Применение отечественного синтетического аналога гонадотропин-рилизинг-гормона и аналога соматостатина совместно с золедроновой кислотой у пациентов молодого и среднего возраста с метастатическим кастрационно-резистентным раком предстательной железы
Журнал: Онкология. Журнал им. П.А. Герцена. 2015;4(2): 46‑48
Прочитано: 1151 раз
Как цитировать:
Рак предстательной железы (РПЖ) занимает второе место по частоте встречаемости злокачественных опухолей у мужчин. Примерно 2/3 случаев РПЖ выявляется у мужчин старше 65 лет, а средний возраст пациента составляет 67 лет [1, 2]. После рака легких РПЖ является одной из актуальных проблем современной онкологии [1, 3]. РПЖ, впервые выявленный в возрасте до 60 лет, у 20% мужчин имеет метастатический характер [4]. Особенно сложной задачей представляется лечение пациентов с кастрационно-резистентным (или кастрационно-рефрактерным) РПЖ (КРРПЖ) [5, 6].
Согласно современным концепциям, критериями КРРПЖ являются рост уровня простатспецифического антигена (ПСА) и кастрационный уровень тестостерона в сыворотке крови (<50 нг/дл либо <1,7 нмоль/л). Радиологическую оценку проводят с использованием критериев RECIST и PCWG2, по которым прогрессированием заболевания считают появление ≥2 новых неизмеряемых очагов в костях, по данным сканирования костей, или увеличение суммы размеров диаметров измеряемых опухолевых очагов ≥20% от исходных данных, либо появление новых очагов.
В основе формирования КРРПЖ лежит нарушение регуляции андрогенных рецепторов (АР) [7]. Изменения в АР появляются в результате гормонотерапии, так как измененные АР редко встречаются в опухолях, не подвергавшихся лечению. Большинство мутаций АР вызывает активацию их функции. К изменению структуры и функциональной активности наиболее часто приводят генные мутации АР, чаще всего в 4—8-м экзонах гена, кодирующих лигандсвязывающий домен, что делает возможной активацию АР другими лигандами (метаболитами стероидогенеза) [8]. Также возможна гиперактивация АР за счет стимуляции вспомогательными факторами транскрипции АР и лиганднезависимая активация АР различными факторами роста и цитокинами. В 1—2% случаев причиной изменения структуры АР является амплификация гена АР. При лигандзависимом механизме активации АР такие изменения могут способствовать активации АР минимальными количествами андрогенов, например, синтезированными самой опухолью [9]. Таким образом, опухоль стимулирует свой рост по интракринному механизму. Интракринный синтез андрогенов продолжается даже при кастрационном уровне тестостерона, поэтому крайне важным условием лечения КРРПЖ является подавление синтеза андрогенов до минимально возможного уровня. Локальная нейроэндокринная дифференцировка в типичной аденокарциноме предстательной железы служит основанием для ухудшения прогноза, поскольку она коррелирует с индексом Глисона и клинической стадией заболевания [10, 11].
Цель работы — показать результаты совместного применения препаратов производства компании ЗАО «Ф-Синтез»: отечественного синтетического аналога гонадотропин-рилизинг-гормона препарата Бусерелин-лонг ФС, аналога соматостатина препарата Октреотид-лонг ФС с золедроновой кислотой (Резокластин ФС) и дексаметазоном у пациентов молодого и среднего возраста с метастатическим КРРПЖ.
С 2010 г. в Алтайском онкологическом диспансере 11 пациентов в возрасте от 45 до 60 лет с метастатическим КРРПЖ после прогрессирования на фоне лечения доцетакселом получали лечение отечественным синтетическим аналогом гонадотропин-рилизинг-гормона и аналогом соматостатина. Диагноз у всех пациентов верифицирован, гистологически выявлена аденокарцинома: умереннодифференцированная у 3 и низкодифференцированная у 6 пациентов. У всех пациентов на момент начала лечения была зарегистрирована кастрационно-резистентная форма РПЖ, согласно всем характеристикам КРРПЖ. Все пациенты имели генерализованную форму РПЖ, у всех выявлены костные метастазы. Средний уровень сывороточного тестостерона составлял 0,5 нг/мл. Октреотид-лонг ФС вводили внутримышечно (в/м) по 20 мг каждые 28 дней в сочетании с пероральным применением дексаметазона 4 мг в течение первого месяца, 3 мг — 2 мес, 2 мг — 3 мес, 1 мг — 4 мес. Бусерелин-лонг ФС вводили в/м, 3,75 мг однократно каждые 4 нед. Все пациенты получали лечение бисфосфонатами — Резокластин Ф.С. вводили по 4 мг внутривенно (в/в) капельно каждые 4 нед. Использовали классификацию дифференцировки опухоли по шкале Глисона. У 2 пациентов шкала Глисона составила 6 баллов, у 4 — 7 баллов, у 5 — 8 баллов.
Средний возраст пациентов составил 56,7 года (45—60 лет).
У всех пациентов уровень тестостерона кастрационный. Наиболее часто костные метастазы выявлены в костях таза — у 5 (45,4%) мужчин, в поясничном отделе позвоночника — у 4 (36,4%), в крестце — у 1 (9,1%), в бедренной кости — у 1 (9,1%).
Уровень ПСА у пациентов с КРРПЖ молодого и среднего возраста колебался от 21 до 150 нг/мл. Средний уровень ПСА в группе пациентов составил 58 нг/мл.
При контроле уровня ПСА через 3 мес лечения отечественным синтетическим аналогом гонадотропин-рилизинг-гормона и аналогом соматостатина у пациентов выявили, что у 5 (45,4%) больных отмечена положительная динамика на фоне комбинированного лечения (снижение уровня ПСА), у 4 (36,4%) — стабилизация опухолевого процесса и у 2 (18,2%) — отрицательный ответ на лечение (нарастание уровня ПСА). Таким образом, более 80% больных положительно ответили на комбинированное лечение по схеме бусерелин + октреотид + дексаметазон + золедроновая кислота (р<0,005).
При этом снижения основных показателей крови не выявлено. Средний индекс шкалы Карновского до лечения составлял 70%. Через 3 мес лечения он не изменился.
Через 6 мес лечения костные метастазы у пациентов с КРРПЖ выявлены в костях таза у 7 (53,8%) мужчин, в поясничном отделе позвоночника — у 4 (30,7%), в крестце — у 1 (7,7%), в бедренной кости — у 1 (7,7%) пациента.
Через 6 мес лечения у 2 пациентов появились новые метастазы в костях таза. При контроле уровня ПСА через 6 мес лечения препаратами Бусерелин-лонг ФС и Октреотид-лонг ФС в сочетании с дексаметазоном и Резокластином Ф.С. выявили, что у 3 (27,2%) больных отмечена положительная динамика на фоне комбинированного лечения, у 4 (36,4%) — стабилизация опухолевого процесса и у 4 (36,4%) — нарастание уровня ПСА. Таким образом, более 60% больных положительно ответили на комбинированное лечение (р<0,005).
Средний индекс шкалы Карновского через 6 мес лечения не изменился.
Через 6 мес лечения у 7 (63,6%) пациентов отмечали снижение или стабилизацию уровня ПСА, у 3 (27,2%) — уменьшение или отсутствие болевого синдрома, у 2 (18,2%) выявлены новые метастазы.
Из 11 пролеченных пациентов у 7 (63,6%) прогрессирования заболевания в течение первых 6 мес на фоне проводимого комбинированного лечения не выявлено. Из них регрессию ПСА отмечали у 3 (27,2%) больных. Общая средняя продолжительность времени до прогрессирования составила 9 мес. Осложнений лечения практически не было.
Применение отечественного синтетического аналога гонадотропин-рилизинг-гормона препарата Бусерелин-лонг ФС и аналога соматостатина препарата Октреотид-лонг ФС совместно с золедроновой кислотой (Резокластин ФС) и дексаметазоном у пациентов молодого и среднего возраста с метастатическим кастрационно-резистентным раком предстательной железы дало положительные результаты с отсутствием побочных эффектов более чем у 63% пациентов. Прогноз у пациентов при данной патологии плохой, что требует поиска новых препаратов и схем для лечения КРРПЖ у мужчин молодого и среднего возраста.
Конфликт интересов отсутствует.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.