Лечение пациентов с келоидными рубцами — актуальная медико-социальная проблема. Существующие на сегодняшний день многочисленные методики лечения (хирургическое иссечение, ферменто-, гормоно- и рентгенотерапия) не всегда эффективны, по данным литературы, рецидивы после их использования наступают в 40—50% случаев. Разработку новых модификаций лечения затрудняют отсутствие как новых данных о механизме формирования патологических рубцов, так и животных моделей келоидов [1, 2]. Более успешным иногда оказывается комплексное лечение, включающее хирургическое и лучевое, гормонотерапию и физиотерапевтические процедуры [3-11].
Оптимальный клинический эффект достигается при лечении келоидов СВЧ-деструктивным методом, разработанным на кафедре детской хирургии РГМУ. В настоящее время он внедрен в повседневную практику хирургов и дерматологов [11-14].
В настоящем исследовании продемонстрированы результаты лечения больных с келоидными рубцами методом СВЧ-деструкции. Лечение проводилось на кафедре дерматовенерологии Государственного института усовершенствования врачей МО РФ совместно с сотрудниками кафедры детской хирургии РГМУ.
Материал и методы
Под нашим наблюдением находились 87 пациентов в возрасте от 7 до 48 лет с длительностью существования келоидов от 1 года до 7 лет. Для СВЧ-деструкции келоидных рубцов использовался портативный аналог аппарата Яхта-3 с длиной волны 33 см, максимальной выходной мощностью - 30 Вт и комплектом излучателей диаметром 1,1, 1,6, 2,0 и 2,5 см (рис. 1).
У 45 пациентов получение биоптатов осуществлялось по общепринятой методике [4] - до и через 6—8 мес после лечения. Материал фиксировали в 10% буферном растворе формалина, заливали в парафин. Срезы окрашивали гематоксилином и эозином, азур-эозином; по Браше (с РНКазным контролем); по ван-Гизону, пикрофуксином красным, ставили реакцию Эбнера; окрашивали по методу Вейгерта; толуидиновым синим при pH 1,5, 2,5, 3,5 и альциановым синим при pH 1,0 и 2,5 (с гиалуронидазным контролем). Препараты исследовали в проходящем и поляризованном свете на микроскопах МБИ-6, Jenamed, Polmy-A.
Результаты и обсуждение
Келоиды представляли собой эпителизированные одиночные или множественные образования плотной консистенции. Для клинической картины «молодых» келоидных рубцов (сроком существования до 5 лет) были характерны розовые, красные, ярко-красные и темно-красные рубцы округлой или овальной формы, возвышающиеся над уровнем здоровой кожи и чаще выходящие за пределы первоначального повреждения, плотные на ощупь, с блестящей, гладкой, иногда бугристой поверхностью (рис. 2, а и рис. 3, а).
В некоторых случаях в центральной части рубца определялись побледнение и признаки атрофии рубцовой ткани, по периферии келоидного рубца отмечались признаки его дальнейшего роста. Келоиды часто сопровождались мучительным зудом, чувством жжения, спонтанными болевыми ощущениями ноющего характера.
На 5—6-й день после СВЧ-деструкции образовывался сухой струп, который существовал до 4 нед. После отторжения струпа появлялись нежные очаги грануляционной ткани или полностью эпителизированная поверхность. Через 3—4 мес в большинстве случаев постдеструктивная поверхность представляла собой нормотрофический или атрофический рубец с возможным вариантом измененной пигментации.
Максимальная площадь ткани, подвергавшаяся СВЧ-деструкции за 1 сеанс, составляла 10 см2. Ее увеличение, по нашим наблюдениям, приводит к длительному заживлению постдеструктивной поверхности и поэтому является нежелательной. При наличии рубцов большей площади проводили несколько сеансов СВЧ-деструкции с интервалом 2-2,5 мес (см. рис. 3, б, в). В процессе лечения постдестуктивная поверхность представляла собой гипопигментированные участки с островками мягких гипертрофических рубцов. Результаты лечения больных с келоидами оценивали в сроки от 6 мес до 1,5 года после окончания лечения по следующим критериям:
— отличный результат — исчезновение субъективных ощущений, образование на месте келоида депигментированного пятна или нормотрофического рубца: такой результат зафиксирован у 56 (64%) пациентов (см. рис 2, б);
— хороший результат — исчезновение субъективных ощущений, образование на месте келоида гипертрофического рубца: 26 (30%) пациентов (см. рис. 3, г);
— неудовлетворительный результат — инфицирование или рецидив: 5 (6%) пациентов.
При морфологическом исследовании было установлено, что до лечения ткань келоидного рубца была сосредоточена в зоне роста, замещающей сетчатый слой дермы, и представлена юной соединительной тканью, имеющей склонность к постоянному росту без тенденции к созреванию; пучки коллагеновых волокон были плохо структурированы и расположены рыхло. Фибробласты ткани келоидного рубца были многочисленны, среди них преобладали молодые, биосинтетически активные формы клеток. Ткань келоида в целом была гиповаскулярна из-за постоянного регресса кровеносных капилляров, что определяло ее склонность к отекам и стимулировало дальнейший рост. Производные эпидермиса отсутствовали. Морфологическое исследование через 6 мес после СВЧ-деструкции показало, что регенерат имел зональность, соответствующую нормальной коже: отмечался эпидермис с восстановленными производными: волосы, сальные и потовые железы, сосочковый и сетчатый слои дермы. Организация волокнистого остова дермы, степень васкуляризации, количество фибробластов соответствовали норме.
Выводы
Опыт применения СВЧ-деструкции свидетельствует о том, что при использовании этого метода имеется четкая тенденция к замещению неполноценной в структурно-функциональном отношении ткани келоидного рубца соединительной тканью, по строению близкой к нормальной. Это подтверждается результатами гистологического и расширенного гистохимического исследований. Полученные показатели морфологической динамики коррелируют с клинической картиной и свидетельствуют о высокой эффективности метода СВЧ-деструкции в лечении пациентов с келоидными рубцами.