Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Багателия З.А.

ГБУЗ «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина», Москва, Россия;
ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, Москва, Россия

Оптимальные сроки выполнения второго этапа лечения больных колоректальным раком, осложненным обтурационной толстокишечной непроходимостью

Авторы:

Багателия З.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 364

Загрузок: 5


Как цитировать:

Багателия З.А. Оптимальные сроки выполнения второго этапа лечения больных колоректальным раком, осложненным обтурационной толстокишечной непроходимостью. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2018;(12):76‑81.
Bagateliya ZA. The optimal terms of the second stage of treatment of patients with malignant colonic obstruction. Pirogov Russian Journal of Surgery. 2018;(12):76‑81. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/hirurgia201812176

Вопрос стандартизации хирургической помощи у больных колоректальным раком (КРР), осложненным острой обтурационной толстокишечной непроходимостью (ООТКН), не теряет своей актуальности [1—21]. Тем не менее единая точка зрения в отношении тактики ведения таких больных отсутствует [1, 2, 5, 7, 12, 16].

Ряд отечественных авторов [1, 2, 5] при КРР, осложненном ООТКН, настаивают на выполнении экстренного резекционного вмешательства. В то же время зарубежные исследователи [7, 12, 16] уверены, что во избежание осложнений резекцию необходимо проводить в плановом порядке — после устранения ООТКН. Однако в доступных источниках литературы мы не нашли четких рекомендаций в отношении сроков выполнения второго этапа лечения больных КРР (резекционных операций с последующей лучевой — ЛТ и/или химиотерапией — ХТ), что и явилось целью данного исследования.

Материал и методы

Обследованы и пролечены 110 больных КРР II—IV стадии (T3—4N0—2M0—1), поступивших в 2014—2017 гг. в ГКБ им. С.П. Боткина Москвы для проведения второго этапа лечения. У всех пациентов ранее (в сроки от 2 нед до 6 мес) в нашем учреждении устранена ООТКН посредством стентирования (48) или путем формирования стомы (62). Двухэтапный подход к ведению больных КРР, осложненным ООТКН, входит в предложенные стандарты лечения данной патологии в ГКБ им. С.П. Боткина Москвы с 2014 г. Рак толстой кишки диагностирован у 76 (69,1%), рак прямой кишки — у 34 (30,9%).

У всех больных после устранения ООТКН перед выпиской из стационара оценены исходный уровень онкомаркеров (СА 19−9, РЭА, АФП) и толщина стенки приводящей и отводящей кишки по данным мультиспинальной КТ (МСКТ) для выбора оптимальных сроков проведения плановой операции.

В зависимости от стадии заболевания и сроков выполнения плановой операции больные разделены на четыре группы. В 1—3-ю группы вошли 69 пациентов с местно-локализованным процессом (Т3—4N0M0), радикальные операции которым проведены через 2 (1-я группа, n=23), 3 (2-я, n=23) или 4 (3-я, n=23) нед после устранения ООТКН. Из 69 у 54 больных диагностирован рак толстой кишки (подгруппа А), у 15 — рак прямой кишки (подгруппа Б). В 4-ю группу (n=41) включены 18 больных раком толстой и 5 больных раком прямой кишки с местно-распространенным процессом и/или наличием метастазов (Т3—4N0—2M0—1), операция которым произведена через 4—6 мес после устранения ООТКН и проведения неоадъювантной ХТ и/или Л.Т. Дизайн двухэтапного лечения, осложненного КРР, представлен на рис. 1 и 2.

Рис. 5. Данные гистологического исследования.
Окраска гематоксилином и эозином; ×10.

У больных 4-й группы (41) сразу после устранения ООТКН в течение 4—6 мес до плановых операций проведена ХТ по схемам XELOX/FOLFOX и/или ЛТ (при раке прямой кишки). Облучению подвергали опухоль, параректальную клетчатку и лимфатические узлы малого таза. Вид комплексной или комбинированной терапии определял консилиум врачей: онколог, химио- и радиотерапевты. В 1—3-й группах неоадъювантную химиотерапию не проводили.

Возраст пациентов варьировал от 23 до 88 лет, в среднем 68,3±10,8 года. Мужчин и женщин было поровну, 82 обследованных были старше 60 лет, сопутствующие заболевания выявлены у 93 больных. При поступлении у 87 пациентов наблюдалась клиническая картина так называемого синдрома малых признаков опухоли (ухудшение общего самочувствия, общая слабость, снижение аппетита и др.).

С целью стадирования заболевания и решения вопроса об оптимальных сроках проведения плановых операций все пациенты всесторонне обследованы с использованием лабораторных методов исследования (уровни онкомаркеров), УЗ-, рентгенологического исследования органов брюшной полости, МСКТ, фиброколоноскопии (ФКС). Стадирование заболевания позволяло оценить необходимость в неоадъювантной ХТ и/или Л.Т. Определяющим фактором служило наличие или отсутствие пораженных лимфатических узлов и метастазов, указывающих на распространенность опухолевого процесса.

Плановые операции произведены у всех больных 1—4-й групп: сигмоидэктомия у 49 (подгруппа А), правосторонняя гемиколэктомия у 27 (подгруппа А), передняя резекция прямой кишки у 34 (подгруппа Б). У 48 пациентов вместе с кишкой удален стент, у 62 устранены ранее сформированные стомы.

С целью выбора оптимальных сроков проведения плановых резекционных вмешательств выполнен сравнительный анализ результатов комплексного обследования и лечения больных, оперированных в различные сроки после устранения ООТКН (через 2, 3 и 4 нед либо через 4—6 мес). Критериями сравнения были уровни онкомаркеров, данные МСКТ после операции, результаты гистологического исследования структуры кишечной стенки. Все статистические исследования выполнены с помощью программы SPSS 16.0 («SPSS Inc.», Чикаго, III). За критический уровень значимости принимали р<0,05.

Результаты

По результатам УЗИ измененные лимфатические узлы выявлены у 30 (27,3%) больных, отдаленные метастазы в печени — у 24 (21,8%). По данным МСКТ, у всех обследованных установлена локализация опухолевого очага, воссоздана 3D-реконструкция сосудистого русла с визуализацией особенностей кровотока и инвазии опухоли в крупные сосуды, обнаружены увеличенные лимфатические узлы локорегиональной зоны (у 37,2%), а также отдаленные метастазы в печень, поджелудочную железу, мочевой пузырь (у 30%). Чувствительность МСКТ при выявлении поражения лимфатических узлов составила 88,1%, при визуализации метастазов в печени — 92,6%, специфичность — соответственно 66,7 и 98,1%, точность теста — 80 и 97%. Достоверной разницы в показателях больных 1—4-й групп, а также подгрупп, А и Б не выявлено (p>0,5).

Исходно (сразу после устранения ООТКН) у всех больных, по данным МСКТ, имелось утолщение стенки кишки до 5,8±1,2 мм из-за воспалительных изменений и отека. Содержимым кишки при этом являлась жидкость с единичными пузырьками газа. При обследовании установлено, что КТ-признаки отека и воспаления были максимальными у больных 1-й группы (3,7±1,1). Толщина стенки кишки постепенно нормализовалась к 3—4-й неделе после устранения ООТКН (3-я группа) и оставалась неизменной. У больных 4-й группы она также была в пределах нормы (см. таблицу).

Сравнительный анализ результатов обследования больных раком толстой (n=76) и прямой (n=34) кишки, оперированных в различные сроки после устранения ООТКН

ФКС позволила верифицировать диагноз и взять биопсию. У всех больных при гистологическом исследовании подтвержден диагноз аденокарциномы: высокодифференцированная — у 42, умеренно дифференцированная — у 39, низкодифференцированная — у 27, муцинозная аденокарцинома — у 2. По данным комплексного обследования, определены стадии заболевания, согласно которым больные раком толстой и прямой кишки распределены на группы: 1—3-я — Т3—4N0M0, 4-я —Т3—4N0—2M0—1.

Сравнительный анализ продемонстрировал (см. таблицу), что исходно (4—6 мес назад) уровни онкомаркеров (СА 19−9, РЭА) были повышенными у больных 4-й группы (соответственно 48±11,2 МЕ/мл и 3,7±1,0 нг/мл), что расценено как признак активности процесса и прогрессирования заболевания. Через 4—6 мес после устранения ООТКН концентрация онкомаркеров в 4-й группе достоверно снизилась до 27±10,5 МЕ/мл и 2,3±0,9 нг/мл соответственно (р<0,05). В 1—3-й группах, наоборот, уровни онкомаркеров были исходно (2—4 нед назад) нормальными и не повышались за время лечения — до проведения резекции (р>0,05).

Во время плановых радикальных операций у всех больных стандартно осуществляли лимфодиссекцию в объеме D2 с удалением в максимальном объеме клетчатки в области вмешательства. Сравнительный анализ между первым и вторым этапами лечения показал, что в экстренных условиях возможности для проведения адекватной лимфодиссекции не было из-за отечности стенки кишки и инфильтративных изменений окружающих тканей.

При гистологическом исследовании тканей удаленной кишки в брыжейке обнаружены14—25 (в среднем 16±2) лимфатических узлов, что достоверно (p<0,5) превышало число (4±1) удаленных лимфатических узлов во время экстренного вмешательства. Следовательно, плановые операции по сравнению с экстренными были радикальными. Адекватная лимфодиссекция во время плановых радикальных операций позволяла в дальнейшем провести корректное стадирование заболевания и назначить адъювантную ХТ, что улучшало исход лечения больных КРР.

Отек, воспаление слизистой оболочки и признаки очагового колита выявлены у 69 пациентов с местно-локализованным процессом (Т3—4N0M0). К 4-й неделе после устранения ООТКН стенка кишки у этих больных полностью восстанавливалась, исчезли признаки воспаления и отека в подслизистом слое, а также в слизистой оболочке (рис. 3, 4,

Окраска гематоксилином и эозином; ×10.
Рис. 1. Дизайн двухэтапного лечения рака ободочной кишки, осложненного острой обтурационной толстокишечной непроходимостью.
5). В то же время в этот период начинали появляться опухолевые эмболы в кровеносных и лимфатических сосудах. Исходя из изложенного, мы сделали вывод, что данные гистологического исследования дополняют результаты дооперационного стадирования, включая МСКТ, и позволяют определить оптимальные сроки проведения плановой операции — 3—4-я недели после устранения ООТКН.

Рис. 2. Дизайн двухэтапного лечения рака прямой кишки, осложненного острой обтурационной толстокишечной непроходимостью.

Осложнения после плановых вмешательств отмечены у 14 (12,7%) больных: нагноение послеоперационной раны у 5, анастомозит у 4, частичная несостоятельность толстокишечного анастомоза у 3, острая ранняя спаечная непроходимость у 2. Осложнения устранены консервативно у 10 больных, повторное хирургическое вмешательство потребовалось 4 больным. От перитонита умерли 4 (3,6%) оперированных. Продолжительность послеоперационного периода варьировала от 3 до 11 дней (в среднем 5,9 дня). Через 3—4 нед после операции всем выжившим проведена адъювантная Х.Т. Достоверной разницы в показателях больных 1—4-й групп, а также подгрупп, А и Б не выявлено (p>0,5).

Полученные результаты подтверждают целесообразность применения разработанных стандартов лечения КРР, осложненного ООТКН, подразумевающих двухэтапный мультимодальный и мультидисциплинарный подход к ведению таких пациентов.

На основании данных лабораторного (уровни онкомаркеров), рентгенологического, эндоскопического, ультразвукового, гистологического методов исследования, а также МСКТ после стадирования заболевания определены оптимальные сроки выполнения плановых операций. Сравнительный анализ позволил сделать выводы о целесообразности выполнения плановой резекционной операции у больных с T3—4N0M0 через 4 нед после устранения ООТКН. При T3—4N0—2M0—1 сначала осуществляют неоадъювантную ХТ и/или ЛТ, а через 4—6 мес выполняют плановую резекционную операцию с последующим курсом адъювантной ХТ.

Обсуждение

Анализ данных 110 больных раком толстой и прямой кишки II—IV стадии (T3—4N0—2M0—1) подтвердил высокую информативность УЗИ, рентгенологического, эндоскопического и лабораторного методов при диагностике КРР, что коррелирует с данными отечественных и зарубежных авторов [1—5, 13—16]. Нами, как и многими клиницистами [11, 13, 20], подтверждена важность использования МСКТ с целью стадирования заболевания. Точность МСКТ при выявлении поражения лимфатических узлов составила 80%, при визуализации метастазов в печени — 97%. M. Duman и соавт. [11] получили аналогичные данные: диагностическая точность МСКТ при КРР в определении N0—3 равнялась 56,6—98,1%.

Мы не согласны с рекомендациями ряда отечественных авторов [1, 2, 5], что при КРР, осложненном ООТКН, предпочтение следует отдавать экстренным резекционным вмешательствам. Мы являемся приверженцами двухэтапного подхода к ведению таких больных: устранение ООТКН любым щадящим методом (формирование стомы, стентирование) на первом этапе и операция с последующей ХТ и/или ЛТ на втором. Наша тактика полностью согласуется с данными зарубежных исследований [7, 12, 16].

На основании сравнительного анализа результатов обследования больных четырех групп определены оптимальные сроки проведения операций и ХТ и/или ЛТ после устранения ООТКН. Аналогичных данных не найдено нами ни в одном из доступных источников литературы.

Сроки проведения плановой операции зависят от распространенности опухолевого процесса. У больных с местно-локализованным поражением без изменения лимфатических узлов и отдаленных метастазов (T3—4N0M0) целесообразно выполнение плановой радикальной операции через 4 нед после устранения ООТКН.

При местно-распространенном опухолевом процессе и/или наличии метастазов (T3—4N0—2M0—1) сначала осуществляют неоадъювантную ХТ и/или ЛТ, а через 4—6 мес выполняют плановые резекционные вмешательства с последующей адъювантной ХТ.

Заключение

Стандартом хирургической помощи при КРР, осложненном ООТКН, является двухэтапный мультимодальный и мультидисциплинарный подход. На первом этапе необходимо разрешить непроходимость любым щадящим методом (формирование стомы, стентирование), на втором — выполнить радикальное вмешательство.

Оптимальным сроком проведения резекционной операции для больных с местно-локализованным опухолевым процессом является 4-я неделя после устранения ООТКН, при местно-распространенном опухолевом процессе и/или наличии метастазов — 4—6-й месяцы. Неоадъювантную Х.Т. и/или ЛТ выполняют сразу после устранения ООТКН, что позволяет снизить уровень онкомаркеров, уменьшить количество опухолевых эмболов в сосудах и при получении лекарственного ответа на втором этапе осуществить резекционное вмешательство.

Лечение больных КРР, осложненным ООТКН, должно проводиться высококвалифицированными специалистами в многопрофильном специализированном учреждении, где имеется весь спектр ургентной хирургической помощи, а также мультидисциплинарная онкологическая служба.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

e-mail: lebedevssd@yandex.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.