Введение
Основными целями лечения акне многие годы являлись устранение гиперкератоза, снижение продукции кожного сала и фолликулярной колонизации P. acnes, способствующих развитию воспалительного процесса.
В связи с этим взгляд Jean-Hilaire Saurat (2015) на возникновение и лечение акне представляет большой интерес [1]. Опубликованные исследования показали, что в серийных срезах биоптата клинически нормальной кожи пациентов, имеющих кожу, склонную к акне, выявлены гистологические признаки микрокомедонов почти в 30% сально-волосяных единицах, однако в видимые поражения вовлечено около 0,25% сальных желез [1—3].
Новый препарат Comedomed от l’Eau thermal d’Avene содержит ключевой ингредиент — комедокластин, полученный из экстракта плодов расторопши пятнистой, обладающий уникальными свойствами. Comedomed содержит 25% комедокластина и 67,5% термальной воды авен, представляет собой ультралегкий аквагель, который быстро впитывается и не содержит отдушек. Препарат рекомендуется применять утром и вечером самостоятельно или в сочетании с медикаментозным лечением акне.
Цель иследования — клинические и функциональные показатели кожи лица у пациентов с акне при лечении препаратом Комедомед.
Материал и методы
В центре медицинской косметологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова под наблюдением находились 17 пациентов (8 женщин и 9 мужчин) с преимущественно легкой степени тяжести акне, средний возраст 23,0±4,9 года.
Все пациенты 2 раза в день утром и вечером наносили на лицо аквагель Комедомед в течение 8 нед. До лечения и через 2 мес после лечения все пациенты проходили обследование, включающее анкетирование (субъективная оценка изменений кожи пациентом и объективная оценка врачом), фотографирование, корнеометрию — прибор Corneometer CM 825 (Courage&Khazaka, Германия), себуметрию — прибор Sebumeter MPA 580 (Courage&Khazaka, Германия) и мексаметрию — прибор MPA 580 с датчиком Mexameter MX 18 (Courage&Khazaka, Германия).
Клинические изменения и функциональные параметры кожи оценивали в помещении диагностической лаборатории кафедры косметологии СЗГМУ им. акад. И.И. Мечникова. Пациенты приходили с очищенной кожей, без косметики и макияжа, перед проведением измерения в течение 30 мин они находились в помещении, в покое, при температуре около 21 °C.
Для анализа показателей, распределения которых отличаются от нормального (данные объективных и субъективных наблюдений), применяли непараметрические методы оценки, в частности, критерий Вилкоксона, для связанных выборок.
Статистическую обработку результатов проводили с помощью программ Statistica v.10.0. Анализ соответствия исследуемых показателей нормальному распределению произведен с помощью критерия согласия Колмогорова—Смирнова. Показатели, которые имели нормальное распределение (корнеометрия, степень пигментации, выраженность эритемы, себуметрия), далее анализировали с использованием параметрических критериев. Для сравнения взаимосвязанных наблюдений использовали t-критерий Стьюдента. Результаты представлены в виде значений средних арифметических (М) и стандартных отклонений (SD). Достоверность различий принимали на уровне p<0,05.
Результаты и обсуждение
В соответствии с исследованиями группы J. Voorhees большинство видимых комедонов не прогрессируют до воспалительных поражений и они в основном разрешаются через 4 нед [3]. Отмечается, что средняя продолжительность жизни каждого воспалительного поражения составляет несколько дней, а невоспалительного — несколько недель. Как считают Cunliffe и соавт. [2], комедоны являются временными образованиями. При этом важная роль отводится эпителиальным стволовым клеткам, расположенным в сально-волосяном фолликуле [1].
Поскольку не каждый начинающий развиваться еще скрытый комедон созревает в папулезный или пустулезный элемент, профилактическое лечение приобретает важное значение. Поэтому эффекты рецептурных препаратов, с одной стороны, должны быть направлены на сокращение времени заживления типичных клинических проявлений, с другой — на замедление или подавление вступления новых сальных желез в цикл акне [1].
Профилактический эффект комедокластина при лечении акне объясняют способностью ограничивать пролиферацию эпителиальных стволовых клеток, ингибировать выработку себума, что приводит к изменению его состава. Заявленные свойства препарата подтверждаются проведенными клиническими исследованиями.
На рис. 1—4 показаны результаты лечения. Объективная оценка врачом через 2 мес показала значимое снижение сухости кожи с 1,4 до 0,6 балла (p<0,01), выраженности пор с 1,9 до 1,0 балла (p<0,01) и числа комедонов с 1,7 до 0,9 балла (p<0,01). При субъективной оценке пациентами их общий внешний вид улучшился с 2,3 до 2,9 балла (p<0,01). Функциональные параметры кожи определялись в области лба, угла рта и щеки [4, 5].
Рис. 1. Пациент К. Результаты лечения акне препаратом Комедомед — снижение числа воспалительных элементов и комедонов, а также уменьшение пигментации кожи.
а — до лечения, б — через 2 мес после лечения.
Рис. 2. Пациентка М. Результаты лечения акне препаратом Комедомед — снижение числа воспалительных элементов и комедонов.
а — до лечения, б — через 2 мес после лечения.
Рис. 3. Пациентка С. Результаты лечения акне препаратом Комедомед — уменьшение блеска и покраснения кожи, а также снижение числа воспалительных элементов.
а — до лечения, б — через 2 мес после лечения.
Рис. 4. Пациент Н. Результаты лечения акне препаратом Комедомед — снижение числа воспалительных элементов и комедонов.
а — до лечения, б — через 2 мес после лечения.
Показатели влагосодержания рогового слоя (корнеометрия) повышались на 4% (p>0,05) в области лба и на 6% (p>0,05) в области щеки, однако снижались на 7% (p>0,05) в области угла рта (рис. 5).
Рис. 5. Результаты корнеометрии в процессе лечения препаратом Комедомед.
Различие достоверно по сравнению с результатом до лечения: * — p<0,05; ** — p<0,01; *** — p<0,001.
Поскольку у пациентов наблюдали различные клинические проявления акне, то жирность кожи определяли в области лба как зону с преобладающим количеством сальных желез (рис. 6). После лечения салоотделение уменьшилось на 42% (p>0,05).
Рис. 6. Результаты себуметрии в процессе лечения препаратом Комедомед.
Различие достоверно по сравнению с результатом до лечения: * — p<0,05; ** — p<0,01; *** — p<0,001.
Содержание меланина уменьшилось в разной степени, но во всех точках измерения (рис. 7): лоб и щека — на 5% (p>0,05), угол рта — на 16% (p<0,001).
Рис. 7. Результаты содержания меланина в процессе лечения препаратом Комедомед.
Различие достоверно по сравнению с результатом до лечения: * — p<0,05; ** — p<0,01; *** — p<0,001.
Выраженность эритемы (рис. 8) на лице также уменьшилось (лоб — на 5%, p>0,05; угол рта — на 14%, p<0,001; щека — на 4%, p>0,05).
Рис. 8. Результаты показателей выраженности эритемы в процессе лечения препаратом Комедомед.
Различие достоверно по сравнению с результатом до лечения: * — p<0,05; ** — p<0,01; *** — p<0,001.
При анкетировании пациентов в объективную оценку их состояния кожи врачом входило 12 показателей. Наиболее существенными для оценки лечебного эффекта препарата и значимыми при статистической обработке оказались уменьшение сухости кожи, выраженности пор и снижение количества комедонов. Эти изменения полностью согласуются с динамикой функциональных параметров кожи. У пациентов существенно снизилось салоотделение в области лба. После лечения на большей части лица повысилась влажность кожи. Уменьшение выраженности эритемы свидетельствовало о снижении воспалительных процессов, а уменьшение содержания меланина могло быть показателем антиоксидантного действия препарата.
Заключение
Дермокосметическое средство Comedomed от l’Eau thermal d’Avene в течение 2 мес лечения акне уменьшает салоотделение и количество комедонов, повышает влажность кожи, способствует снижению воспаления и пигментации кожи. Препарат рекомендуется использовать косметологам и дерматологам в своей практической деятельности.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования: Т.Н. Королькова
Сбор и обработка материала: С.Е. Гома, И.А. Шепилова, А.В. Маслова, Е.Е. Харитонова
Статистическая обработка данных: Т.Н. Королькова
Написание текста: Т.Н. Королькова
Редактирование: Т.Н. Королькова
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Authors’ contributions:
The concept and design of the study: T.N. Korolkova
Collecting and interpreting the data: S.E. Goma, I.A. Shepilova, E.E. Kharitonova, A.V. Maslova
Statistical analysis: T.N. Korolkova
Drafting the manuscript: T.N. Korolkova
Revising the manuscript: T.N. Korolkova