Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Случай острого вариолиформного парапсориаза Мухи—Хабермана
Журнал: Клиническая дерматология и венерология. 2023;22(1): 22‑25
Прочитано: 2326 раз
Как цитировать:
Парапсориаз (синонимы: дерматит псориазиформный нодулярный, хронический лихеноидный лишай, parapsoriasis guttata Brocq [1]) — понятие, объединяющее заболевания кожи различного генеза, проявляющиеся высыпаниями, напоминающими псориатические папулы или бляшки, но не связанные с псориазом.
Выделяют 2 основных формы парапсориаза: бляшечный и лихеноидный. Лихеноидный парапсориаз подразделяют на хронический и острый (острый вариолиформный парапсориаз Мухи—Хабермана, parapsoriasis lichenoides et varioliformis acuta).
В 1902 г. французский дерматолог M. Brocq предложил использовать термин «парапсориаз» для обозначения нескольких сравнительно редких заболеваний кожи [1]. Автор выделил 3 варианта парапсориаза: каплевидный, бляшечный и лихеноидный, каждый из которых является самостоятельным заболеванием, в связи с чем их дифференциальная диагностика представляет определенные трудности [2]. Вместе с тем данные дерматозы имеют и ряд общих признаков: отсутствие в большинстве случаев общих расстройств и выраженных субъективных ощущений, поверхностный характер кожного процесса, слабая выраженность гиперемии и шелушения, резистентность к проводимой терапии; кроме того, существует несколько переходных форм между различными вариантами парапсориаза [3].
Многие авторы ранее считали острый вариолиформный парапсориаз Мухи—Хабермана вариантом каплевидного псориаза, но позже его стали относить к парапсориазу. Он манифестирует чаще весной и осенью и обычно протекает как поверхностный васкулит. Описаны случаи сочетания отдельных форм парапсориаза у одного больного, например каплевидного и бляшечного [4, 5]. Ряд авторов связывают причину развития заболевания с инфекционно-токсическими факторами: перенесенными гриппом, ангиной, детскими вирусными инфекциями, глистной инвазией [6].
Наиболее часто встречается хроническая форма лихеноидного парапсориаза, характеризующаяся появлением розово-красных плотных не зудящих папул полусферической формы диаметром 3–4 мм. Патологический процесс может длиться годы с ремиссиями в теплое время года, общее самочувствие при этом не нарушается. Высыпания обычно наблюдаются на туловище и конечностях (сгибательная поверхность плеч, предплечья, бедра, подколенные складки). В процессе развития клинической картины отмечается ложный полиморфизм, при поскабливании определяются симптомы «скрытого шелушения» и точечного кровотечения [5, 6]. На стадии регресса элементы покрываются слюдообразными чешуйками, которые впоследствии отстают по периферии папул и прикрепляются в центре, напоминая облатку. Полное разрешение папул может сопровождаться развитием гипопигментации кожи.
При остром вариолиформном парапсориазе Мухи—Хабермана характерно появление папул размером 2–8 мм с явлениями некроза в центре, а также оспенновидных пустул, рубцов и пигментации [7]. Нередко могут поражаться слизистые оболочки щек, языка, неба, половых органов у женщин. Возможны нарушение общего состояния, повышение температуры тела и увеличение лимфатических узлов. Заболевание имеет рецидивирующее течение, полное разрешение элементов происходит в течение 6 мес [6]. При гистологическом исследовании в дерме наблюдают расширение кровеносных сосудов, инфильтрацию и пролиферацию фибробластов. При хронической форме лихеноидного парапсориаза отмечают спонгиоз, вакуольную дистрофию, акантоз, паракератоз, гиперкератоз, гранулез [8, 9].
Поскольку одной из наиболее частых причин заболевания являются инфекционно-аллергические факторы, в комплексное лечение пациентов обычно включают антибиотики [10]. Рекомендуется применение макролидов (джозамицин по 1 г/сут в 2 приема), пенициллинов (до 15 млн ЕД на курс), цефтриаксона (до 20 г на курс). При остром течении лихеноидного парапсориаза показаны кортикостероидные препараты (дексаметазон, преднизолон) с постепенным снижением дозы и переходом на лечение наружными средствами: кремами, мазями, пастами, аэрозолями [2]. В качестве десенсибилизирующей терапии назначают 10% раствор хлорида кальция (по 10 мл внутривенно через день) или 10% раствор глюконата кальция (по 10 мл внутривенно через день), на курс 10 инъекций. При выраженном проявлении пурпуры у больных с острым и подострым течением заболевания применяют аскорутин [11].
При хронической форме лихеноидного парапсориаза назначают вазоактивные препараты: никотиновую кислоту (по 100 мг 3 раза в сутки) или ксантинола никотинат (по 150 мг 3 раза в сутки) в течение 2–3 нед [11]. Эффективно также применение циклоспорина (150 мг/сут) [12].
Представляем описание клинического наблюдения пациента в возрасте 1 года 3 мес с острым вариолиформным парапсориазом Мухи—Хабермана, поступившего на стационарное лечение в детское отделение ГБУ РД «Республиканский кожно-венерологический диспансер».
Болен в течение 3 мес, лечение получал амбулаторно в поликлинике ГБУ РД «Республиканский кожно-венерологический диспансер» и частных клиниках, без эффекта. При поступлении в стационар патологический процесс имел распространенный характер. На коже лица, туловища, верхних и нижних конечностей наблюдались множественные несгруппированные папулопустулезные элементы с геморрагической коркой в центральной части, местами встречались мелкие рубцы по типу оспенновидных (рис. 1).
Рис. 1. Пациент К. в возрасте 1 года 3 мес, клиническая картина до лечения.
а — папулопустулезные несгруппированные высыпания на коже спины и ягодиц, пустулезные элементы обработаны фукорцином; б — оспенновидные элементы на коже живота, обработанные фукорцином, местами встречаются рубцы.
Результаты клинического анализа крови: Hb 101 г/л, эр. 4,1·1012/л, л. 6,8·109/л, э. 2%, с. 56%, лимф. 39%, мон. 2%; СОЭ 9 мм/ч. Результаты биохимического анализа крови: глюкоза 4,59 ммоль/л, общий билирубин 10,0 мкмоль/л, аланинаминотрансфераза 23,3 ЕД/л, аспартатаминотрансфераза 46,1 ЕД/л, креатинин 34,2 мкмоль/л, мочевая кислота 206,6 ммоль/л, триглицериды 0,9 ммоль/л, общий холестерин 3,3 ммоль/л, сывороточное железо 10,9 мкмоль/л. Общий анализ мочи: цвет соломенно-желтый, реакция кислая, удельный вес 1018, прозрачность полная, белок не обнаружен, лейкоциты 1–2 в поле зрения. В анализе кала яйца глист не обнаружены. В соскобе с кожного элемента патологические грибы не найдены.
Больному проводили терапию с применением пероральных десенсибилизирующих средств (глюконат кальция по 125 мг 3 раза в сутки, диметиндена малеат по 0,5 мг или 10 капель 3 раза в сутки) и амоксициллина (по 125 мг перорально 2 раза в сутки). Наружно применяли раствор метиленового синего, мазь Левомеколь, кортикостероидные мази. В результате проведенного лечения наблюдалось разрешение патологического процесса: элементы сыпи почти полностью регрессировали, местами сформировались небольшие очаги вторичной гиперпигментации и атрофические рубцы (рис. 2).
Рис. 2. Пациент К. в возрасте 1 года 3 мес, клиническая картина после лечения: на коже спины (а) и живота (б) небольшие очаги гиперпигментации и рубцы, некоторые элементы обработаны раствором метиленового синего.
Следует отметить, что в течение 3 мес с момента обращения к специалистам первичного звена ребенку не был верифицирован парапсориаз, в связи с чем он не получал соответствующую терапию. Лечение проводили по схеме токсикодермии, атопического дерматита, контактно-аллергического дерматита, эффекта от которого не отмечено. За этот период у пациента образовались атрофические рубцы, в том числе на коже лица. При своевременной идентификации парапсориаза и его адекватной терапии этот косметический дефект можно было предотвратить. Уже на 1-й неделе упорного течения заболевания на фоне проводимой терапии необходимо выносить вопрос об уточнении клинического диагноза и коррекции лечения на врачебную комиссию с привлечением экспертов третьего уровня и использованием при необходимости телемедицинских технологий.
Продемонстрированный нами клинический случай острого вариолиформного парапсориаза Мухи—Хабермана акцентирует внимание дерматовенерологов на его манифестных проявлениях, что позволит своевременно верифицировать у пациентов подобную патологию.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литература / References:
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.