Сажин А.В.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Нечай Т.В.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Тягунов А.Е.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Йулдашев А.Г.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Жулина Ю.С.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Лобан К.М.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Чечин Е.Р.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Ильичев А.А.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Елгина Н.Ю.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Безопасность в электрохирургии: результаты общероссийского опроса уровня знаний

Авторы:

Сажин А.В., Нечай Т.В., Тягунов А.Е., Йулдашев А.Г., Жулина Ю.С., Лобан К.М., Чечин Е.Р., Ильичев А.А., Елгина Н.Ю.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1369

Загрузок: 64


Как цитировать:

Сажин А.В., Нечай Т.В., Тягунов А.Е., и др. Безопасность в электрохирургии: результаты общероссийского опроса уровня знаний. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2023;(1):5‑12.
Sazhin AV, Nechay TV, Tyagunov AE, et al. Safety in electrosurgery: results of the All-Russian survey. Pirogov Russian Journal of Surgery. 2023;(1):5‑12. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/hirurgia20230115

Введение

Электрохирургический генератор (ЭХГ) относится к одним из наиболее широко используемых в операционных медицинских устройств. Изобретенный в 1920-х ггодах У. Бови революционный метод рассечения тканей и гемостаза пришел на смену металлическому скальпелю и лигатурам и позволил существенно расширить показания к операциям, одновременно сократив их продолжительность и объем кровопотери. Вместе с тем анализ уже первого опыта использования ЭХГ показал, что предназначенный для снижения хирургических рисков, он сам по себе может являться причиной развития специфических осложнений [1]. Большинство их них представляют собой электрические ожоги, которые могут оставаться незамеченными во время операции, и манифестируют в послеоперационном периоде, иногда после выписки пациента из стационара. Такие осложнения возникают с частотой 0,1—2,1% [2, 3] и не диагностированные интраоперационно (15—46%) несут критические риски для здоровья и жизни, становясь фатальными в 2,2—40% случаев [3—5].

Несмотря на то, что современные модели ЭХГ оснащены дублирующими друг друга системами защиты, треть оперирующих хирургов хотя бы однажды сталкивались с осложнениями при использовании хирургической энергии [1]. Согласно данным экспериментальных и популяционных исследований, существуют 2 группы факторов, оказывающих «стабилизирующее» влияние на сохранение частоты осложнений на постоянном высоком уровне. Первая группа факторов связана с особенностями распространения электрического тока, путь которого сложно прогнозировать в электронеоднородной среде тела человека. Такие механизмы, как туннелирование токов, эффект «ножки», «перескока» могут быть «ответственными» за формирование термических повреждений на отдалении от места операции вне поля зрения хирурга [6, 7].

Вторая фундаментальная причина представляет собой незнание и/или пренебрежение правилами безопасности в электрохирургии. Обнаруженные среди специалистов пробелы базовых принципов работы ЭХГ и правил электрохирургической безопасности [8, 9] потребовали разработки и внедрения специальных теоретических и практических курсов [10, 11]. Несмотря на то, что эффективность обучения в отношении безопасности пациентов доказана в нескольких работах, до настоящего времени ни один из таких курсов не является обязательным. Более того, специалистам не требуется прохождение экзамена на допуск к работе с электрохирургическим оборудованием.

Наконец, знания об особенностях использовании электрохирургического оборудования в реальной хирургической практике ограничены и субъективны. Одним из немногих неблагоприятных событий, связанных с пренебрежением техникой безопасности, в отношении которого можно установить причинно-следственные связи, являются пожары в операционной. Только в США регистрируется более 600 таких возгораний ежегодно с часто драматическими последствиями [5]. Существенная доля доказанных ятрогений становится предметом судебных разбирательств и решается в пользу пациента [8, 12]. Действуя одновременно перечисленные факторы потенциируют негативное влияние друг друга.

Цель исследования — оценить уровень знаний в области электрохирургической безопасности среди специалистов в Российской Федерации.

Материал и методы

Для оценки уровня знаний базовых принципов безопасного использования электрохирургического оборудования проведено анкетирование в сети Интернет.

Тест включал в себя 15 вопросов. Для каждого вопроса требовалось выбрать один правильный ответ из предложенного списка. Общий пул вопросов был разделен на смысловые подгруппы:

1) общие принципы работы электрохирургического оборудования (2 вопроса — №1, 2);

2) общие принципы электрохирургической безопасности (5 вопросов — №3—6, 8);

3) особенности применения монополярных инструментов (5 вопросов — №7, 9—11, 14);

4) особенности применения биполярных инструментов (2 вопроса — №12, 13);

5) особенности применения УЗ-диссектора (1 вопрос — №15).

Вопросы анкеты представлены в приложении 1 (QR-код). Опросник валидизирован при помощи тестирования 9 курсантов Учебного центра инновационных медицинских технологий (УЦИМТ) РНИМУ им. Н.И. Пирогова во время курса «Лапароскопическая пластика паховых грыж», прошедшего 28—29 октября 2021 г. Консультацию по содержанию и формулировке вопросов проводили инженеры компании-разработчика электрохирургического оборудования. Ответы пилотной группы в итоговых расчетах не учитывали.

Предваряя тестовые задания, анкета предоставляла возможность оценить уровень собственных знаний относительно электрохирургической безопасности по шкале от 0 до 10 баллов, где 0 — «знания отсутствуют» а 10 — «полностью осведомлен». Также респондентам предлагалось ответить на вопросы о хирургическом стаже, месте работы (обучающие/не обучающие специалисты) и факте прохождения курсов по безопасности в электрохирургии.

Каждый правильный ответ оценивался 1 баллом. Пенализации (определение характера наказуемости) не предусматривали. По завершению тестирования респондентам демонстрировали правильные ответы и сообщали общее количество набранных баллов. Опрос проведен кафедрой факультетской хирургии №1 лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова путем размещения ссылки-приглашения сотрудниками кафедры на личных страницах в социальных сетях и путем адресной рассылки подписчикам образовательным медицинским порталом.

Тестирование проводили при помощи формы проведения интернет-опросов (Google Inc., Маунтин-Вью, Калифорния, США). Для доступа к опросу респондентам необходимо было перейти по ссылке или отсканировать QR-код. Пройти тест было возможно один раз. Ответ на каждый вопрос был обязательным условием завершения анкетирования. После завершения опроса и отправки ответов изменять ответы было невозможно.

Прохождение тестирования было добровольным и анонимным, в связи с чем информированного согласия перед прохождением теста не требовалось. Опрос проводился на безвозмездной основе.

Для исключения репутационных рисков при заполнении из персональных данных анкета содержала только указание электронной почты и наименование лечебного учреждения респондента, эти данные не подразумевали разглашения. Фактом согласия с передачей этих данных была активация ссылки.

Опрос проводился с 11.11.21 по 27.03.22. За это время выполнено 2 рассылки медицинским образовательным порталом среди своей аудитории и 4 рассылки при помощи социальных сетей. После завершения сбора данных ссылка деактивирована. Составление вопросов, собственно опрос и представление результатов проводились в соответствии с критериями CHERRIES (Check list of Reporting Results of Internet E-Surveys) для интернет-опросов.

Доступ к базе данных был только у руководителя и исполнителя исследования.

Необходимый минимальный размер выборки, которая могла бы достоверно представить всю генеральную совокупность хирургов в РФ (19 149 врачей), рассчитан с доверительным интервалом 95% и погрешностью 10% — 96 участников. Для оценки результатов использована система конвертации шкал, представленная в табл. 1. Так как выборка хирургов оказалась репрезентативной, результаты опроса данной подгруппы рассмотрены отдельно.

Таблица 1. Система конвертации оценочных шкал

Отлично

5

9, 10

13—15

Хорошо

4

7, 8

10—12

Удовлетворительно

3

5, 6

7—9

Неудовлетворительно

2

3, 4

4—6

Плохо

1

1, 2

1—3

Характер распределения данных определяли с помощью теста Колмогорова—Смирнова. Нормально распределенные данные сравнивали с помощью теста Стьюдента, в качестве непараметрического метода применялся тест Манна—Уитни. Для оценки корреляции использовали метод Спирмена. Для оценки влияния факторов на результаты тестирования применены полиноминальная многофакторная логистическая регрессия и бинарный ее вариант для оценки влияния факторов на ответ в каждом вопросе. Границей статистической значимости принято значение p менее 0,05. Для статистических расчетов применяли программное обеспечение Microsoft Excel в составе пакета Miscrosoft Office 2016 («Microsoft, Inc.», Редмонд, США), а также Jamovi 2.2.5 («The jamovi project», Сидней, Австралия) [13].

Результаты

В опросе приняли участие 233 специалиста. Условную оценку «отлично» среди всех респондентов получили 13 (5,6%), среди хирургов — 9 (8,1%), «хорошо» — соответственно 66 (28,3%) и 32 (28,8%), «удовлетворительно» — 105 (45,1%) и 56 (50,4%). Не преодолели проходной балл (7) 49 (21,03%) респондентов в общей группе и 14 (12,6%) в подгруппе хирургов, показав неудовлетворительные знания по электрохирургической безопасности. Средняя оценка у всех участников составила 8,62±2,59 балла (медиана 8 балла, межквартильный размах 7—11), или 53,3% от максимального балла (15). При учете только хирургов средняя оценка у всех участников составила 9,05±2,5 балла (9 [7—11]). В обоих случаях распределение не было нормальным.

Распределение результатов среди наиболее репрезентативных (4 участника и более) специальностей представлено на рис. 1.

Рис. 1. Результаты тестирования респондентов по основным специальностям (в скобках количество респондентов).

Наиболее высокие показатели — средний балл ± среднеквадратичное отклонение (медиана [интерквартильный размах]) — зафиксированы среди торакальных хирургов — 9,67±2,16 (10,5 [7,75—11]), врачей-эндоскопистов — 9,38±1,85 (9,5 [8,75—10,25]) и общих хирургов — 9,11±2,44 (9 [7—11]). Худшие результаты показали ординаторы хирургических специальностей — 7,82±2,47 (7 [6—10]) балла, хирурги-онкологи — 7,13±1,64 (7 [6—7,5]) балла и челюстно-лицевые хирурги — 6,6±1,3 (6 [6—8]) балла. Различия между обучающимися (ординаторы) и практикующими специалистами статистически значимы (p=0,034).

Результаты опроса у кафедральных сотрудников (n=63) были статистически значимо выше, чем у не обучающих специалистов и врачей-ординаторов: 9,37 балла [9] против 8,34 балла [8] (p=0,006). Более опытные специалисты со стажем работы 4 года и более (n=56) также продемонстрировали лучшие результаты по сравнению с коллегами: 8,8 балла [9] против 8,04 балла [8] (p=0,033). Наибольшее влияние на успешность прохождения тестирования оказал факт прохождения курсов по электрохирургической безопасности. Таковых среди респондентов было 48 (20,6% из общего количества, 30,1% среди сотрудников кафедр и 17,1% среди не обучающих специалистов). В указанной подгруппе результаты тестирования были на 2 балла выше и составили 9,65 балла [10] против 8,35 балла [8] у не проходивших обучение (p=0,002). Формально только проходившие курс сдали тест, получив оценку «удовлетворительно» (рис. 2).

Рис. 2. Результаты тестирования подгрупп респондентов

ЭХБ — электрохирургическая безопасность.

Оценка собственных знаний респондентами коррелировала с полученными результатами как в общей популяции, так и отдельно среди хирургов (статистически значимая слабая положительная корреляция r=0,19, p=0,004).

В многофакторной логистической модели статистически значимыми факторами (в порядке убывания влияния на результат) выступили факт пройденного курса по электрохирургической безопасности (ОШ 2,26, 95% ДИ 1,30—,97, p=0,004), опыт работы (ОШ 1,03, 95% ДИ 1,01—1,05, p=0,011) и работа на кафедре (ОШ 1,74, 95% ДИ 1,03—2,95, p=0,038). Аналогичное влияние наблюдалось и в отдельной когорте хирургов: факт пройденного курса по электрохирургической безопасности (ОШ 2,22, 95% ДИ 1,27—3,88, p=0,005), опыт работы (ОШ 1,02, 95% ДИ 1,00—1,04, p=0,017) и работа на кафедре (ОШ 1,71, 95% ДИ 1,02—2,89, p=0,044).

Любопытно влияние этих же факторов на самооценку респондентов. На первом месте также оказался пройденный курс (ОШ 2,81, 95% ДИ 1,59—5,01, p<0,001), на втором — работа на кафедре (ОШ 2,21, 95% ДИ 1,32—3,73, p=0,003), на третьем — опыт работы (ОШ 1,03, 95% ДИ 1,01—1,05, p=0,006). Аналогичные данные получены в когорте хирургов: пройденный курс по электрохирургической безопасности (ОШ 2,83, 95% ДИ 1,60—5,04, p<0,001), работа на кафедре (ОШ 2,23, 95% ДИ 1,33—3,75, p=0,003), опыт работы (ОШ 1,03, 95% ДИ 1,01—1,05, p=0,004). Таким образом, факт работы на кафедре сильнее влияет на самооценку, чем опыт работы. Однако в наибольшей степени на самооценку влияет факт прохождения курса.

В то же время определено, что более адекватно относительно реальных результатов оценивают уровень знаний респонденты, не прошедшие курс (положительная статистически значимая корреляция r=0,1629, p=0,02674), и не кафедральные сотрудники (r=0,1655, p=0,031), в то время как прошедшие обучение (r=0,1078, p=0,4659) и кафедральные сотрудники (r=0,1411, p=0,2699) склонны к необоснованному завышению уровня самооценки (положительная статистически незначимая корреляция собственной оценки и полученных баллов).

Среди оценивших свои знания перед прохождением теста на отлично (n=26), хорошо (n=72) и удовлетворительно (n=68) успешно (7 и более правильных ответов из 15) сдали тест 24 (82,6%), 57 (79%) и 55 (80,8%) врачей соответственно. Существенной доле респондентов свойственна недооценка собственных знаний (табл. 2).

Таблица 2. Отношение собственной оценки и полученных результатов

Реальные баллы (максимум 15 баллов)

Самооценка (максимум 10 баллов)

отлично (9—10)

хорошо (7—8)

удовлетворительно (5—6)

неудовлетворительно (<5)

Все

Хорошо

10 [8; 11], (4—15)*, n=26

Удовлетворительно

9 [7; 11], (4—15), n=72

Удовлетворительно

8 [7; 10,25], (2—14), n=68

Удовлетворительно

8 [6; 9,5], (2—15), n=67

Хирурги

Хорошо

11 [8;11], (4—15) n=13

Удовлетворительно

9 [7; 11,25], (5—15), n=32

Удовлетворительно

9 [8; 11], (5—14) n=37

Удовлетворительно

8 [7; 9], (5—12), n=29

Самооценка (максимум 10 баллов)

Реальные баллы (максимум 15 баллов)

Отлично (13—15)

Хорошо (10—12)

Удовлетворительно (7—9)

Неудовлетворительно (<7)

Все

Хорошо

7 [5; 8], (1—9), n=13

Удовлетворительно

6,5 [5; 8], (2—10), n=66

Удовлетворительно

5 [4; 7], (1—10), n=105

Удовлетворительно

5 [3; 7], (1—10), n=49

Хирурги

Хорошо

7 [6; 8], (5—9), n=9

Удовлетворительно

6 [5; 8], (2—9), n=32

Удовлетворительно

5 [4; 7], (1—10), n=56

Неудовлетворительно

4,5 [3; 6,5], (1—10), n=14

Примечание. Даны медиана [интерквартильный размах], (минимум—максимум), число респондентов.

Наибольшее количество неправильных ответов было в группах вопросов, объединенных тематикой «общие принципы работы электрохирургического оборудования» (блок 1 — вопросы №1, 2) и «особенности применения монополярного оборудования» (блок 3 — вопросы №7, 9—11, 14). Респонденты, не посещавшие курсов по электрохирургической безопасности, давали неверные ответы соответственно в 50,4 и 48,9% случаев, прошедшие курсы — в 43,8 и 43,3% случаев (p<0,001).

При изучении влияния каждого фактора на результаты ответов по отдельным вопросам путем многофакторной логистической регрессии получены следующие результаты. Опыт оказывал положительное влияние на правильность ответа на вопросы №1, 11 и 13, в то время как работа на кафедре статистически значимо помогла ответить на вопросы №3, 7, 8 и 13, а пройденный ранее курс по электрохирургической безопасности — на вопросы №6, 9 и 15. В подгруппе хирургов результаты были аналогичными с двумя отличиями: хирургам статистически значимо не помог их опыт ответить на вопрос №11, однако пройденный ранее курс повлиял на правильность ответа на вопрос №2. Эти данные могут быть использованы при формировании персонифицированных программ для разных категорий специалистов.

Обсуждение

По данным Исследовательского института неотложной помощи (ECRI), проблема недостаточного обучения технике безопасности при работе с энергетическим оборудованием в операционной занимает 5-е место в списке 10 рисков, связанных с технологиями в здравоохранении [14]. В США осложнения, связанные с применением электрохирургии, являются самой распространенной причиной судебных исков против больниц [12].

От 27 [2] до 54% [9] хирургов встречались с осложнениями при использования электрохирургических устройств. С учетом сложностей диагностики и установления причинно-следственных связей, а также особенностей ведения статистики после выписки из стационаров реальная доля осложнений может быть выше. Развитие эндоскопической хирургии в определенной степени «потенциировало» рост подобных неблагоприятных событий за счет формирования специфических для этого вида доступа альтернативных путей распространения тока (емкостное и непрямое повреждение) в условиях ограниченного поля зрения хирурга [9].

Настоящее исследование продемонстрировало недостаточный уровень знаний у специалистов хирургических специальностей в масштабах страны. Средний балл и медиана среди всех респондентов соответствуют нижней границе оценки «удовлетворительно» (53% правильных ответов), а каждый пятый опрошенный не сдал тест.

Несмотря на то, что у обучающих специалистов (кафедральные сотрудники) и опытных хирургов средний балл более высокий, он находился на уровне, соответствующем оценке «удовлетворительно». Только прохождение курса позволяло пройти тест с результатом, соответствующим нижней границе оценки «хорошо». Оценку «отлично», соответствующую максимальному баллу, получили только 13 (5,6%) респондентов. Эти результаты в целом соответствуют данным зарубежных авторов. Feldman изучил качество знаний в сфере электрохирургической безопасности среди членов правления Американской ассоциации гастроинтестинальных хирургов (SAGES). Резонансный результат в 59% правильных ответов стал одним из катализаторов внедрения курса по электрохирургической безопасности в базовые программы общества [8]. В анкетировании Yilkidim среди гинекологов Турции правильные ответы получены в 49,1% случаев [15], а тест Mayooran не сдал ни один из 20 респондентов [9].

В то время как наиболее значимыми для уровня компетенций в электрохирургической безопасности является обучение, какие-либо тренинги и курсы проходил лишь каждый пятый опрошенный (20,6%). В ходе поиска литературы авторы не нашли стран, где программы последипломного образования хирургов, включающие обучение и сдачу экзамена по электрохирургии, были бы обязательными [2, 8, 12, 16]. В Великобритании какое-либо обучение по электрохирургии (неформальное со стороны персонала операционной, формальное последипломное образование, отдельный курс для резидентов, семинары производителей электрохирургического оборудования) проходили 50,8% старших резидентов-хирургов [12]. В исследовании Modaffari доля таких респондентов составила 65,1%, Yildirim — 30,1%, Altieri — 21,5%, Madani — 13,5% [5, 15—17].

По-видимому, у большинства специалистов структурированные тренинги заменяются формальным обучением в операционной со стороны более опытных коллег. Уровень знаний последних, как показало исследование, хотя и выше, но находится на границе между оценками «плохо» и «удовлетворительно». Подробную структуру источников информации по принципам безопасности в электрохирургии представил F. Meeuwsen, в его исследовании проходили обучение 69% резидентов-хирургов, и большинство из них — в формате одной теоретической лекции. При этом в Дании, где проводился опрос, Национальное общество хирургов предусмотрен ежегодный трехдневный курс CASH 1.1 для хирургических резидентов, включающий общие вопросы электрохирургии, его прошли 42% респондентов. Еще 35% посетили лекции, организованные производителями электрохирургического оборудования. Интересно, что только 39% резидентов согласились с утверждением «я компетентен в отношении теоретических знаний по электрохирургии», в то время как 67% опрошенных ежедневно использует электрохирургическое оборудование без контроля старшего врача. Более того, 35% хирургов не удовлетворены теоретическими знаниями своих супервизоров, но изменить свои принципы применения электрохирургического оборудования под влиянием наставника были готовы 65% хирургов [1].

Специализированные программы обучения хирургов принципам работы с электрохирургическим оборудованием в нашей стране также отсутствуют [18]. Программы последипломного образования 31.08.65 «Торакальная хирургия» и 31.08.67 «Хирургия» не содержат лекций или практических занятий по электрохирургической безопасности, но включают развитие компетенций, которые не имеют непосредственного отношения к хирургической теории и практике, например, навыки диагностики беременности. Специализированного раздела и соответствующих вопросов также нет в программе Государственной итоговой аттестации ординаторов хирургов.

Барьером для системной «ликвидации безграмотности» в области электрохирургической безопасности является отсутствие соответствующего административного ресурса, направленного на модификацию программ последипломного образования. Актуализации проблемы препятствуют также отсутствие официальной статистики специфических осложнений и информации относительно реального уровня компетенций практикующих специалистов.

Ложная самооценка, особенно завышенная, может быть опасной и угрожать безопасности пациентов [16]. Респонденты не могут объективно самостоятельно оценить свой уровень компетенций — каждый пятый оценивающий собственные знания на 4 и 5 не преодолел 50% барьер прохождения теста. В то же время каждый четвертый из оценивающих себя на 2 (28,7% респондентов) получил оценки 4 и 5. Таким образом, на собственную оценку, определяющую потребность в самообразовании, делая подобные курсы факультативными, полагаться нельзя.

Это первое исследование, оценивающее базовый уровень знаний среди врачей по различным параметрам сравнения — разные специальности, опыт, принадлежность к хирургическим кафедрам и факт обучения электрохирургии. По нашим данным, это наиболее обширное исследование из опубликованных работ, которые включали охват от 20 до 173 респондентов [5, 8, 9, 15—17]. В заключение необходимо перечислить ряд ограничений, которых не удалось избежать при проведении работы.

1. В обезличенных исследованиях на заполнение анкет могла влиять репутационная необъективность (предоставление заведомо лучших, более внушительных данных), например, в вопросе относительно баллов самооценки. В силу того, что цели исследования были открыты и очевидны, на результаты мог оказывать влияние феномен «экзамена с открытой книгой» (поиск в руководствах и рекомендациях правильного ответа).

2. Невозможно установить уровень ответа на рассылку, так как нельзя подсчитать количество увидевших ссылку, но не прошедших по ней. В исследование вошли врачи из всех регионов РФ — от Калининграда до Владивостока, что снижает риск систематической ошибки выборки (популяционной предвзятости). Относительно врачей — общих хирургов выборка была репрезентативна. Несмотря на то, что респондентов разделяли значительные расстояния географически (до 8000 км), различия в уровне знаний были статистически недостоверными.

3. Мы не модифицировали вопросы под различные хирургические специальности, считая принципы безопасности универсальными.

4. Невозможно установить, в какой мере коррелируют средний балл за теоретические знания и частота неблагоприятных последствий применения электрохирургического генератора у конкретного хирурга. Исследовательский институт неотложной помощи (ECRI) считает незнание техники безопасности «ответственным» за 70% медицинских ошибок, повлекших вред здоровью пациента [14]. Эти данные подтверждаются исследованием Farrugia [19].

Истинную причину электрохирургических осложнений выявить сложно, как и установить, какую часть из них можно связать с незнанием и несоблюдением техники безопасности. Однако последнее может быть причиной существенной доли таких предотвратимых осложнений и представляется важным вопросом для практического здравоохранения. Работа может внести вклад в создание модели для отработки навыков и акцентирует внимание на необходимости развития программ обучения безопасного использования электрохирургии.

Заключение

Проведенное исследование выявило существенные пробелы в знаниях по электрохирургической безопасности среди практикующих врачей различных специальностей. В качестве основных причин можно выделить отсутствие обязательных к освоению специализированных курсов по электрохирургической безопасности и мотивации у специалистов к самообразованию в этой области по причине ложных представлениях о собственном уровне знаний.

Приложение 1

Вы можете проверить уровень собственных знаний, пройдя по ссылке на рис. 3.

Рис. 3. QR-код для перехода на тест.

Благодарности

Авторы выражают благодарность инженерам компании «ЭФА-медика» и руководству медицинского портала MEDTOUCH за помощь в проведении анкетирования.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.