Цинзерлинг В.А.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. Алмазова» Минздрава России

Всеволод Дмитриевич Цинзерлинг. (К 130-летию со дня рождения)

Авторы:

Цинзерлинг В.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Архив патологии. 2021;83(6): 71‑74

Просмотров: 1060

Загрузок: 43


Как цитировать:

Цинзерлинг В.А. Всеволод Дмитриевич Цинзерлинг. (К 130-летию со дня рождения). Архив патологии. 2021;83(6):71‑74.
Zinserling VA. Vsevolod Dmitrievich Zinserling. (On the occasion of the 130th anniversary of his birth). Russian Journal of Archive of Pathology. 2021;83(6):71‑74. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/patol20218306171

Всеволод Дмитриевич Цинзерлинг

Всеволод Дмитриевич Цинзерлинг родился 20 сентября 1891 г. в Петербурге. Его отец Дмитрий Петрович Цинзерлинг — потомок переселенцев с юга Германии или Швейцарии, получивших потомственное дворянство, всю жизнь работал учителем математики и в качестве инспектора знаменитой гимназии Гуревича имел чин действительного статского советника. Дмитрий Петрович являлся, кроме того, автором научных исследований по истории математики в Древнем Египте, руководств по статистике, многократно переиздававшегося учебника алгебры. Мать Ольга Ивановна (урожденная Семенова) вела домашнее хозяйство и воспитывала четырех детей. В семье царила творческая обстановка, все обладали художественными талантами, любили и хорошо знали природу. Старший брат Борис Цинзерлинг, выпускник Академии художеств, офицер, после Гражданской войны оказался в Варшаве, где стал профессором и автором проектов восстановления многих шедевров архитектуры в послевоенный период. Младший брат Юрий (Георгий) Цинзерлинг, доктор биологических наук, ботаник, один из создателей нового научного направления — геоботаники, был арестован в 1938 г., когда он занимал пост исполняющего обязанности директора Ботанического института, и вскоре погиб в заключении. Сестра Нина была художницей, умерла в молодом возрасте.

В.Д. Цинзерлинг в 1909 г. окончил с золотой медалью Санкт-Петербургскую гимназию Гуревича и поступил в Военно-медицинскую академию (ВМА), где проявил большой интерес к научной работе, активно занимался в кружке при кафедре патологической анатомии под руководством Л.В. Соболева, сделавшего ряд выдающихся открытий в области патологии поджелудочной железы, и адъюнкта (аспиранта) Н.Н. Аничкова. Сохранилось письмо Н.Н. Аничкова, находившегося на стажировке в Германии у проф. Л. Ашоффа, там он советовался со студентом IV курса В.Д. Цинзерлингом по тематике будущих научных исследований по атеросклерозу, изучению которого оба посвятили многие годы. В 1913 г. Всеволодом Дмитриевичем были закончены две научные работы, одна из которых была удостоена золотой медали академии. 12 марта 1913 г. ВМА была временно закрыта из-за забастовки студентов, в связи с этим Всеволоду Дмитриевичу пришлось продолжать обучение в Юрьевском университете.

30 июля 1914 г. В.Д. Цинзерлинг был призван в армию и участвовал в Брусиловском прорыве. Оказывал хирургическую помощь раненым в войсковом районе. Был награжден Орденами Святой Анны III степени, Святого Станислава II и III степеней. В феврале 1916 г. во время краткосрочного отпуска он сдал испытания в Юрьевском университете и получил степень лекаря с отличием. В феврале 1918 г. уволен из армии. С этого времени Всеволод Дмитриевич работал только патологоанатомом, почти постоянно совмещая научную, педагогическую и практическую работу. Он стал одним ведущих сотрудников Н.Н. Аничкова, который в 1920 г. фактически заново создал отдел патологической анатомии Института экспериментальной медицины (ИЭМ). Основные всемирно известные работы по атеросклерозу проводились в лаборатории обмена веществ, которую возглавлял В.Д. Цинзерлинг. Ряд лет В.Д. Цинзерлинг одновременно работал ассистентом, доцентом, профессором на кафедре патологической анатомии 1-го Ленинградского медицинского института (ЛМИ) под руководством Г.В. Шора. В 1934 г. ему без защиты диссертации была присвоена ученая степень доктора медицинских наук.

17 марта 1935 г. В.Д. Цинзерлинг по решению особого совещания при НКВД СССР был арестован как «социально опасный элемент» и приговорен к ссылке. В силу так и оставшихся неясными причин он вскоре был освобожден из заключения, а 22 апреля приговор был отменен. Однако Всеволод Дмитриевич под разными предлогами вскоре был уволен как из ИЭМ, так и из 1-го ЛМИ и продолжил работать лишь в нескольких прозектурах.

23 июня 1941 г. военврач 2-го ранга запаса В.Д. Цинзерлинг был призван в Красную Армию и впоследствии назначен главным патологоанатомом фронта (вначале Северо-Западного, затем Ленинградского). В дальнейшем ему последовательно присваивались воинские звания майора, подполковника и полковника медицинской службы. Всю блокаду он находился в Ленинграде и перенес дистрофию.

В самое трудное время ФПАЛ проводила регулярные совещания военных патологоанатомов (председатель В.Д. Цинзерлинг, секретарь О.И. Базан), на которых постоянно присутствовали и активно работали патологоанатомы, не призванные на военную службу. Кроме того, он по совместительству возобновил (до августа 1942 г.) работу в отделе патологической анатомии ИЭМ, а с 8 сентября 1943 г. стал заведующим кафедрой патологической анатомии 2-го Ленинградского медицинского института (позднее Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института — ЛСГМИ).

В послевоенные годы Всеволод Дмитриевич основное внимание уделял работе на кафедре патологической анатомии ЛСГМИ, до 1953 г. руководил окружной патолого-анатомической лабораторией, в которой продолжалась обработка материалов военных лет.

В 1946 г. В.Д. Цинзерлинг был избран членом-корреспондентом АМН СССР. На протяжении многих лет В.Д. Цинзерлинг был активным членом Ленинградского научного общества патологоанатомов, в котором выполнял обязанности секретаря (1918—1928), члена правления и председателя. В 1930-е годы он входил в прозекторские комиссии Ленгорздравотдела и Наркомздрава и участвовал в уникальных разработках аутопсийного материала города.

Всеволод Дмитриевич Цинзерлинг был женат на Вере Александровне Цинзерлинг-Халютиной (1890—1965), кандидате медицинских наук, детском инфекционисте. В их семье было двое детей — Александр Цинзерлинг (1923—1995) — видный отечественный патологоанатом, член-корр. РАМН, и Наталья Цинзерлинг (Коростовцева) (1926—1981) — профессор, патофизиолог.

Кроме интенсивной профессиональной деятельности Всеволод Дмитриевич прекрасно рисовал, обладал хорошим голосом, был заядлым охотником и грибником. Вместе с братом ботаником он начал работать над книгой об особенностях произрастания грибов.

Всеволод Дмитриевич скончался 16 февраля 1960 г. от рака бронха. Похоронен на Серафимовском кладбище в Ленинграде.

Исследования В.Д. Цинзерлинга внесли очень большой вклад в изучение многих важнейших научных проблем. Наиболее известны и продолжают цитироваться его работы, посвященные проблеме атеросклероза. Уже в 1914 г. в трудах общества патологов была опубликована студенческая научная работа В.Д. Цинзерлинга о патологических изменениях аорты у лошадей.

Непревзойденными (по мнению современного немецкого исследователя A. Haverich [1]) остаются исследования по детскому атеросклерозу. В.Д. Цинзерлингом была разработана методика окраски артерий целиком суданом с последующим изготовлением макроскопических схем и статистической оценкой полученных результатов. В этих работах впервые в мировой литературе были подробно изучены начальные фазы атеросклеротического процесса, установлена частота липидных пятен аорты у детей, точная локализация атеросклеротического процесса, а также связь фиброзных бляшек с первичным ожирением промежуточного вещества стенки аорты. Особенно большое значение в учении об атеросклерозе сыграло установление Всеволодом Дмитриевичем еще в 1925 г. на аутопсийном материале факта волнообразного течения атеросклеротического процесса. В дальнейшем В.Д. Цинзерлингом и сотрудниками были проведены масштабные сравнительные морфологические исследования изменений у взрослых и детей с состоянием сосудов у лошадей, коров, собак и кроликов.

В последние годы жизни В.Д. Цинзерлинг совместно с Л.А. Рахмановой обосновали важную роль нервно-сосудистых расстройств как существенного фактора, способствующего развитию атеросклероза отдельных сосудистых областей. Всеволод Дмитриевич предполагал, что такие же изменения могут быть и в других артериях, в частности, венечных.

Н.Н. Аничков всегда подчеркивал колоссальный вклад В.Д. Цинзерлинга в изучении проблем атеросклероза, а во многих обобщающих публикациях и докладах они являются соавторами.

Значительное место в научном творчестве В.Д. Цинзерлинга и его сотрудников (Т.А. Штейна, Б.И. Монастырской, О.И. Базана, А.П. Тарасовой и др.) занимала проблема бактериальных пневмоний, которой он начал заниматься с 1934 г. Обобщающая статья, в которой были доказаны основные положения принципиально нового учения о пневмониях, была опубликована в журнале «Клиническая медицина» в 1939 г. [2]. В ней убедительно доказана несостоятельность широко распространенной (к сожалению, до настоящего времени) концепции о «классических стадиях» крупозной пневмонии по Карлу Рокитанскому. Нельзя не отметить, что многие положения учения, которые в отечественных учебниках приписывают выдающемуся австрийскому патологу, в его оригинальных работах отсутствуют. Всеволодом Дмитриевичем впервые в мировой литературе была доказана необходимость разграничивать воспалительные процессы, вызванные бактериями, от интерстициальных реакций и расстройств кровообращения. Была показана несостоятельность термина «застойная пневмония», указано, что термин «пневмония» объединяет разные болезни, каждая из которых характеризуется своим возбудителем и клинико-морфологическими проявлениями. Подробно была изучена морфология пневмококковых, стрептококковых, стафилококковых, клебсиеллезных («фридлендеровских») и других бактериальных пневмоний. Все эти морфологические данные были подтверждены в дальнейшем в микробиологических работах по изучению токсинов и ферментов патогенности многих микроорганизмов. Основные положения В.Д. Цинзерлинга по пневмониям были полностью доказаны в последующем [3—5]. В 80-е годы XX века в США заговорили о необходимости определения этиологии пневмоний для оптимизации их лечения, не вспоминая, что об этом же писал В.Д. Цинзерлинг еще 50 лет назад. В отечественной практике этиология пневмоний в связи с «объективными трудностями» определяется исключительно редко. В связи с этим нельзя не заметить, что в блокадном Ленинграде под руководством В.Д. Цинзерлинга все необходимые бактериологические и цитологические исследования выполнялись в полном объеме.

Кроме исследований на секционном материале, Всеволод Дмитриевич и его сотрудники провели ряд экспериментальных работ. Ими было показано значение нарушений функции блуждающего нерва в развитии пневмоний, изучены экспериментальные модели пневмоний при заражении животных различными возбудителями с испытанием дополнительных воздействий, четко доказано значение нарушений защитных (дренажных) механизмов бронхиального дерева в патогенезе пневмонии.

Отстаивать свою точку зрения было непросто. 21 марта 1952 г. дирекцией ЛСГМИ (директор Д.А. Жданов) была организована дискуссия по работам В.Д. Цинзерлинга и его учеников с «целью рассмотреть научные исследования… с методологических позиций, вскрыть … ошибки вирховианского характера и принять меры к дальнейшему развитию этих исследований на основе павловского учения». Дискуссию открыл Д.А. Жданов, выступив с докладом, он предъявил Всеволоду Дмитриевичу обвинения в недооценке роли макроорганизма, в частности, вегетативной нервной системы, «локалистической трактовке процесса» и т.д. Затем с докладом по результатам работ возглавлявшегося им коллектива выступил В.Д. Цинзерлинг. В последующей дискуссии приняли участие 13 специалистов (патологоанатомы, клиницисты, физиологи, микробиолог, философ), которые практически единодушно дали высокую оценку работам, касающимся пневмонии, выполненным на кафедре. В заключение председатель оценил работу кафедры как новаторскую.

Исследования пневмоний проводились В.Д. Цинзерлингом в тот период, когда большинство респираторных вирусов еще не было открыто, а для уже известных отсутствовали доступные в патолого-анатомической практике способы диагностики. Тем не менее Всеволод Дмитриевич говорил о возможном значении протравы вирусами кори и гриппа для возникновения бактериальных пневмоний, что в дальнейшем, как известно, полностью подтвердилось.

Другой большой комплекс научных исследований, которыми занимался В.Д. Цинзерлинг, — это работы, посвященные разнообразной инфекционной патологии. Начиная с первых исследований гангрены легких (1923), он доказал необходимость выявления в тканях возбудителей с возможно полным определением их взаимоотношений с тканями и клетками макроорганизма. В настоящее время такой подход является основополагающим при изучении всех поднявших голову инфекционных процессов. В работах по фузоспирохетозной гангрене (также оставшихся непревзойденными) Всеволод Дмитриевич дал полное описание различным вариантам болезни и доказал их принадлежность к одной нозологической единице. Его книга «Über die fusospirochätose Gangren» была опубликована в Германии в 1928 г. В тот же период времени (1920) были частично опубликованы материалы, посвященные сыпному тифу. Всеволод Дмитриевич описал его морфологические особенности в разных возрастных группах.

Не менее важны результаты, полученные В.Д. Цинзерлингом совместно с Е.И. Савримович при изучении скарлатины в тесном сотрудничестве с видным детским инфекционистом М.Г. Данилевичем. Было сформулировано представление о первичном стрептококковом аффекте, с которым связаны токсические и септические проявления болезни. Особого внимания заслуживают исследования, проведенные В.Д. Цинзерлингом и его соратниками в блокадном Ленинграде. Известно, что ими было доказано, что за клиническим диагнозом «голодный понос» зачастую скрывается атипично протекающая дизентерия. В дальнейшем эта точка зрения была подтверждена бактериологами, воспринята эпидемиологами и организаторами здравоохранения, что привело к победе над этим грозным заболеванием в крайне неблагоприятных условиях и спасению многих жизней.

Исключительную ценность представляют и другие исследования того времени, посвященные алиментарному истощению, особенностям течения туберкулеза и пневмоний. Вот некоторые факты, установленные в те тяжелые годы: подъем заболеваемости некоторыми инфекциями (туберкулез, дифтерия) и снижение уровня других (скарлатина) до сих пор не могут быть полностью объяснены. Подробно работа военных патологоанатомов в блокированном Ленинграде описана в книге О.И. Базан [6].

По воспоминаниям своих учеников, В.Д. Цинзерлинг был прекрасным лектором, всегда опиравшимся на свой богатейший профессиональный опыт. Стенограммы его некоторых лекций сохранились.

После преждевременной смерти Всеволода Дмитриевича исследования в рамках его научной школы были продолжены. Основной вклад в развитие его идей внес сын и ближайший ученик Александр Всеволодович Цинзерлинг, который обобщил работы школы отца по пневмониям [7]. Хотя с момента кончины Всеволода Дмитриевича Цинзерлинга прошло уже более 60 лет, практически все его работы сохраняют свою актуальность и исключительную ценность до сегодняшнего дня, об этом убедительно писал Д.С. Саркисов в статье, посвященной 100-летию со дня рождения Всеволода Дмитриевича Цинзерлинга [8].

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.