Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Рахматулина М.Р.

ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации — Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И. Бурназяна» ФМБА России

Большенко Н.В.

ФБУН «Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии» Роспотребнадзора;
ГБУЗ Московской области «Московский областной клинический кожно-венерологический диспансер»

Тарасенко Э.Н.

ГБУЗ Москвы «Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии Департамента здравоохранения Москвы»

Вульвовагинальный кандидоз: варианты традиционной терапии

Авторы:

Рахматулина М.Р., Большенко Н.В., Тарасенко Э.Н.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1608

Загрузок: 35


Как цитировать:

Рахматулина М.Р., Большенко Н.В., Тарасенко Э.Н. Вульвовагинальный кандидоз: варианты традиционной терапии. Клиническая дерматология и венерология. 2020;19(6):855‑861.
Rakhmatulina MR, Bolshenko NV, Tarasenko EN. Vulvovaginal candidiasis: traditional therapy options. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2020;19(6):855‑861. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma202019061855

Введение

Вульвовагинальный кандидоз относится к заболеваниям половой системы, в большинстве случаев сопровождаемым выраженными субъективными и объективными признаками воспаления и оказывающим негативное влияние на качество жизни женщин, их физическую и социальную активность.

Несмотря на доступность широкого спектра антимикотических препаратов, применяющихся для терапии вульвовагинального кандидоза, существенного сокращения показателей распространенности заболевания не наблюдается. По данным современных научных исследований, о наличии вульвовагинального кандидоза в анамнезе свидетельствуют до 78% женщин, ежегодные рецидивы заболевания отмечают от 103 до 172 млн женщин во всем мире, а его распространенность составляет 3871 случай на 100 тыс. женщин. При этом самые высокие показатели заболеваемости регистрируют у лиц в возрасте 25–34 лет [1, 2].

Для терапии вульвовагинального кандидоза наиболее часто в клинической практике используют топические формы имидазолов с высокой степенью безопасности и хорошей переносимостью. Преимуществом применения местных лекарственных форм являются создание высокой терапевтической концентрации активных веществ, удобный режим применения и отсутствие системного действия на организм.

Согласно российским клиническим рекомендациям, в терапии острого вульвовагинального кандидоза могут применяться как интравагинальные (клотримазол, миконазол, бутоконазол, итраконазол, натамицин), так и системные (флуконазол, итраконазол, натамицин) формы противогрибковых лекарственных средств. Длительность терапии острых форм варьирует от однократного приема (флуконазол, бутоконазол) до 7-дневного курса (клотримазол, миконазол) [3].

Одним из наиболее широко применяемых в клинической практике топических антимикотических препаратов является клотримазол, характеризуемый высоким профилем эффективности и безопасности [4—6]. Основной механизм его действия заключается в нарушении синтеза эргостерола (структурный компонент клеточной мембраны грибов), изменении проницаемости мембраны гриба, способствовании выходу из клетки калия, внутриклеточных соединений фосфора и распаду клеточных нуклеиновых кислот. При интравагинальном введении абсорбируется от 3 до 10% дозы препарата, а индуцирование активности микросомальных ферментов печени приводит к ускорению его катаболизма.

В клинических рекомендациях Российского общества дерматовенерологов и косметологов для терапии острых форм вульвовагинального кандидоза предлагается использовать клотримазол в форме вагинальных таблеток (100 и 200 мг), а также крема 1% [3], однако часто вагинальные таблетки не оказывают достаточного терапевтического действия при сочетанном поражении вульвы и влагалища, а крем 1% в России доступен лишь в форме для наружного применения и поэтому не комплектуется аппликаторами для интравагинального введения, что существенно затрудняет использование препарата. В отличие от данных форм крем клотримазол 2%, содержит в комплекте одноразовые аппликаторы для гигиенического введения и более точного дозирования препарата и может применяться для нанесения на слизистую оболочку как влагалища, так и вульвы. Высокие концентрации лекарственного препарата в вагинальном секрете, сохраняющиеся в течение 48–72 ч, позволяют использовать клотримазол 2%, крем более коротким курсом, что значительно повышает приверженность терапии. В зарубежных исследованиях при острых формах вульвовагинального кандидоза установлены оптимальные показатели терапевтической эффективности 3-дневного курса лечения вагинальным кремом клотримазол 2% [4—8], что позволило включить данную схему терапии в Европейские клинические руководства [9].

Цель исследования — провести сравнительную оценку эффективности различных форм препарата клотримазол (2%, крем вагинальный и 100 мг, вагинальные таблетки) у пациенток с вульвовагинальным кандидозом.

Материал и методы

В исследование включены 60 женщин в возрасте от 18 до 50 лет с диагнозом «вульвовагинальный кандидоз», распределенные в группы по 20 человек в зависимости от применяемой терапии: 1-я группа — клотримазол 2%, крем интравагинально и наружно (при необходимости) ежедневно в дозе 5 г в течение 3 дней, 2-я группа — клотримазол 2%, крем интравагинально и наружно (при необходимости) ежедневно в дозе 5 г в течение 6 дней, 3-я группа — клотримазол, вагинальные таблетки ежедневно в дозе 100 мг в течение 6 дней.

Интенсивность субъективных симптомов (зуд/жжение в области половых органов, патологические выделения из половых путей) определяли с помощью визуальной аналоговой шкалы (ВАШ, Visual Analog Scale — VAS), представляющей собой 10-сантиметровую линейку, на которой пациент отмечает выраженность симптомов. Один сантиметр шкалы соответствует 1 баллу ощущений пациента: 0–3 балла — симптомы легкой степени, 3–7 баллов — средняя выраженность симптомов, 7–10 баллов — ярко выраженные (тяжелые) симптомы заболевания. Объективные симптомы заболевания до и после лечения оценивал врач по шкале интенсивности объективных симптомов: 0 — отсутствие симптомов, 1 — слабое, 2 — умеренное, 3 — сильное проявление симптомов.

При микроскопическом исследовании нативного и/или окрашенных метиленовым синим и по Граму препаратов определяли наличие вегетирующих форм дрожжеподобных грибов (псевдомицелий, почкующиеся формы). Результаты микроскопического исследования подтверждали культуральной видовой идентификацией грибов рода Candida и при необходимости методом ПЦР в режиме реального времени.

Клиническую и лабораторную оценку эффективности проводимой терапии осуществляли через 14 и 30 дней после ее окончания.

Статистический анализ полученных результатов проводили на персональном компьютере с Microsoft Windows 10 с использованием непараметрических методов в программе Statistica-8 и Microsoft Exel 365. Сравнение двух рядов данных по их средним величинам и величинам стандартных отклонений проводили с использованием t-критерия Стьюдента. При уровне значимости p<0,05 различия считались статистически достоверными.

Результаты

Основной причиной обращения за медицинской помощью у всех обследованных пациенток являлось наличие выраженных и/или ярко выраженных субъективных проявлений вульвовагинального кандидоза (зуд/жжение и выделения из половых путей творожистого или сливкообразного характера). Явления диспареунии отмечали 18 (90%) пациенток 1-й группы и все пациентки 2-й и 3-й групп. На момент окончания терапии об отсутствии указанных симптомов свидетельствовали 17 (85%) пациенток 1-й группы, 20 (100%) пациенток 2-й группы и 15 (75%) пациенток 3-й группы. У 3 (15%) пациенток 1-й группы сохранялись легкие симптомы зуда и жжения и незначительные вагинальные выделения. В 3-й группе 2 (10%) пациентки отметили отсутствие положительной динамики субъективных проявлений после проведенной терапии (сохранялись ярко выраженные симптомы жжения и зуда, обильные вагинальные выделения и болезненность при половых контактах), а 3 пациентки — незначительную динамику клинических проявлений (снижение интенсивности симптомов заболевания до умеренно выраженных). Через 14 дней после окончания терапии легкие субъективные симптомы вульвовагинального кандидоза сохранялись у 2 (10%) пациенток 1-й группы и 3 (15%) пациенток 3-й группы, а 2 (10%) пациентки 3-й группы свидетельствовали о наличии выраженного зуда в области половых органов и выделений из половых путей творожистого характера. Через 30 дней после лечения отсутствие симптомов заболевания отметили 18 (90%) пациенток 1-й группы, 20 (100%) пациенток 2-й группы и 16 (80%) пациенток 3-й группы.

Оценивая скорость наступления терапевтического эффекта, 30 (75%) пациенток 1-й и 2-й групп и 5 (25%) пациенток 3-й группы отметили значимое снижение интенсивности субъективных симптомов в первые 3 дня лечения. Остальные пациентки свидетельствовали о положительной динамике клинических проявлений с 4-го по 7-й день терапии (рисунок).

Скорость наступления терапевтического эффекта у пациенток, %.

Отсутствие объективных симптомов вульвовагинального кандидоза на протяжении всего периода наблюдения после проведенной терапии регистрировали у всех пациенток 2-й группы. В 1-й группе через 14 дней после лечения умеренно выраженные гиперемия и вагинальные творожистые выделения сохранялись у 1 (5%) пациентки, а слабо выраженные симптомы — у 2 (10%) пациенток, через 30 дней после завершения терапии умеренно выраженные симптомы вульвовагинального кандидоза наблюдали только у 1 (5%) пациентки этой группы. В 3-й группе у 4 (20%) пациенток объективные симптомы заболевания (гиперемия и отечность слизистых оболочек, творожистые вагинальные выделения) сохранялись как через 14, так и через 30 дней после окончания лечения (табл. 1).

Таблица 1. Объективные симптомы вульвовагинального кандидоза у пациенток до и после лечения

Интенсивность симптомов

Клинический симптом

гиперемия

отек

вагинальные выделения

экскориации

трещины

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

До лечения:

1-я группа

0

0

0

0

17

85*

16

80*

1

5

25

5

25

2

10

1

5

2

10

2

8

40*

8

40*

9

45*

1

5

1

5

3

7

35*

7

35*

9

45*

1

5

1

5

2-я группа

0

0

0

0

17

85*

15

75

1

1

5

2

10

0

3

15

2

10

2

10

50

8

40

10

50

0

3

15

3

9

45

10

50

10

50

0

0

3-я группа

0

0

2

10

0

18

90*

20

100*

1

0

1

5

1

5

2

10

0

2

10

50*

7

35

9

45

0

0

3

10

50*

10

50*

10

50

0

0

Через 14 дней после лечения:

1-я группа

0

17

85

17

85

17

85*

20

100*

20

100*

1

2

10

2

10

2

10

0

0

2

1

5

1

5

1

5

0

0

2-я группа

0

20

100*

20

100*

20

100*

20

100*

20

100*

3-я группа

0

16

80*

17

85*

16

80*

19

95*

20

100*

1

2

10

2

10

2

10

1

5

0

2

2

10

1

5

2

10

0

0

Через 30 дней после лечения:

1-я группа

0

19

95*

19

95*

19

95*

20

100*

20

100*

2

1

5

1

5

1

5

0

0

2-я группа

0

20

100*

20

100*

20

100*

20

100*

20

100*

3-я группа

0

16

80*

17

85*

16

80*

19

95*

20

100*

1

2

10

2

10

2

10

1

5

0

2

2

10

1

5

2

10

0

0

Примечание. * — p<0,05.

Таким образом, отсутствие клинических симптомов вульвовагинального кандидоза через 14 дней после окончания терапии установлено у 85% пациенток 1-й группы, 100% пациенток 2-й группы и 75% пациенток 3-й группы, через 30 дней после лечения — соответственно у 95, 100 и 80% пациенток.

По результатам микроскопического исследования вагинального отделяемого через 14 дней после лечения псевдомицелий грибов рода Candida выявлен у 5 (25%) пациенток 1-й группы и 4 (20%) пациенток 3-й группы, при этом бластоспоры грибов у 3 (15%) пациенток 1-й группы не определялись, а повышенное количество лейкоцитов регистрировалось только у 2 (10%) пациенток 3-й группы. Через 30 дней после проведенной терапии микроскопические признаки вульвовагинального кандидоза выявлены у 2 (10%) пациенток 1-й группы и 5 (25%) пациенток 3-й группы, лейкоцитарная реакция — соответственно у 1 (5%) и 2 (10%) пациенток. У всех пациенток 2-й группы после проведенной терапии при микроскопическом исследовании вагинального отделяемого исследуемые параметры соответствовали норме (табл. 2).

Таблица 2. Результаты микроскопического исследования вагинального отделяемого у пациенток 1, 2 и 3 групп до и после лечения

Исследуемый показатель

До лечения

Через 14 дней после лечения

Через 30 дней после лечения

абс.

%

абс.

%

абс.

%

1-я группа:

Candida:

псевдомицелий

20

100*

5

25

2

10

бластоспоры

20

100*

2

10

2

10

Лейкоциты более10 в поле зрения

13

65*

0

0

1

5

2-я группа:

Candida:

псевдомицелий

20

100*

0

0

0

0

бластоспоры

20

100*

0

0

0

0

Лейкоциты более10 в поле зрения

14

70*

0

0

0

0

3-я группа:

Candida:

псевдомицелий

20

100*

4

20

5

25

бластоспоры

20

100*

4

20

5

25

Лейкоциты более 10 в поле зрения

13

65*

2

10

2

10

Примечание.* — p<0,05.

Согласно данным культурального исследования, у 86,7% пациенток на момент включения в исследование идентифицированы C. albicans, виды non-albicans (C. glabrata, C. krusei, C. parapsilosis и C. tropicalis) выявлены у 8 (13,3%) пациенток. После проведенного лечения дрожжеподобные грибы рода Candida обнаружены у 2 (10%) пациенток 1-й группы (C. albicans в количестве 102 КОЕ/мл) и у 4 (20%) пациенток 3-й группы (у 1 пациентки C. glabrata в количестве 102 КОЕ/мл и у 3 пациенток C. albicans в количестве более 103 КОЕ/мл) (табл. 3).

Таблица 3. Результаты культурального исследования вагинального отделяемого у пациенток 1, 2 и 3 групп до и после лечения

Вид гриба рода Candida

1-я группа

2-я группа

3-я группа

до лечения

после лечения

до лечения

после лечения

до лечения

после лечения

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

C. albicans

16

80

2

10

18

90

18

90

3

15

C. glabrata

2

10

2

10

1

5

1

5

C. krusei

1

5

C. parapsilosis

1

5

C. tropicalis

1

5

Обсуждение

Согласно мнению российских и зарубежных исследователей, тактика лечения вульвовагинального кандидоза должна определяться с учетом формы инфекционного процесса (острый, хронический рецидивирующий). При этом в связи с ростом устойчивости грибов рода Candida к системным антимикотическим препаратам (особенно к флуконазолу) в терапии острого инфекционно-воспалительного процесса предпочтительным является использование местнодействующих лекарственных средств [10].

Характерными клиническими признаками вульвовагинального кандидоза, помимо патологических вагинальных выделений, являются гиперемия и отечность слизистых оболочек половых органов, сопровождаемых выраженной субъективной симптоматикой, существенно снижающей качество жизни женщин. Это обосновывает применение топической терапии, позволяющей в короткие сроки создать в очаге воспаления высокую концентрацию препарата при его минимальной системной адсорбции и значительно снизить интенсивность клинических симптомов.

У 85–100% обследованных нами пациенток вульвовагинальный кандидоз сопровождался наличием субъективных (зуд, жжение, диспареуния) и объективных (гиперемия, отечность слизистых оболочек) признаков воспаления, а также выраженной лейкоцитарной реакцией (66,7%). Комбинированное (интравагинальное и наружное) применение клотримазола в форме 2% крема привело к достоверному уменьшению клинических признаков воспаления у 17 (85%) пациенток в течение 3 дней, что превысило аналогичные показатели при более длительном курсе терапии клотримазолом в дозе 100 мг и в форме вагинальных таблеток. Мы дополнительно проанализировали анамнестические данные пациенток 1-й группы, у которых не достигнута клиническая эффективность лечения, установлено, что в течение предшествующего года у женщин регистрировалось от 2 до 4 эпизодов заболевания. По нашему мнению, для пациенток с острыми формами вульвовагинального кандидоза и наличием рецидивов заболевания в анамнезе предпочтительным будет 6-дневый курс терапии клотримазолом в форме 2% крема. В настоящем исследовании именно такая схема лечения показала максимальную терапевтическую эффективность: применение препарата клотримазол 2%, крем в течение 6 дней привело к клиническому излечению у 100% пациенток 2-й группы.

Эффективность терапии вульвовагинального кандидоза также должна быть подтверждена лабораторными методами. В проведенном исследовании у 2 (10%) пациенток 1-й группы через 14 и 30 дней после терапии выявлено сохранение вегетирующих форм дрожжеподобных грибов. В 3-й группе через 14 дней вегетирующие формы дрожжеподобных грибов обнаружили у 4 (20%) пациенток, а через 30 дней — у 5 (25%) пациенток; данные показатели сопровождались сохранением повышенного количества лейкоцитов у 2 (10%) пациенток через 14 и 30 дней после лечения. При культуральном исследовании после проведенного лечения грибы Candida были обнаружены у 2 (10%) пациенток 1-й группы и 4 (20%) пациенток 3-й группы. Во 2-й группе абсолютная клиническая эффективность подтверждена отсутствием вегетирующих форм и роста дрожжеподобных грибов Candida, а также нормализацией показателей лейкоцитарной реакции.

Таким образом, выбор тактики терапии пациенток с вульвовагинальным кандидозом должен быть дифференцированным в зависимости от его клинической формы. При острых формах и отсутствии эпизодов заболевания в течение последнего года возможно назначение клотримазола 2% крема более коротким курсом (в течение 3 дней), а при наличии рецидивов заболевания целесообразно применение 6-дневного курса терапии. Комбинированное (наружное и интравагинальное) использование клотримазола 2% в форме крема приводит к быстрому устранению субъективных симптомов вульвовагинального кандидоза и оптимальному терапевтическому эффекту, а также обеспечивает сохранение полученного результата.

Заключение

Эффективность 3-дневного курса терапии вульвовагинального кандидоза препаратом клотримазол 2%, вагинальный крем превосходила таковую при 6-дневном применении клотримазола 100 мг в форме вагинальных таблеток. Пациенткам, у которых в анамнезе зафиксированы эпизоды заболевания в течение года, необходимо рекомендовать 6-дневный курс терапии клотримазолом 2%, продемонстрировавшим максимальные показатели терапевтической эффективности.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования: М.Р. Рахматулина

Сбор и обработка материала: М.Р. Рахматулина, Н.В. Большенко, Э.Н. Тарасенко Статистическая обработка: Н.В. Большенко

Написание текста: М.Р. Рахматулина, Н.В. Большенко, Э.Н. Тарасенко

Редактирование: М.Р. Рахматулина

Финансирование. Работа выполнена без спонсорской поддержки.

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.