За последние два десятилетия в структуре дерматозов отмечается прогрессивное увеличение доли микозов кожи [1]. Микроспория является распространенной и высококонтагиозной инфекцией. В 2007 г. в России на 100 тыс. населения приходилось 42,1 случаев микроспории. В общей популяции Центрального федерального округа большинство больных микроспорией выявлены в Московской области (26,2%) и в Москве (13,1%) [2]. Так как чаще поражаются дети, в отечественной и зарубежной литературе [3—8] педиатрические аспекты проблемы освещены наиболее полно. Между тем в последние десятилетия участились случаи заболевания у взрослых.
М. Юсуф [9] привел данные, согласно которым в 20-е годы ХХ века в Москве из 6000 наблюдаемых за 6 лет больных микроспорией было только 6 взрослых, в то время как в 1972 г. их было 73, причем 28 из них страдали поражением волосистой части головы.
Среди взрослых пациентов с микроспорией преобладают женщины с дисфункцией половых и щитовидных желез, заболеваниями нервной системы; нередко у них выявляются изменения со стороны иммунной системы [3].
Н.С. Потекаевым и соавт. [10] описана атипичная форма микроспории гладкой кожи у пациентки 24 лет. Приведенный пример был отнесен к tinea incognita — дерматофитии гладкой кожи и волосистой части головы, своевременно нераспознанной и безуспешно леченной кортикостероидными препаратами. Отличие данного варианта от классической tinea incognita состоит в том, что у пациентки развитие кожного процесса по пути атипичной микроспории произошло после применения не только топических глюкокортикостероидов, но и системного препарата — дипроспана.
Цель настоящего исследования — установление частоты встречаемости и особенностей течения микроспории у взрослых в настоящее время.
Материал и методы
В работе проведен анализ данных, представленных в журналах учета заболеваемости микроспорией (форма № 060/у) амбулаторных карт пациентов с микроспорией в филиале «Клиника им. В.Г. Короленко» Московского научно-практического центра дерматовенерологии и косметологии с 2010 по 2014 г.
Результаты
В период 2010—2014 гг. в филиале «Клиника им. В.Г. Короленко» всего выявлено 1262 случая микроспории. У взрослых за этот период выявлено всего 422 случая микроспории, от 70 до 99 случаев в год (табл. 1). Возраст пациентов составлял от 18 до 74,4 года. Среди больных было 90 (24%) мужчин и 332 (76%) женщины. Наименьшая заболеваемость отмечена в 2012 и 2013 гг., наибольшая — в 2014 г. (рис. 1). Относительное количество взрослых составляло от 29 до 35% от всех больных микроспорией (рис. 2).



Диагноз микроспории во всех случаях подтверждали микроскопически — обследованием с помощью лампы Вуда и культурально. Результаты культурального исследования представлены в табл. 2.

Как видно из табл. 2, в 418 из 422 случаев микроспории взрослых получен рост M. canis, в 4 наблюдениях — M. gypseum. Таким образом, в 99% случаев у взрослых пациентов с микроспорией получен рост M. canis.
Проведен анализ места заражения микроспорией. Заражение микроспорией в Москве с 2010 по 2014 г. установлено у 259 (61%) взрослых пациентов, на других территориях — у 163 (39%) взрослых пациентов (табл. 3). Среди случаев «привозной» микроспории заражение в Московской области наблюдалось чаще, чем в других регионах, — 82 (19,4%) случая.

Проведен анализ источников заражения микроспорией взрослых в 2010—2014 гг. Результаты представлены в табл. 4.

Таким образом, основным источником микроспории взрослых были коты, составившие 83% (из них 64,5% — бесхозные). В 6% случаев источниками были собаки. В 5% — морские свинки, хомяки, домашние кролики, коза, шиншилла.
Клиническая картина была представлена резко ограниченными, правильной округлой формы очагами поражения, состоявшими из периферического пузырькового валика и обратно развивающегося центра. Элементы сопровождались зудом (рис. 3, 4), наиболее часто — на гладкой коже. Распределение очагов по локализации представлено в табл. 5.



В период с 2010 по 2014 г. значительно чаще наблюдалось поражение гладкой кожи (у 419 больных, или 99,3%) по сравнению с поражением волосистой части головы (у 3 больных, или 0,7%). Ни в одном случае не было сочетанного поражения волосистой части головы и гладкой кожи.
Обсуждение
Проведенный нами анализ заболеваемости по данным филиала «Клиника им. В.Г. Короленко» в 2010—2014 гг. опровергает мнение о редкости возникновения микроспории у взрослых, так как среди пациентов с микроспорией взрослые составляют 33,4%. Ранее было отмечено развитие заболевания во взрослом возрасте преимущественно у молодых женщин [6—8]. В нашем наблюдении женщины действительно составляли 76% пациентов, однако возраст варьировал в широких пределах (от 18 до 74,4 года), т. е. были представлены различные возрастные группы.
Заражение в 61% случаев происходит в Москве, в 39% — в других областях России и других странах (наиболее часто — в Московской области). Полученные результаты не противоречат ранее представленным данным выявления микроспории в Центральном федеральном округе, согласно которым наибольшее количество больных микроспорией выявлено в Московской области и в Москве [2]. Источником заражения у взрослых чаще всего (83%) являются кошки, что соответствует общему мнению о распространении заболевания.
Обращает на себя внимание преимущественное расположение очагов у взрослых на гладкой коже (99,3%). Ни в одном случае не наблюдалось сочетанного поражения волосистой части головы и гладкой кожи.
Заключение
Таким образом, более трети пациентов с микроспорией составляют взрослые, преимущественно женщины (различная возрастная группа). Заражение взрослых происходит чаще всего в Москве и Московской области. Как и при микроспории в целом, среди источников заражения преобладают кошки, возбудитель заболевания — M. canis.
Полученные данные необходимо учитывать при разработке профилактических и лечебных мероприятий.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.