической анатомии и оперативной хирургии», т.е. соответствующие названию двуединой учебной дисциплины в учебных планах медицинских вузов. Кроме того, некоторые кафедры имеют более современное название — «кафедра оперативной хирургии и клинической анатомии». Значительное разнообразие появляется в случае, если кафедра или курс оперативной хирургии и топографической анатомии организационно объединяется с другими кафедрами, прежде всего с кафедрой анатомии человека, а также с некоторыми другими кафедрами под началом единого заведующего кафедрой. Такие объединенные кафедры имеются в некоторых медицинских вузах, но более характерны для медицинских факультетов в классических университетах.
Приводим несколько характерных примеров: кафедра анатомии и оперативной хирургии (Южно-Уральский ГМУ), кафедра анатомии человека с курсом топографической анатомии и оперативной хирургии (Сибирский ГМУ), кафедра общей хирургии, оперативной хирургии и топографической анатомии (Астраханский ГМУ), кафедра нормальной, топографической и клинической анатомии, оперативной хирургии (Пермский ГМУ), кафедра анатомии и топографической анатомии (без оперативной хирургии; Тамбовский ГУ), кафедра общей и оперативной хирургии с топографической анатомией и курсом стоматологии (Ульяновский ГУ), кафедра факультетской хирургии с курсами топографической анатомии и оперативной хирургии, урологии и детской хирургии (Мордовский ГУ).
Причинами такого «разнообразия» могут быть недостаток кадров высшей квалификации для руководства самостоятельными кафедрами, небольшие контингенты студентов с небольшой часовой нагрузкой и, соответственно, небольшим преподавательским штатом, экономия зарплаты на должности заведующего кафедрой; возможны и другие локальные, малообъективные причины. Во всяком случае, такое произвольное соединение порой далеких друг от друга учебных дисциплин не может считаться нормальным явлением. Тем более что в ряде случаев возникают вопросы, связанные с качеством и полнотой преподавания топографической анатомии и оперативной хирургии при таких объединениях.
Представляется, что наши кафедры должны иметь два близких варианта названия: «кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии» или «кафедра оперативной хирургии и клинической анатомии». Второе название декларирует принадлежность преподавания современной клинической анатомии на наших кафедрах и участие кафедр в преподавании на последипломном этапе подготовки и усовершенствования врачей.
Значительной проблемой для ряда кафедр являются сложности в комплектовании преподавательского состава от заведующего кафедрой до ассистентского звена. Ведь для успешной педагогической деятельности на кафедре преподавателю необходимо одновременное владение топографической и клинической анатомией вместе со знанием теоретических и клинических основ оперативной хирургии в сочетании с хорошим владением общей хирургической оперативной техникой.
Решение этой проблемы можно видеть в развитии и совершенствовании работы кафедральной аспирантуры и докторантуры, привлечении ведущих кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии к подготовке преподавательских кадров для других кафедр через целевую аспирантуру и докторантуру, привлечении к работе на кафедре хирургов с опытом практической работы, подготовке собственных научно-педагогических кадров, начиная с работы в кафедральном научном студенческом кружке.
Одной из ключевых проблем для кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии является их расположение в учебном плане и объем учебных часов.
Учебная дисциплина «Топографическая анатомия и оперативная хирургия» должна занимать свое традиционное место на 6-м и 7-м семестрах, на рубеже между общемедицинским и клиническим этапами подготовки врача. Для нее, кроме предшествующих анатомии и гистологии, должны быть непосредственно предшествующими патанатомия, патфизиология, общая хирургия. Именно такие студенты, обладающие общемедицинскими знаниями и навыками медицинского мышления, нужны кафедре оперативной хирургии и клинической анатомии для понимания и успешного освоения учебной дисциплины. Именно в этом случае наши кафедры смогут передавать клиническим кафедрам студентов, имеющих хорошую анатомо-хирургическую подготовку.
Что касается объема преподавания, то учебные планы последних десятилетий свели объем фактического преподавания к значительному уменьшению довольно «лукавым образом». В традиционных учебных планах преподаванию топографической анатомии и оперативной хирургии отводилось 126 учебных часов, в том числе 30 лекционных и 96 практических занятий с выделением из них 20% для занятий на животных. В современных учебных планах некоторых вузов определяется общий объем преподавания учебной дисциплины не в 6, а в 5 зачетных единиц (180 ч). Но в их число входит 30% часов на самостоятельную работу, часы на контроль и экзамен, и в результате уменьшается количество лекционных часов, а на проведение ключевых для дисциплины аудиторных практических занятий остается чуть больше 56 ч, т.е. почти в 2 раза меньше, чем в традиционных учебных планах 60—80-х годов XX века. Такое положение резко ухудшает возможности педагогической деятельности кафедр и требует безусловного исправления.
Остаются проблемными вопросы структуры кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии. Они выражаются в недостатке на ряде кафедр количества учебных помещений для проведения практических занятий, отсутствии экспериментальных отделений с операционной для проведения практических занятий на животных, учебного музея или музейных экспозиций, оборудованного трупохранилища, вивария и клиники для животных (кафедральных или общевузовских). Конечно, есть немало кафедр, которые располагают всеми необходимыми помещениями. Но речь идет о том, что все кафедры должны иметь необходимые условия для успешной педагогической и научной деятельности и соответствовать типовому оборудованию кафедры.
К большому сожалению, остается традиционной проблема обеспечения кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии (как и кафедр анатомии человека) учебным и научным биологическим материалом [29]. И это несмотря на имеющуюся статью №68 Использование тела, органов и тканей умершего человека в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Постановлении Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 г. №750 «Об утверждении правил передачи невостребованного тела, органов и тканей умершего человека для использования в медицинских, научных и учебных целях» и правил передачи. К подготовке врачей на додипломном этапе приступило поколение преподавателей, не видевших и не работавших ни в студенчестве, ни в аспирантуре на анатомическом материале (трупе). Проблема недостатка анатомического материала — это одна из ключевых проблем, требующих безусловного положительного решения.
В последние десятилетия появился ряд положительных проблем, или вызовов, для кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии, связанных с бурным развитием современной клинической анатомии и хирургии. Для клинической анатомии ключевое значение имела разработка и внедрение в клинику целой серии новых методов прижизненной визуализации: компьютерной и магнитно-резонансной томографии, ультразвукового сканирования, эндоскопии, которые оказались исключительно полезными для развития самой клинической анатомии [38, 39]. Для хирургии — это развитие целого ряда новых направлений оперативной хирургии, таких как микрохирургия, лапароскопическая хирургия, катетерная хирургия, лазерная хирургия, роботоассистированная хирургия и др.
В связи с этим возникают проблемы дополнения задач кафедры по введению в преподавание компьютерной и магнитно-резонансной анатомии, обеспечению практического овладения студентами чтения прижизненных томограмм, приведения учебной программы в соответствие с современным состоянием оперативной хирургии.
Компьютерные и магнитно-резонансные томограммы являются прижизненными аналогами пироговских распилов тела. Поэтому они должны стать регулярными учебными пособиями для демонстраций и практической работы студентов. Положительный опыт ряда кафедр свидетельствует о полной целесообразности регулярного использования компьютерных и магнитно-резонансных томограмм в учебном процессе кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии [33]. Более того, именно их регулярное использование в значительной мере обеспечивает мотивацию, преподавание и усвоение студентами клинической анатомии внутренних органов. Значительный вклад в разработку и внедрение в учебный процесс компьютерных 3D-технологий вносит кафедра оперативной хирургии и клинической анатомии и курсом инновационных технологий Самарского государственного медицинского университета.
Пути решения. В основу необходимых мероприятий должен быть положен принцип сочетания укрепления традиционных основ кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии с совершенствованием их деятельности в соответствии с современными требованиями и запросами клинической медицины. Принимаемые меры должны носить комплексный характер и охватывать все основные аспекты деятельности кафедр. В их реализации должны участвовать как коллективы кафедр, так и учебно-методическая комиссия по топографической анатомии и оперативной хирургии и Российская ассоциация клинических анатомов.
Назрела необходимость провести детальное изучение и анализ состояния и деятельности кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии медицинских вузов и классических университетов подобно тому, как это было сделано в 2005 г. с публикацией результатов анализа и соответствующих рекомендаций по совершенствованию учебной и научной деятельности кафедр.
Обсуждению проблем, стоящих перед кафедрами оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии было посвящено заседание учебно-методической комиссии по топографической анатомии и оперативной хирургии, состоявшееся 8 сентября 2022 г. в составе Всероссийской научно-практической конференции «3D-технологии в клинической анатомии и медицине», проведенной в Самаре Самарским государственным медицинским университетом и Сеченовским университетом.
На заседании были заслушаны и обсуждены следующие доклады:
— Никитюк Д.Б., Каган И.И., Дыдыкин С.С., Заднипряный И.В., Васильев Ю.Л., Капитонова М.Ю. «О втором издании Международной анатомической терминологии и ее русском эквиваленте».
— Колсанов А.В. «Роль 3D-технологий в развитии клинической анатомии».
— Воробьев А.А., Дыдыкин С.С. «Дистанционное образование: плюсы и минусы при изучении дисциплины "Топографическая анатомия и оперативная хирургия"».
— Каган И.И. «Особенности и перспективы преподавания дисциплины "Топографическая анатомия и оперативная хирургия"».
Учебно-методическая комиссия приняла следующее решение, направленное на укрепление кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии и совершенствование их деятельности:
1. Осуществить пересмотр учебной программы по топографической анатомии и оперативной хирургии, приведя ее в соответствие с современным состоянием клинической анатомии и оперативной хирургии.
2. Разработать рекомендации по совершенствованию учебной и научной деятельности кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии.
3. Обратиться в Министерство здравоохранения РФ с предложениями:
а) принять дополнительное постановление или разъяснение по выполнению Постановления Правительства РФ №750 от 21 июня 2012 г. с целью его эффективной реализации в практической деятельности;
б) определить положение дисциплины «Топографическая анатомия и оперативная хирургия» по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия» в 6 и 7-м семестрах (с объемом преподавания 36 лекционных часов и 96 часов практических занятий), по специальности «Стоматология» — в 5-м семестре;
в) указать на неприемлемость без объективных причин объединения кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии с другими кафедрами.
4. Закрепить преподавание клинической анатомии как прерогативу кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии. Учебную дисциплину «Топографическая анатомия и оперативная хирургия» преподавать на кафедрах с рекомендуемым названием «Клиническая анатомия и оперативная хирургия» как наиболее отражающим сущность предмета.
5. Широко использовать в преподавании дисциплины виртуальные и иные современные компьютерные технологии. Считать еще одной задачей преподавания дисциплины освоение студентами чтения нормальных компьютерных и магнитно-резонансных томограмм.
6. Принять меры по расширению аспирантуры и докторантуры (в том числе, что очень важно, — целевой) на кафедрах оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии.
7. Подготовить и провести в 2023 г. совместно с одной из базовых кафедр федеральную учебно-методическую конференцию по совершенствованию учебного процесса на кафедрах оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии. (Запланировано провести в СамГМУ в сентябре 2023 года).
Заключение
Кафедры оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии являются важной отечественной традицией в Российской системе высшего медицинского образования.
Кафедры нуждаются в укреплении, развитии и повышении их роли в системе подготовки современного врача.
Сохранение традиционной основы и внедрение современного содержания — главный путь развития и совершенствования работы кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования — И.И. Каган, С.С. Дыдыкин
Сбор и обработка материала — И.И. Каган, С.С. Дыдыкин, А.А. Воробьев, Н.Ф. Фомин, А.В. Черных
Написание текста — И.И. Каган, С.С. Дыдыкин, А.А. Воробьев
Редактирование — И.И. Каган, С.С. Дыдыкин, А.А. Воробьев, А.Л. Акопов, В.В. Алипов, А.И. Бежин, И.В. Заднипряный, А.В. Колсанов, Д.Б. Никитюк, А.В. Павлов, В.И. Сергиенко, Н.Ф. Фомин, Е.А. Цеймах, А.В. Черных
Participation of authors:
Concept and design of the study — I.I. Kagan, S.S. Dydykin
Data collection and processing — I.I. Kagan, S.S. Dydykin, A.A. Vorobyev, N.F. Fomin A.V. Chernyh
Text writing — I.I. Kagan, S.S. Dydykin, A.A. Vorobyev
Editing — I.I. Kagan, S.S. Dydykin, A.A. Vorobyev, A.L. Akopov, V.V. Alipov, A.I. Bezin, I.V. Zadnipryany, A.V. Kolsanov, D.B. Nikituk, A.V. Pavlov, V.I. Sergienko, N.F. Fomin, E.A. Tseimakh, A.V. Chernyh
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.