В новых организационно-экономических условиях важная роль в обеспечении «Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи» отводится централизации лабораторных исследований [3]. Эффективность централизации напрямую зависит от внедрения информационных технологий и автоматизации основных процессов. В феврале 2014 г. в Омской области стартовал пилотный проект «Централизация лабораторных исследований» на основании Распоряжения Минздрава Омской области № 31-Р от 03.02.2014 «О централизации лабораторных исследований в бюджетном учреждении здравоохранения Омской области «Клинический диагностический центр» при реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования». Цель централизации — повышение качества и доступности медицинской помощи.
Главным фактором продвижения проекта явилось принятие решения на уровне учредителя о создании централизованной лаборатории. Ключевыми элементами централизации являются: сокращение затрат пациентов на переезды (приближение пункта взятия биоматериала к месту проживания, что особенно важно для сельского населения); снижение себестоимости исследований; высокое качество; большой перечень исследований; быстрота получения заключений по исследованию; стандартизация всех этапов (преаналитического, аналитического и постаналитического) диагностического процесса.
В сложных экономических условиях важными задачами являются обеспечение безопасности пациентов (через высокое качество лабораторных исследований) и экономия финансовых средств в регионе (через концентрацию ресурсов).
Для реализации проекта в Омской области был выбран Клинический диагностический центр, организационная структура которого соответствовала основным критериям выбора и представлена:
— развитой инфраструктурой;
— лабораторией с автоматизацией, информационным обеспечением и высококвалифицированными кадрами;
— отделом автоматизированной системы управления для информационного обеспечения процессов и их сопровождения;
— собственной инженерной службой с закреплением специалиста за лабораторией;
— организационно-методическим отделом для обеспечения взаимодействия с участниками проекта;
— эффективно работающей системой учета и контроля за достоверностью персональных данных пациентов (с опытом работы в системе обязательного медицинского страхования — отдел контроля качества).
При организации работы был использован накопленный Клиническим диагностическим центром опыт работы по централизации исследований в рамках пренатального биохимического скрининга. К моменту старта проекта Центр имел систему менеджмента качества, разработанную на основе требований ГОСТ ISO 9001−2011 [1] и ГОСТ Р ИСО 15189−2009 [2, 4, 5].
Первый этап проекта включал организацию работы БУЗОО «КДЦ» и разработку механизмов взаимодействия с учреждениями внешнего потока. Были перестроены бизнес-процессы. Решающим фактором начала работы с медицинской организацией явилось выполнение технических требований для двустороннего обмена информацией в электронном виде по каналу связи.
Организационные мероприятия включали:
— утверждение порядка взаимодействия с медицинскими учреждениями;
— прием и анализ заявок;
— проведение рабочего совещания с руководителями учреждений Омска и Омской области по централизации лабораторных исследований;
— формирование потребности в реагентах и расходных материалах;
— доработку компьютерной программы в блоке «АРМ-лаборатории»;
— создание рабочих мест «Удаленная регистрация» в учреждениях Омска и Омской области (на уровне центральных районных больниц);
— отработку системы обмена информацией в электронном виде; при этом учитывались разумные и обоснованные предложения внешних участников процесса;
— готовность централизованной лаборатории к началу работы;
— установление контактов с лицами, ответственными за организацию работы в медицинских учреждениях, и непосредственными исполнителями.
Медицинские учреждения включались в проект поэтапно в течение года при условии:
— назначения ответственных лиц за организацию работы в проекте;
— готовности персонала к работе с электронной базой данных;
— компьютеризации и выделения рабочего места для регистрации проб и приема результатов по каналу связи;
— открытия удаленных мест электронной регистрации с доступом в блок «АРМ-лаборатория» на сервере БУЗОО «КДЦ» (каждому учреждению были выданы логин, пароль);
— штрих-кодирования на местах для идентификации пациента/пробы;
— обеспечения преаналитического этапа (долабораторная фаза);
— назначения непосредственных исполнителей в учреждении на ключевых участках (регистрация проб, взятие крови, пробоподготовка, хранение, подготовка к транспортировке, транспортировка, прием результатов, контакты с БУЗОО «КДЦ»);
— обучения непосредственных исполнителей на практических семинарах.
В Омской области централизованы следующие группы исследований: биохимические исследования, определение гормонов, онкомаркеров, кардиомаркеров, биомаркеров инфекций и аутоиммунных заболеваний, а также редкие и уникальные исследования.
В течение всего периода проводились следующие мероприятия:
— консультирование по вопросам реализации проекта с учетом специфики учреждения;
— изучение потребности медицинских учреждений и анализ годовых заявок;
— контроль за соблюдением тарифа;
— обеспечение реагентами и формирование запасов;
— контроль за достоверностью персональных данных;
— разработка мероприятий и принятие адекватных мер по снижению частоты и видов дефектов на основе их анализа.
За 2 года лаборатория Клинического диагностического центра превратилась в высокотехнологичный лабораторный комплекс в государственном секторе. Создана платформа для повышения клинической эффективности и уровня профилактики через высокое качество лабораторных исследований.
Созданию платформы способствовали:
— информатизация и автоматизация централизованной лаборатории;
— дооснащение централизованной лаборатории высокопроизводительными анализаторами, что обеспечило рост производительности труда в 7,8 раза;
— рациональное использование материальных и человеческих ресурсов (увеличения штата не произошло);
— совершенствование системы взаимодействия с учреждениями-заказчиками;
— целевая подготовка специалистов на рабочих местах и тренинги при запуске нового оборудования;
— постоянное информационное и инженерно-техническое сопровождение процессов.
За 2 года работы произошло значительное переоснащение централизованной лаборатории: исследования выполняются на 28 мощных автоматических анализаторах. Это способствует росту ежегодного объема исследований (в 7,5 раза — в 2014 г. по сравнению с 2013 г. и в 3,7 раза — в 2015 г. по сравнению с 2014 г.).
Следующий этап развития программы централизации характеризовался автоматизаций преаналитического этапа. На фоне увеличения количества поступающего биоматериала с целью автоматической сортировки пробирок была установлена система преаналитической и постаналитической обработки образцов. Это не только значительно (на 2 ч) сократило время сортировки пробирок и выполнения исследований, но и освободило 4 сотрудников среднего звена для выполнения других функций. Постаналитическая сортировка пробирок (наряду с контролем выполнения тестов) позволила формировать архив пробирок с четкой локализацией пробирок в штативах со штрих-кодом.
Таким образом, централизация лабораторных исследований позволяет вывести лаборатории государственных учреждений на более высокий уровень развития, сделать их конкурентоспособными на рынке лабораторных услуг, а также успешно реализовать поставленные задачи по повышению доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи всем слоям населения.