Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
По Девичьему полю
Журнал: Non nocere. Новый терапевтический журнал. 2024;(10‑11): 120‑127
Прочитано: 281 раз
Как цитировать:
Автор: Андрей Ломакин
В прошлом номере мы рассказывали про Николая Пирогова, а в этом решили пройтись по улицам, названным в его честь, и их окрестностям
Новодевичий монастырь, университетский клинический городок, квартира Михаила Булгакова, дома, возведенные московским купечеством под благотворительные цели, словом, все то, что может заинтересовать в ходе прогулок по этим местам.
Начать исследовать Хамовники можно с Новодевичьего монастыря, давшего название здешним местам – Девичье поле. Монастырь возвели по приказу великого князя Московского Василия III в 1524 году как знак возвращения Смоленска в состав Русского государства. Почти три века Новодевичий считался «царским» монастырем, в нем жили женщины из семей русских царей – Ивана Грозного, Бориса Годунова (он и сам успел здесь ненадолго поселиться, чтобы «позвали на царство»), Василия Шуйского, Михаила Романова и Петра I.
Вид на Новодевичий монастырь с нынешнего Лужнецкого проезда (https://pastvu.com)
Старейшим строением монастыря является пятиглавый Смоленский собор 1524 года с иконой Смоленской Богоматери середины XVI века (список с иконы Благовещенского собора Московского Кремля) и пятиярусным иконостасом XVI–XVII веков, сделанным мастерами Оружейной палаты.
Во время краткого правления сестры Петра I Софьи началось строительство главных барочных зданий монастыря – Покровской церкви с Мариинскими палатами, Успенской и Преображенской церквей, Лопухинских палат и колокольни. После воцарения брат сослал Софью в монастырь, а после Стрелецкого бунта в 1698 году прямо под окнами ее кельи повесил мятежников. Этому сюжету посвящена картина Ильи Репина «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов» (картина находится в Государственной Третьяковской галерее). Царевна вместе с сестрами похоронена в Смоленском соборе. Новодевичий считается одним из самых ярких и лучше всего сохранившихся памятников московского барокко и охраняется ЮНЕСКО.
Из-за первой жены Петра I Евдокии Лопухиной, проведшей последние годы в Новодевичьем монастыре, появилось и название соседних улиц – Малая и Большая Царицынские, которые переименуют в Пироговские в 1924 году в честь хирурга Николая Пирогова.
Само собой, эти улицы связаны с медициной. В 1887 году здесь был заложен Клинический городок для новых зданий медицинского факультета Московского университета. До этих пор университетские клиники и прочие помещения располагались в районе Моховой улицы, и как вспоминал Антон Чехов – студент медицинского факультета, к этому времени они сильно обветшали. Одним из инициаторов создания Клинического городка был хирург Николай Склифосовский, бывший на тот момент деканом медицинского факультета Императорского Московского университета. Под проект выделили 18 га земли в районе Девичьего поля, и к 1897 году строительство закончили. Как водится, науке сильно помогли меценаты, в частности, предприниматели Варвара Морозова, Тимофей Морозов, Петр Шелапутин и Михаил Хлудов.
Все основные здания Клинического городка спроектировал Константин Быковский, на тот момент главный архитектор Московского университета, работавший в жанре неоклассицизма. Для университета на Девичьем поле было возведено более 20 построек, в их числе акушерская, гинекологическая, терапевтическая и хирургическая клиники, клиника нервных болезней, клиника кожных болезней, фармакологический и фармацевтический институты, институты судебной медицины, патологической анатомии, топографической анатомии и оперативной хирургии. После преобразования медицинского факультета Московского университета в Первый Медицинский институт (сейчас это Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова) он занял большую часть территории Клинического городка.
Про некоторые из зданий расскажем чуть подробнее, так как они интересны либо благотворителями, выделившими деньги на строительство, либо самой архитектурой.
Например, средства на Клинику кожных и венерических болезней, спроектированную Константином Быковским, выделил серпуховский купец Гаврила Солодовников. Миллионное состояние предприниматель сделал на продаже писчей бумаги и домовладении и прослыл страшным скрягой, экономившим каждую копейку. Между тем на его деньги в Москве был построен театр на Большой Дмитровке, а для получения дворянства город предложил ему профинансировать строительство университетской клиники для лечения кожных и венерических болезней. Солодовников не поскупился, заведение стало одним из первых, специализировавшихся на подобных заболеваниях в Российской империи. А позже купец все свое огромное состояние завещал на благотворительность.
Большая Пироговская улица. Слева здание Клиники кожных и венерических болезней, архитектор Константин Быковский, построено в 1887-1892 гг. (https://commons.m.wikimedia.org)
Еще одна примечательная история стоит за появлением Морозовской клиники душевных болезней (находится на соседней улице – Россолимо). Меценатка Варвара Морозова пожертвовала деньги и землю под клинику при Московском университете, так как ее муж Абрам Морозов страдал душевным недугом и закончил свои дни в частной клинике под присмотром психиатра Сергея Корсакова. Краснокирпичное здание клиники построил тот же Быковский. Сергей Корсаков ее потом возглавил (ныне Клиника психических болезней им. С.С. Корсакова). А уже при руководстве заведением врачом-психиатром Владимиром Сербским в 1902 году сюда поступил на лечение художник Михаил Врубель с диагнозом «неизлечимый прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции».
Психиатрическая клиника им. А.А. Морозова, 1895 г. (https://pastvu.com)
Также Варвара Морозова и три ее сына пожертвовали средства на основание первой в стране онкологической лечебницы – Института для лечения опухолей имени Морозовых. Появление этой клиники тоже связано с семейной историей Варвары Морозовой, мать которой умерла от рака, когда дочери было 6 лет. Небольшое краснокирпичное здание института (сейчас его занимает Институт медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных заболеваний им. Е.И. Марциновского) – одно из самых примечательных в Клиническом городке. Изначально угловую башенку венчал стеклянный купол, под которым находилась операционная (к сожалению, не сохранилась).
Бывший Институт для лечения опухолей имени Морозовых Императорского Московского университета, 1904 г. (https://new.nmicr.ru)
На средства династии Морозовых была построена также гинекологическая клиника – деньги на нее выделил Тимофей Морозов.
Другое здание от благотворителей – Московский гинекологический институт имени Шелапутиной (теперь Научно-исследовательский институт по изысканию новых антибиотиков имени Г.Ф. Гаузе). Архитектором проекта стал Роман Клейн, он же является автором здания Института для лечения опухолей имени Морозовых. Среди наиболее известных строений Клейна в Москве – магазин «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ), Музей изящных искусств (ГМИИ им. А.С. Пушкина), шелковая фабрика «К.О. Жиро» (после революции переименована в «Красную Розу»). В Серпухове Клейн построил особняк купчихи Анны Мараевой (сейчас Серпуховский историко-художественный музей) и храм Спаса Нерукотворного Образа. После возведения дома для Варвары Морозовой на Воздвиженке предпринимательница познакомила его с другими купцами-старообрядцами. Так Клейну поступил заказ на строительство от основателя Балашихинской мануфактуры Петра Шелапутина, спонсировавшего возведение института женских болезней. Все старообрядческие купцы были крайне состоятельны, но имя этого стало нарицательным – «богат, как Шелапутин». Институт был назван в честь матери купца – Александры Петровны, а возглавил его один из основателей российской гинекологии и профессор Московского университета Владимир Снегирев, чье обучение когда-то помог оплатить именно меценат Шелапутин.
Бывший Гинекологический институт усовершенствования врачей, построенный в 1896-1913 годах архитектором Р.И. Клейном на средства известного российского мецената – купца П.Г. Шелапутина (https://commons.m.wikimedia.org)
И наконец, последнее медицинское заведение на средства московского купечества – это Клиника детских болезней имени Михаила Хлудова (ныне Университетская детская клиническая больница Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова). Каменный дом-теремок в старорусском сказочном стиле построил Константин Быковский, неожиданно отошедший в проекте от своего любимого неоклассицизма. А сам благотворитель, выделивший деньги на строительство, – владелец текстильных фабрик Михаил Хлудов (брат Варвары Морозовой), был фигурой одиозной. Охотник, вояка и кутежник, по слухам, его первая жена умерла от яда, случайно выпив из чаши, предназначавшейся брату купца.
«Женившись, он продолжал свою жизнь без изменения, только стал еще задавать знаменитые пиры в своем Хлудовском тупике, на которых появлялся всегда в разных костюмах: то в кавказском, то в бухарском, то римским полуголым гладиатором с тигровой шкурой на спине. А то раз весь выкрасился черной краской и явился на пир негром. И всегда при нем находилась тигрица, ручная, ласковая, прожившая очень долго, как домашняя собака».
Владимир Гиляровский, «Москва и москвичи»
В память о рано погибшем сыне Михаил Хлудов завещал капитал на строительство детской клиники, которую в 1891 году возглавил знаменитый врач-педиатр Нил Филатов.
Здание бывшей детской больницы им. М.А. Хлудова. Большая Пироговская улица, дом 19, строение 1, Хамовники (https://de.wikipedia.org)
Продолжая тему московских купцов-меценатов, можно пройтись по Большой Пироговской до дома №13 – бывшего Мазуринского сиротского приюта. Гражданская жена купца Николая Мазурина – француженка Мария Шарбонно – завещала средства на строительство детского приюта, который должен носить имя мужа. Здание приюта в стиле неогрек в 1895 году построил Илларион Иванов-Шиц, ученик одного из главных архитекторов русского модерна Льва Кекушева. Иванов-Шиц позже спроектировал и Морозовскую детскую больницу на Якиманке, построенную на средства Алексея Морозова.
К слову, о модерне – на Большой Пироговской не пропустите дом 9А, бывший Дом городских начальных училищ авторства архитектора Анатолия Остроградского (сейчас его занимает медико-биологический факультет РНИМУ им. Н.И. Пирогова). Здание, сочетающее модерн и неорусский стиль, возвели в 1912 году. На фасаде располагается майоликовое панно на тему битвы святого Георгия Победоносца со змеем, сделанное на Абрамцевском керамическом заводе.
На Большой Пироговской в доме 35А с 1927 по 1934 год прожил писатель Михаил Булгаков. Сейчас в его бывшей трехкомнатной квартире на первом этаже работает музей, где частично воспроизведена обстановка тех лет: выставлены документы писателя, фото его и окружения. Кстати, сам дом (частично – двухэтажный, частично – трехэтажный) изначально принадлежал купцам Решетниковым и был в советское время сильно перестроен.
На Большой Пироговской улице, дом 27, любителям староиндустриальной архитектуры будет интересен краснокирпичный комплекс «Электролуч». В самом конце XIX века в рамках реформы министра Сергея Витте по монополии государства на производство и продажу спиртных напитков в Российской империи начали строить казенные винные склады. Одним из них стал Казенный винный склад №3 между Пироговскими улицами по проекту архитектора Александра Роопа. После революции территорию склада занял завод по производству осветительных приборов «Электросвет», сейчас его преобразовали в офисный комплекс.
«Электролуч», комплекс зданий между Большой и Малой Пироговской улицами
Еще одна архитектурная диковина располагается на улице Погодинская, дом 12А, – так называемая Погодинская изба. Издатель, историк и любитель славянской старины Михаил Погодин выкупил в 1835 году бывшую усадьбу князя Щербатова. Погодин выпускал журнал «Москвитянин», а дома у себя устраивал литературные сборища, куда приходили Федор Тютчев, Лев Толстой и Александр Островский. В 1856 году он решил выстроить на территории усадьбы избу в старорусском стиле с ажурными наличниками, фризом и ставнями. Про эту постройку Погодину писала знакомая: «Что ваша новая книга из бревен? Я слышу, что она заменила "Москвитянина" и Мстиславов Ростиславичей, и все прежние ваши страсти». В настоящий момент изба заброшена и находится не в лучшем состоянии, однако все равно оставляет магическое впечатление.
Погодинская изба (Автор: Елена бутко. https://ru.wikipedia.org)
И наконец, вблизи Плющихи нельзя пропустить конструктивистский клуб завода «Каучук», построенный в 1927–1929 годах Константином Мельниковым. Здание только недавно реконструировали и передали Первому Московскому государственному медицинскому университету имени И.М. Сеченова под культурные мероприятия.
Клуб завода «Каучук» (в 1960—1990-х годах Дом культуры завода «Каучук») — здание рабочего клуба на пересечении улицы Плющиха и 2-го переулка Тружеников, построенное в 1927–1929 годах по проекту архитектора Константина Мельникова с участием инженера Г. Г. Карлсена (Автор: Геннадий Грачев, https://commons.m.wikimedia.org)
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.