Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Новиков Ю.А.

ГБУ здравоохранения Омской области "Клинический кожно-венерологический диспансер", Омск, 644001, Российская Федерация

Зубарева Е.Ю.

ГБОУ ВПО "Омская государственная медицинская академия", Омск, 644043, Российская Федерация

Новикова М.В.

ФГБУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина» Минздрава России

Лекавичус И.Ю.

ГБУЗ Омской области "Клинический кожно-венерологический диспансер", 644043, Омск, Российская Федерация

Маслова М.С.

БУЗ Омской области «Клинический кожно-венерологический диспансер», Омск, Россия

Семенова Н.Н.

ГБУ здравоохранения Омской области "Клинический кожно-венерологический диспансер", Омск, 644001, Российская Федерация

Клинический опыт применения крема на основе 0,1% метилпреднизолона ацепоната у детей с хроническими дерматозами

Авторы:

Новиков Ю.А., Зубарева Е.Ю., Новикова М.В., Лекавичус И.Ю., Маслова М.С., Семенова Н.Н.

Подробнее об авторах

Прочитано: 664 раза


Как цитировать:

Новиков Ю.А., Зубарева Е.Ю., Новикова М.В., Лекавичус И.Ю., Маслова М.С., Семенова Н.Н. Клинический опыт применения крема на основе 0,1% метилпреднизолона ацепоната у детей с хроническими дерматозами. Клиническая дерматология и венерология. 2019;18(6):756‑761.
Novikov IuA, Zubareva EIu, Novikova MV, Lekavichus IIu, Maslova MS, Semenova NN. Clinical experience of administration of 0.1% methylprednisolone aceponate cream in children with chronic dermatoses. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2019;18(6):756‑761. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma201918061756

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ксе­роз как ос­но­ва дер­ма­то­зов в по­жи­лом воз­рас­те. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(5):592-596

Существенную роль в формировании защитных свойств кожи играет эпидермальный барьер — это собирательное понятие, характеризующее роговой слой, его состояние и происходящие в нем процессы кератинизации, синтез высокоспециализированных межклеточных липидов, образование натурального увлажняющего фактора, десквамацию [1]. Особое патогенетическое значение имеют дермальные изменения, происходящие в эпидермисе кожи больных дерматозами, в основе которых лежат воспалительные процессы [2, 3]. В еще большей степени это касается детей, имеющих ряд анатомо-конституциональных особенностей строения кожи, обусловливающих незрелость эпидермальных и дермальных барьерных структур: нежный и рыхлый эпидермис, тонкая базальная мембрана, нейтральная или слабощелочная рН, повышенная проницаемость эндотелия сосудов, высокая резорбционная способность жирорастворимых веществ и ряд других [1, 3, 4].

Одно из ведущих мест среди защитных барьеров эпидермиса в настоящее время отводят роговому слою. Это живая, очень активная ткань с выраженным метаболизмом липидов в межкератиноцитарном матриксе (таких как церамиды, гликосилкерамиды, свободные сфингоидные основания, холестерол и его сульфаты, жирные кислоты, фосфолипиды, некоторые другие), с упорядоченной структурой и движением кератиноцитов [2]. Частым клиническим проявлением многих кожных болезней (это, например, ихтиоз, кератодермии, атопический дерматит, экзема, псориаз, хейлит, болезнь Дарье, болезнь Девержи и другие) является сухость кожи вследствие изменения соотношения и содержания липидов [1, 2].

В последнее время все большее число исследователей доказывают, что во многих случаях в развитии воспаления и гиперплазии эпидермиса существенную роль играют цитокины, вырабатываемые самими кератиноцитами при повреждении эпидермального барьера. В эпидермисе разворачивается ответная реакция, направленная на восстановление липидных структур. Если восстановление происходит недостаточно быстро, то клетки эпидермиса подвергаются массированной атаке со стороны микроорганизмов и токсинов, в процессе которой поврежденные кератиноциты начинают секретировать цитокины, запускающие воспалительную реакцию. Воспаление всегда сопровождается продукцией свободных радикалов, что приводит к дальнейшему повреждению клеток эпидермиса, которые уже не могут обеспечить полное восстановление липидного барьера, поэтому эпидермис постепенно обезвоживается. Кожа становится сухой, шелушащейся и воспаленной [1, 5—7].

Наружная терапия является неотъемлемой частью комплексного лечения хронических дерматозов у детей и занимает в нем ведущее место. Рациональное использование наружных лекарственных средств с учетом возраста больного, тяжести заболевания, фазы воспалительного процесса в значительной степени повышает эффективность лечения, способствует регрессу кожных высыпаний. Лекарственные препараты при наружном применении оказывают не только местное, но и общее воздействие на организм через нервно-рецепторный аппарат кожи. Особенности анатомо-морфологического и функционального состояния кожи у детей, сравнительно низкое соотношение площади кожи и массы тела у пациентов раннего возраста всегда требуют от врача тщательного выбора лекарственных форм при назначении наружной терапии [3, 4]. Лекарственные формы оказывают терапевтическое воздействие в том числе благодаря своим физическим свойствам, они могут содержать антисептические, вяжущие, кератопластические, редуцирующие средства и другие. Наиболее выраженный клинический эффект оказывают препараты, содержащие топические глюкокортикостероиды (ТГКС) благодаря значительной противовоспалительной, противоаллергической, противозудной активности [8]. ТГКС подавляют три основных компонента аллергического воспаления: высвобождение медиаторов, миграцию клеток в зону поражения и их пролиферацию. Противовоспалительная активность и выраженность побочных эффектов от применения ТГКС зависят от структуры их молекулы и лекарственной формы препарата [9].

Из ТГКС в детской дерматологической практике должны применяться препараты, обладающие минимальными побочными эффектами при сохранении достаточно высокой степени противовоспалительного действия. В настоящее время предпочтение отдается ТГКС 3-го класса (по Европейской классификации потенциальной активности местных ГКС; Miller and Munro), в том числе метилпреднизолону ацепонату — ГКС последнего поколения. Он обладает высокой эффективностью и безопасностью, минимумом побочных эффектов и возможностью применения 1 раз в сутки, в том числе у детей раннего возраста. Длительность лечения указанными препаратами в среднем должна составлять 14—21 день [8—12].

По данным многочисленных многоцентровых клинических исследований, в ряду современных топических стероидов метилпреднизолона ацепонат отличается особенно хорошей переносимостью и минимумом побочных эффектов. При наружном применении метилпреднизолона ацепонат гидролизуется в эпидермисе и дерме. Главным и наиболее активным метаболитом препарата, образующимся в результате его «биоактивации» в коже, является 6α-метилпреднизолон-17-пропионат, обладающий значительно более высоким сродством к глюкокортикоидным рецепторам кожи [8, 9].

Крем Комфодерм К — препарат на основе 0,1% метилпреднизолона ацепоната с основой, содержащей керамиды, подходит для лечения подострых и острых воспалительных процессов без выраженного мокнутия, при локализации процесса как на гладкой коже, так и на волосистой части головы. [13].

Целью неконтролируемого открытого исследования, проведенного кафедрой дерматовенерологии и косметологии ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России на клинической базе БУЗОО «ККВД» стала оценка клинической эффективности применения 0,1% крема метилпреднизолона ацепоната с основой, содержащей керамиды (препарат Комфодерм К крем), в наружной терапии детей, больных истинной экземой в стадии обострения.

Материал и методы

В исследование были включены 30 пациентов (18 девочек и 12 мальчиков) в возрасте от 2 до 18 лет с клинически установленным диагнозом. Средний возраст больных составил 9±2,3 года. Критерии исключения из исследования: гиперчувствительность к компонентам препарата; системная и наружная терапия основного заболевания ГКС, цитостатиками, увлажняющими наружными средствами менее чем за 7 дней до момента включения в исследование; наличие признаков вторичного инфицирования; участие в другом клиническом исследовании.

На каждого больного была заведена индивидуальная карта, в которой фиксировалась динамика кожного процесса в ходе лечения, а также отмечались сведения об анамнезе заболевания, особенностях его течения (длительность заболевания, количество обострений в год, длительность обострений, провоцирующие факторы и т. д.), предшествующем лечении за последний год, сопутствующих заболеваниях, переносимости исследуемого препарата, нежелательных явлениях.

У всех пациентов установлен диагноз истинной экземы средней степени тяжести в стадии обострения. Длительность заболевания колебалась от 6 мес до 8 лет. Клиническая картина характеризовалась наличием симметрично расположенных очагов гиперемии и умеренной инфильтрации без четких границ, экссудации, микровезикул, эрозий, поверхностных трещин, серозно-геморрагических корочек, сухости кожи. В отдельных очагах поражения наблюдалась лихенификация кожи (рис. 1 а,

Рис. 1. Пациент К., 8 лет, с хронической экземой: обострение, до лечения (а); значительное улучшение, 14-й день терапии (б).
2 а, 3 а). Кроме того, некоторых пациентов (n=14) беспокоил умеренный зуд кожи в очагах поражения.

Больные применяли крем 0,1% метилпреднизолона ацепонат с основой, содержащей керамиды (препарат Комфодерм К крем) наружно на очаги поражения 1 раз в сутки, нанося его тонким слоем. Кроме того, некоторые пациенты в процессе лечения получали седативную терапию, туширование расчесов 5% раствором перманганата калия или раствором фукорцина.

Общая продолжительность исследования составила 14 дней. Клинический осмотр больных осуществляли до лечения, а также на 7-й и 14-й дни терапии. В процессе лечения оценивали степень уменьшения основных симптомов заболевания: воспаления, инфильтрации, микровезикул, сухости кожи, лихенификации, а также степень эпителизации эрозий и трещин. Результаты лечения определяли по количеству больных, достигших значительного улучшения, улучшения или не имевших эффекта.

Результаты и обсуждение

На начальном этапе лечения (в первые 3 дня) пациенты (n=14), предъявлявшие жалобы на зуд кожи, отметили полное его купирование. На 7-й день терапии при клиническом осмотре у всех пациентов (n=30) уменьшились явления гиперемии и инфильтрации, шелушения и сухости кожи, а также количество корочек, наблюдалась частичная эпителизация эрозий и трещин. К 14-му дню терапии значительного улучшения в виде регресса признаков воспаления, полной эпителизации эрозий и трещин, значительного уменьшения признаков сухости и лихенификации кожи достигли 9 (30%) пациентов (см. рис. 1 б). У 21 (70%) больного отмечено улучшение, которое характеризовалось регрессом явлений воспаления, неполной эпителизацией трещин, сохранением шелушения и лихенификации кожи, что потребовало добавления к терапии увлажняющих наружных средств для регенерации кожи и восстановления эпидермального барьера (см. рис. 2 б,

Рис. 2. Пациентка М., 6 лет, с хронической экземой: обострение, до лечения (а); значительное улучшение, 14-й день терапии (б).
рис. 3 б).
Рис. 3. Пациентка С., 13 лет, с хронической экземой: обострение, до лечения (а); значительное улучшение, 14-й день терапии (б).
Случаев ухудшения в процессе применения крема 0,1% метилпреднизолона ацепоната с основой, содержащей керамиды (препарата Комфодерм К крем), не наблюдалось.

В исследовании установлена высокая эффективность терапии больных экземой в стадии обострения 0,1% кремом метилпреднизолона ацепоната с основой, содержащей керамиды (препаратом Комфодерм К крем). К 14-му дню терапии у всех пациентов наряду с регрессом субъективных симптомов наблюдалось улучшение клинической картины заболевания в виде разрешения воспалительных явлений, микровезикул и активной эпителизации эрозий и трещин в очагах поражения.

При наружном применении 0,1% крем метилпреднизолона ацепоната с керамидами подавляет воспалительные и аллергические кожные реакции, а также оказывает влияние на восстановление эпидермального барьера кожи, что приводит к уменьшению объективных симптомов воспаления (эритемы, отека, экссудации, микровезикул, трещин, сухости кожи) и субъективных ощущений (зуда и т. д.).

Заключение

Таким образом, результаты исследования показали хорошую эффективность и переносимость терапии 0,1% кремом метилпреднизолона ацепоната с основой, содержащей керамиды, у детей, больных экземой. Данный препарат обеспечивает регресс высыпаний, имеет высокую безопасность и значительно улучшает качество жизни маленьких пациентов и членов их семей.

Сведения об авторах

Новиков Ю.А. — https://orcid.org/0000-0003-0391-5372

Зубарева Е.Ю. — https://orcid.org/0000-0003-1156-682X

Новикова М.В. — https://orcid.org/0000-0003-0911-2175

Лекавичус И.Ю. — https://orcid.org/0000-0003-4179-1550

Маслова М.С. — https://orcid.org/0000-0002-6308-1333

Семенова Н.Н. — https://orcid.org/0000-0003-4110-6242

КАК ЦИТИРОВАТЬ:

Новиков Ю.А., Зубарева Е.Ю., Новикова М.В., Лекавичус И.Ю., Маслова М.С., Семенова Н.Н. Клинический опыт применения крема на основе 0,1% метилпреднизолона ацепоната у детей с хроническими дерматозами. Клиническая дерматология и венерология. 2019;18(6):756-761. https://doi.org/10.17116/klinderma201918061756

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.