Законодательная база в России за последние годы претерпела значительные изменения: появились новые документы, регламентирующие порядок оказания медицинской помощи и систему оплаты труда медицинского персонала, в том числе посредством внедрения эффективного контракта, который должен четко определять условия оплаты труда работников в зависимости от качества и количества выполняемых ими работ. Следовательно, повышение эффективности функционирования системы является одним из основных направлений современного отечественного здравоохранения (Н.В. Кунгуров и соавт., 2005; В.М. Шипова, Г.М. Гайдаров, Г.Н. Плутницкая, 2013). Особую актуальность приобретают также вопросы обеспечения этих процессов и прежде всего их внедрения (В.И. Стародубов и соавт., 2006; И.А. Камаев, 2010). Результаты анализа существующих нормативных документов и источников литературы свидетельствуют о необходимости их пересмотра.
Цель исследования — анализ нормативных документов, регламентирующих нормы времени и нормы нагрузки врачей-дерматовенерологов.
Материал и методы
Проведен анализ существующих нормативных документов, регламентирующих нормы времени и нормы нагрузки в дерматовенерологической помощи в динамике с 1973 г.
Результаты и обсуждение
В разные исторические периоды развития отечественного здравоохранения менялись материально-технические возможности медицинских организаций и требования к специалистам по профессиональной деятельности.
В Трудовом кодексе РФ вопросам нормирования труда посвящена отдельная глава, в которой определены понятия норм труда, возможности и условия их пересмотра. При этом нормы труда (нормы выработки, времени, нормативы численности и другие) устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.
Основой штатного нормирования в дерматовенерологии является Приказ министра здравоохранения СССР № 730 от 14.09.73 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь кожно-венерологических диспансеров, отделений и кабинетов». В данном приказе за основу штатного нормирования была принята численность прикрепленного контингента — взрослого и детского населения городов и сел. В последующем ряд нормативных документов Министерства здравоохранения корректировали штатную численность персонала дерматовенерологического приема (приказы, циркулярные письма).
Так, приказом Минздрава СССР № 560 от 31.05.79 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического, педагогического персонала и работников кухонь областных, краевых и республиканских больниц для взрослых и детей» были утверждены штатные нормативы врачей-дерматовенерологов взрослых и детских областных, краевых и республиканских (союзных республик без областного деления и автономных республик) больниц». Аналогичным приказом Минздрава СССР № 600 от 06.06.79 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического, педагогического персонала и работников кухонь центральных городских, городских и детских городских больниц, расположенных в городах с населением свыше 25 тыс. человек» были утверждены штатные нормативы медицинского, фармацевтического, педагогического персонала и работников кухонь взрослых и детских центральных и городских больниц (медсанчастей), расположенных в городах с населением свыше 25 тыс. человек.
Приказ Минздрава СССР № 1000 от 23.09.81 «О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений» утвердил в числе прочего расчетные нормы обслуживания для врачей амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений)». Согласно указанному документу, врач-дерматовенеролог на амбулаторно-поликлиническом приеме мог принять до 8 пациентов в 1 ч; при профилактических осмотрах населения в выделенные дни или часы (в поликлинике и на выездах) количество посещений возрастало до 12 человек в 1 ч; при обслуживании больных на дому количество посещений сокращалось до 1,25 в 1 ч. Приказом Минздрава СССР № 504 от 31.08.89 «О признании рекомендательными нормативных актов по труду Минздрава СССР» практически все нормативные документы, регламентирующие нормативы рабочего времени и штатную численность персонала учреждений здравоохранения Российской Федерации, были объявлены рекомендательными. Указанные в приказе Минздрава СССР № 1000 от 23.09.81 нормативы рабочего времени врача-дерматовенеролога по амбулаторно-поликлиническому обслуживанию населения просуществовали до 1990 г., когда «…в целях совершенствования организации управления лечебно-профилактическими учреждениями в новых условиях хозяйствования, расширения самостоятельности первичных звеньев здравоохранения и упорядочения их деятельности в соответствии с требованиями нового хозяйственного механизма» был издан приказ Минздрава СССР № 188 от 04.05.90 «Об утверждении Положения о лечебно-профилактическом учреждении, работающем в условиях нового хозяйственного механизма, и инструкции по составлению устава лечебно-профилактического учреждения (объединения)». Данный приказ вводил новое определение лечебно-профилактического учреждения как самостоятельного учреждения здравоохранения, предназначенного для оказания различных видов медицинской помощи населению. К учреждениям такого типа стали относить диспансеры (лечебницы), все амбулаторно-поликлинические и санаторно-курортные медицинские организации. На новые формы хозяйствования переводились медицинские организации, задействованные на всех этапах оказания дерматовенерологической помощи населению. Данный приказ позволял главным врачам медицинских организаций самостоятельно формировать и утверждать штатное расписание подведомственных учреждений. Данный нормативный документ определял также прекращение действия приказа Минздрава СССР № 1000 от 23.09.81 в медицинских организациях с момента утверждения устава данного учреждения в новой редакции.
В последующие годы проводилась незначительная корректировка штатных нормативов и рабочего времени персонала медицинских организаций дерматовенерологического профиля. При этом не учитывался тот факт, что приказом Минздрава СССР № 1096 от 16.08.85 «О мерах по улучшению нормирования труда в системе Министерства здравоохранения СССР» было установлено, что при утверждении централизованно разрабатываемых норм и нормативов трудовых затрат определяется срок их действия (не более 5 лет) в зависимости от характера производства, технологического процесса и вида работ.
Внедрение в отечественное здравоохранение принципов доказательной медицины повлекло за собой развитие новых направлений, в том числе стандартизации медицинской деятельности, медицинских услуг, утвержденных приказом Минздрава России № 113 от 10.04.01 «О введении в действие отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги» (ОК ПМУ 91500.09.0001−2001). Каждая из услуг состоит соответственно из простых медицинских услуг обязательного и дополнительного ассортимента.
В связи с изменившимися условиями оказания дерматовенерологической помощи был издан Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 151н от 16.03.10 «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным дерматовенерологического профиля и больным лепрой». В соответствии с данным Приказом для лечебно-диагностического приема рекомендовалось 3 посещения в час (в том числе для повторного); для консультативного приема — 2 посещения в час, на выезде — 1,5 посещения в час (40 мин на посещение) без учета времени на дорогу; 6 посещений в час при профилактическом осмотре; 5 посещений в час при периодическом медицинском осмотре. Однако данный Приказ утратил силу в связи с Приказом М.З. РФ № 924н от 15.11.12 «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «дерматовенерология», где не были прописаны нормы времени и нормы нагрузки персонала.
В современных экономических условиях во всех отраслях здравоохранения все шире внедряется эффективный контракт, который служит трудовым договором между работником и работодателем. Однако для его внедрения целесообразно четкое определение норм труда, определение объемов деятельности специалистов или группы медицинского персонала и разработка системы нормирования труда в медицинской организации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 504 от 30.09.13 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях».
Таким образом, нормативные документы, регламентировавшие нормы времени и нормы нагрузки врачей-дерматовенерологов, утратили свою силу. В современных медико-экономических условиях и с учетом материально-технических возможностей медицинских организаций необходима разработка нормативного документа, который будет способствовать повышению качества оказания дерматовенерологической помощи.
На сегодняшний день Министерством здравоохранения Российской Федерации от 15.02.15 утверждено 20 пилотных территорий для проведения фотохронометражных исследований. По плану мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации («дорожная карта»), направленных на утверждение типовых норм труда в сфере здравоохранения на период 2015—2020 гг., в 2016 г. планируется проведение фотохронометражных наблюдений за рабочим процессом врачей-дерматовенерологов и разработка нового нормативного документа в данной отрасли здравоохранения.
Пилотные медицинские организации утверждаются региональным департаментом здравоохранения. По методике исследования, фотохронометражные наблюдения проводятся за двумя врачами одной специальности в течение 2 рабочих недель. В качестве наблюдателей выступают врачи более высокой категории, чем за которыми проводится наблюдение с целью проведения первичной экспертизы полноты проводимых объемов исследований, позволяющей оценить достоверность затрат рабочего времени. При проведении фотохронометражных наблюдений будет учитываться специфика оказания дерматовенерологической помощи (одни врачи-дерматовенерологи оказывают только урологическую помощь, другие — только дерматологическую). При этом врачи консультативного приема в проведении фотохронометражных наблюдений в качестве наблюдаемых не привлекаются.
Конфликт интересов отсутствует.