В течение последних лет отмечается значительный рост цитомегаловирусной инфекции (ЦМВИ) урогенитального тракта, прежде всего в группе больных с воспалительными заболеваниями, обусловленными патогенными и условно-патогенными возбудителями [1].
При обследовании репродуктивных секретов мужчин молодого возраста с хроническими воспалительными заболеваниями половых органов более чем в 50% случаев выделялись герпесвирусы, при этом у 26,3% больных имелось сочетание вирусов [2, 4, 5]. Бессимптомное (субклиническое) течение герпесвирусной инфекции представляет угрозу инфицирования полового партнера, инфицирования половых клеток в процессе репликации вируса простого герпеса (ВПГ), нарушения сперматогенеза. Не исключено также встраивание вирусной ДНК в генетический аппарат гамет [2, 3, 5].
Проблема лечения данной группы больных остается актуальной. Несмотря на достаточно большой арсенал методов, добиться влияния на течение заболеваний удается далеко не во всех случаях [5-7].
Наибольшую эффективность терапии инфекционных заболеваний следует ожидать от препаратов, сочетающих этиотропную и иммуномодулирующую активность. Также весьма желательна поливалентность препарата, поскольку применение антивирусных химиопрепаратов сопровождается появлением ингибитор-резистентных штаммов вирусов. В данном аспекте определенный интерес представляет отечественный препарат Панавир - результат более чем десятилетних исследований ученых Научно-исследовательского института физико-химической медицины РАМН.
Доклинические исследования in vitro и in vivo выявили противовирусные свойства препарата в отношении инфекций, вызываемых самыми разными вирусами как ДНК, так и РНК-содержащими (ВПГ 1-го и 2-го типов, цитомегаловирус - ЦМВ, вирусы гепатита С, гриппа А, В, аденовирусы), что свидетельствует о поливалентном характере противовирусной активности препарата. Характерными особенностями механизма противовирусной активности Панавира являются его влияние на ингибирование синтеза вирусных белков и доказанное повышение жизнеспособности в культуре клеток, увеличение латентного периода развития экспериментальной инфекции in vitro и in vivo, митогенная активность в реакции бласттрансформации лимфоцитов, способность модулировать уровень лейкоцитарных α- и γ-интерферонов [8-10, 13, 14].
К традиционным способам лечения воспалительных заболеваний урогенитального тракта (УГТ) относят противовирусную, общеукрепляющую, иммуностимулирующую и физиотерапию. Комплексное использование перечисленных методов позволяет получить выраженный клинический эффект, превосходящий эффект каждого из составляющих методов лечения по отдельности. Низкоинтенсивное лазерное излучение (НИЛИ) все шире применяется в самых разных областях медицины благодаря его высокой терапевтической эффективности, отсутствию осложнений и побочных эффектов, что подтверждено новыми экспериментально-клиническими данными [11]. Известно, что генерализация воздействия лазерного облучения на целостный организм происходит посредством воздействия на форменные элементы крови прямым и опосредованным путями. Облучение этих клеток лазером приводит к увеличению количества Т-лимфоцитов и усилению активности Т-супрессоров, к подавлению или усилению (в зависимости от дозы) фагоцитарной функции и хемотаксиса нейтрофилов. Известна высокая клиническая эффективность применения лазертерапии при хронических воспалительных заболеваниях придатков матки и органов малого таза [11].
Целью настоящего исследования явилось совершенствование терапии воспалительных заболеваний органов мочеполового тракта (ВЗОМТ), сопровождающихся реактивацией ЦМВИ на фоне сопутствующих инфекций, с использованием низкоинтенсивного лазерного излучения.
Материал и методы
Под наблюдением находились 136 мужчин с ЦМВИ в возрасте от 18 до 29 лет. Больные были разделены на две группы: в 1-ю вошли 122 человека с инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), во 2-ю - 14 лиц без ИППП.
Для детекции ЦМВИ использовали иммуноферментный анализ (ИФА) с выявлением в сыворотке крови специфических анти-CMV класса IgM (качественный анализ) и класса IgG (количественный анализ). Вирусологическое выявление ЦМВ проводили на культуре фибробластов легких эмбриона человека при исследовании крови, слюны, мочи, эякулята. ДНК ЦМВ в отделяемом из УГТ определялась посредством полимеразной цепной реакции (ПЦР).
Выявление условно-патогенных и патогенных возбудителей инфекционных заболеваний УГТ проводили при помощи гено-диагностического исследования ПЦР.
Всем пациентам проведено микроскопическое и бактериологическое исследование клинического материала из уретры.
На протяжении исследования проведено 4 визита, включающих один осмотр во время лечения, далее через 30, 60 и 90 дней после окончания терапии с лабораторным контролем на 30-й и 90-й день.
Полученные результаты были обработаны статистическими методами вариационного и корреляционного анализа с помощью пакета прикладных программ для статистической обработки Excel 7 и Statistica 17.0. Для нахождения различий между качественными показателями использован метод &khgr;2 с поправкой Йетса на непрерывность, для вычисления которого прибегали к построению «сетки 2×2» и «3×2»; для нахождения различий между количественными показателями использован критерий Стьюдента. Различия считались достоверными при значениях p≤0,05 и/или p≤0,001.
Выбор препаратов для антимикробной терапии определялся чувствительностью микрофлоры к антибиотикам, возможностью создания в очаге инфекции концентрации лекарственного вещества, подавляющего жизнедеятельность микроорганизмов, отсутствием или маловыраженным побочным действием на организм больного. Учитывая этиологию, патогенез, клиническую симптоматику всем пациентам проводилась терапия в соответствии с клиническими рекомендациями [12]: Джозамицин - по 500 мг 3 раза в сутки или доксициклина моногидрат - по 100 мг в сутки. В зависимости от топического диагноза длительность курса составляла 10-20 сут. Препараты применялись в комбинации с метронидазолом по 500 мг 2 раза в сутки в течение 5-10 дней.
Всем больным был назначен Панавир по 0,004 мг внутривенно по схеме: три инъекции через 48 ч в течение 1-й недели терапии, затем две инъекции с интервалом 72 ч в течение 2-й недели. Лазерное воздействие производили при помощи магнито-лазерного комплекса «Матрикс-уролог» с использованием излучающей головки КЛО3 через оптическую ректальную насадку П-3, (параметры: длина волны 0,63 мкм, мощность 5 Вт, частота 80 Гц, время 5 мин). Курс состоял из 10 сеансов, проводимых через день.
Результаты
При клиническом обследовании пациенты предъявляли основные жалобы на дискомфорт в уретре и промежности, наличие выделений, дизурические расстройства разной степени выраженности. Длительность перечисленных симптомов составляла в среднем от 3 мес до 2 лет. В результате проведенной терапии было отмечено, что применение комплексной терапии способствовало купированию дискомфорта в области гениталий у большинства пациентов обеих групп.
При исследовании отделяемого УГТ до лечения у всех больных 1-й группы обнаружена обильная грамвариабельная коккобацилярная флора, с лейкоцитарной реакцией 5-20 в поле зрения в микроскопическом анализе и рост условно-патогенной флоры - при бактериологическом исследовании. Через 30 и 90 дней после лечения нормализация лейкоцитоза и микрофлоры отмечалась у 14 пациентов.
У пациентов 2-й группы в отделяемом уретры отмечался лейкоцитоз от 10 до 100 в поле зрения. При культуральном исследовании рост Trichomonas vaginalis регистрировался у 50% обследованных, условно-патогенной флоры - у 100%. Через 30 и 90 дней после проведенного лечения нормализация лейкоцитоза отмечалась у 114 пациентов. При бактериологическом обследовании более высокие количественные показатели для таких возбудителей, как Streptococcus fаecalis, Staphylococcus epidermidis, Candida albicans были отмечены у 8 больных.
До начала лечения у пациентов 2-й группы при помощи ПЦР выявлены Chlamydia trachomatis в 50% случаев, Mycoplasma genitalium - у 33,61%, а также вирус папилломы человека (ВПЧ), ВПГ (табл. 1).
В большинстве случаев была диагностирована микст-инфекция, включающая 3-4 ассоцианта. Через 30 и 90 дней после проведенной терапии результаты были отрицательными у 122 (100%) больных.
При включении в исследование у всех 136 (100%) мужчин были положительными анти-CMV IgG и отрицательными - IgМ. При обследовании крови, мочи, слюны, эякулята, соскобов из уретры с помощью молекулярно-генетического и вирусологического методов у пациентов с ИППП, наиболее часто ЦМВ определялся в эякуляте (78,69%) и в соскобах из уретры (60,66%), тогда как у мужчин без патогенной флоры - в моче (14,29%) (табл. 2).
После лечения на фоне нормализации показателей молекулярно-диагностического и бактериологического исследований ЦМВ не определялся при вирусологическом исследовании слюны, мочи и крови у всех мужчин.
При обследовании эякулята результаты были положительными у 16 (13,11%) мужчин в группе с ИППП.
Все пациенты переносили лечение хорошо, побочных эффектов или аллергических реакций отмечено не было.
Заключение
Результаты исследования демонстрируют высокую эффективность предложенного комплексного метода лечения генитальной бактериально-вирусной инфекции с использованием противовирусных и антибактериальных препаратов в сочетании с
НИЛИ, что свидетельствует о целесообразности применения разработанного метода лечения у данной категории больных.
Как показало наблюдение за пролеченными больными в течение 3 мес, доля возникновения реактивации ЦМВИ после комплексной терапии с применением системного введения препарата Панавир и НИЛИ составляет 16 (13,11%) случаев.