Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Алышева И.В.

врач-кардиолог, специалист в области коммуникаций «врач – пациент», «медицинская сестра – пациент», маркетолог (профессиональная переподготовка по маркетингу в НИУ ВШЭ, обучение в Marketing Academy IEDC Management School)

Держим удар

Авторы:

Алышева И.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 225 раз

Как цитировать:

Алышева И.В. Держим удар. Non nocere. Новый терапевтический журнал. 2023;(8):92‑93.
Alysheva IV. We'll take the hit. Non Nocere. New Therapeutic Journal. 2023;(8):92‑93. (In Russ.)

Автор:

Ирина Владимировна Алышева

Ирина Владимировна Алышева,
врач-кардиолог, специалист в области коммуникаций


Как врачу защитить свою психику во время конфликта

Когда говорят о конфликтах на врачебном приеме, то в основном уделяют внимание способам их урегулирования. При этом за кадром остаются переживания самого врача. Эти отрицательные эмоции часто приводят к ухудшению настроения, здоровья и могут даже закончиться профессиональным выгоранием. Цель статьи: рассмотреть проблему психологического состояния врача во время конфликтной ситуации и способы защиты его психики.

СИТУАЦИЯ

Допустим, пациент на приеме ведет себя по отношению к врачу агрессивно и заявляет: «Вы же врач, вы же клятву давали!» Возможно, пациент так говорит, считая, что врач ему не помог:

– не объяснил, почему он назначил то или иное обследование;

– не рассказал о последствиях нелечения;

– не развеял сомнения по поводу побочных эффектов, о которых пациент прочитал в инструкции к лекарственным препаратам.

И теперь пациент хочет, чтобы доктор уделил ему внимание.

В чем проблема?

Врач воспринимает слова пациентов болезненно, поскольку они звучат как принуждение, приказ, показывают пренебрежительное отношение. Появляется желание сразу ответить резко, а если сдержаться, то придется подавлять отрицательные эмоции, что приводит к раздражению, повышенной утомляемости, рассеянности. Работа становится не в радость, отчего страдает и врач, и пациенты.

Как врачу защитить свою психику?

В сложившейся ситуации важно не принимать негативные высказывания пациентов на свой счет: мы обижаемся, когда задевают именно нашу личность. Поэтому все, что говорит недовольный пациент, необходимо воспринимать не как претензию к себе, а как недовольство человека сложившейся ситуацией.

Разберем несколько способов защиты психики во время конфликта.

1 способ

Врач относится к спорщику не как к обычному человеку, который высказывает претензии, а смотрит на него с точки зрения заболевания. То есть негативные эмоции и агрессия пациента связаны с его болезнью (вызванными ею слабостью, невозможностью жить так, как раньше, болью). Психологическая отстраненность помогает врачу не воспринимать слова пациента как личное оскорбление.

Плюсы: это целостный подход к ведению пациента. Возможно, кроме обычных лекарств ему нужна помощь психотерапевта.

Минусы: трудно применить сразу, когда претензии обрушиваются внезапно.

2 способ

Подходит, когда претензии обрушиваются на врача внезапно, задевают за живое и для продолжения работы врачу необходимо быстро успокоиться. В этом случае поможет прием, когда агрессора представляют в необычном виде, например в костюме Деда Мороза или в смешной маске. Внутренняя улыбка и чувство юмора позволяют восстановить утраченное душевное равновесие.

3 способ

Тоже подходит, когда пациент начинает много говорить и возмущаться. Отгородиться от негатива можно, если представить, что пациент говорит не вам, а другому, воображаемому человеку за вашей спиной. Или мысленно построить защитную прозрачную стену, через которую не проходят отрицательные эмоции.

4 способ. Профилактический

Дело в том, что нередко человек болезненно воспринимает негативные высказывания в свой адрес, когда он устал или голоден, поэтому врачу важно отслеживать свое состояние во время приема. Если чувствуете, что начинаете раздражаться, спросите себя: «Чем вызваны мои чувства? Может быть, мне необходимо сделать 5-минутный перерыв и выпить чашку чая с кусочком черного шоколада?»

Черный шоколад – это шоколад с более чем 60% какао-бобов в составе, что обеспечивает высокое содержание специальных флавоноидов, влияющих на наше эмоциональное хранилище – гиппокамп – и улучшающих настроение. А чем лучше настроение, тем сложнее вывести человека из себя.

5 способ

При описании отрицательных эмоций и тесно связанной с ними проблемы профессионального выгорания врачей большое внимание уделяется фрустрации.

Фрустрация – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Это состояние возникает в ситуациях, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые препятствия. В нашем случае фрустрация обусловлена невозможностью избавиться от негативных эмоций.

Эмоционально разрядиться врачу поможет общение с коллегами: возможность рассказать о том, что его волнует, беспокоит, возмущает. Внимательное слушание и сочувствие коллег поможет, как психотерапия. Врач выговорится, узнает, что не он один попадает в подобные ситуации, услышит слова поддержки, и ему станет легче.

Как организовать такое общение?

Поможет даже чат в Телеграме, где небольшая группа врачей обсуждает, как справиться со сложными ситуациями на приеме.

Правила общения такие: исключаются обвинения, бранные слова, никто никого не осуждает, принимает таким, какой он есть, дает право на ошибку.

В результате врачи выговариваются, слышат слова поддержки, эмоционально разряжаются и возвращаются к работе без отрицательных эмоций.

Таким образом, все эти способы позволяют врачу защитить свою психику во время конфликтных ситуаций на врачебном приеме. Это значит, что врач, успокоившись сам, сможет разрядить обстановку и успокоить пациента. В итоге пациент сможет доверять врачу, будет выполнять врачебные рекомендации, и состояние его улучшится.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.