Врач решил... вести свой блог
Журнал: Non nocere. Новый терапевтический журнал. 2024;(5): 102‑105
Прочитано: 335 раз
Как цитировать:
Автор:
Ирина Владимировна Алышева,
врач-кардиолог, специалист в области коммуникаций
С чего начать? Поехали! Пошаговая инструкция к успеху
Если спросить разных врачей, что такое блог, то можно получить разные ответы. Одни считают, что это видео, размещенное на YouTube или RuTube. Другие ответят, что это текст с картинками в мессенджере Telegram. Третьи будут настаивать на постах в VK (социальная сеть «ВКонтакте»). Такой интуитивный подход приводит к тому, что врач может потратить много сил и времени в неверном направлении. Чтобы так не случилось, применяем маркетинговый подход и начинаем с определения понятия.
Блог – это записи в Интернете в виде дневника. Такой дневник можно вести в виде текста, картинок, карточек, видео. Записи можно разместить на собственном сайте, в социальных сетях, в мессенджерах. Того, кто ведет такой дневник, принято называть блогером.
Цели могут немного отличаться для врача и для пациентов.
Примеры целей для врача.
1. Увеличить количество пациентов, записывающихся на прием. Допустим, врач работает в частной клинике. Его зарплата зависит от числа принятых пациентов. Где их найти? Врач начинает вести свой блог: рассказывает о том, какими методами обследования и лечения пациентов он владеет, как проходит его прием, об успешных случаях из практики (без упоминаний персональных данных пациентов). Пользователи видят грамотное изложение медицинских тем, проникаются доверием к блогеру и его рекомендациям. В результате на прием приходит больше пациентов.
2. Снизить риск развития профессионального выгорания. Много сил и времени у врача на приеме занимают ответы на вопросы пациентов, работа с возражениями и претензиями. Блог поможет сократить такую нагрузку. Врач может порекомендовать посты (статьи) в блоге как справочную информацию для пациентов. Например, как заниматься спортом, если повышается артериальное давление. Или пояснить, как правильно питаться, если повышен холестерин крови. Пациенты прочтут, получат ответы на свои вопросы, и врачу будет полегче. Плюсом будет доверие к доктору, возражений будет меньше. Это позволит врачу сократить эмоциональную нагрузку.
3. Повысить авторитет среди коллег и пациентов. Врач становится узнаваемым лицом, его читают, цитируют, приводят в пример.
Блог будет успешным, когда у него появится много читателей – подписчиков. А для этого необходимо, чтобы информация в постах была полезна и интересна читателям. Поэтому очень важно понять, о чем и как нужно писать, чтобы жизнь читателей блога изменилась к лучшему.
Разобраться помогут ответы на следующие вопросы:
– Для кого предназначен ваш блог (это пациенты или коллеги)? (Лучше вести блог для какой-то одной группы читателей, допустим, для пациентов. Эта группа называется на языке маркетинга целевой аудиторией.)
– Чем будет интересен ваш блог для целевой аудитории?
– Чем ваш блог может отличаться от блогов других врачей?
Цель неразрывно связана с описанием будущего результата. Этот результат можно оценить по маркетинговым метрикам и описанию поставленной цели:
– рост числа подписчиков;
– количество лайков (реакций) под постами;
– число перепостов, то есть сколько раз текстом из блога поделились читатели со своими друзьями;
– рост комментариев читателей под постами, значит, тема и текст их заинтересовали;
– повышение числа пациентов на приеме;
– повышение узнаваемости врача среди пациентов и коллег.
После того как цели определены и результат приобрел очертания, приступаем к следующему шагу.
В этом поможет маркетинговый инструмент – SWOT-анализ. SWOT – это аббревиатура, в которой «зашифрованы» компоненты анализа по буквам.
S (Strengths) – сильные стороны врача. Например, врач может составить список своих сильных, то есть положительных сторон.
Пример:
– S1 – знаю, как диагностировать и лечить артериальную гипертензию;
– S2 – умею рассказать пациентам о лечении понятным языком;
– S3 – умею снимать видео на телефон.
W (Weaknesses) – слабые (пока!) стороны доктора. Чего ему не хватает, чтобы…
Пример:
– W1 – не знаю, как вести блог; (Однако это временная слабость. Вот врач прочитает эту статью и «слабая» сторона перейдет в сильную ☺)
– W2 – я – недавний выпускник медицинского вуза. (С одной стороны, кажется, что это минус, а с другой – многие пациенты считают, что у вчерашних студентов еще свежи знания о современных методах лечения. Так можно минус превратить в плюс.)
O (Opportunities) – возможности, которые нам предоставляет окружающая среда. В первую очередь это вопросы, на которые пациенты хотят получить ответы. К возможностям можно отнести все, что интересует пациентов.
Пример:
– O1 – почему «скачет» давление?
– O2 – чем опасна неполная блокада правой ножки пучка Гиса?
– O3 – как проходит врачебный прием?
T (Threats) – угрозы – то, что может помешать врачу на пути к цели со стороны внешней среды.
Пример:
– T1 – пациенты больше интересуются вопросами, на которые врачу пока трудно ответить; (Допустим, по особенностям хирургического лечения заболеваний сердца.)
– T2 – руководитель клиники, где работает врач, против того, чтобы доктор упоминал о месте своей работы в клинике, делился даже обезличенными случаями из практики;
– T3 – конкуренты – другие врачи, которые ведут похожие блоги.
Проведя анализ, врач сможет определить свои преимущества. Для этого он совмещает свои сильные стороны со слабыми, а также учитывает возможности и «угрозы» внешней среды. Получится несколько пар высказываний. Именно они покажут, чем доктор может быть интересен и полезен целевой аудитории.
Пример:
– S1O1 – «знаю, как лечить артериальную гипертензию» + «пациенты спрашивают, почему “скачет” давление» = «кратко и понятно отвечу на этот вопрос в блоге»;
– S3O1 – «умею снимать видео на телефон» + «пациенты спрашивают про лечение артериальной гипертензии» = «сниму видео для блога с ответами на вопросы пациентов».
Преимущества определены, приступаем к следующему шагу.
Контент-план – это план выхода постов (заметок) в блоге по дням недели и по времени.
Контент-план удобнее оформить в виде таблицы: указываем тему поста, день и время публикации. Чтобы каждый раз не мучиться и не «выдумывать» темы, можно сделать рубрики.
Например, рубрика «Мифы о лечении гипертонической болезни» или «Частые ошибки при приеме лекарств». В этих рубриках можно размещать ответы на вопросы пациентов по этим темам.
Контент-план составляется на 2–3 недели. Посты пишутся заранее, к ним подбираются картинки и видео. Такие картинки можно сделать самому, пользуясь платными и бесплатными программами, например программа Canva. А видео можно записать с помощью обычного смартфона. Таким образом, начинающий врач-блогер может начать вести блог не только полагаясь на свою интуицию, но и используя маркетинговый подход, который быстрее приведет его к поставленной цели.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.