Алышева И.В.

врач-кардиолог, специалист в области коммуникаций «врач – пациент», «медицинская сестра – пациент», маркетолог (профессиональная переподготовка по маркетингу в НИУ ВШЭ, обучение в Marketing Academy IEDC Management School)

Врач решил... вести свой блог

Авторы:

Алышева И.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 335 раз

Как цитировать:

Алышева И.В. Врач решил... вести свой блог. Non nocere. Новый терапевтический журнал. 2024;(5):102‑105.
Alysheva IV. The doctor decided to... to start a blog. Non Nocere. New Therapeutic Journal. 2024;(5):102‑105. (In Russ.)

Автор:

Ирина Владимировна Алышева

Ирина Владимировна Алышева,
врач-кардиолог, специалист в области коммуникаций


С чего начать? Поехали! Пошаговая инструкция к успеху

Что такое блог?

Если спросить разных врачей, что такое блог, то можно получить разные ответы. Одни считают, что это видео, размещенное на YouTube или RuTube. Другие ответят, что это текст с картинками в мессенджере Telegram. Третьи будут настаивать на постах в VK (социальная сеть «ВКонтакте»). Такой интуитивный подход приводит к тому, что врач может потратить много сил и времени в неверном направлении. Чтобы так не случилось, применяем маркетинговый подход и начинаем с определения понятия.

Блог – это записи в Интернете в виде дневника. Такой дневник можно вести в виде текста, картинок, карточек, видео. Записи можно разместить на собственном сайте, в социальных сетях, в мессенджерах. Того, кто ведет такой дневник, принято называть блогером.

Пошаговая инструкция

Шаг 1. Постановка цели

Цели могут немного отличаться для врача и для пациентов.

Примеры целей для врача.

1. Увеличить количество пациентов, записывающихся на прием. Допустим, врач работает в частной клинике. Его зарплата зависит от числа принятых пациентов. Где их найти? Врач начинает вести свой блог: рассказывает о том, какими методами обследования и лечения пациентов он владеет, как проходит его прием, об успешных случаях из практики (без упоминаний персональных данных пациентов). Пользователи видят грамотное изложение медицинских тем, проникаются доверием к блогеру и его рекомендациям. В результате на прием приходит больше пациентов.

2. Снизить риск развития профессионального выгорания. Много сил и времени у врача на приеме занимают ответы на вопросы пациентов, работа с возражениями и претензиями. Блог поможет сократить такую нагрузку. Врач может порекомендовать посты (статьи) в блоге как справочную информацию для пациентов. Например, как заниматься спортом, если повышается артериальное давление. Или пояснить, как правильно питаться, если повышен холестерин крови. Пациенты прочтут, получат ответы на свои вопросы, и врачу будет полегче. Плюсом будет доверие к доктору, возражений будет меньше. Это позволит врачу сократить эмоциональную нагрузку.

3. Повысить авторитет среди коллег и пациентов. Врач становится узнаваемым лицом, его читают, цитируют, приводят в пример.

Блог будет успешным, когда у него появится много читателей – подписчиков. А для этого необходимо, чтобы информация в постах была полезна и интересна читателям. Поэтому очень важно понять, о чем и как нужно писать, чтобы жизнь читателей блога изменилась к лучшему.

Разобраться помогут ответы на следующие вопросы:

– Для кого предназначен ваш блог (это пациенты или коллеги)? (Лучше вести блог для какой-то одной группы читателей, допустим, для пациентов. Эта группа называется на языке маркетинга целевой аудиторией.)

– Чем будет интересен ваш блог для целевой аудитории?

– Чем ваш блог может отличаться от блогов других врачей?

Цель неразрывно связана с описанием будущего результата. Этот результат можно оценить по маркетинговым метрикам и описанию поставленной цели:

– рост числа подписчиков;

– количество лайков (реакций) под постами;

– число перепостов, то есть сколько раз текстом из блога поделились читатели со своими друзьями;

– рост комментариев читателей под постами, значит, тема и текст их заинтересовали;

– повышение числа пациентов на приеме;

– повышение узнаваемости врача среди пациентов и коллег.

После того как цели определены и результат приобрел очертания, приступаем к следующему шагу.

Шаг 2. Определить свои преимущества – чем блог будет полезен для читателей и чем будет отличаться от других

В этом поможет маркетинговый инструмент – SWOT-анализ. SWOT – это аббревиатура, в которой «зашифрованы» компоненты анализа по буквам.

S (Strengths) – сильные стороны врача. Например, врач может составить список своих сильных, то есть положительных сторон.

Пример:

S1 – знаю, как диагностировать и лечить артериальную гипертензию;

S2 – умею рассказать пациентам о лечении понятным языком;

S3 – умею снимать видео на телефон.

W (Weaknesses) – слабые (пока!) стороны доктора. Чего ему не хватает, чтобы…

Пример:

W1 – не знаю, как вести блог; (Однако это временная слабость. Вот врач прочитает эту статью и «слабая» сторона перейдет в сильную ☺)

W2 – я – недавний выпускник медицинского вуза. (С одной стороны, кажется, что это минус, а с другой – многие пациенты считают, что у вчерашних студентов еще свежи знания о современных методах лечения. Так можно минус превратить в плюс.)

O (Opportunities) – возможности, которые нам предоставляет окружающая среда. В первую очередь это вопросы, на которые пациенты хотят получить ответы. К возможностям можно отнести все, что интересует пациентов.

Пример:

O1 – почему «скачет» давление?

O2 – чем опасна неполная блокада правой ножки пучка Гиса?

O3 – как проходит врачебный прием?

T (Threats) – угрозы – то, что может помешать врачу на пути к цели со стороны внешней среды.

Пример:

T1 – пациенты больше интересуются вопросами, на которые врачу пока трудно ответить; (Допустим, по особенностям хирургического лечения заболеваний сердца.)

T2 – руководитель клиники, где работает врач, против того, чтобы доктор упоминал о месте своей работы в клинике, делился даже обезличенными случаями из практики;

T3 – конкуренты – другие врачи, которые ведут похожие блоги.

Проведя анализ, врач сможет определить свои преимущества. Для этого он совмещает свои сильные стороны со слабыми, а также учитывает возможности и «угрозы» внешней среды. Получится несколько пар высказываний. Именно они покажут, чем доктор может быть интересен и полезен целевой аудитории.

Пример:

S1O1 – «знаю, как лечить артериальную гипертензию» + «пациенты спрашивают, почему “скачет” давление» = «кратко и понятно отвечу на этот вопрос в блоге»;

S3O1 – «умею снимать видео на телефон» + «пациенты спрашивают про лечение артериальной гипертензии» = «сниму видео для блога с ответами на вопросы пациентов».

Преимущества определены, приступаем к следующему шагу.

Шаг 3. Создать контент-план и график постов

Контент-план – это план выхода постов (заметок) в блоге по дням недели и по времени.

Контент-план удобнее оформить в виде таблицы: указываем тему поста, день и время публикации. Чтобы каждый раз не мучиться и не «выдумывать» темы, можно сделать рубрики.

Например, рубрика «Мифы о лечении гипертонической болезни» или «Частые ошибки при приеме лекарств». В этих рубриках можно размещать ответы на вопросы пациентов по этим темам.

Контент-план составляется на 2–3 недели. Посты пишутся заранее, к ним подбираются картинки и видео. Такие картинки можно сделать самому, пользуясь платными и бесплатными программами, например программа Canva. А видео можно записать с помощью обычного смартфона. Таким образом, начинающий врач-блогер может начать вести блог не только полагаясь на свою интуицию, но и используя маркетинговый подход, который быстрее приведет его к поставленной цели.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.