Егоршина Л.

Особого назначения

Авторы:

Егоршина Л.

Подробнее об авторах

Прочитано: 105 раз

Как цитировать:

Егоршина Л. Особого назначения. Non nocere. Новый терапевтический журнал. 2025;(9):138‑151.
Egorshina L. Special Purpose. Non Nocere. New Therapeutic Journal. 2025;(9):138‑151. (In Russ.)

Усадьба Вогау. Автор: Ю. Звездкин. https://drug-gorod.ru

Рассказываем про особняки и усадьбы, судьба которых оказалась связана с медициной, а также про легендарную московскую аптеку и родильный дом

Усадьба Вогау

Большой Николоворобинский пер., 7, стр. 1

Родоначальник династии – купец Максимилиан фон Вогау – начинал с торговли химическими товарами, потом семейная компания «Вогау и Ко» расширилась до текстильного, чайного, сахарного, цементного, металлургического и банковского бизнесов. В конце 1870-х годов семья купила обширный участок с парком в районе Воронцова поля. Ей принадлежало несколько домов в этой местности, ее даже называли в шутку улицей Вогау. Миллионеры Вогау славились как благотворители: они жертвовали средства на развитие образования и медицины. В 1883 году Конрад Банза, один из династии Вогау, выступил соучредителем Евангелического госпиталя, а к началу ХХ века, благодаря крупному пожертвованию его жены Эммы, был построен комплекс краснокирпичных зданий больницы на Воронцовом поле (в одном из них сейчас размещается Институт мозга Российского центра неврологии и нейронаук).

Из зданий, построенных Вогау, нас прежде всего интересует особняк, который спроектировал в 1884 году архитектор Виктор Коссов для наследницы Софии Вогау и ее мужа Морица (Маврикия) Марка. Дом в Большом Николоворобинском переулке предназначался супругам в качестве свадебного подарка, архитектор выполнил его в смешанном стиле классицизма и модерна. После немецких погромов с началом Первой мировой войны Вогау покинули Россию, большая часть их недвижимости была уничтожена. При этом особняк в Николоворобинском переулке удивительным образом неплохо сохранился до наших дней, в том числе его интерьер – «деревянная» столовая с кессонными потолками и керамическим камином с затейливым декором.

Знаменитая «деревянная» столовая в усадьбе Вогау. Автор: Ю. Звездкин. https://drug-gorod.ru

С 2016 года в этом здании находится Российский музей медицины, созданный Национальным НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко. В коллекции музея более 300000 экспонатов, рассказывающих об истории российской медицины. Важно, что можно записаться на специальную экскурсию по особняку, посвященную семье Вогау и истории русских немцев.

Экспонаты из коллекции Российского музея медицины. Автор: Ю. Звездкин. https://drug-gorod.ru

Усадьба Спиридова – Рюхардт

Яузский бул., 9/6с1

Неподалеку от дома Вогау находится еще один любопытный комплекс строений, тоже связанный с кланом Вогау. Изначально в начале XIX века большой участок на Яузском бульваре занимал особняк в стиле ампир, принадлежавший сенатору Матвею Спиридову. В 1886 году усадьбу приобрели супруги Фанни (урожденная Вогау) и Георг Рюхардт, которые заказали ее перестройку и расширение архитектору Виктору Коссову, выполнившему проект в стиле эклектики. А уже в 1897 году архитектор Сергей Воскресенский построил на территории усадьбы новый двухэтажный дом с тремя высокими башенками в стиле модерн и неоготика. В 1910 году наследники Рюхардтов продали собственность русской шотландке Евгении (Джейн) Мак-Гилл, совладелице Высоковской ткацкой мануфактуры. Кстати, Евгения и ее муж Роберт Мак-Гилл выступили инициаторами и жертвователями для строительства англиканской церкви Святого Андрея в Вознесенском переулке, кроме того, сама Евгения финансировала постройку Вдовьих и сиротских домов на Госпитальной улице. Особняк на Яузском бульваре Мак-Гилл сразу сдала в аренду на 5 лет доктору Оскару фон Шиману – директору Евангелический больницы, который открыл частную лечебницу на 50 мест. В советское время в нем размещался противотуберкулезный диспансер, в настоящий момент здание находится на реставрации.

Городская усадьба Спиридова — Рюхардт. Главный дом, вид с Яузского бульвара. Автор: CANECORSO. https://commons.wikimedia.org

Городская усадьба Спиридова. Восточный жилой флигель со службами. Автор: NVO. https://commons.wikimedia.org

Аптека Феррейна

Никольская ул., 19–21с2

«“Словно к богатой содержанке идешь или к железнодорожнику, – думал он, взбираясь по аптечной лестнице, лоснящейся и устланной дорогими коврами. – Ступить страшно!” <…>. За желтой, лоснящейся конторкой, уставленной вазочками с сигнатурами, стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами – по всем видимостям, провизор. Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, все на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано, хоть под венец ступай», – писал Антон Чехов в рассказе «В аптеке» про это место. Благоговение героя можно понять, ведь аптека Феррейна славилась на всю Москву. Немецкий аптекарь Карл Феррейн начал семейное фармацевтическое дело в 1830-х годах, а сын Владимир развил его до миллионного предприятия. Феррейнам принадлежало несколько зданий с фармацевтической фабрикой, лабораторией и конторой в Кривоколенном переулке, химическая фабрика в Мологе, фермы лекарственных растений в Крыму и Подмосковье. Компания производила не только лекарства, но также косметику, парфюмерию и лечебные вина, которые продавала в своих магазинах аптекарских товаров. Аптеку на Никольской улице открыли в 1862 году, постепенно ее расширяя. Любопытно, как Чехов писал в юмористическом очерке про вражду Феррейнов и их конкурента Фридриха Келера, владельца аптеки на той же улице: «На Никольской, в этом центре самоварно-калачного благодушества, завелись свой Капулетти и свой Монтекки, настоящие, вулканические, жаждущие крови и мести. <…> Суть в копеечках и пятачках, получаемых в ручной продаже за александрийский лист и касторку. Война ведется систематически, по заранее обдуманным планам. День и ночь враги стоят на коленях и молятся… Сидельцы их стоят у окон и показывают врагам кукиши. По утрам, когда покупателей бывает мало, происходит стрельба из спринцовок и клистирных трубок. <…> Чем кончится эта борьба – неизвестно, но чем дольше будет она длиться, тем приятнее… Смертоубийства дрогисты не совершат, но лекарства станут подешевле!»

Главный фасад аптеки Феррейна. Автор: Ludvig14. https://ru.wikipedia.org

Задний краснокирпичный фасад аптеки Феррейна. Автор: Александр Иванов. https://um.mos.ru

В 1894 году Владимир Феррейн заказал постройку нового четырехэтажного здания архитектору модерна Адольфу Эрихсона, который ранее уже построил московскую фабрику Феррейнов (и кроме прочего, он еще автор музея Петра Щукина на Малой Грузинской улице и дома издателя Ивана Сытина на Тверской). Эрихсон построил аптеку с необарочным лицевым фасадом и готическим задним. Украшением центрального фасада стали четыре статуи греческой богини здоровья Гигиеи, кормящей змею из чаши. Внутри заведение тоже отличалось богатым убранством – с резной дубовой мебелью, мраморными колоннами и лестницами, метлахской плиткой и хрустальными люстрами. Аптека частично пострадала во время антинемецких погромов в 1915 году. После революции она была национализирована и проработала в этом здании вплоть до начала 2000-х. Год назад была закончена реставрация фасада, так что стоит непременно увидеть.

Аптека Феррейна на Никольской улице, 1900-е годы. Архив ЦИГИ г. Москвы

Интерьер аптеки Феррейна, 1890-1900 гг. https://www.archnadzor.ru

Городская усадьба Сидора Шибаева

Новая Басманная ул., 23А, стр. 1

Красочный дом с разноцветным фасадом может напомнить деревянную китайскую шкатулку или, скажем, чайный дом Перлова на Мясницкой из-за сочетаний фисташкового, красного, синего и персикового цветов, хотя и построен он в неорусском стиле. На Новой Бассманной здание появилось благодаря купцу Сидору Шибаеву. Богородский купец-старообрядец был весьма прозорлив в плане перспективности предприятий будущего. Сделав состояние на ситценабивной и красильной фабрике, к началу 1880-х годов он купил на Апшеронском полуострове нефтяные участки и основал предприятие по переработке нефти, ставшее потом «Товариществом производства русских минеральных масел и других химических продуктов Шибаев С.М. и Ко». Новое дело поначалу не приносило прибыли, на эксперименты с производством нефтепродуктов тратились существенные средства. Но благодаря сотрудничеству с инженером Виктором Рагозиным Шибаеву удалось получить минеральные смазочные масла, которые превратили его компанию в крупного российского производителя масел, а потом и керосина.

Усадьба Шибаевых. Автор: Sigwald. https://ru.wikipedia.org

Усадьба в неоклассическом стиле на Басманной была приобретена Шибаевым в 1870-е, он решил ее перестроить и заказал проект архитектору Александру Каминскому (автору первого здания Третьяковской галереи, Третьяковского проезда и богадельни Солодовниковых). Так у здания появился «пряничный» фасад с терракотовой отделкой (ищите под самой крышей башенки буквы «С» и «Ш», отсылающие к инициалам владельца). Наследники купца в доме жить не захотели, и в 1899 году продали его государству. Здание стало использоваться как отделение Басманной больницы, расположенной неподалеку, кстати, сама она размещалась в бывшей усадьбе металлопромышленника Никиты Демидова. Басманной больницы больше не существует, но внешнему осмотру усадьбы Шибаевых ничто не помешает, тем более 10 лет назад ее отреставрировали.

Элемент фасада усадьбы Сидора Шибаева. Автор: Александр Сигачев. https://ru.wikipedia.org

Городской родильный дом имени А.А. Абрикосовой

2-я Миусская ул., 1/10с1

Жена кондитера Алексея Абрикосова – владельца «Фабрично-торгового товарищества А.И. Абрикосова и сыновей» (после революции – Бабаевская кондитерская фабрика) Агриппина родила супругу 22 (!) ребенка. Дама была щедрой благотворительницей и завещала 100000 рублей на строительство бесплатного родильного дома. Проект наследники Абрикосовых заказали архитектору Иллариону Иванову-Шицу (он также автор Морозовской и Солдатенковской больниц, родильного приюта Бахрушиных и Мазуринского приюта). Родильный дом на Миусской площади, рассчитанный на 50 мест, был открыт в 1906 году. Архитектор выполнил здание в любимом им стиле венского модерна. Самое деятельное участие в развитии родильного дома принимал врач-акушер Александр Рахманов, чья жена София приходилась дочерью Агриппине и Алексею Абрикосовым. С момента открытия он руководил больницей в течение 29 лет. Сейчас здание отдано под административные цели, но его можно узнать по надписи на фасаде «Городской родильный дом».

Городской родильный дом имени А.А. Абрикосовой. Автор: В.В. Черныш. https://um.mos.ru

Городской родильный дом имени А.А. Абрикосовой, 1910-е гг. https://pastvu.com

Дача Константина Зегера

Волоколамское ш., 47, стр. 2

В романе «Мастер и Маргарита» фигурирует описание поражающей техническим оснащением клиники профессора Стравинского, куда попали Мастер и Иван Бездомный. Михаил Булгаков описывал ее так: «За решеткой открылся балкон, за ним берег извивающейся реки и на другом ее берегу – веселый сосновый бор.

Особняк К.Ф. Зегера, 1920-е гг. https://pastvu.com

– Пожалуйте ванну брать, – пригласила женщина, и под руками ее раздвинулась внутренняя стена, за которой оказалось ванное отделение и прекрасно оборудованная уборная.

Иван, хоть и решил с женщиной не разговаривать, не удержался и, видя, как вода хлещет в ванну широкой струей из сияющего крана, сказал с иронией:

– Ишь ты! Как в “Метрополе”!

– О нет, – с гордостью ответила женщина, – гораздо лучше. Такого оборудования нет нигде и за границей. Ученые и врачи специально приезжают осматривать нашу клинику. У нас каждый день интуристы бывают».

Есть несколько версий, какую именно клинику имел в виду писатель. Одна из них предполагает, что речь идет о клинике, расположенной ранее в бывшей даче Зегера в районе Покровское-Стрешнево. Константин Зегер – сын владельца компании «Франц Зегер», производителя оптических и механических инструментов – заказал в 1906 году строительство дачи в готическом стиле архитектору Владимиру Адамовичу. Поклонник модерна и ученик Федора Шехтеля Адамович, к примеру, был автором виллы «Черный лебедь», выстроенной для эксцентрика из рода Рябушинских – Николая. Дача же в Стрешневе с башнями и шпилями вышла словно настоящий замок среди Баварских гор. Позже собственность выкупила психиатр Софья Лиознер, открывшая в ней частную клинику для душевнобольных. После революции место превратилось в санаторий, а в итоге стало частью психиатрической клинической больницы имени Юрия Каннабиха, видного русского психиатра и мужа Лиознер.

Особняк К.Ф. Зегера в наши дни. https://yandex.ru

Дачу Зегера и следующие два здания из нашего обзора, к сожалению, нельзя осмотреть, так как они находятся на закрытых территориях.

Усадьба Сергея Патрикеева

Правобережная ул., 6А, стр. 1

Еще один кандидат на роль клиники Стравинского – загородный дом Сергея Патрикеева. Купец получал доход от сдачи недвижимости внаем, входил в банковские советы и в комиссии Московской городской думы. И явно отличался широкими взглядами, так как проект своей собственной дачи на берегу реки поручил главной звезде русского модерна Федору Шехтелю. Шехтель построил усадьбу в 1907 году. Здание вдохновлено неоготикой, хотя при взгляде на круглые башни в виде шлемов вспоминаются строки из сказки А.С. Пушкина: «И очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря». Патрикеев принимал активное участие в благотворительности, был попечителем детских приютов, а во время Первой мировой войны отдал свою усадьбу под госпиталь. После революции здание сохранило медицинские функции, превратилось в санаторий, а потом – в городскую больницу.

Усадьба Патрикеевых (Белые столбы). Вид усадьбы с Красного двора, 1908 г. АВТОР: ГНИМА. https://pastvu.com

Верхний марш лестницы в усадьбе Патрикеевых. Автор: Ольга Яковлева, мосгорнаследие. https://um.mos.ru

Усадьба Грачевка

Клинская ул., 2, стр. 1

Говоря про мастеров русского модерна, завершим материал еще одним творением – загородной усадьбой авторства Льва Кекушева. Название усадьба получила по фамилии владельца – фабриканта Митрофана Грачева. У Грачевых уже был городской дом в стиле эклектики на Поварской, 7 (сейчас это посольство Норвегии), перестроенный архитектором Георгием Кайзером. Кайзеру также поручили руководить постройкой нового здания усадьбы в Ховрине, которую Митрофан Грачев купил в 1895 году. Однако автором проекта Грачевки был именно Лев Кекушев. По легенде, купец так впечатлился видом казино в духе французского ренессанса в Монте-Карло авторства Шарля Гарнье, что захотел в своем имении получить его точную копию. Кекушев, разумеется, сделал не копию, а свою изящную мини-версию дворца в Подмосковье. В советское время в здании размещался противотуберкулезный санаторий, кумысолечебница, а далее уже больница восстановительного лечения.

Усадьба Грачевка, в настоящее время – Московский областной клинический центр восстановительной медицины и реабилитации на ул. Клинской. Автор: Анатолич1. https://commons.wikimedia.org

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.