Кто на новенького?
Журнал: Non nocere. Новый терапевтический журнал. 2024;(10‑11): 114‑116
Прочитано: 265 раз
Как цитировать:
Автор:
Ирина Владимировна Алышева,
врач-кардиолог, специалист в области коммуникаций
Как помочь освоиться на рабочем месте новому сотруднику клинки
За свою жизнь я сменила несколько мест работы. Это были и государственные, и частные клиники, и даже фармацевтические компании. И везде приходилось адаптироваться. Во многом это, конечно, зависело от меня самой, но все-таки большую роль играли руководитель и коллеги. Скажу честно, порой бывало очень непросто, и сложности скрывались в мелочах. Например, трудовой договор, должностные инструкции и правила внутреннего распорядка я однажды получила от сотрудника… регистратуры!
– Доктор, это вам передал отдел кадров. Проверьте, все ли правильно, и подпишите.
Рядом стоят пациенты в очереди, сумку некуда поставить, читать, не отвлекаясь, неудобно. Появилось ощущение, что как-то мне здесь совсем не рады, хотя на первой встрече при приеме на работу руководитель клиники воскликнул: «Как хорошо, что вы пришли! Нам так нужны врачи!»
В одной из клиник в первый рабочий день очень долго искали для меня свободный кабинет и не объяснили, как работать с компьютерной программой. Когда я начала принимать пациентов, выяснилось, что программа «зависает», а еще вместо букв выдает какие-то иероглифы! IT-специалист по телефону отвечал неохотно. И все описание мне приходилось начинать заново. Немало времени уходило на самостоятельный поиск тонометра и рецептурных бланков. Да, все это мелочи, но сколько времени и сил они отнимают! Пациенты ждут и нервничают, врач нервничает еще больше и устает, приняв далеко не всех пациентов.
Многие клиники борются за поток пациентов, за то, чтобы пациенты приходили к ним раз за разом. Но ведь эти ощущения во многом зависят от внутреннего настроя врача. Если ему комфортно, все понятно, он обеспечен необходимыми инструментами – работается легко и с удовольствием, и положительные эмоции транслируются пациентам. В таких условиях у доктора остается больше ментальных и физических сил, чтобы разобраться в диагнозе, назначить лечение и уменьшить риск профессионального выгорания. И пациенты от этого только выигрывают!
В первую очередь это задача непосредственного руководителя – главного врача или заведующего отделением. А на подхвате должны быть наставники из числа опытных сотрудников. Отвечая на вопрос «как?», рассмотрим три варианта:
1. Знакомство с клиникой.
2. Использование внутренней рабочей энциклопедии «Книга знаний».
3. Наставничество.
Это встреча в кабинете главного врача, обсуждение и подписание документов.
Цель знакомства:
– создать и закрепить благоприятное впечатление врача о клинике;
– рассказать о ее целях и принципах работы;
– подписать документы о приеме на работу;
– ответить на вопросы по этим документам.
Как это сделать правильно?
Знакомство не должно занять более одного часа. К этому времени кадровая служба по поручению руководителя уже должна подготовить документы:
– трудовой договор;
– должностную инструкцию;
– правила внутреннего распорядка;
– СОПы (стандартные операционные процедуры).
Руководитель предлагает новому врачу сначала познакомиться с трудовым договором и должностными инструкциями. А затем подписать их. СОПы – многостраничный документ – врач может прочитать дома и на следующий день задать вопросы, если они появятся.
Первое впечатление складывается за несколько минут, и чтобы исправить его, если оно негативное, иногда требуются годы.
Руководитель очень поможет новичку, если:
– кратко и понятно расскажет о клинике;
– спросит врача, все ли ему понятно;
– предложит во время разговора врачу чай или кофе, желательно в красивой чашке;
– пригласит врача на небольшую экскурсию по клинике – покажет кабинеты врачей, процедурный кабинет, служебный туалет, кухню, где сотрудники клиники могут перекусить;
– познакомит с сотрудниками, к которым можно в первое время обратиться по рабочим вопросам, например, где найти тонометр, если его нет в кабинете, к кому обратиться по поводу программы заполнения карточек, где взять одноразовые простыни, чтобы постелить на кушетку для осмотра пациентов.
Все это покажет новому сотруднику, что его здесь ждут.
В конце первого рабочего дня хорошей инвестицией в мотивацию нового специалиста будет еще одна встреча с руководителем – минут на десять. Стоит узнать, как прошел первый рабочий день и какие появились вопросы.
Это создание и применение внутренней электронной энциклопедии «Книга знаний», включающей ответы на часто встречающиеся рабочие вопросы:
– шаблоны оформления медицинских документов, протоколы лечения;
– порядок действий при оказании экстренной помощи пациентам;
– выписка рецептов;
– порядок и сроки оформления отчетов;
– способы работы с компьютерной программой;
– алгоритмы работы с возражениями и претензиями пациентов;
– телефоны сотрудников, к которым можно обратиться в случае необходимости, – главного врача, старшей медицинской сестры, IT-специалиста, а также регистратуры.
Такой справочник удобен тем, что предоставляет новому сотруднику всю необходимую информацию и при этом никого не приходится отвлекать от дел.
Это вид обучения на рабочем месте.
Цель наставничества: помочь новому врачу (и любому другому сотруднику) быстрее адаптироваться на рабочем месте.
Кто выполняет роль наставника?
Вариантов может быть несколько. Они зависят от ситуации.
По вопросам трудового договора, должностных инструкций, оценки качества работы инструктирует главный врач.
Другой руководитель – заведующий отделением, общается с новым врачом более детально. Рассказывает, что именно он ждет от его работы и соблюдения трудовой дисциплины, объясняет, как правильно выполнить ту или иную работу, а также о методах контроля, чтобы впоследствии новый доктор воспринимал контроль не как меру наказания, а как способ помощи в профессиональном росте. В этом наставнику помогает система вопросов, задаваемых в определенной последовательности.
Допустим, наставник проверил заполнение историй болезни и теперь необходимо обсудить, как улучшить этот этап.
Первый вопрос о цели: «Какая главная цель заполнения историй болезни?»
Второй вопрос о последствиях ошибок заполнения: «Что будет, если история болезни будет заполнена с ошибками?»
Третий вопрос о способах исправления: «Что важно сделать, чтобы заполнить историю болезни без ошибок?» Врач предложит несколько вариантов. Возможно, доктору нужно небольшое дополнительное обучение.
Четвертый вопрос: «Какой способ вы выберете?»
Таким образом наставник не только проинструктировал, но и предложил врачу самостоятельно проанализировать свои действия, найти ошибки и способ их исправления.
Он поможет научиться работать с компьютерной программой, правильно вносить информацию о пациентах, формировать отчеты. IT-специалист первое время всегда на связи – вдруг у врача срочно возникнет вопрос.
Он поможет новому сотруднику разобраться с местной «Книгой знаний», где хранятся протоколы лечения, шаблоны для заполнения медицинских документов.
Она ответит на вопросы по работе процедурного кабинета, какие анализы берут в клинике, когда пациентам лучше прийти, чтобы не было очереди. Эти вопросы больные часто задают врачу на приеме. От того, как на них ответить, зависит доверие пациентов к врачу.
Как видите, чтобы помочь адаптироваться на новом месте, есть несколько простых, но эффективных способов. Выбирайте!
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.