В дерматологической практике очень часто к разным дерматозам присоединяется вторичная инфекция, которая может быть вызвана как бактериальной, так и микотической флорой, а в некоторых случаях обеими одновременно. Кроме того, при некоторых соматических заболеваниях, когда имеются нарушения трофики кожи и снижение иммунитета, нередко возникают бактериальные или микотические поражения кожи с более тяжелым течением, чем у соматически неотягощенных пациентов. Особенно это актуально у пациентов пожилого и старческого возраста, при наличии в анамнезе сахарного диабета, хронической венозной недостаточности.
При бактериальных поражениях кожи на фоне хронической экземы, атопического и аллергического дерматитов применяются глюкокортикостероиды (ГКС), содержащие антибиотики, но это может спровоцировать бурный рост сапрофитной кандидозной флоры, что осложняет течение заболевания. Практически такая же картина складывается при лечении микозов, на фоне аллергических заболеваний, ГКС-содержащими антимикотик, и в этом случае процесс может осложняться присоединением бактериальной флоры.
Согласно отечественным данным, у больных, страдающих экземой, при лабораторном исследовании посева с кожи в 80% случаев обнаруживается Staphylococcus aureus, в 14% — S. haemolyticus, в 40,7% — нелипофильные дрожжевые грибы, преимущественно рода Candida [1]. В этих случаях необходимо применение препаратов, обладающих как антибактериальным, так и антимикотическим действием.
При эндокринопатиях, особенно сахарном диабете, ксероз кожи и частые травмы служат входными воротами для инфекции, поэтому пациенты часто используют антибактериальные средства самостоятельно, что является дополнительным раздражающим фактором. Кроме того, бесконтрольное применение антибиотиков снижает чувствительность флоры к наиболее часто назначаемым топическим антибиотикам [2]. В таких случаях необходимо проводить лабораторные исследования флоры на чувствительность к антибиотикам. Однако не всегда эти исследования возможны в поликлинической практике, тогда целесообразно применение комбинированных ГСК, в состав которых входит препарат, обладающий как антибактериальным, так и антимикотическим действием. Таким препаратом является Лоринден С, содержащий флуметазон и клиохинол.
Флуметазон — синтетический ГКС для наружного применения, оказывает противовоспалительное, антиаллергическое, противозудное, противоотечное и сосудосуживающее действие. При воздействии на кожу он предупреждает краевое скопление нейтрофилов, что приводит к уменьшению воспалительного экссудата и продукции лимфокинов, торможению миграции макрофагов, уменьшению процессов инфильтрации и грануляции. Флуметазон уменьшает продукцию простагландинов и лейкотриенов путем торможения активности фосфолипазы А2 и снижения высвобождения арахидиновой кислоты из фосфолипидов клеточной мембраны, вызывает редукцию основного вещества соединительной ткани, ослабляет пролиферативные и экссудативные реакции в коже, является ингибитором клеточных кининов, обладающих протеолитической активностью.
Клиохинол (йодхлороксихинолин) является антисептиком, производным 8-оксихинолинов, активен в отношении дерматофитов, дрожжевых грибов (Microsporum spp., Trichophyton spp., C. albicans) и грамположительных бактерий (Staphylococcus spp., Enterococcus spp.). Усиливает антиэкссудативное действие флуметазона.
В дерматологической практике топическое применение клиохинола в сочетании с кортикостероидами может быть ценным вариантом в терапии ограниченных поверхностных инфекций, таких как стафилококкопосредованное обострение атопического дерматита, экземы и др. [3, 4].
В отличие от антибиотиков, антисептики имеют несколько мишеней воздействия на микробную клетку, благодаря чему потенциал развития резистентности к ним значительно ниже. Проведенное исследование in vitro чувствительности микробной флоры к антибиотикам, антисептикам и комбинированным препаратам показало высокую активность клиохинола в отношении культур C.albicans, E.coli, S. aureus, S. epidermidis и S. pyogens [5, 6]
В результате суммарного действия флуметазона и клиохинола препарат подавляет развитие воспалительно-аллергических реакций со стороны кожи, осложненных бактериальной и грибковой инфекцией [7, 8].
В дерматологической практике при топическом применении клиохинол в сочетании с кортикостероидами может быть оптимальным вариантом в терапии пиодермии сопровождаемой острым воспалительным процессом, эритемой, отечностью, зудом, а также зудящих дерматозов, осложненных вторичной пиодермией. [3, 4] Принимая во внимание рост антибиотикорезистентности, комбинация ТГКС с антисептиком может быть разумной альтернативой антибиотикосодержащим препаратам.
Под нашим наблюдением находились 22 пациента 36—62 лет с аллергическим дерматитом, осложненным вторичной инфекцией, которые на фоне десенсибилизирующей терапии местно получали Лоринден С. На 5—7-е сутки отмечалось исчезновение отечности и пустулезных элементов, корок. Полностью высыпания разрешились к 10-м суткам (рис.1, 2).
В качестве примера приводим следующее наблюдение.
Пациентка Р., 54 года, диагноз «аллергический дерматит, осложненный вторичной инфекцией». Сопутствующее заболевание — сахарный диабет. После применения обезболивающей мази появились гиперемия и пузырьки. Больная применяла тетрациклиновую мазь, после чего количество высыпаний увеличилось (рис. 3, а).
Все изложенное позволяет считать, что Лоринден С остается высокоэффективным препаратом при лечении дерматозов, осложненных вторичной инфекцией, особенно у лиц с соматической отягощенностью, а также при невозможности проведения лабораторных исследований на выявление чувствительности флоры к антибиотикам и антимикотикам.