Оно двигалось, стучало, замирало. Оно вело себя, как живое существо, забравшееся в грудь. Оно было совсем не таким, как все остальное «нутро».
Сердце… С глубокой древности оно не давало покоя пытливым умам! То, что сегодня изложено на шести страницах школьного учебника, человечество изучало столько лет, сколько вообще существует медицина. Первые упоминания о работе серд- ца можно встретить в трудах Эберса, древнеегипетского ученого, который жил в ХVII веке до н.э.
А потом Гален с его примитивной теорией кровообращения. Затем Леонардо да Винчи и его подробнейшие зарисовки, отображающие строение сердца. А в Нидерландах, анатомируя и скрупулезно рисуя каждую деталь, создает предпосылки для дальнейшего изучения кардиологии Андреас Везалий. И в это же время в Женеве извивается на костре инквизиции теолог и врач Мигель Сервет, открывший малый круг. Но в Лондоне через полвека Гарвей постигнет Божий замысел и расскажет человечеству, как именно сердце приводит в движение кровь по всему телу. А впереди открытие микроскопа (читай – капилляров), появление наперстянки, развитие кардиохирургии.
Что и говорить, за цветными картинками в детских книжках о строении человека стоит множество экспериментов, размышлений, фолиантов трудов и открытий. Как вы уже поняли, этот номер журнала мы посвятили кардиологии. Несколько клинических демонстраций, сердце и онкология, эхокардиография на службе у терапевта, синдром боли в груди и многое другое.
Приятного чтения!
Профессор И.В. Егоров