Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Деева Н.В.

ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет», Новосибирск, Россия

Михно Н.С.

ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет», Новосибирск, Россия

Криницына Ю.М.

Новосибирский государственный университет

Колерова А.В.

ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет»

Сергеева И.Г.

Новосибирский государственный университет

Возможности корнеометрии в оценке эффективности увлажняющего действия топических препаратов

Авторы:

Деева Н.В., Михно Н.С., Криницына Ю.М., Колерова А.В., Сергеева И.Г.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1950

Загрузок: 55


Как цитировать:

Деева Н.В., Михно Н.С., Криницына Ю.М., Колерова А.В., Сергеева И.Г. Возможности корнеометрии в оценке эффективности увлажняющего действия топических препаратов. Клиническая дерматология и венерология. 2019;18(2):167‑170.
Deeva NV, Mikhno NS, Krinitsyna IuM, Kolerova AV, Sergeeva IG. Corneometry in assessing the effectiveness of moisturizing effect of topical preparations (in Russian only). Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2019;18(2):167‑170. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma201918021167

Комбинированная терапия — это применение как минимум двух лекарственных препаратов, кратность использования которых может быть различной. Для дерматологии комбинированная терапия — это не только сочетание местных и системных препаратов, но и использование нескольких топических средств одновременно. Эффективность наружной терапии дерматозов определяется правильным выбором лекарственной формы и комбинации действующих веществ, их воздействия на различные патогенетические механизмы заболевания.

Эффект кортикостероидных препаратов для наружного применения реализуется в первую очередь на уровне дермы. Именно глубина проникновения в дерму и влияние на сосуды определяют силу действия топических кортикостероидов. Для усиления этого эффекта применяют различные методики производства препаратов. Так, микронизация (измельчение активного вещества) повышает эффективность лекарственного средства. Препараты линии Комфодерм для наружного применения содержат микронизированный глюкокортикостероид — 0,1% метилпреднизолона ацепонат (МПА), размер частиц которого составляет 4—7 мкм. Вещество представляет собой диэфир, имеет высокую липофильность, быстро проникает через эпидермис и оказывает противовоспалительный эффект [1].

При многих заболеваниях кожи, сопровождающихся нарушением барьерных функций, также необходимо обеспечить патогенетическое влияние на структуры эпидермиса, связанные с увлажнением кожи и нормализацией трансэпидермальной потери воды. Среди естественных факторов, выполняющих эту функцию, наиболее значимы керамиды и мочевина. Керамиды относятся к классу сфинголипидов и в норме заполняют пространства между клетками рогового слоя. Недостаток линоленовой кислоты, входящей в состав керамидов, обусловливает нарушение их синтеза и, как следствие, развитие сухости кожи. Мочевина входит в структуру натурального увлажняющего фактора кожи, является естественным компонентом пота и также позволяет удерживать воду в эпидермисе. Керамиды и мочевину наиболее часто используют в эмолентах. Результаты сравнительного исследования увлажняющих средств на основе мочевины и линоленовой кислоты при регулярном использовании показали высокую эффективность у пациентов с сухостью кожи, применение линоленовой кислоты приводило также к значительному уменьшению эритемы в области применения [2].

Комбинация МПА и увлажняющих компонентов (керамиды, мочевина) позволяет одновременно воздействовать на два патогенетических процесса — нарушение структуры эпидермиса и воспалительную реакцию в дерме. В рамках программы импортзамещения для дерматологов актуальны и интересны 2 комбинированных препарата на основе МПА и керамидов (Комфодерм К) или МПА и мочевины 2% (Комфодерм М2), которые показали высокую клиническую эффективность при дерматозах в сочетании с сухостью кожи, особенно на участках с тонкой чувствительной кожей (лицо, шея, складки) [3—6].

Корнеометрия — определение количества влаги в роговом слое, обычно используется для оценки увлажняющего эффекта эмолентов. С нашей точки зрения, корнеометрия, являясь достаточно простой методикой, позволяет быстро и эффективно определить ответ кожи на увлажняющее воздействие, но для использования данного метода в подборе терапии необходимы дополнительные исследования.

Цель данного исследования — изучение возможностей корнеометрии для оценки увлажняющего эффекта комбинированных препаратов, содержащих МПА и 2% мочевину или МПА и керамиды, в течение 30 мин после однократного применения.

Материал и методы

В исследование включали здоровых добровольцев в возрасте старше 18 лет. Критериями включения были отсутствие проявления дерматозов на кистях, отсутствие применения увлажняющих препаратов в течение 1 ч до процедуры. В исследовании приняли участие 88 человек в возрасте от 18 до 60 лет (средний возраст 27,2±8,3 года).

Увлажненность кожи определяли по тесту влажности (корнеометрия), позволяющему оценить гидратацию рогового слоя эпидермиса, на аппарате Soft Plus («Callegary», Италия). Тест основан на определении емкостных свойств кожи — изменении диэлектрических свойств кожи в зависимости от количества влаги, содержащейся в роговом слое. Диаметр измерительной головки датчика — 1 см, время измерения — 1 с. Определяли увлажненность кожи трех зон тыльной поверхности кисти до контакта с водой, и далее через 5 и 30 мин после контакта с водой на участке без нанесения крема и двух областях после нанесения кремов Комфодерм К и Комфодерм М2. Исследование проводили в осенне-зимний период, в помещении с центральным отоплением, с температурой воздуха около 22 °C и влажностью воздуха в помещении не более 25%. Результат корнеометрии оценивали в условных единицах (усл. ед.) и сравнивали с оценочной шкалой: до 15 усл. ед. — выраженная сухость кожи, 16—45 усл. ед. — умеренная сухость кожи, 46—65 усл. ед. — нормальная влажность кожи, 66 усл. ед. и выше — хорошая увлажненность кожи.

Результаты

Определение увлажненности кожи тыла кистей у пациентов до контактов с водой варьировало от 0 до 64 усл. ед. Средний показатель увлажненности составил 9,4±8,0 усл. ед. (см. таблицу).

Выраженность сухости кожи у пациентов до воздействия и через 5 и 30 мин после контакта с водой и применения комбинированных топических препаратов, абс./%
Только 2 (2,3%) человека имели нормальную увлажненность кожи кистей, 14 (15,9%) — умеренную сухость кожи и у 72 (81,8%) определяли выраженную сухость кожи. При проведении корреляционного анализа не отмечено зависимости увлажненности кожи тыла кистей от возраста (r=0,27).

Через 5 мин после контакта с водой средний показатель увлажненности кожи составил 25,4±14,7 усл. ед., но при этом наблюдали разную реакцию кожи пациентов. У большинства пациентов — 77 (87,5%) — увлажненность кожи увеличилась, у 11 (12,5%) увлажненность кожи тыла кистей уменьшилась на 49,4±26,2%.

Через 30 мин после контакта с водой средний показатель увлажненности вернулся к прежнему уровню и составил 9,1±3,4 усл. ед., но уже у 42 (47,7%) человек увлажненность кожи была ниже исходного уровня на 46,2±23,3%, у 13 (14,7%) вернулась к исходному уровню, и только у 33 (37,5%) наблюдали улучшение показателя увлажненности кожи.

Корреляционный анализ показал среднюю положительную связь между исходным состоянием кожи и увлажнением верхних слоев через 5 мин после контакта с водой (r=0,37), увлажненностью кожи через 5 и 30 мин после контакта с водой (r=0,42) и сильную положительную корреляционную связь между исходным уровнем увлажненности рогового слоя и кожи и состоянием увлажненности через 30 мин после контакта с водой (r=0,72).

На участке кожи, где сразу после контакта с водой применяли крем Комфодерм К, показатель увлажненности через 5 мин после воздействия составил 34,9±13,1 усл. ед. Ни в одном наблюдении не было отмечено уменьшения увлажненности рогового слоя. Через 30 мин после воздействия показатель увлажненности составлял 13,9±7,2 усл. ед. У 18 (20,4%) пациентов через 30 мин увлажненность кожи была ниже исходного уровня на 48,8±21,9%, у 5 (5,7%) вернулась к исходному уровню и у 65 (73,8%) сохранялась выше исходного уровня. Обнаружена средняя положительная корреляционная связь между увлажненностью рогового слоя кожи до нанесения крема и через 5 мин (r=0,55) и слабая положительная корреляционная связь между исходным состоянием увлажненности кожи и увлажненностью через 30 мин (r=0,25), а также увлажненностью кожи через 5 и 30 мин (r=0,42).

Через 5 мин после нанесения крема Комфодерм М2 показатель увлажненности составил 44,2±16,5 усл. ед. Также не было случаев уменьшения увлажненности рогового слоя кожи. Через 30 мин после воздействия этот показатель составлял 16,7±7,9 усл. ед.: у 11 (12,5%) пациентов увлажненность кожи через 30 мин была ниже исходного уровня на 37,2±21%, у 2 (2,3%) человек вернулась к исходному уровню и у 75 (85,2%) сохранялась выше исходного уровня. Обнаружена средняя положительная корреляционная связь между начальным уровнем увлажненности кожи, состоянием через 5 мин (r=0,57) и через 30 мин (r=0,51), а также через 5 и 30 мин (r=0,58). Однако в отличие от локализаций без нанесения крема исходное состояние кожи не являлось определяющим фактором состояния кожи через 30 мин.

Через 30 мин после применения комбинированных препаратов с керамидами и 2% мочевиной у 43,2 и 46,6% соответственно наблюдали состояние умеренной сухости кожи по сравнению с 15,9% пациентов до воздействия (см. таблицу).

Результаты исследования показали, что даже однократное воздействие воды на сухую кожу кистей у 47,7% пациентов приводит к уменьшению показателей увлажненности кожи через 30 мин после воздействия, что наглядно показывает нецелесообразность частого контакта с водой для уменьшения сухости кожи, что достаточно регулярно предпринимают пациенты с целью уменьшения сухости кожи, сопровождающейся ощущением стянутости и раздражением. После однократного воздействия кремов МПА с керамидами (Комфодерм К) или МПА с 2% мочевиной (Комфодерм М2) на участках применения увлажненность кожи уменьшилась ниже исходного уровня только у 20,4 и 12,5% соответственно.

Полученные данные также показали уменьшение выраженности сухости кожи по показателям корнеометрии: через 30 мин после контакта с водой умеренную сухость кожи на участках без применения крема наблюдали у 17% пациентов, что не отличалось от показателей до контакта с водой, а на участках, где применяли кремы с керамидами и 2% мочевиной, — у 43,2 и 46,6% соответственно.

Также при оценке увлажненности кожи методом корнеометрии показано, что сильная положительная корреляционная связь между исходным уровнем увлажненности кожи и состоянием кожи через 30 мин после контакта с водой значительно ослабевала на участках, где применяли кремы с увлажняющими свойствами, что говорит о быстром увлажняющем эффекте кремов МПА с керамидами (Комфодерм К) и МПА с мочевиной 2% (Комфодерм М2) и об отсутствии значимого влияния на увлажняющий эффект кремов исходного содержания влаги в роговом слое кожи.

Предложенная методика определения увлажненности кожи на различных участках тыла кисти пациентов может быть использована для оценки влияния контактов с водой на сухость кожи, а также подбора увлажняющих средств и как вариант частоты их применения с учетом динамики показателей увлажненности через 30 мин после нанесения препаратов.

Применение препаратов МПА с керамидами (Комфодерм К) и МПА с мочевиной 2% (Комфодерм М2) способствует быстрому увлажнению кожи уже через 30 мин, что было подтверждено при корнеометрии.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Н.В. Деева, Н.С. Михно, А.В. Колерова, И.Г. Сергеева

Сбор и обработка материала — Н.В. Деева, Н.С. Михно, А.В. Колерова, И.Г. Сергеева

Статистическая обработка данных — Н.С. Михно, И.Г. Сергеева

Написание текста — Н.В. Деева, Н.С. Михно, И.Г. Сергеева

Редактирование — Н.В. Деева, Н.С. Михно, Ю.М. Криницына, А.В. Колерова, И.Г. Сергеева

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors’ contributions:

The concept and design of the study — N.V. Deeva, N.S. Mikhno, A.V. Kolerova, I.G. Sergeeva

Collecting and interpreting the data —N.V. Deeva, N.S. Mikhno, A.V. Kolerova, I.G. Sergeeva

Statistical analysis - N.S. Mikhno, I.G. Sergeeva

Drafting the manuscript — N.V. Deeva, N.S. Mikhno, I.G. Sergeeva

Revising the manuscript - N.V. Deeva, N.S. Mikhno, Yu.M. Krinitsyna, A.V. Kolerova, I.G. Sergeeva

The authors declare no conflicts of interest.

Сведения об авторах

Н.В. Деева — https://orcid.org/0000-0003-1772-0218

Н.С. Михно — https://orcid.org/0000-0002-2214-879X

А.В. Колерова — https://orcid.org/0000-0003-0688-6175

Ю.М. Криницына — д.м.н., проф.; https://orcid.org/0000-0002-9383-0745

И.Г. Сергеева — д.м.н., проф.; https://orcid.org/0000-0003-1748-8957

Автор, ответственный за переписку: Сергеева Ирина Геннадьевна — ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет», Новосибирск, Россия; e-mail: mojmaj@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.