
На верном пути
Редкая генная мутация отсрочила начало болезни Альцгеймера у одного человека.
Международная группа ученых выявила у мужчины редкую генетическую мутацию, которая защитила его от развития деменции в раннем возрасте. Открытие, опубликованное в журнале Nature Medicine, может помочь исследователям лучше понять причины болезни Альцгеймера и привести к новым методам лечения. В течение почти 40 лет невролог Франсиско Лопера из Университета Антиокии в Медельине наблюдал за большой семьей, члены которой заболевали болезнью Альцгеймера в возрасте до сорока лет. Многие из них были носителями генетического варианта E280A, называемого также мутацией paisa, неизбежно приводящей к раннему развитию слабоумия. Но сейчас Лопера и его сотрудники, проанализировав геномы и истории болезни 1 200 родственников, выявили члена семьи со второй генетической мутацией, которая защищала его от развития деменции до 67 лет. Просканировав мозг этого мужчины, ученые обнаружили в нем большое скопление амилоидных бляшек и белка тау. По словам соавтора исследования Джозефа Арболеда, мозг выглядел как при тяжелой деменции. Но в одной небольшой области, называемой энторинальной корой, которая координирует такие навыки, как память и навигация, был низкий уровень тау-белка. Также у мужчины была обнаружена мутация в гене, кодирующем белок рилин, связанный с заболеваниями головного мозга, включая шизофрению и аутизм. О роли рилина в развитии болезни Альцгеймера известно мало, поэтому ученые генетически сконструировали мышей с такой же мутацией. У животных мутировавшая форма рилина вызывала химическую модификацию тау-белка, ограничивающую его способность группироваться вокруг нейронов. Ученые ставят под сомнение теорию о том, что болезнь Альцгеймера в первую очередь вызывается амилоидными бляшками, являющимися мишенями для нескольких лекарств, недавно одобренных Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США. Препараты эффективно удаляют амилоид из головного мозга, но приводят лишь к умеренному замедлению темпов снижения когнитивных функций.
Химическая провокация
Широко используемое химическое вещество увеличило частоту болезни Паркинсона в одной популяции на 70%.
Исследование, проведенное под руководством эпидемиологов из Калифорнийского университета Сан-Франциско, предоставило убедительные доказательства того, что воздействие химического растворителя трихлорэтилена (ТХЭ) увеличивает риск развития болезни Паркинсона.
Статья, опубликованная в JAMA Neurology, включает данные анализа медицинских карт десятков тысяч ветеранов морской пехоты, тренировавшихся в базовом лагере морской пехоты Кэмп-Лежен в Северной Каролине с 1975 по 1985 год. В то время колодцы на базе были загрязнены из-за протекающих подземных резервуаров, промышленных разливов и мест захоронения отходов. Вода, используемая на базе, содержала концентрацию ТХЭ, более чем в 70 раз превышающую уровень, разрешенный Агентством по охране окружающей среды США. Новобранцы могли проглотить ТХЭ с пищей или водой, впитать его через кожу во время купания или вдохнуть легколетучее соединение, которое также использовалось для обезжиривания и очистки металлического оборудования. Исследователи подсчитали частоту заболеваемости болезнью Паркинсона у ветеранов и сравнили ее с частотой 72 000 ветеранов, проживавших на базе морской пехоты Кэмп-Пендлтон – аналогичном тренировочном полигоне в Калифорнии, где не было высоких уровней ТХЭ. После поправки на возраст, пол, расу и этническую принадлежность ученые установили, что к 2021 году у ветеранов из Кэмп-Лежена частота встречаемости болезни Паркинсона на 70% выше, чем у группы Кэмп-Пендлтон.
Сегодня ТХЭ используют в основном при производстве хладагентов и в качестве обезжиривателя в тяжелой промышленности. Но в XX веке это вещество применяли для многих целей, в том числе для приготовления кофе без кофеина, химчистки и в качестве ингаляционного хирургического анестетика для детей и рожениц.
Новая прохлада
FDA одобрило новый препарат от приливов.
Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) одобрило препарат компании Astellas Pharma для лечения симптомов, вызванных менопаузой: потливости, приливов и озноба. Таблетки под названием Veozah следует принимать один раз в день.
Механизм действия Veozah нацелен на устранение дисбаланса нейрональной активности, который связан с падением уровня эстрогена и выражается в нарушении контроля температуры тела. В заявлении FDA говорится, что лекарство предоставит «дополнительный безопасный и эффективный вариант лечения для женщин».
Как отмечает Time, наиболее распространенное лечение неприятных симптомов, вызванных менопаузой, представляет собой гормональную терапию препаратами, повышающими уровни эстрогена и прогестина. Но такое лечение не подходит некоторым женщинам, в том числе имеющим в анамнезе инсульт, тромбоз, инфаркт и другие заболевания. Крупные исследования показали, что гормоны могут увеличить вероятность повторного возникновения этих проблем, хотя риски варьируют в зависимости от ряда индивидуальных факторов.
Veozah не является гормоном. Инструкция FDA содержит предупреждение о потенциальном повреждении печени. Женщины, прежде чем получить рецепт, должны будут пройти обследование на предмет дисфункции печени или наличия инфекции, а затем сдавать анализ крови каждый квартал в течение девяти месяцев, чтобы отслеживать возможные проблемы с безопасностью препарата.
Четкий ответ
FDA одобрило РАНВЭК для лечения болезни Крона.
Ранвэк (Rinvoq, упадацитиниб) одобрен Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) для лечения взрослых с активной болезнью Крона от умеренной до тяжелой степени в тех случаях, когда применение блокаторов фактора некроза опухоли оказалось неэффективным. Ранвэк – первый пероральный препарат для этой группы пациентов, отмечает UPI. Выпускается в виде таблеток с пролонгированным высвобождением, принимается один раз в день.
Ранее Ранвэк был одобрен для лечения ряда других состояний, включая экзему, ревматоидный артрит, псориатический артрит и язвенный колит.
Безопасность и эффективность Ранвэка для лечения болезни Крона оценивались в двух рандомизированных исследованиях с участием 857 пациентов. Участники получали либо 45 мг Ранвэка, либо плацебо ежедневно в течение 12 недель. По сообщению FDA, после четырех месяцев испытаний ремиссии достигли больше пациентов, получавших лекарство, чем те, кто принимал плацебо. Кроме того, у большего числа людей, получавших препарат, наблюдалось уменьшение воспаления кишечника, которое оценивалось с помощью колоноскопии.
FDA также оценило использование Ранвэка в качестве поддерживающей терапии, наблюдая за 343 пациентами с ответом на 12-недельный курс лечения. Эта группа получала 15 мг или 30 мг препарата один раз в день или плацебо в течение года. Ремиссия и уменьшение воспаления кишечника были достигнуты у большего числа пациентов, получавших поддерживающую терапию, чем у тех, кто принимал плацебо.
Побочными эффектами препарата были инфекции верхних дыхательных путей, анемия, лихорадка, акне, опоясывающий лишай и головная боль. Среди рисков применения Ранвэка FDA называет подверженность серьезным инфекциям, рак и неблагоприятные сердечно-сосудистые события.
Ореховый контроль
Испытания кожного пластыря против аллергии на арахис показали его эффективность у маленьких детей.
Исследователи французской биофармацевтической фирмы DBV Technologies в сотрудничестве с несколькими научными центрами в разных странах провели рандомизированное двойное слепое исследование пластыря Viaskin Peanut у детей в возрасте от 1 года до 3 лет с диагностированной аллергией на арахис, сообщает CNN. В испытании приняли участие 362 ребенка из восьми стран: 244 из них носили пластырь Viaskin, содержащий 250 мкг арахисового белка, что эквивалентно примерно 1/1000 одного арахиса, а 118 – пластырь-плацебо. Пациенты носили пластыри между лопатками ежедневно в течение года, прежде чем пройти скрининг для подтверждения/исключения наличия аллергической сенсибилизации к аллергенам арахиса.
Через 12 месяцев две трети детей, использовавших пластырь Viaskin, и одна треть детей из группы плацебо достигли первичной конечной точки исследования. Дети с менее выраженной аллергической реакцией могли безопасно переносить количество арахисового белка, эквивалентное потреблению трех-четырех орехов, а более чувствительные – одного. Исследователи также отметили «сдвиг в сторону менее тяжелых реакций на пищевую пробу» в группе Viaskin. Почти у всех участников исследования были побочные эффекты, наиболее распространенными были покраснение, зуд и отек в месте ношения пластыря. Серьезные осложнения зарегистрированы у 21 ребенка, использовавшего пластырь Viaskin, и у 3 детей в группе плацебо.
В ходе исследования опасная аллергическая реакция, известная как анафилаксия, была зарегистрирована у 7,8% детей, получавших Viaskin, и у 3,4% детей, получавших плацебо. Только четыре реакции были сочтены связанными с лечением. Восемь участников выбыли из испытания из-за нежелательных явлений.
Результаты испытаний опубликованы в The New England Journal of Medicine.
Общая проблема
К 2050 году более 840 миллионов человек будут страдать от болей в спине.
Согласно исследованию, опубликованному в журнале Lancet Rheumatology, к 2050 году в Австралии число случаев болей в пояснице увеличится почти на 50%, в то время как наибольшее увеличение случаев заболевания будет наблюдаться в Азии и Африке. «Наш анализ рисует картину растущего числа случаев боли в пояснице во всем мире, что оказывает огромное давление на систему здравоохранения», – цитирует ведущего автора исследования Мануэлу Феррейра издание The National. Основной причиной роста заболеваемости в мире ученые называют увеличение численности и старение населения.
Ученые выявили несколько основных этапов в динамике роста эпизодов болей в пояснице. С 2017 года число таких случаев превысило полмиллиарда человек, а к 2020 году увеличилось до 619 миллионов. В исследовании были проанализированы данные с 1990 по 2020 год из более чем 204 стран и территорий. Анализ показал, что одна треть бремени инвалидности, связанного с болью в спине, была обусловлена профессиональными факторами, курением и избыточной массой тела. Было обнаружено, что обычные методы лечения, рекомендуемые при боли в пояснице, имеют неизвестную эффективность или неэффективны, включая операции и опиоиды. «Для некоторых может стать сюрпризом, что текущие клинические рекомендации по лечению и управлению болью в спине не содержат конкретных указаний для пожилых людей», – отмечает Феррейра. «У пожилых людей более сложная история болезни, и им чаще, чем молодым, назначают сильнодействующие лекарства, в том числе опиоиды от болей в спине», – пояснила она. Авторы настаивают на необходимости обновления клинических рекомендаций для лечения боли в спине.
Электроход
Беспроводной интерфейс восстановил ходьбу у парализованного человека.
Голландец Герт-Ян Оскам утратил способность ходить в 2011 году, повредив позвоночник при падении с велосипеда в Китае. Спустя шесть лет ему имплантировали в верхнюю часть спинного мозга небольшой массив электродов, которые передавали электрические импульсы для стимуляции нервов, в результате чего Оскам смог делать несколько коротких шагов. Это позволило ему ходить, но походка была неестественной, а сама ходьба нестабильной. В последнем номере Nature международная группа ученых сообщает о новом способе восстановления ходьбы, успешно примененном к Оскаму. Речь идет о своего рода «цифровой перемычке», которая соединяет коммуникационный разрыв между головным мозгом пациента и нижней частью его тела. Мозговые волны, сигнализирующие о намерении Оскама пойти, устремляются от устройства, имплантированного ему в черепную коробку, – двух наборов из 64 электродов, размещенных на поверхности мозга в области двигательной коры и улавливающих сигналы – к стимулятору в спинном мозге. Сначала сигналы поступают беспроводным образом к гарнитуре на голове пациента, а затем на ноутбук, размещенный в рюкзаке на его спине, где компьютерный алгоритм декодирует планируемое движение. Сигнал об этом намерении поступает на стимулятор, который передает электрические стимулы различного характера в зависимости от того, какое движение намерен сделать испытуемый.
Сочетание двух устройств было непростой затеей, потому что ни одна из этих систем не предназначалась для сообщения с другой, хотя сама по себе стимуляция спинного мозга, как и мозговые интерфейсы, применялись и раньше. Исследование, проведенное с участием Оскама, основано на предыдущих работах нейробиолога Грегуара Куртена из швейцарской Федеральной политехнической школы в Лозанне и нейрохирурга из клиники Университета Лозанны Джослин Блох. В 2018 году они с коллегами показали, что стимуляция спинного мозга в сочетании с интенсивной тренировкой может помочь восстановить ходьбу у частично парализованных людей. Оскам был одним из первых трех участников того испытания, и к каждому из них тогда вернулась некоторая чувствительность в нижней части тела. Нынешний этап испытаний закончился для Оскама тем, что походка его стала более плавной, он способен обходить препятствия и подниматься по ступеням.
Я все слышу!
Генная терапия спасла пожилых мышей от глухоты.
Из сотен миллионов случаев потери слуха, затрагивающих людей во всем мире, генетическая потеря слуха (наследственная тугоухость) считается наиболее сложной для лечения. Кохлеарные импланты и слуховые аппараты решают эту проблему лишь частично. Одним из наиболее перспективных подходов, способных остановить генетически детерминированный процесс потери слуха, представляется генная терапия на основе векторов аденоассоциированного вируса (AAV).
Несмотря на то что генно-инженерные конструкции с такими векторами уже восстановили слух у новорожденных животных с генетическими дефектами, продемонстрировать эффект методики у зрелых или старых животных до сих пор не удавалось. Апробация концепции на взрослых грызунах важна, поскольку люди, в отличие от мышей, рождаются с полностью развитыми ушами.
Группа исследователей из Общеклинической больницы штата Массачусетс сообщила в журнале Molecular Therapy об успешных испытаниях генной терапии на основе вектора AAV на моделях зрелых животных с мутацией, эквивалентной дефектному гену человека TMPRSS3, который обычно приводит к прогрессирующей потере слуха. Исследователи наблюдали достоверное восстановление слуха у старых мышей после инъекции животным AAV, несущего здоровый человеческий ген TMPRSS3. «Наши результаты показывают, что генная терапия на вирусном векторе сама по себе или в сочетании с кохлеарным имплантом потенциально может лечить генетическую потерю слуха. Это также первое исследование, в котором удалось восстановить слух у стареющих мышей, что указывает на возможность лечения пациентов с мутацией DFNB8 даже в преклонном возрасте», – сказал в комментарии Medical Xpress один из авторов публикации Чжэн И Чен.