Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Игнатьева В.И.

АНО «Национальный центр по оценке технологий в здравоохранении»;
ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России

Деркач Е.В.

АНО «Национальный центр по оценке технологий в здравоохранении»

Вторично-прогрессирующий рассеянный склероз: оценка численности популяции пациентов и лекарственного обеспечения в Российской Федерации

Авторы:

Игнатьева В.И., Деркач Е.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 942

Загрузок: 48


Как цитировать:

Игнатьева В.И., Деркач Е.В. Вторично-прогрессирующий рассеянный склероз: оценка численности популяции пациентов и лекарственного обеспечения в Российской Федерации. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2021;43(2):38‑43.
Ignatyeva VI, Derkach EV. Secondary progressive multiple sclerosis: number of patients and public drug supply in Russia. Medical Technologies. Assessment and Choice. 2021;43(2):38‑43. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/medtech20214302138

Рассеянный склероз (РС) — прогрессирующее заболевание, приводящее к формированию стойкой инвалидизации и поражающее в основном лиц трудоспособного возраста. Появление на рынке препаратов, изменяющих течение РС (ПИТРС), позволило значительно улучшить качество жизни пациентов и прогноз [1]. Данные препараты в РФ предоставляются в рамках Программы высокозатратных нозологий (ВЗН)1. Однако с точки зрения влияния на прогрессирование инвалидности ПИТРС эффективны только при ремиттирующем течении РС, при переходе РС в стадию вторичного прогрессирования (ВПРС) количество доступных возможностей существенно сокращается, что определяет потребность этой группы пациентов в эффективной терапии.

Несмотря на актуальность проблемы ВПРС и на международном уровне, и на уровне отдельных стран, информация, необходимая для определения характеристик и оценки численности целевой популяции, выделения подгрупп пациентов, последующего определения видов и объемов медицинской и лекарственной помощи, чрезвычайно ограничена [2]. В РФ в рамках статистического наблюдения не собираются данные о численности популяции пациентов с ВПРС и оказываемой им помощи. Влияние на объем доступных сведений оказывает и сложность установления диагноза ВПРС — проводившиеся ранее исследования показывают, что у ряда пациентов этот диагноз устанавливается со значительной задержкой, после изменения течения заболевания [3, 4].

Цель исследования — оценить численность популяции пациентов с ВПРС в РФ и их лекарственное обеспечение со стороны государства.

Материал и методы

Проведен анализ сведений, собранных в ответ на запрос, направленный Экспертным советом по здравоохранению Комитета Совета Федерации по социальной политике в региональные органы управления здравоохранением в июле 2020 г. в рамках работы по сбору и анализу основных показателей заболеваемости, качества и доступности медицинской помощи пациентам с рассеянным склерозом в субъектах Российской Федерации. Информация собиралась как о группе пациентов, у которых установлен диагноз «ВПРС», так и о группе с диагнозом «ремиттирующий РС» (РРС) с подтвержденным прогрессированием (ППРС), которое определялось как ухудшение на 1,5 балла по шкале EDSS (Expanded Disability Status Scale) в случае исходного балла EDSS 0—2,5, ухудшение на 1 балл EDSS в случае исходного балла EDSS 3,0—5,0 и ухудшение на ≥0,5 балла при исходном уровне EDSS 5,5 балла и выше, произошедшее вне связи с обострением в течение 6 мес за любой период наблюдения и впоследствии подтвержденное через 3 мес и более.

Всего в анализ включены ответы на запросы, полученные из 61 региона РФ. По ряду вопросов сведения представлены не всеми ответившими регионами, так как данная информация рутинно не собирается, в таком случае средние и относительные величины рассчитывались на основании полученных данных. Так, при анализе лекарственного обеспечения пациентов с ВПРС включались только ответы из регионов, предоставивших сведения и о численности пациентов с ВПРС, и об их лекарственном обеспечении (54 региона). Наибольшие затруднения вызвали вопросы о группе пациентов с РРС с наличием подтвержденного прогрессирования вне обострения — достаточный для анализа объем информации получен из 36 регионов.

Статистическую обработку проводили с использованием программного обеспечения Microsoft Excel для Microsoft 365 MSO. Распространенность рассчитывали на основании данных Росстата по оценке численности постоянного населения по субъектам РФ на 1 января 2020 г.

Результаты

На основании предоставленных сведений о числе пациентов с РС, состоявших на учете в регионе в 2019 г., рассчитана распространенность РС на 100 тыс. населения. Средний показатель для всех регионов, предоставивших сведения, составил 51,4 на 100 тыс. населения (минимальное значение 8,9, максимальное — 114,7 на 100 тыс. населения). В среднем доля пациентов с установленным диагнозом ВПРС составила 30,2%, значение колебалось от 0,8% до 73,1%. Результаты расчетов для всех регионов представлены на рис. 1. Доля пациентов с ППРС по данным опроса колебалась от 0 до 33,1%, средний показатель составил 4,4%. Таким образом, в среднем по ответившим регионам в популяции зарегистрированных пациентов с РС распределение по вариантам течения ППРС—РРС—ВПРС составило 4,4—65,4—30,2%.

Рис. 1. Доля пациентов с вторично-прогрессирующим рассеянным склерозом среди зарегистрированных пациентов с рассеянным склерозом (по данным опроса).

Fig. 1. Percentage of SPMS patients among all registered patients with MS based on survey data.

Среди группы с ВПРС доля пациентов с обострениями в среднем составила 37,2% (минимальное значение 0%, максимальное — 81,3%).

Среди ответов из регионов, включенных в анализ по вопросам, связанным с числом пациентов с РРС с подтвержденным прогрессированием вне обострения («возможный ВПРС»), в двух регионах отмечено, что пациентов с таким течением РРС нет, при этом доля пациентов с ВПРС в этих регионах составила 44,8 и 29,7% соответственно. В среднем по регионам, включенным в анализ, доля пациентов с «возможным ВПРС» составила 10,1% от всех зарегистрированных пациентов с РС или 14,8% от пациентов с РРС. Отношение числа пациентов с подобным течением РС к числу пациентов с ВПРС в среднем составило 0,36. Доля пациентов с обострениями среди пациентов с «возможным ВПРС» была высока — в среднем среди включенных регионов она составила 77%, в 9 регионах — 100%.

Всего в регионах, в которых собран достаточный объем информации для анализа лекарственного обеспечения пациентов с ВПРС (54 региона), зарегистрировано 16 318 пациентов с ВПРС, терапией ПИТРС обеспечивались 9066 (55,6%) человек. В подавляющем большинстве (96,2%) случаев пациенты получали терапию ПИТРС 1-й линии (рис. 2).

Рис. 2. Частота обеспечения различными препаратами, изменяющими течение рассеянного склероза, пациентов с вторично-прогрессирующим рассеянным склерозом, получающих данную терапию.

В/м — внутримышечное, п/к — подкожное.

Fig. 2. Drug supply of SPMS patients receiving disease-modifying therapy.

Во всех регионах, предоставивших сведения, терапия ПИТРС в основном финансировалась из бюджета программы ВЗН, финансирование из других источников отмечено только для ПИТРС 2-й линии (за исключением нескольких случаев финансирования терапии глатирамера ацетатом). Случаи финансирования ПИТРС по программе льготного лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета отмечены в 4 регионах, за счет средств регионального бюджета — в 18 регионах, использование иных источников финансирования — в 10 регионах.

Средние затраты на ПИТРС у пациентов с ВПРС (расчет на основании данных из 20 регионов), представлены в табл. 1. Средние годовые затраты на ПИТРС на 1 пациента, получающего данную терапию, рассчитанные на основании объединения результатов анализа обеспечения ПИТРС и затрат на них, составили 222 046 руб.

Таблица 1. Средние затраты за 1 год на препараты, изменяющие течение рассеянного склероза, на 1 пациента с вторично-прогрессирующим рассеянным склерозом, получающего данные препараты

Table 1. Average annual spending per drug per patient with SPMS, receiving this treatment, in roubles

Лекарственный препарат

Затраты, руб.

Интерферон бета-1b

191 914

Интерферон бета-1а для внутримышечного введения, 30 мкг

170 509

Интерферон бета-1а для подкожного введения, 22 мг

261 882

Интерферон бета-1а для подкожного введения, 44 мг

307 927

Пэгинтерферон бета-1а

161 522

Глатирамера ацетат

87 999

Терифлуномид

286 051

Финголимод

426 570

Натализумаб

1 077 029

Алемтузумаб

1 793 179

Митоксантрон

7 007

Окрелизумаб

908 675

Средние годовые затраты на 1 пациента, получающего ПИТРС*

222 046

Примечание. * — ориентировочный расчет на основании объединения результатов анализа частоты обеспечения различными ПИТРС (см. рис. 2) и анализа затрат на данную терапию. В/м — внутримышечное; п/к — подкожное; ПИТРС — препараты, изменяющие течение рассеянного склероза.

Обеспечение ПИТРС пациентов с РРС с подтвержденным прогрессированием вне обострения проанализировано на основании данных, предоставленных из 28 регионов РФ. Общее число пациентов, которым обеспечивалась терапия ПИТРС, несколько превышало общее число пациентов с данным течением РС — 3341 по сравнению с 3278, что может быть связано с тем, что у данных пациентов происходило переключение на другой препарат, соответственно один и тот же пациент учитывался дважды, как получающий ПИТРС. В 91,3% случаев пациентам предоставлены ПИТРС 1-й линии, распределение случаев обеспечения отдельными препаратами ПИТРС показано на рис. 3. Как и у пациентов с ВПРС, основным источником финансирования являлась программа ВЗН, финансирование льготного лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета отмечено в 3 регионах, за счет средств регионального бюджета — в 15 регионах, из иных источников — в 2 регионах. Вне программы ВЗН оплачивались только ПИТРС 2-й линии. Средние затраты на 1 пациента на терапию ПИТРС рассчитаны на основании сведений из 10 регионов, представлены в табл. 2. Средние годовые затраты на ПИТРС на 1 пациента, получающего данную терапию, рассчитанные на основании объединения результатов анализа обеспечения ПИТРС и затрат на них, составили 268 534 руб.

Рис. 3. Частота обеспечения различными препаратами, изменяющими течение рассеянного склероза, пациентов с ремиттирующим рассеянным склерозом с подтвержденным прогрессированием вне обострения, получающих данную терапию.

В/м — внутримышечное, п/к — подкожное.

Fig. 3. Drug supply of patients with relapsing-remitting MS and confirmed progressionoutside relapse receiving disease-modifying therapy.

Таблица 2. Средние затраты за 1 год на препараты, изменяющие течение рассеянного склероза, на 1 пациента с ремиттирующим рассеянным склерозом с подтвержденным прогрессированием вне обострения, получающего данные препараты

Table 2. Average annual spending per drug per patient with RRMS with confirmed progression outside relapse, receiving this treatment, in roubles

Лекарственный препарат

Затраты, руб.

Интерферон бета-1b

201 868

Интерферон бета-1а для внутримышечного введения, 30 мкг

193 752

Интерферон бета-1а для подкожного введения, 22 мг

408 733

Интерферон бета-1а для подкожного введения, 44 мг

407 957

Пэгинтерферон бета-1а

86 824

Глатирамера ацетат

106 303

Диметилфумарат

398 213

Терифлуномид

309 144

Финголимод

620 260

Натализумаб

1 107 933

Алемтузумаб

1 760 106

Митоксантрон

4 296

Окрелизумаб

1 034 877

Средние годовые затраты на 1 пациента, получающего ПИТРС*

268 534

Примечание. * — ориентировочный расчет на основании объединения результатов анализа частоты обеспечения различными ПИТРС (см. рис. 3) и анализа затрат на данную терапию. ПИТРС — препараты, изменяющие течение рассеянного склероза.

Результаты анализа вариантов переключений между ПИТРС у пациентов с ВПРС (на основании объединения ответов из 36 регионов) представлены в табл. 3. Основной причиной переключения служила неэффективность предшествующей терапии, значительно реже как причина отмечены развитие побочных эффектов, проблемы с закупкой и др.

Таблица 3. Количество переключений (первое переключение в течение 1 года) между препаратами, изменяющими течение рассеянного склероза, у пациентов с вторично-прогрессирующим рассеянным склерозом

Table 3. Number of treatment switches (first switch during the year) in patients with SPMS

Следующий препарат

Исходный препарат

Итого

интерферон бета-1b

интерферон бета-1а для в/м введ. (30 мкг)

интерферон бета-1а для п/к введ. 22 мг

интерферон бета-1а для п/к введ. 44 мг

пэгинтерферон бета-1а

глатирамера ацетат

диметилфумарат

терифлуномид

финголимод

натализумаб

алемтузумаб

митоксантрон

окрелизумаб

Интерферон бета-1b

10

0

55

15

126

0

4

0

0

0

1

0

211

Интерферон бета-1а для в/м введения, 30 мкг

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Интерферон бета-1а для п/к введения, 22 мг

2

0

4

0

1

0

0

0

0

0

0

0

7

Интерферон бета-1а для п/к введения, 44 мг

31

12

17

5

40

0

7

0

0

0

0

0

112

Пэгинтерферон бета-1а

32

6

2

30

28

0

0

0

0

0

0

0

98

Глатирамера ацетат

1

0

0

5

2

0

2

0

0

0

3

0

13

Диметилфумарат

0

0

0

0

0

15

0

0

0

0

0

0

15

Терифлуномид

26

2

0

4

1

21

0

0

0

0

1

0

55

Финголимод

1

0

0

0

0

2

0

1

6

0

0

0

10

Натализумаб

28

16

2

11

4

10

0

8

2

0

0

0

81

Алемтузумаб

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

0

2

Митоксантрон

52

1

2

9

3

5

0

0

0

5

0

0

77

Окрелизумаб

29

0

0

3

1

1

0

0

0

8

0

1

43

Итого

202

47

23

121

31

249

0

22

2

19

0

8

0

724

Примечание. в/м — внутримышечное, п/к — подкожное.

Обсуждение

Нами показано, что пациенты с ВПРС составляют 30,2% от всей популяции с РС, еще 10,2% составляют пациенты с РРС с подтвержденным прогрессированием вне обострения («возможный ВПРС»). Средние годовые затраты на ПИТРС у пациентов, обеспеченных данной терапией, составили 222,0 и 268,5 тыс. руб. соответственно.

Частота выявления ВПРС в РФ оценивалась только в исследованиях, изучавших ситуацию в отдельных регионах в различные периоды времени, значения колебались в пределах 21,0—41,8% [5—9], что соответствует полученным нами результатам. Группа с РРС и подтвержденным прогрессированием вне обострения ранее не выделялась и не изучалась.

Затраты на ПИТРС у пациентов с ВПРС оценивались только в исследовании Р.И. Ягудиной и соавт, опубликованном в 2013 г., и составили 180 335,28 руб. [9]. Учитывая давность данной публикации, а также различия в методологии, сравнение с полученными нами результатами не представляется возможным. В более поздних российских исследованиях оценивались затраты на ПИТРС в целом на пациентов с РС без выделения группы ВПРС [10—12].

Основное ограничение этого исследования — использование данных, полученных в рамках опроса. Изучаемые сведения не собираются рутинно, поэтому не все принявшие участие регионы представили полный набор ответов на заданные вопросы. Внедрение единой информационной системы позволит получить более точную и полную информацию о ситуации с РС в целом и ВПРС в частности.

Заключение

В рамках настоящего исследования получены первые оценки численности популяции пациентов с вторично-прогрессирующим рассеянным склерозом и их лекарственного обеспечения в РФ, которые могут быть в дальнейшем использованы при принятии решений об оптимизации оказываемой им медицинской и социальной помощи. Существенное ограничение данного исследования — тот факт, что сведения собраны в рамках опроса. Формирование единой информационной системы, позволяющей осуществлять мониторинг числа пациентов, изменения состояния их здоровья и получаемой ими помощи, значительно повысит качество доступных сведений.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Е.В. Деркач

Сбор и обработка материала — В.И. Игнатьева, Е.В. Деркач

Статистический анализ данных — В.И. Игнатьева

Написание текста — В.И. Игнатьева

Редактирование — В.И. Игнатьева, Е.В. Деркач

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

1Распоряжение Правительства РФ от 12.10.19 №2406-р (ред. от 23.11.20) «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента». Ссылка активна на 12.03.21. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335635/

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.