В 1959 г. Cid описал наличие меланоцитов в эпителии шейки матки у 3,5% женщин [1]. Меланоцитарные опухоли шейки матки являются редкими новообразованиями и составляют, по данным разных авторов [2], 3—7% от общего количества меланом женских половых органов. Однако, по данным других авторов [3], их частота не превышает 2%. В эту группу новообразований также включены голубой невус и злокачественная меланома [4]. Они характеризуются агрессивным течением, поздней диагностикой и неблагоприятным прогнозом. Около 50% меланом шейки матки на момент постановки диагноза распространяются на влагалище (II стадия) [5, 6]. Морфологическая верификация трудна в связи с редкостью локализации и частым беспигментным вариантом строения опухоли. В связи с этим меланома шейки матки обнаруживается преимущественно на поздних стадиях и плохо поддается лечению [7, 8]. С 1889 г. и по настоящее время в зарубежной литературе описано и документально подтверждено 89 случаев меланомы шейки матки [9]. Диагноз меланомы шейки матки ставится после гистологического и иммуногистохимического исследования, а также после исключения меланомы другой локализации [1].
Цель исследования — представить редкий клинический случай первичной беспигментной меланомы шейки матки.
Материалом исследования явились история болезни, операционный материал, гистологические препараты. Для морфологической верификации использованы окраска гематоксилином и эозином и иммуногистохимическое исследование с антителами («CellMarque») к S-100 (клон 4С4.9), гладкомышечному актину (клон 1А4), десмину (клон D33), цитокератинам (клон АЕ1/АЕ3) и коктейлю: HMB-45 + MART-1 (MelanA) + tyrosinase (HMB-45 + A103 + T311).
Результаты
Больная Н., 47 лет, обратилась к гинекологу по месту жительства с жалобами на контактные кровяные выделения из половых путей. При осмотре по месту жительства: наружные половые органы развиты правильно, влагалище емкое. На 6–9 ч шейки матки белесоватый очень плотный опухолевый узел размером 6×2,5×2 см, верхним полюсом уходящий в цервикальный канал. Тело матки обычных размеров, плотное, ограниченно подвижное. Область придатков без особенностей. Произведена биопсия опухоли шейки матки и взят мазок на онкоцитологию. Поставлен диагноз плоскоклеточной карциномы и рака in situ соответственно. Пациентка направлена на консультацию в областной онкологический диспансер.
При осмотре: наружные половые органы развиты правильно, влагалище емкое. На 6—9 ч шейки матки белесоватый очень плотный опухолевый узел размером 7×3×3 см, верхним полюсом уходящий в цервикальный канал. При расширенной кольпоскопии отмечаются участки мозаики, указанный узел йоднегативной окраски. Тело матки обычных размеров, плотное, ограниченно подвижное. Область придатков без особенностей. При ректальном осмотре: параметрии свободные, патологии со стороны прямой кишки не выявлено. Установлен диагноз «заболевания» шейки матки с переходом на тело, после чего выполнена расширенная экстирпация матки с придатками (операция Вертгейма—Мейгса). При макроскопическом исследовании операционного материала шейка матки увеличена в размерах и деформирована за счет светло-желтого опухолевого узла размером 10×3,5×3 см, локализующегося в области экзоцервикса и распространяющегося на 2/3 длины цервикального канала; инвазивного роста в тело матки и признаков метастатического поражения не найдено. При гистологическом исследовании опухоль имела смешанное строение: среди мелкоклеточного компонента определялись поля крупных клеток с эпителиоидно-клеточной морфологией и высокой митотической активностью, а также участки веретеновидных клеток. Пигмент не выявлен. Основная масса опухолевой ткани располагалась в глубине, прорастая в поверхностные отделы шейки матки на небольшом участке, с преимущественным ростом в латеральном и переднем направлении (рис. 1, 2,
Заключение
Первичная меланома шейки матки является очень редким злокачественным новообразованием женской половой системы, характеризуется неблагоприятным прогнозом, сложностью постановки окончательного морфологического диагноза по биопсийному материалу из-за особенностей расположения опухолевых структур.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Сведения об авторах
Тверской Алексей Владимирович — зав. каф. анатомии и гистологии человека; e-mail: atver@yandex.ru