Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Попов П.А.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России;
ГБУЗ «Городская клиническая больница №40» ДЗ Москвы

Попов Ю.П.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России;
ГБУЗ «Городская клиническая больница №40» ДЗ Москвы

Аюшев О.А.

ГБУЗ «Городская клиническая больница №40» ДЗ Москвы

Шавалеев Р.Р.

ГБУЗ «Городская клиническая больница №40» ДЗ Москвы

Исмаилов Г.М.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Анализ результатов лапароскопической герниопластики TAPP с выделением и оставлением грыжевого мешка при рецидивных паховых и пахово-мошоночных грыжах

Авторы:

Попов П.А., Попов Ю.П., Аюшев О.А., Шавалеев Р.Р., Исмаилов Г.М.

Подробнее об авторах

Просмотров: 663

Загрузок: 48


Как цитировать:

Попов П.А., Попов Ю.П., Аюшев О.А., Шавалеев Р.Р., Исмаилов Г.М. Анализ результатов лапароскопической герниопластики TAPP с выделением и оставлением грыжевого мешка при рецидивных паховых и пахово-мошоночных грыжах. Эндоскопическая хирургия. 2021;27(2):5‑9.
Popov PA, Popov YuP, Ayushev OA, Shavaleev RR, Ismailov GM. Results analysis of laparoscopic TAPP with excision and saving of the hernial sac in recurrent inguinal and inguinal-scrotal hernias. Endoscopic Surgery. 2021;27(2):5‑9. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/endoskop2021270215

Рекомендуем статьи по данной теме:
Струк­тур­но-фун­кци­ональ­ные ас­пек­ты тка­не­вой ре­ак­ции на им­план­ти­ро­ван­ный эн­доп­ро­тез у па­ци­ен­тов с ре­ци­ди­ва­ми грыж брюш­ной стен­ки на от­да­лен­ных сро­ках. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2025;(4):39-45

Введение

Грыженосительство в настоящее время входит в список самых распространенных хирургических заболеваний. Оно ежегодно выявляется у 4—7% жителей земного шара и отмечается во всех возрастных группах, а по статистическим данным, его распространенность не имеет тенденции к снижению, даже с учетом развивающихся новых методик операций и рекомендаций по профилактике возникновения и рецидивов грыж [1]. Стоит отметить, что хирургическое лечение пациентов с рецидивными грыжами передней брюшной стенки является сложным и актуальным направлением в хирургии [2].

Каждый год в мире выполняется более 20 млн герниопластик, что составляет от 10—15% всех оперативных пособий [3]. При этом наиболее распространены паховые и бедренные грыжи, на их долю приходится до 80% всех грыжесечений [4].

Традиционная техника и алгоритм выполнения лапароскопической герниопластики TAPP (трансабдоминальная преперитонеальная герниопластика) у пациентов с первичными паховыми грыжами хорошо изучены, описаны и не требуют существенных дополнений [5]. Однако у пациентов с рецидивными паховыми грыжами, после традиционных пластик пахового канала по Лихтенштейну, Бассини, а также при длительно существующих пахово-мошоночных грыжах оперативное лечение существенно усложняется за счет плотных сращений грыжевого мешка с окружающими тканями или имплантатом, из-за его размеров и нарушения анатомических взаимоотношений. В таких случаях классическая методика лапароскопической аллогерниопластики TAPP не всегда выполнима из-за технических сложностей мобилизации грыжевого мешка, нарушения анатомических ориентиров и сложности гемостаза. Не вызывает сомнения, что необходима дальнейшая разработка технических аспектов оперативных вмешательств у пациентов этой категории.

Лапароскопическая TAPP — одно из развивающихся направлений в современной герниологии. Лапароскопические технологии постепенно вытесняют традиционные способы лечения паховых и пахово-мошоночных грыж [6]. Хороший косметический результат, низкий процент рецидивов, меньшее количество послеоперационных осложнений, отсутствие выраженного болевого синдрома и быстрое восстановление активности пациента в раннем послеоперационном периоде делают выполнение лапароскопической аллогерниопластики наиболее предпочтительным [7].

Материал и методы

Нами проведен анализ результатов лапароскопической аллогерниопластики ТАРР с выделением грыжевого мешка в сравнении с ТАРР с оставлением грыжевого мешка в технически сложных случаях: при пахово-мошоночных грыжах, при которых грыжевой мешок плотно спаян со стенками мошонки, семенным канатиком и оболочками яичка, и при рецидивных паховых грыжах, при которых грыжевой мешок находится в рубцовых сращениях с сетчатым имплантатом — это те случаи, когда риск возникновения интра- и послеоперационных осложнений (серомы, гематомы, выраженный болевой синдром и др.) особенно велик. В исследовании приняли участие 70 пациентов мужского пола в возрасте от 25 до 75 лет с пахово-мошоночными грыжами и рецидивными паховыми грыжами после ранее перенесенной пластики по Лихтенштейну и Бассини, поступавших в университетскую клинику МГМСУ им. А.И. Евдокимова на базе ГКБ №40 за 2018—2020 гг. Сравнительный анализ проводили по критериям длительности выполнения операции, наличию интра- и послеоперационных осложнений, а также выраженности болевого синдрома и продолжительности госпитализации.

В основную группу вошли 33 пациента, у которых грыжевой мешок не выделяли из-за наличий плотных рубцовых сращений с элементами семенного канатика, пахового канала, оболочками яичка или сетчатого имплантата. Грыжевой мешок отсекался циркулярно в области шейки с помощью биполярных ножниц или гармонического скальпеля, а образовавшийся дефект в брюшине ушивался отдельным однорядным швом монофиламентной нитью 2-0 на атравматической игле.

В группу сравнения вошли 37 пациентов, у которых грыжевой мешок выделяли из окружающих тканей полностью. Техника выполнения лапароскопической аллогерниопластики TAPP была одинаковой в обеих группах. Использовали сетку размером 10×15 см, фиксацию осуществляли с помощью герниостеплера с рассасывающимися скрепками, брюшину ушивали в край монофиламентной нитью 2-0.

Результаты и обсуждение

Продолжительность выполнения операций в основной группе в среднем составил 60,6 мин: самая длительная операция заняла 1 ч 25 мин, а самая короткая 45 мин. У пациентов из группы сравнения средняя продолжительность операции составила 74,3 мин, при этом самая длительная операция продолжалась 1 ч 40 мин, а самая короткая 55 мин (рис. 1).

Рис. 1. Длительность оперативного пособия.

Интраоперационных осложнений у пациентов основной группы, у которых был оставлен грыжевой мешок, не наблюдали. У пациентов контрольной группы при выделении грыжевого мешка, особенно при наличии грубых рубцовых сращений, после пластики по Лихтенштейну, а также в момент тракции грыжевого мешка при пахово-мошоночных грыжах, на этапах выделения отмечалась диффузная кровоточивость. Остановку кровотечения выполняли моно- и биполярным коагулятором, что требовало дополнительного времени и более высоких технических навыков хирурга. Следует отметить, что при больших пахово-мошоночных грыжах, когда в последние моменты выделения грыжевого мешка из оболочек яичка применяется наибольшая тракция, отмечаются случаи самостоятельного отделения грыжевого мешка от прилегающих структур, которые впоследствии практически невозможно визуализировать для стопроцентной оценки гемостаза.

В послеоперационном периоде у 6 (1,95%) пациентов основной группы образовались серомы, что обусловило необходимость в амбулаторном режиме пункции под контролем ультразвукового исследования на 10-е сутки ввиду наличия болевого синдрома. В группе сравнения образование послеоперационных сером, при которых потребовалась пункция, отмечено у 5 (1,85%) пациентов. Достоверных различий по частоте формирования сером у пациентов основной и контрольной групп не отмечено. Следует иметь в виду, что пациенты, у которых течение послеоперационного периода осложнялось образованием сером, были оперированы по поводу длительно существующих пахово-мошоночных грыж. У 3 (1,1%) пациентов контрольной группы отмечено формирование умеренных гематом в области мошонки, что потребовало их пункции в послеоперационном периоде (рис. 2). Гидроцеле у пациентов основной и контрольной групп не наблюдалось.

Рис. 2. Сравнительная оценка ранних послеоперационных осложнений.

а — основная группа; б — контрольная группа.

Статистически значимых различий по длительности пребывания пациентов в стационаре выявлено не было, средняя продолжительность пребывания пациента в стационаре составляла 2,8 дня.

Интенсивность болевого синдрома оценивали по цифровой рейтинговой шкале (ЦРШ — NRS) в раннем послеоперационном периоде (через 3 ч от операции), на 1-е и 2-е сутки. У пациентов основной группы в первые часы интенсивность болевого синдрома была меньше и в среднем равнялась 4,8 балла, тогда как в группе сравнения этот показатель составлял 6,1 балла. В последующие дни статистически значимых различий по интенсивности болевого синдрома не наблюдалось, средний показатель был равен 3,5±0,5 балла (рис. 3).

Рис. 3. Сравнительная оценка боли по цифровой рейтинговой шкале.

Выводы

1. Выполнение лапароскопической герниопластики TAPP без выделения грыжевого мешка в технически сложных случаях, при рецидивных паховых грыжах, а также пахово-мошоночных грыжах, оправдан.

2. За счет упрощения техники оперативного вмешательства, когда не требуется выделения грыжевого мешка, сокращается время оперативного пособия, снижается риск развития интраоперационных, ранних и поздних послеоперационных осложений и уменьшается вероятность возникновения интенсивного болевого синдрома в раннем и позднем послеоперационном периоде.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Ю.П. Попов, Р.Р. Шавалеев

Сбор и обработка материала — П.А. Попов, Ю.П. Попов

Статистическая обработка — П.А. Попов, О.А. Аюшев

Написание текста — П.А. Попов, О.А. Аюшев

Редактирование — Г.М. Исмаилов

Participation of authors:

Concept and design of the study — Yu.P. Popov, R.R. Shavaleev

Data collection and processing — P.A. Popov, Yu.P. Popov

Statistical processing of the data — P.A. Popov, O.A. Ayushev

Text writing — P.A. Popov, O.A. Ayushev

Editing — G.M. Ismailov

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.