Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Кувардина Н.О.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова»

Полеско И.В.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова»

Шамшева О.В.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова»

Васенова В.Ю.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова»

Клинические проявления поражений кожи и эпителия слизистых оболочек у детей с микоплазменной инфекцией

Авторы:

Кувардина Н.О., Полеско И.В., Шамшева О.В., Васенова В.Ю.

Подробнее об авторах

Просмотров: 806

Загрузок: 4


Как цитировать:

Кувардина Н.О., Полеско И.В., Шамшева О.В., Васенова В.Ю. Клинические проявления поражений кожи и эпителия слизистых оболочек у детей с микоплазменной инфекцией. Клиническая дерматология и венерология. 2024;23(2):149‑154.
Kuvardina NO, Polesko IV, Shamsheva OV, Vasenova VYu. Clinical manifestations of skin and mucosal epithelium lesions in children with mycoplasma infection. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2024;23(2):149‑154. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma202423021149

Введение

Традиционно микоплазменную инфекцию ассоциируют с поражением респираторного тракта, однако в настоящее время широко обсуждается вопрос о внереспираторных проявлениях микоплазменной инфекции, к которым относятся гепатит, тромбоз, перикардит, артрит, энцефалит, а также поражения кожи и слизистых оболочек [1–6]. С 2014 г., по данным различных источников, среди ее нетипичных проявлений на первый план выходят сыпь и мукозит (MIRM — Mycoplasma inducted rash and mucosits) [7].

Известно, что внереспираторные проявления микоплазменной инфекции могут дебютировать как после развития легочных симптомов, так и без них. Распространению персистирующих вариантов микоплазменной инфекции способствует увеличение количества штаммов микоплазм с резистентностью к макролидам [8–10].

Поражение кожи описывается в литературе как одно из внереспираторных проявлений микоплазменной инфекции [1, 6, 11–14]. В основе лежат патологические изменения в сосудах микроциркуляции, что можно рассматривать в рамках системного васкулита или васкулопатии.

Воздействие инфекционных антигенов и аутоантител на эндотелий сосудов способствует развитию аутоиммунных реакций, когда формируется системное иммунное повреждение тканей [7, 11, 13–15]. Примером этому может служить синдром Стивенса—Джонсона (ССД), при котором имеет место антитело-независимая гиперчувствительность замедленного типа с участием цитотоксических T-лимфоцитов, главная функция которых — лизис поврежденных клеток. Патогенез массивного апоптоза кератиноцитов кожи и эпителия слизистых оболочек до конца не ясен. Активно обсуждаются 2 пути — Fas-индуцированный (с участием рецепторов) и внутренний перфорин-опосредованный (собственный, с участием митохондрий) [16].

Поиск триггера в развитии поражений кожи и слизистых оболочек чрезвычайно важен, поскольку напрямую связан с этиотропной терапией. Тем не менее в Международной статистической классификации болезней (МКБ) в разделе «Болезни кожи и подкожной клетчатки» (L50—L54) буллезная эритема многоформная, токсический эпидермальный некролиз (ТЭН) и другая эритема многоформная объединены под общим названием «эритема многоформная», но без этиологической расшифровки.

В литературе есть немногочисленные описания клинических проявлений ССД, а также многоформной эритемы (МЭ), ТЭН у пациентов с подтвержденной микоплазменной инфекцией без других триггерных факторов. Оценивая проявления ССД на фоне микоплазменной инфекции, ряд авторов описали более частое возникновение мукозита (поражено 2 и более участка слизистой оболочки), наличие пневмонии. В то же время ССД у таких детей характеризуется более мягким течением, имеет благоприятный прогноз, низкий уровень рецидивов и смертности [6, 10, 12, 17–21]. Есть мнение о необходимости выделения поражений кожи при микоплазменной инфекции в отдельную нозологию [7, 10, 20]. Следует также учитывать возможность микст-инфицирования, в том числе с герпесвирусными инфекциями (ГВИ) [5, 22–24].

Цель исследования — выявить особенности поражения кожи и слизистых оболочек у детей с микоплазменной инфекцией.

Материал и методы

В рамках исследования проанализированы данные 130 детей в возрасте от 12 мес до 16 лет, обратившихся в стационары Москвы с жалобами на субфебрильную температуру, увеличение лимфатических узлов, частые и длительные острые респираторные заболевания и вегетативные нарушения. Большинство детей были школьного возраста (89/68%), в том числе 32 (36%) ребенка в возрасте от 7 до 11 лет и 57 (64%) — от 11 до 18 лет. В возрасте от 1 года до 4 лет зарегистрировано 15 (12%) детей, от 4 до 7 лет — 26 (20%).

Диагноз устанавливали на основании эпидемиологических данных, данных клинического осмотра, результатов лабораторно-инструментальных методов исследования. С помощью ИФА-тестирования определяли иммуноглобулины класса M и G к микоплазмам, токсоплазмам, хламидиям; ВПГ I, II типов, ЭБВ, ЦМВ, ВГЧ-6.

Поскольку из-за слабого антительного (IgM и IgG) ответа могли возникнуть сложности со своевременной диагностикой микоплазменной инфекции, одновременно в реакции агрегат-агглютинации определяли специфический антиген микоплазм.

С учетом жалоб и анамнеза детей для корректной комплексной оценки проводили диагностику на наличие и активность ГВИ (использовали комплекс лабораторно-диагностических методов, включающих ПЦР с определением количества копий, ИФА, НРИФ).

Обработку полученных данных проводили на персональном компьютере с использованием пакетов прикладных программ MS EXCEL и IBMSPSS 26.

Результаты и обсуждение

В ходе исследования отобраны 60 детей с поражением кожи и слизистых оболочек на фоне микоплазменной инфекции.

Результаты исследования показали, что в большинстве случаев поражение кожи и слизистых оболочек у детей впервые было диагностировано в школьном возрасте (62%): 27% — дети в возрасте от 7 до 11 лет, 35% — от 11 до 18 лет. В возрастной группе от 1 года до 4 лет поражение кожи и слизистых оболочек зарегистрировано всего в 15% случаев, в группе от 4 до 7 лет — в 23% случаев.

Комбинации патогенов были вариабельны, однако в 70% случаев выявлена Mc. Pneumoniae.

На рис. 1 показано, что Mc. Pneumoniae, Mc. Hominis определялись статистически значимо чаще по сравнению с U. Ureaiticum (p<0,05).

Рис. 1. Частота встречаемости серовариантов микоплазменной инфекции (n=60).

Для более глубокого изучения характера и патогенеза поражений кожи при микоплазмозе, а также с учетом снижения иммунокомпетентности организма на фоне оппортунистических инфекций и распространенности ГВИ среди детей и взрослых было принято решение обследовать всех детей на наличие и активность ГВИ.

В ходе исследования наиболее часто выявляли микст-герпесвирус-микоплазменная инфекция (49 (82%) из 60): доминирующими патогенами из семейства герпесвирусов были ВГЧ-6 (73%) и ЭБВ (57%).

При осмотре детей основной группы диагностированы заболевания кожи. Для постановки дерматологического диагноза применяли рабочую классификацию васкулитов кожи (О.Л. Иванов, 1997 г.).

Полиморфный дермальный васкулит диагностировали статистически значимо чаще (p<0,0001) по сравнению с другими кожными синдромами (41 из 60 детей). Многоформная эритема выявлена у 7 детей, кольцевидная гранулема — у 4; 8 детей с поражением кожи и слизистых оболочек наблюдали с диагнозом «герпетический везикулярный дерматит».

У детей с полиморфным дермальным васкулитом определены уртикарный (19), геморрагический (4) и петехиальный (18) типы сыпи. При уртикарном типе сыпи у 10 из 19 детей в анамнезе отмечены длительные и частые респираторные заболевания. Дети поступали в стационар с подозрением на пневмонию (1), жалобами на лимфаденопатию неясного генеза (2), вегетативные реакции и синдром хронической усталости (1), длительную субфебрильную лихорадку (1) (рис. 2). Три ребенка обратились с жалобами на рецидивирующие кожные поражения на кистях рук, сопровождаемые чувством жжения и возникающие в виде небольших розовых волдырей различного размера, с тенденцией к распространению. Углубленный анамнез показал, что только у 1 ребенка с диагнозом «острая пневмония» наблюдался дебют высыпаний, у других 18 детей регистрировались периоды обострений и ремиссий данного типа дермального васкулита.

Рис. 2. Мальчик Т., 4 года.

Геморрагический тип сыпи наблюдали у 4 детей с полиморфным дермальным васкулитом. Все пациенты проконсультированы у дерматолога и ревматолога и прошли комплексное обследование, включающее исследование иммунного, в том числе интерферонового, статуса. У всех детей выявлено снижение абсолютных показателей нейтрофилов; повышение абсолютных показателей лимфоцитов, снижение продукции спонтанного альфа-интерферона. Поражение кожи проявлялось разными по форме и величине геморрагическими пятнами, локализующимися на голенях и тыле стоп, сопровождающимися отеком нижних конечностей. После разрешения патологических элементов у детей в течение нескольких недель сохранялась пигментация.

Выявлено 18 детей с петехиальным типом сыпи. У всех отмечена многочисленная и мелкая (точечная) сыпь без зуда и других субъективных ощущений преимущественно на нижних конечностях.

У всех детей с полиморфным дермальным васкулитом в ходе исследования определялись серотипы микоплазменной и герпесвирусной инфекций. Данные представлены на рис. 3.

Рис. 3. Выявленные серотипы микоплазменной инфекции при полиморфном дермальном васкулите (n=41).

Как представлено на рис. 3, наиболее часто у детей с полиморфным васкулитом обнаружена активность таких патогенов, как Mc. Pneumoniae (68%) и Mc. Hominis (51%). Реже всего встречались U. Urealiticum (17%) и одинаково часто — Mc. Artritidis (34%) и Mc. Fermentalis (32%).

При исследовании активности ГВИ у детей данной группы наиболее часто выявляли ВГЧ-6 (76%), ЭБВ (56%).

У 7 из 60 детей диагностирована МЭ, к которой относились МЭ неуточненная (3), ССД (3) и ТЭН (1) [16]. Так же как у детей с полиморфным дермальным васкулитом, у детей с МЭ наиболее часто выявляли Mc. Pneumoniae (57%) и Mc. Hominis (43%) (рис. 4).

Рис. 4. Выявленные инфекционные агенты при многоформной эритеме (n=7).

У 6 детей отмечена смешанная микоплазменная инфекция и лишь у 1 — моноинфекция. Из серовариантов ГВИ наиболее часто у детей с МЭ выявляли ВПГ-1 (4/57%) и ВГЧ-6 (4/57%).

Клинически возникновение эритематозных элементов происходило внезапно, они были с четкими краями и западением в центре (симптом мишени). При повреждении слизистых оболочек на месте везикулярных элементов возникали болезненные очаги.

У 3 детей диагностирован ССД, при этом во всех случаях выявлена Mc. Pneumoniae. У 2 детей отмечена смешанная микоплазменная инфекция: Mc. Pneumoniae + Mc. Hominis + U. Urealiticum и Mc. Pneumoniae + Mc. Hominis + Mc.Arhtritidis + Mc. Fermentans).

Клинически в остром периоде инфекционного процесса (до начала антибактериальной терапии) наблюдали множественные полиморфные высыпания, которые распространялись по всему телу, отмечалось поражение слизистых оболочек ротовой полости и носа, гиперемия и зуд глаз. При поражении слизистых оболочек полости рта пациенты жаловались на выраженную болезненность и трудность при глотании, жжение, образование плотного налета на губах. У 1 пациента ССД трансформировался в ТЭН.

У 4 из 60 детей выявлена локализованная форма кольцевидной гранулемы на коже, проявляющаяся в виде средних, слегка уплощенных узлов. Три ребенка поступили с жалобами на рекуррентные респираторные инфекции, 1 — на поражение кожи. При осмотре выявлена типичная локализация элементов на тыльных поверхностях кистей и стоп. У 3 детей выявлена Mc. Pneumoniae, в том числе в сочетании с Mc. Fermentans (2), U. urealiticum (1) и у 1 — Mc. Hominis + Mc. Fermentans. Из серовариантов ГВИ наиболее часто у детей с кольцевидной гранулемой выявляли ЭБВ (4/100%) и ВГЧ-6 (2/50%).

Заключение

Проведенные исследования показали, что у детей с активной микоплазменной инфекцией, протекающей с поражением кожи и слизистых оболочек, наиболее часто по сравнению с другими кожными синдромами диагностировали полиморфный дермальный васкулит (68%; p<0,0001). Среди других синдромов отмечены МЭ (12%) и кольцевидная гранулема (7%).

Несмотря на то что доминирующим патогеном у детей с различными кожными синдромами была Mc. Pneumoniae (70%), также выявляли Mc. hominis (52%), U. Urealiticum (20%), Mc. Arthritidis (35%) и Mc. Fermentans (35%) в моно- и микст вариантах течения, в том числе с герпесвирусной инфекцией (82%).

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Шамшева О.В., Полеско И.В.

Сбор и обработка материала — Кувардина Н.О.

Статистическая обработка данных — Кувардина Н.О.

Написание текста — Кувардина Н.О.

Редактирование — Шамшева О.В., Полеско И.В., Васенова В.Ю.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors’ contributions:

The concept and design of the study — Kuvardina N.O., Polesko I.V.

Collecting and interpreting the data — Kuvardina N.O.

Statistical analysis — Kuvardina N.O.

Drafting the manuscript — Kuvardina N.O.

Revising the manuscript — Polesko I.V., Shamsheva O.V., Vasenova V.Yu.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.