Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Карачева Ю.В.

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России

Винник Ю.Ю.

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России

Смыкова А.Н.

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России

Карачев А.Ю.

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России;
ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

Маковецкая О.Д.

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России

Первичный пахидермопериостоз

Авторы:

Карачева Ю.В., Винник Ю.Ю., Смыкова А.Н., Карачев А.Ю., Маковецкая О.Д.

Подробнее об авторах

Просмотров: 3074

Загрузок: 61


Как цитировать:

Карачева Ю.В., Винник Ю.Ю., Смыкова А.Н., Карачев А.Ю., Маковецкая О.Д. Первичный пахидермопериостоз. Клиническая дерматология и венерология. 2021;20(3‑2):139‑143.
Karacheva YuV, Vinnik YuYu, Smykova AN, Karachev AYu, Makovetskaya OD. Primary pachydermoperiostosis. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2021;20(3‑2):139‑143. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma202120032139

Пахидермопериостоз — PDP (лат. Pachydermoperiostosis, син. синдром Турена—Соланта—Голе, первичная гипертрофическая остеоартропатия) — это редкий генодерматоз, представляющий собой мезоэктодермальную дисплазию с преимущественным поражением кожи и костной системы. Различают также симптоматические (вторичные) формы PDP, которые развиваются при тяжело протекающих хронических заболеваниях легких, плевры, сердца [1].

Первичный PDP характеризуется тремя основными клиническими признаками: пахидермией лица (гипертрофия и гиперплазия всех слоев кожи), периостозом (невоспалительное изменение надкостницы) и изменением дистальных фаланг пальцев рук по типу барабанных палочек [2, 3]. PDP встречается преимущественно у мужчин, обычно начинается в подростковом возрасте с прогрессированием патологических изменений в течение 5—20 лет с последующей стабилизацией состояния [4, 5].

Существует несколько типов наследования PDP: аутосомно-доминантный с неполной пенетрантностью и переменной экспрессией, а также аутосомно-рецессивный. Они могут различаться по клинической тяжести, внутрифамильной изменчивости и распространенности некоторых признаков.

В настоящее время известно два гена, мутации которых ассоциируются с развитием пахидермопериостоза, — HPGD и SLCO2A1. Функции этих генов до конца не изучены, однако известно их влияние на метаболизм простагландина Е2 (PGE2) [6—9]. Установлено, что HPGD и SLCO2A1 необходимы для нормальной сборки PGE2. Мутации в этих генах ведут к стабильному повышению уровня PGE2 в сыворотке, что приводит к оссификации, резорбции и воспалению соединительной ткани при PDP [10].

Мутации в гене SLCO2A1 встречаются чаще у представителей китайской, японской и корейской популяций. Однако В.А. Фурсенко и соавт. [4] выявили мутации в гене SLCO2A1 у пациента, проживающего в европейской части России.

M. Castori и соавт. [2] в своих работах сообщили об ухудшении клинических признаков PDP в подростковом возрасте и у молодых людей. У взрослых клинические проявления заболевания, как правило, стабилизируются.

Клиническая картина при PDP характеризуется утолщением кожи лица, волосистой части головы, тыла кистей и стоп с формированием пахидермии. Лицо приобретает выражение страдания и отчаяния. При вовлечении в процесс век они утолщаются, гипертрофируются, иногда приобретают сходство с келоидами, глазная щель резко суживается, возможно формирование кератоконуса. На волосистой части головы изменения кожи соответствуют складчатой пахидермии: грубые, толстые, извилистые складки кожи, разделенные глубокими бороздами, напоминают мозговые извилины. Кожа кистей, стоп также утолщена, но не складчатая. Резко усилена активность сальных желез на лице, волосистой части головы, на кистях и стопах выражен гипергидроз [1—3, 5, 7].

Пролиферативный периостит приводит к периостальной оссификации костей конечностей без увеличения их длины. Изменения скелета генерализованные. Характерно симметричное поражение трубчатых костей дистальных, в меньшей степени проксимальных отделов конечностей, реже костей черепа. Утолщение фаланг вызывает своеобразные изменения кистей и стоп: пальцы палицеобразно утолщаются, ногти приобретают вид часовых стекол, возможна тотальная лейконихия. В поздней стадии происходит окостенение связок различной степени выраженности, затрудняющее движения. Рентгенологически обнаруживают периостоз, крупные очаги остеопороза, остеосклероз.

Изменения костей и кожи прогрессируют в течение 5—10 лет, а затем сохраняются в течение всей жизни. Возможны разрежение волос, гинекомастия, отставание умственного развития.

Вторичный PDP развивается у лиц с тяжелыми легочными изменениями, аденокарциномой бронхов, бронхоэктазиями, абсцессами легких, реже у больных раком желудка, пищевода или вилочковой железы (тимуса) [1, 5, 7]. Болеют преимущественно мужчины в возрасте 30—70 лет. Костные изменения, которые доминируют в клинической картине, развиваются быстрее и часто сопровождаются болезненностью. Кожные изменения могут отсутствовать или развиваться не слишком выраженно. При первичном патологическом процессе, если лечение эффективно, они регрессируют. Диагноз основывается на клинической картине и данных рентгенологического исследования костей. Наибольшие периостальные изменения обнаруживают в диафизах длинных трубчатых костей, метакарпальных, метатарзальных костях, фалангах.

При гистологическом исследовании кожи выявляют утолщение дермы за счет увеличения количества коллагеновых и эластических волокон, пролиферацию фибробластов, небольшие периваскулярные и перифолликулярные лимфогистиоцитарные инфильтраты, расширение устьев волосяных фолликулов со скоплением в них роговых масс, гиперплазию сальных, иногда одновременно и потовых желез. K. Tanese и соавт. [6] обнаружили инфильтрацию тучных клеток в дерме образцов кожи больных, страдающих PDP.

При дифференциальной диагностике необходимо учитывать, что огрубление черт лица, изменения кожи и повышенное потоотделение могут встречаться как при первичном PDP, так и при акромегалии. Оценка гормональной активности гипофиза с исследованием уровня соматотропного гормона позволяет исключить данное заболевание.

Лечение первичной гипертрофической остеоартропатии симптоматическое и направлено на устранение боли в суставах, как правило, хороший эффект дает нестероидная противовоспалительная лекарственная терапия [11, 12]. Также есть данные о положительном эффекте бисфосфонатов при суставном синдроме [13—16].

Приводим наблюдение из клинической практики.

Больной С., 19 лет. Обратился на кафедру дерматовенерологии с курсом косметологии и ПО им. проф. В.И. Прохоренкова КрасГМУ (Красноярск) с жалобами на высыпания на коже лица и спины.

Анамнез заболевания: считает себя больным в течение 3 лет, когда стали появляться высыпания на коже лица. Лечился амбулаторно и в стационаре Минусинского кожно-венерологического диспансера с диагнозом акне, получал наружно базирон AC — без эффекта. Больной отмечает повышенную потливость ладоней и подошв с 18 лет. Последние несколько лет замечает боли в коленных и голеностопных суставах. Аллергологический анамнез не отягощен. Закончил 11 классов, затруднений в учебе не было. В семейном анамнезе у отца акне.

Локальный статус: кожный процесс носит распространенный характер с преимущественной локализацией на коже головы, спины, верхних и нижних конечностей. На лице застойная эритема, на фоне которой множественные атрофические рубцы. На коже спины узлы и пустулы на фоне атрофических рубцов. Кожа лба и век утолщена, плотная, с формированием складок и характерного выражения страдания на лице (рис. 1). На волосистой части головы грубые, толстые, извилистые складки кожи, разделенные глубокими бороздами, напоминают мозговые извилины (рис. 2). Булавовидные утолщения дистальных фаланг пальцев кистей и стоп, изменение формы ногтей по типу часовых стекол (рис. 3). Кисти и стопы увеличены в размерах в ширину, повышенной влажности.

Рис. 1. Больной С. Утолщенная кожа лба и век с формированием складок.

Характерное выражение страдания на лице.

Рис. 2. Больной С. Пахидермия на волосистой части головы.

Рис. 3. Больной С. Внешний вид кистей (а) и стоп (б) с пахидермопериостозом — изменение дистальных фаланг пальцев по типу барабанных палочек и ногтей по типу часовых стекол.

Пациенту выставлен диагноз: первичный PDP. Сопутствующий диагноз: акне.

С учетом того, что крупные кисти и стопы, гипергидроз и артралгия могут встречаться как при первичном PDP, так и при акромегалии, пациенту проведена оценка гормональной активности гипофиза с исследованием уровня соматотропного гормона.

При обследовании больного уровень инсулиноподобного фактора роста 1 в пределах возрастной нормы, уровень соматотропного гормона во время проведения глюкозотолерантного теста с моногидратом глюкозы снизился до 0,04 нг/мл, что соответствует нормальной реакции гипофиза на нагрузку с глюкозой. Другие гормоны гипофиза также находились в пределах референсных значений. При магнитно-резонансной томографии головного мозга опухоли гипофиза не выявлено. Рентгенологическое исследование костно-суставной системы кистей и стоп выявило периостальную оссификацию костей без увеличения их длины. Таким образом, диагноз акромегалии в данном случае был исключен.

Пациенту назначен эторикоксиб 90 мг 1 раз в день для купирования суставного синдрома. Через 3 мес лечения боли в коленных суставах и межфаланговых суставах стоп стали менее выраженными.

Заключение

PDP является редким дерматозом, вызывает трудности в диагностике у дерматологов, эндокринологов и является междисциплинарной проблемой. Диагностика PDP в большинстве случаев основывается на триаде клинических симптомов (пахидермия, периостоз, симптом барабанных палочек) и исключении причин вторичной гипертрофической остеоартропатии и акромегалии. Описанный случай приводится в связи с редкостью данного дерматоза. Проведенный комплекс исследований подтвердил диагноз, а назначенное лечение позволило добиться клинического улучшения.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.