Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Ратушный М.В.

Отделение микрохирургии Московского научно-исследовательского онкологического института им. П.А. Герцена Минздрава РФ

Каприн А.Д.

ФГБУ "Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена" Минздрава России

Поляков А.П.

ФГБУ «Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена» Минздрава России

Троицкий А.А.

Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена Росмедтехнологий, Москва

Маторин О.В.

ФГБУ «Московский научно-исследовательский онкологический институт им П.А. Герцена» Минздрава России

Ребрикова И.В.

ФГБУ «Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена» Минздрава России

Клиническое наблюдение хирургического лечения рецидива рака гортани с голосовой реабилитацией с использованием подвздошно-толстокишечного аутотрансплантата

Авторы:

Ратушный М.В., Каприн А.Д., Поляков А.П., Троицкий А.А., Маторин О.В., Ребрикова И.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2324

Загрузок: 27


Как цитировать:

Ратушный М.В., Каприн А.Д., Поляков А.П., Троицкий А.А., Маторин О.В., Ребрикова И.В. Клиническое наблюдение хирургического лечения рецидива рака гортани с голосовой реабилитацией с использованием подвздошно-толстокишечного аутотрансплантата. Онкология. Журнал им. П.А. Герцена. 2018;7(5):66‑73.
Ratushnyĭ MV, Kaprin AD, Poljakov AP, Troitskiĭ AA, Matorin OV, Rebrikova IV. A clinical case of surgical treatment for recurrent laryngeal cancer with voice rehabilitation using an ileocolic autograft. P.A. Herzen Journal of Oncology. 2018;7(5):66‑73. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/onkolog2018705166

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ис­то­ри­чес­кие и сов­ре­мен­ные ас­пек­ты ре­аби­ли­та­ции го­ло­со­вой фун­кции пос­ле ла­рин­гэк­то­мии. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(1):64-70

В структуре общей заболеваемости злокачественными опухолями рак гортани составляет 1,19%. В 2016 г. в России впервые выявлено 7148 новых случаев злокачественных опухолей гортани, 3852 больных умерли. Средний возраст умерших составил 63,7 года [1]. Впервые выявленный рак гортани III стадии составил 40,6%, IV стадии — 19,1%. Летальность на первом году от момента установления диагноза при поражении гортани составляет 23,6% [2]. За последние годы достигнуты большие успехи в области консервативной хирургии опухолей гортани, разработаны новые протоколы лечения для сохранения органа с химиотерапией и лучевой терапией. В настоящее время наблюдается тенденция к резервированию хирургии в качестве процедуры спасения после неудачи других способов лечения рака гортани [3]. Среди злокачественных образований данной локализации доля эпителиальных опухолей составляет около 90%. У 60—80% больных имеются регионарные метастазы, в 50% случаев рецидивы возникают в течение 1-го года наблюдения [4]. У значительного количества пациентов отмечается радиохимиорезистентность опухолей. Лечение пациентов с рецидивными опухолями возможно только при хирургическом вмешательстве. При местно-распространенном рецидиве рака гортани после лучевой терапии на сегодняшний день операцией выбора остается лишь тотальная ларингэктомия [5]. Первое удаление гортани было произведено в 1873 г. С этого момента возникла необходимость поиска заместительного механизма для образования голоса [6]. Поскольку потеря голосового органа или, другими словами, потеря нормального словесного общения является самым серьезным последствием ларингэктомии у многих пациентов. Голос играет важную роль в самосознании. В результате пациенты могут рассматривать потерю голоса как потерю части их самосознания. Современные речевые реабилитационные системы облегчают комплексную реабилитацию после ларингэктомии, так как они включают теплообменники и автоматические клапаны трахеостомы, которые позволяют проводить как голосовую, так и легочную реабилитацию у ларингэктомированных пациентов [7]. Способы голосовой реабилитации подразделяют на три вида: пищеводный голос, электрогортань и голосовое протезирование (рис. 1).

Рис. 1. Три стандартных способа восстановления голоса после ларингэктомии.
Трахеопищеводное шунтирование с использованием голосового протеза рассматривается как «золотой стандарт» для голосовой реабилитации пациентов с карциномой гортани, которым выполнена полная ларингэктомия. Достаточно часто после установки голосового протеза могут возникать такие неприятные явления, как инфицирование и протекание протеза. Такие протезы требуют замены до 2—4 раз в год. Проводится данная процедура путем хирургического вмешательства, что не совсем приятно для пациента. Кроме того, после установки голосового протеза отказаться от него будет невозможно, так как отверстие, проделанное в области трахеи и пищевода, не зарастает. При этом стоимость замены подобных протезов в ряде случаев осуществляется платно и обходится недешево, а также требуется постоянное нахождение пациента вблизи специализированного медицинского центра, где могут произвести замену протеза. Однако во многих регионах такие центры отсутствуют и пациенты вынуждены отказываться от такого метода голосовой реабилитации.

В 1999 г. A. Sartoris и соавт. [8] опубликовали данные о 6 пациентах, которым для одномоментного восстановления пищепроводной и голосовой функций после ларингэктомии была успешно произведена аутотрансплантация подвздошно-толстокишечного лоскута.

В отделении микрохирургии МНИОИ им. П.А. Герцена применяют способ восстановления голосовой функции после удаления опухолей верхних отделов аэродигестивного тракта с использованием подвздошно-толстокишечного аутотрансплантата (рис. 2).

Рис. 2. Схема формирования подвздошно-толстокишечного аутотрансплантата. 1 – поперечная ободочная кишка; 2 – место пересечения a. et. v. colica dextra; 3 – подвздошная кишка; 4 – сосудистая ножка толстокишечно-подвздошного аутотрансплантата (a. et. v. ileocolica); 5 – резецированные купол слепой кишки с аппендиксом; 6 – слепая кишка; 7 – толстокишечно-подвздошный аутотрансплантат; 8 – восходящая ободочная кишка; 9 – место пересечения правой ветви a. et. v. colica media.
Накоплен опыт лечения 4 пациентов.

Преимущества данного способа реконструкции:

1. Метод всегда обеспечивает возможность выкраивания комбинированного аутотрансплантата из дистального отдела подвздошной кишки и правой половины толстой кишки.

2. Использование данного аутотрансплантата в качестве пластического материала позволяет одномоментно полноценно восстановить как пищепроводную, так и голосовую функцию после ларингэктомии.

3. Илеоцекальный клапан, входящий в состав комбинированного аутотрансплантата, предотвращает аспирацию слюны и пищи в трахею через трахеоглоточный шунт.

4. Слизистый секрет аутотрансплантата не оказывает агрессивного воздействиея на слизистую оболочку трахеи.

5. Отсутствие функционального и эстетического ущерба в донорской зоне после формирования лоскута.

Клиническое наблюдение

Больной Т., 43 года. Находился на стационарном лечении в отделении микрохирургии МНИОИ им. П.А. Герцена в октябре 2017 г.

В марте 2015 г. отметил появление осиплости. Обратился к врачам по месту жительства и был направлен в оториноларингологическое отделение ГБУЗ НОКБ им. Н.А. Семашко, где выявлен рак гортани II стадии T2N0M0 и выполнены трахеостомия, ларингофиссура с частичной резекцией гортани. В ГБУЗ, НО «Нижегородский ОКОД» в ноябре—декабре 2015 г. проведена послеоперационная лучевая терапия в СОД 40 Гр. В августе 2017 г. при контрольном обследовании выявлен рецидив опухоли. Самостоятельно обратился в МНИОИ им. П.А. Герцена.

При поступлении: в нижней трети шеи по средней линии имеется послеоперационный рубец после трахеостомы. В средней трети шеи определяется послеоперационный рубец, на фоне которого выявляется опухоль, исходящая из гортани с выходом на кожу (рис. 3).

Рис. 3. Внешний вид больного при обращении в клинику.
Лимфатические узлы шеи не увеличены. Голос осиплый.

Фиброларингоскопия: носовые ходы свободны. Раковины анатомичны. Просвет носоглотки свободен. Слизистая носо-, рото-, гортаноглотки гладкая. Мягкое небо эластично. Корень языка симметричен, анатомичен, эластичен. Надгортанник обычной формы и размера. Грушевидные синусы свободны с обеих сторон. Черпалонадгортанные складки и черпаловидные хрящи не изменены с обеих сторон. Дистальнее в области левой вестибулярной складки в передней и средней ее трети определяется бугристая опухолевая инфильтрация с язвенным дефектом в центре размером 4×6 мм. Инфильтрация распространяется на переднюю комиссуру и подскладочный отдел по передней стенке на 2—3 мм. Подвижность гортани сохранена. Трахея без особенностей. Заключение: рецидив заболевания с поражением левой вестибулярной складки, передней комиссуры и подскладочного отдела по передней стенке (рис. 4).

Рис. 4. Эндофото опухоли гортани.

Гистологическое исследование биоптата опухоли гортани: инвазивный неороговевающий плоскоклеточный рак G2.

Магнитно-резонансная томография (МРТ) шеи: по средней линии по передней стенке гортани на уровне щитовидного хряща определяется неправильной формы мягкотканное объемное образование с бугристыми контурами размером 39×26×23 мм, распространяющееся на левую стенку гортани. Слизистая оболочка гортани на этом уровне инфильтрирована, инфильтрация переходит на голосовые складки и складки преддверия. При выполнении контрастного усиления образование интенсивно накапливает контраст. Регионарные лимфатические узлы не увеличены. Заключение: МРТ-картина может соответствовать рецидиву опухоли гортани (рис. 5).

Рис. 5. Магнитно-резонансные томограммы шеи.

УЗИ шеи: при исследовании шеи с обеих сторон патологически измененных и увеличенных лимфатических узлов и дополнительных патологических образований не выявлено. Щитовидная железа нормального размера с ровными четкими контурами, обычной эхогенности, с единичным мелким скоплением коллоида в правой доле до 3,5 мм, в остальном без особенностей, дополнителные патологические образования не визуализируются. Заключение: эхографическая картина незначительно выраженных изменений щитовидной железы, в остальном без видимой и узловой патологии.

УЗИ брюшной полости: желчный пузырь размером 78×21 мм, деформирован перегибом в теле. В полости пузыря лоцируются множественные эхопозитивные образования размером 4×9 мм, занимающие практически весь просвет пузыря. Стенки ровные четкие, толщиной до 3 мм. Очаговой патологии не выявлено. В правой доле печени лоцируется эхопозитивное образование размером 11×9 мм, однородной структуры, с ровными контурами (гемангиома). В поджелудочной железе, правой и левой почке, селезенке очаговой патологии не выявлено. Заключение: эхоскопически больше данных за гемангиому небольшого размера в правой доле печени. Диффузные структурные изменения поджелудочной железы. Хронический калькулезный холецистит.

Рентгенограмма органов грудной клетки: в легочной ткани без очаговых и инфильтративных теней.

По результатам обследования больному выставлен диагноз: рак гортани II стадии уpT2N0M0. Состояние после комбинированного лечения в 2015 г. Рецидив опухоли rT4N0M0.

Тактика лечения была обсуждена на консилиуме с участием хирурга-онколога, радиолога и химиотерапевта — выработан план хирургического лечения.

18.10.17 выполнена операция: ларингэктомия с одномоментной микрохирургической пластикой подвздошно-толстокишечным аутотрансплантатом.

Под местной анестезией 0,5% раствором новокаина (30 мл) произведен разрез кожи с иссечением послеоперационного рубца в нижней трети шеи по передней поверхности. Кожно-жировые лоскуты мобилизованы, разведены. Передние мышцы шеи разведены. Мобилизована передняя стенка трахеи. Трахея вскрыта между IV и V полукольцами. Сформирована трахеостома путем наложения отдельных узловых швов между полукольцами трахеи и кожными краями раны. Интубация через трахеостому. Под ЭТН произведен разрез кожи, окаймляющий опухоль, и кожных покровов передней поверхности шеи (рис. 6).

Рис. 6. Этапы ларингэктомии.
Края раны мобилизованы, разведены. Пересечен перешеек щитовидной железы, доли щитовидной железы мобилизованы, отведены в стороны. Выделены, пересечены и перевязаны гортанные сосудисто-нервные пучки с обеих сторон. Резецированы рожки подъязычной кости. Произведена циркулярная резекция трахеи между II и III полукольцами. Выполнена надподъязычная фаринготомия. Сформирован блок тканей, включающий гортань, два кольца трахеи с передними мышцами шеи и кожной площадкой. Препарат удален единым блоком (рис. 7).
Рис. 7. Удаленный препарат (гортань).
Мобилизованы и подготовлены к анастомозированию верхняя щитовидная артерия справа и ветвь наружной яремной вены справа. Произведена срединная лапаротомия. При ревизии в брюшной полости опухолевой патологии нет. Сформирован аутотрансплантат из фрагмента дистального отдела подвздошной кишки длиной 15 см, слепой кишки с аппендиксом, фрагмента восходящей ободочной кишки с кровоснабжением на единой сосудистой ножке, включающей подвздошно-толстокишечную артерию и вену (рис. 8).
Рис. 8. Формирование подвздошно-толстокишечного лоскута.
Отсечен избыток толстой кишки с сохранением брыжейки. Сосудистая ножка клипирована и пересечена с перевязкой культи подвздошно-толстокишечных сосудов. Трансплантат перенесен на дефект глотки. Купол слепой кишки с аппендиксом резецирован. Под оптическим увеличением сформированы микрососудистые анастомозы: между верхней щитовидной артерией справа и подвздошно-толстокишечной артерией лоскута по типу конец в конец и между ветвью наружной яремной вены справа и подвздошно-толстокишечной веной по типу конец в конец. Пуск кровотока. Жизнеспособность лоскута восстановлена. Установлен назогастральный зонд для кормления. Восходящая ободочная и слепая кишка лоскута рассечена по противобрыжеечному краю с резекцией избытка стенки кишки и сохранением илеоцекального клапана и брыжейки. Произведена пластика передней стенки гортаноглотки путем наложения отдельных узловых швов между слизистой оболочкой глотки и краями толстокишечного фрагмента лоскута (рис. 9).
Рис. 9. Схема фиксации слепой кишки к слизистой оболочке гортаноглотки.
Далее сформирован подвздошно-трахеальный анастомоз по типу конец в конец (рис. 10).
Рис. 10. Схема формирования подвздошно-трахеального анастомоза.
Брыжеечной порцией укрыты зоны микрососудистых анастомозов и глоточные швы. Рана шеи дренирована и ушита частично (рис. 11).
Рис. 11. Окончательный вид раны шеи.
В брюшной полости наложен подвздошно-толстокишечный анастомоз по типу бок в бок двухрядным швом. Установлен силиконовый дренаж в правый боковой канал брюшной полости. Произведено послойное ушивание лапаротомной раны.

Плановое морфологическое исследование: плоскоклеточный рак гортани с ороговением, изъязвлением. Опухоль инфильтрирует собственный голосовой аппарат, преддверие гортани и подсвязочное пространство слева на всю толщу с инвазией в подлежащие скелетные мышцы, левую пластинку щитовидного хряща, прорастает в дерму, с началом инвазии в надгортанник, также распространяется на переднюю комиссуру, правые отделы гортани с изъязвлением слизистой оболочки иинфильтрацией подлежащих мышц. В краях резекции трахеи, мягких тканей, фрагмента кожи слизистой оболочки гортаноглотки справа и слева и в препарате элементов опухолевого роста нет.

Течение послеоперационного периода гладкое. Приживление лоскута полное. Раны зажили первичным натяжением (рис. 12).

Рис. 12. Вид раны шеи после заживления.
На 14-е сутки после операции выполнено рентгенологическое исследование глотки: при приеме водорастворимого контраста через рот отмечается свободное поступление контраста в глотку, пищевод и далее в желудок. Попадания контраста в трахею не отмечено (рис. 13).
Рис. 13. Рентгенологическое исследование акта глотания.
Через 3 нед после операции начата тренировка голоса (рис. 14),
Рис. 14. Первая тренировка голоса.
при этом в отверстие трахеостомы установлена трубка Provox Lary Tube c тепловлагообменником Provox HME. После вдоха указательным пальцем пациент пережимает кнопку тепловлагообменника Provox HME и на выдохе воздух попадает через трахеоподвздошный анастомоз в глотку и полость рта. Отмечены громкие и внятные отдельные слова. Со временем пациент научился произносить целые предложения и разговаривать с окружающими, при этом к помощи фониатора мы не прибегали. Лечебный и реабилитационный период был закончен, и пациент выписан из стационара. Через 7 мес после операции (рис. 15)
Рис. 15. Внешний вид больного через 7 мес.
признаков прогрессирования опухолевого процесса не выявлено. Пациент активен, общается с окружающими людьми, питается в полном объеме. Отмечается прибавка в массе тела на 15 кг. Пациент отказался от получения группы инвалидности и вышел на работу.

Заключение

Представленное клиническое наблюдение демонстрирует возможность и безопасность нового способа реконструктивной хирургии у больных раком гортани. Этот способ позволяет в один хирургический этап не только выполнить удаление пораженных опухолью органов, но и одномоментно восстановить утраченные пищепроводную и голосовую функции, не прибегая к помощи искусственных протезов, а используя только собственные ткани. Благодаря этому значительно сокращается срок реабилитации и существенно улучшается качество жизни пациента. Представленный альтернативный метод одномоментного восстановления пищепроводной и голосовой функции с использованием подвздошно-толстокишечного лоскута можно рекомендовать молодым пациентам с благоприятным онкологическим прогнозом.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Сведения об авторах

Ратушный Михаил Владимирович — канд. мед. наук, вед. науч. сотр. отделения микрохирургии; https://orcid.org/0000-0002-4293-2725; e-mail: mvr75@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.