Диффузная телогеновая (симптоматическая) алопеция — избыточное выпадение волос в фазе телогена — является актуальной проблемой и занимает в структуре дерматологической патологии от 4 до 8% по данным разных авторов [1, 2]. Несмотря на широкую распространенность и известные многообразные провоцирующие факторы (недостаточное поступление с пищей необходимых ингредиентов, заболевания эндокринной системы, органов пищеварения, стрессы, острые и хронические инфекционные заболевания, прием лекарственных препаратов, послеродовый период и отмена гормональных контрацептивов), медикаментозная коррекция не всегда приводит к желаемым результатам. Между тем многочисленные работы по изучению активации местных процессов метаболизма волосяного сосочка при помощи физиотерапевтических и других методов показывают высокий терапевтический эффект, что дает право считать локальные нарушения важными в патогенезе данного заболевания [3—9].
В настоящее время в зарубежной практике для лечения диффузной алопеции используются радиочастотная терапия и препараты на основе полидезоксирибонуклеотидов, стимулирующих рост клеток [10, 11]. В отечественной практике исследования по оценке их эффективности при диффузной алопеции отсутствуют.
Интересна оценка эффективности методов локального воздействия на волосистую часть головы с учетом отдаленных результатов терапии при наличии различных триггерных факторов, но без их коррекции.
Материал и методы
Под нашим наблюдением находились 90 женщин с диффузной алопецией, в возрасте от 18 до 45 лет. С целью сравнения различных методов лечения были произвольно выделены 3 группы пациентов по 30 человек.
В 1-й группе женщины получали стандартное медикаментозное лечение, заключавшееся в пероральном приеме витаминно-минерального комплекса (нутривал), разработанного для лечения различных видов алопеций. Режим дозирования — по 1 капсуле 3 раза в день, в течение 3 мес.
Во 2-й группе лечение состояло из внутрикожных инъекций в кожу волосистой части головы препарата, действующим веществом которого является полидезоксирибонуклеотид. Это вещество представляет собой линейный полианион, мономерные частицы которого сформированы дезоксирибонуклеотидами, объединенными с фосфодиэстеразой. Биологическими функциями препарата являются активация синтеза ДНК, стимуляция рецепторов, отвечающих за клеточную пролиферацию. Волосистую часть головы делили на проборы с интервалом 1,5 см и осуществляли инъекции с интервалом 1—1,5 см. Процедуры проводили 1 раз в 7—10 дней. Курс лечения состоял из 10 сеансов общей продолжительностью 2,5—3 мес.
В 3-й группе женщины получали процедуры локальной радиочастотной терапии. Метод основан на местном тепловом воздействии на дерму за счет электромагнитных волн с частотой 460±10% кГц. Электромагнитные волны высокой частоты обеспечивают на тканевом уровне магнитоиндуцированный эффект в жидкокристаллических фосфолипидных структурах мембран и некоторых белковых комплексах. В результате стимулируются первичные физико-химические процессы, характеризующиеся колебаниями внеклеточных и клеточных ионов, ориентацией крупных дипольных молекул в соответствии с нарастанием силы тока. В основе механизма лечебного действия наряду с биофизическими процессами (усиление метаболических и регенераторных процессов в тканях, улучшение трофики, повышение неспецифической резистентности, активирование функций соединительной ткани) лежат рефлекторные ответные реакции, реализуемые нейрогуморальным путем. Метод официально разрешен для применения в РФ и аппарат (Ревитал) внесен в государственный реестр изделий медицинского назначения и техники (Регистрационное удостоверение № ФС —2006/3013 от 28.12 2006). Волосистую часть головы делили на проборы с интервалом 2—2,5 см и осуществляли круговые движения манипулой диаметром 20 мм в течение 2 мин на пробор. Общее время процедуры 25—30 мин. Процедуры проводили 1 раз в 7—10 дней. Курс состоял из 10 процедур, продолжительность лечения составляла 2,5—3 мес.
Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием пакета статистических программ Statistica 6.0 системы программного обеспечения и программ Microsoft Office Excel 2003. Все количественные данные представлены как среднее ± стандартное отклонение. Сравнение средних значений показателей между группами проводили с использованием t-критерия Стьюдента. Для оценки степени корреляции значений применяли коэффициент ранговой корреляции Спирмена, для анализа качественных признаков — критерий χ2. Уровень достоверности соответствовал 95% (р<0,05).
Результаты
До назначения процедур всем пациенткам была проведена фототрихограмма. Все показатели фототрихограммы у женщин с диффузной алопецией достоверно отличались от таковых у здоровых лиц. У больных диффузной алопецией плотность и диаметр волос в теменной и затылочной зонах, скорость роста волос были достоверно в 1,3 раза меньше, а процент волос в стадии телогена, наоборот, — в 2,8 раза выше (рис. 1).
Корреляционный анализ позволил выявить зависимость между давностью заболевания и некоторыми параметрами фототрихограммы. При увеличении давности заболевания уменьшались плотность (r= –0, 808) и диаметр (r= –0, 690) волос в теменной зоне. Доля волос в стадии телогена закономерно возрастала (r=0,509). Существенно, что наиболее выраженные изменения плотности и диаметра волос наступали при давности заболевания более 2 лет, а увеличение процента волос в стадии телогена — более 4 лет.
После курса лечения во всех группах больных наблюдалась положительная динамика выявленных ранее параметров фототрихограммы (рис. 2).
В процессе лечения произошло увеличение плотности волос при радиочастотном воздействии в 1,3 раза, после курса внутрикожных инъекций — в 1,2 раза, после медикаментозной терапии — в 1,1 раза. После лечения радиочастотным методом медианы плотности волос в теменной и затылочной зонах увеличились соответственно на 32,6% (р<0,001) и 31,2% (p<0,001), после локального инъекционного лечения — соответственно на 20,51% (p<0,001) и 19,28% (p<0,001), после медикаментозной терапии —соответственно на 14,6% (p<0,001) и 13,3% (p<0,002).
Увеличение диаметра волос в процессе лечения произошло при радиочастотном воздействии в 1,2 раза, инъекционном методе — в 1,2 раза, при медикаментозной терапии — в 1,1. После лечения радиочастотным методом медианы диаметра волос в теменной и затылочной зонах увеличились соответственно на 23,4% (p<0,001) и 17,84% (p<0,001), после локальных инъекций — на 19,37% (p<0,001) и 17,62(p<0,001), после пероральной медикаментозной терапии — на 7,84% (p<0,05) и 9,73% (p<0,02).
В процессе лечения произошло увеличение скорости роста волос при радиочастотном воздействии в 1,5 раза, при внутрикожных инъекциях — в 1,4 раза, при медикаментозной терапии — в 1,1, а также уменьшение процента волос в фазе телогена при радиочастотном воздействии в 3,7 раза, при внутрикожных инъекциях — в 3,7 раза, при медикаментозной терапии — в 1,8. После лечения радиочастотным методом медианы скорости роста увеличились соответственно на 51,85% (p<0,001), а доля волос в фазе телогена уменьшилась на 73,25% (p<0,001). Скорость роста после лечения внутрикожными инъекциями увеличились на 34,5% (p<0,001), а доля волос в фазе телогена уменьшилась на 72,7% (p<0,001). Медианы плотности волос скорости роста после медикаментозной терапии увеличились на 6,66% (p<0,02), а доля волос в фазе телогена уменьшилась на 50,22% (p<0,001).
Через 4 мес от начала лечения была проведена оценка эффективности терапии по динамике клинических проявлений алопеции и данных фототрихограммы. Выздоровлению соответствовал показатель улучшения на 90% и более, значительному улучшению 51—90%, улучшению — на 25—50%, и отсутствию эффекта — менее 25%. Результаты представлены на рис. 3.
При сравнении результатов в группах больных с использованием критерия Крускала—Уоллиса средний ранговый балл эффективности лечения в группах радиочастотной и инъекционной терапии (41,7 и 37,4 соответственно) оказался статистически достоверно выше, чем в группе медикаментозной терапии (12,65 балла; р<0,001).
Выводы
Локальное терапевтическое воздействие на кожу волосистой части головы — важный подход в лечении телогенового выпадения волос независимо от различий в триггерных факторах. В частности, физиотерапевтическое радиочастотное воздействие с частотой электромагнитного излучения 460 кГц является эффективным методом лечения диффузной алопеции: положительный эффект наблюдается у 100% больных: клиническое выздоровление — у 5%, значительное улучшение — у 80%, улучшение — у 15%.
Внутрикожное микродозовое введение стимулирующего препарата на основе полидезоксирибонуклеотида также позволяет добиться хороших результатов: значительное улучшение достигнуто у 75%, улучшение — у 25%. Однако клиническое выздоровление отсутствовало.
Улучшение клинических симптомов заболевания в процессе лечения методами локального воздействия на кожу волосистой части головы сопровождалось положительной динамикой основных параметров фототрихограммы: плотности волос, скорости роста волос, диаметра волос, уменьшением числа телогеновых фолликулов.