Алышева И.В.

врач-кардиолог, специалист в области коммуникаций «врач – пациент», «медицинская сестра – пациент», маркетолог (профессиональная переподготовка по маркетингу в НИУ ВШЭ, обучение в Marketing Academy IEDC Management School)

Кто на новенького?

Авторы:

Алышева И.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 265 раз

Как цитировать:

Алышева И.В. Кто на новенького? Non nocere. Новый терапевтический журнал. 2024;(10‑11):114‑116.
Alysheva IV. Who’s on the new guy$1 Non Nocere. New Therapeutic Journal. 2024;(10‑11):114‑116. (In Russ.)

Автор:

Ирина Владимировна Алышева

Ирина Владимировна Алышева,
врач-кардиолог, специалист в области коммуникаций


Как помочь освоиться на рабочем месте новому сотруднику клинки

За свою жизнь я сменила несколько мест работы. Это были и государственные, и частные клиники, и даже фармацевтические компании. И везде приходилось адаптироваться. Во многом это, конечно, зависело от меня самой, но все-таки большую роль играли руководитель и коллеги. Скажу честно, порой бывало очень непросто, и сложности скрывались в мелочах. Например, трудовой договор, должностные инструкции и правила внутреннего распорядка я однажды получила от сотрудника… регистратуры!

– Доктор, это вам передал отдел кадров. Проверьте, все ли правильно, и подпишите.

Рядом стоят пациенты в очереди, сумку некуда поставить, читать, не отвлекаясь, неудобно. Появилось ощущение, что как-то мне здесь совсем не рады, хотя на первой встрече при приеме на работу руководитель клиники воскликнул: «Как хорошо, что вы пришли! Нам так нужны врачи!»

В одной из клиник в первый рабочий день очень долго искали для меня свободный кабинет и не объяснили, как работать с компьютерной программой. Когда я начала принимать пациентов, выяснилось, что программа «зависает», а еще вместо букв выдает какие-то иероглифы! IT-специалист по телефону отвечал неохотно. И все описание мне приходилось начинать заново. Немало времени уходило на самостоятельный поиск тонометра и рецептурных бланков. Да, все это мелочи, но сколько времени и сил они отнимают! Пациенты ждут и нервничают, врач нервничает еще больше и устает, приняв далеко не всех пациентов.

Многие клиники борются за поток пациентов, за то, чтобы пациенты приходили к ним раз за разом. Но ведь эти ощущения во многом зависят от внутреннего настроя врача. Если ему комфортно, все понятно, он обеспечен необходимыми инструментами – работается легко и с удовольствием, и положительные эмоции транслируются пациентам. В таких условиях у доктора остается больше ментальных и физических сил, чтобы разобраться в диагнозе, назначить лечение и уменьшить риск профессионального выгорания. И пациенты от этого только выигрывают!

Кто и как поможет новому врачу адаптироваться на рабочем месте?

В первую очередь это задача непосредственного руководителя – главного врача или заведующего отделением. А на подхвате должны быть наставники из числа опытных сотрудников. Отвечая на вопрос «как?», рассмотрим три варианта:

1. Знакомство с клиникой.

2. Использование внутренней рабочей энциклопедии «Книга знаний».

3. Наставничество.

1. Знакомство

Это встреча в кабинете главного врача, обсуждение и подписание документов.

Цель знакомства:

– создать и закрепить благоприятное впечатление врача о клинике;

– рассказать о ее целях и принципах работы;

– подписать документы о приеме на работу;

– ответить на вопросы по этим документам.

Как это сделать правильно?

Знакомство не должно занять более одного часа. К этому времени кадровая служба по поручению руководителя уже должна подготовить документы:

– трудовой договор;

– должностную инструкцию;

– правила внутреннего распорядка;

– СОПы (стандартные операционные процедуры).

Руководитель предлагает новому врачу сначала познакомиться с трудовым договором и должностными инструкциями. А затем подписать их. СОПы – многостраничный документ – врач может прочитать дома и на следующий день задать вопросы, если они появятся.

Первое впечатление складывается за несколько минут, и чтобы исправить его, если оно негативное, иногда требуются годы.

Руководитель очень поможет новичку, если:

– кратко и понятно расскажет о клинике;

– спросит врача, все ли ему понятно;

– предложит во время разговора врачу чай или кофе, желательно в красивой чашке;

– пригласит врача на небольшую экскурсию по клинике – покажет кабинеты врачей, процедурный кабинет, служебный туалет, кухню, где сотрудники клиники могут перекусить;

– познакомит с сотрудниками, к которым можно в первое время обратиться по рабочим вопросам, например, где найти тонометр, если его нет в кабинете, к кому обратиться по поводу программы заполнения карточек, где взять одноразовые простыни, чтобы постелить на кушетку для осмотра пациентов.

Все это покажет новому сотруднику, что его здесь ждут.

В конце первого рабочего дня хорошей инвестицией в мотивацию нового специалиста будет еще одна встреча с руководителем – минут на десять. Стоит узнать, как прошел первый рабочий день и какие появились вопросы.

2. Использование внутренней рабочей энциклопедии «Книга знаний»

Это создание и применение внутренней электронной энциклопедии «Книга знаний», включающей ответы на часто встречающиеся рабочие вопросы:

– шаблоны оформления медицинских документов, протоколы лечения;

– порядок действий при оказании экстренной помощи пациентам;

– выписка рецептов;

– порядок и сроки оформления отчетов;

– способы работы с компьютерной программой;

– алгоритмы работы с возражениями и претензиями пациентов;

– телефоны сотрудников, к которым можно обратиться в случае необходимости, – главного врача, старшей медицинской сестры, IT-специалиста, а также регистратуры.

Такой справочник удобен тем, что предоставляет новому сотруднику всю необходимую информацию и при этом никого не приходится отвлекать от дел.

3. Наставничество

Это вид обучения на рабочем месте.

Цель наставничества: помочь новому врачу (и любому другому сотруднику) быстрее адаптироваться на рабочем месте.

Кто выполняет роль наставника?

Вариантов может быть несколько. Они зависят от ситуации.

Ситуация №1. Наставник – руководитель

По вопросам трудового договора, должностных инструкций, оценки качества работы инструктирует главный врач.

Другой руководитель – заведующий отделением, общается с новым врачом более детально. Рассказывает, что именно он ждет от его работы и соблюдения трудовой дисциплины, объясняет, как правильно выполнить ту или иную работу, а также о методах контроля, чтобы впоследствии новый доктор воспринимал контроль не как меру наказания, а как способ помощи в профессиональном росте. В этом наставнику помогает система вопросов, задаваемых в определенной последовательности.

Допустим, наставник проверил заполнение историй болезни и теперь необходимо обсудить, как улучшить этот этап.

Первый вопрос о цели: «Какая главная цель заполнения историй болезни?»

Второй вопрос о последствиях ошибок заполнения: «Что будет, если история болезни будет заполнена с ошибками?»

Третий вопрос о способах исправления: «Что важно сделать, чтобы заполнить историю болезни без ошибок?» Врач предложит несколько вариантов. Возможно, доктору нужно небольшое дополнительное обучение.

Четвертый вопрос: «Какой способ вы выберете?»

Таким образом наставник не только проинструктировал, но и предложил врачу самостоятельно проанализировать свои действия, найти ошибки и способ их исправления.

Ситуация №2. Наставник – IT-специалист

Он поможет научиться работать с компьютерной программой, правильно вносить информацию о пациентах, формировать отчеты. IT-специалист первое время всегда на связи – вдруг у врача срочно возникнет вопрос.

Ситуация №3. Наставник – врач, который давно работает в клинике

Он поможет новому сотруднику разобраться с местной «Книгой знаний», где хранятся протоколы лечения, шаблоны для заполнения медицинских документов.

Ситуация №4. Наставник – старшая медицинская сестра

Она ответит на вопросы по работе процедурного кабинета, какие анализы берут в клинике, когда пациентам лучше прийти, чтобы не было очереди. Эти вопросы больные часто задают врачу на приеме. От того, как на них ответить, зависит доверие пациентов к врачу.

Как видите, чтобы помочь адаптироваться на новом месте, есть несколько простых, но эффективных способов. Выбирайте!

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.