Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Лахин Р.Е.

ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Минобороны России

Андреенко А.А.

ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Минобороны России

Струков Е.Ю.

ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Минобороны России

Арсентьев Л.В.

ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Минобороны России

Шаталов В.И.

ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Минобороны России

Щеголев А.В.

ФГБВОУ ВПО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Минобороны России

Опыт приема практических навыков первичной специализированной аккредитации выпускников клинической ординатуры на станции «Катетеризация центральной вены»

Авторы:

Лахин Р.Е., Андреенко А.А., Струков Е.Ю., Арсентьев Л.В., Шаталов В.И., Щеголев А.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 944

Загрузок: 72


Как цитировать:

Лахин Р.Е., Андреенко А.А., Струков Е.Ю., Арсентьев Л.В., Шаталов В.И., Щеголев А.В. Опыт приема практических навыков первичной специализированной аккредитации выпускников клинической ординатуры на станции «Катетеризация центральной вены». Анестезиология и реаниматология. 2021;(4):105‑109.
Lakhin RE, Andreenko AA, Strukov EYu, Arsentiev LV, Shatalov VI, Shchegolev AV. The first experience of taking of practical skills at “Catheterization of the central vein” station during primary specialized accreditation in post-training residents. Russian Journal of Anesthesiology and Reanimatology. 2021;(4):105‑109. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/anaesthesiology2021041105

Рекомендуем статьи по данной теме:
Пер­спек­ти­вы раз­ви­тия об­ра­зо­ва­тель­ных прог­рамм по плас­ти­чес­кой хи­рур­гии в эпо­ху циф­ро­вых тех­но­ло­гий. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(2):5-10

Введение

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности на территории нашей станы имеют лица, получившие медицинское образование и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста [1]. В 2020 г. медицинское образование вышло на новый уровень — началась первичная специализированная аккредитация слушателей, получивших образование по специальности «анестезиология-реаниматология» [2]. Первичная специализированная аккредитация проходит в несколько этапов. Оценка наиболее важных практических навыков (умений) для работы врача-анестезиолога-реаниматолога в симулированных условиях является частью второго этапа, в который входит еще и оценка ответов на ситуационные задачи [3]. Среди основных пяти станций есть и станция «Катетеризация центральной вены» [4]. Обеспечение сосудистого доступа с помощью катетеризации центральных вен входит в перечень навыков профессионального стандарта врача-анестезиолога-реаниматолога и является важной, зачастую жизнеспасающей процедурой [5—9].

Цель исследования — анализ опыта второго этапа первичной специализированной аккредитации на станции «Катетеризация центральной вены».

Материал и методы

Второй этап первичной специализированной аккредитации специалистов с высшим образованием по специальности «анестезиология-реаниматология» в виде оценки практических навыков (умений) в симулированных условиях проводили на базе симуляционного центра Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Оценка практического навыка на станции «Катетеризация центральной вены» состоялась 21 декабря 2020 г. К сдаче практических навыков допущены 10 слушателей. Прием практического навыка на станции осуществляли с помощью оценочных средств паспорта станции «Катетеризация центральной вены», представленного в методическом центре аккредитации специалистов [4].

Рабочее место аккредитуемого подготовлено в соответствии с паспортом станции «Катетеризация центральной вены». Пункцию подключичной вены выполняли на фантоме, представляющем собой верхнюю половину туловища. При проведении манипуляции подтверждение успешного или неудачного попадания фиксировали наглядно: при пункции вены в шприц аспирировался имитатор крови синего цвета, при пункции артерии — красного. Фиксировали время прохождения станции от момента входа (команда «Войдите на станцию и озвучьте свой логин») и ошибки, допущенные слушателем. Статистическую обработку полученных результатов осуществляли с помощью программы IBM SPSS Statistics 23.0. Описание полученных данных представляли в виде M (SD) для среднего значения и стандартного отклонения

Результаты

Как показал опыт работы на станции «Катетеризация центральной вены», в регламент практических действий 9 мин уложились не все слушатели (табл. 1). С учетом первого опыта мы разрешали слушателям продолжить выполнение станции даже после команды аккредитуемому «Перейдите на следующую станцию». В этом случае с учетом времени подготовки станции промежуток времени был равен периоду работы станции (10 мин). Следующий слушатель начинал работу при команде «Ознакомьтесь с заданием станции».

Таблица 1. Время прохождения станции слушателями и допущенные ими ошибки

Слушатель

Время (мин)

Замечания

Слушатель 1

10

Нарушение правил асептики и антисептики

Слушатель 2

10

Нарушение правил асептики и антисептики

Слушатель 3

7,75

Нарушение правил асептики и антисептики

Слушатель 4

8,75

Принципиальное нарушение последовательности действий

Слушатель 5

13,1

Нарушение правил асептики и антисептики

Слушатель 6

10

Нарушение правил асептики и антисептики

Слушатель 7

10

Нет замечаний

Слушатель 8

8

Нет замечаний

Слушатель 9

11

Нет замечаний

Слушатель 10

9

Нарушение правил асептики и антисептики

Среднее время М (SD)

9,76 (0,49)

Основной ошибкой слушателей стало нарушение правил асептики и антисептики, а в одном случае — принципиальное нарушение последовательности действий.

Обсуждение

Время, затрачиваемое на прохождение станции, оказалось больше выделенного регламента, несмотря на предварительные тренировки слушателей на станции. Поскольку выход за пределы 9 мин (0,5 мин ознакомления с заданием + 8,5 мин работы на станции) стал наиболее важной проблемой, вопрос оптимизации продолжает оставаться актуальным.

За счет оптимизации каких позиций чек-листа можно сэкономить время? В первую очередь предлагаем изменить информацию (брифинг) для аккредитуемого. В нем уже сказано: «Вы — врач-анестезиолог-реаниматолог. Пациенту А. 45 лет предстоит плановая операция резекции 2/3 желудка по поводу онкологического заболевания. Проведено обследование пациента. Для проведения инфузионно-трансфузионной терапии принято решение катетеризировать подключичную вену. Противопоказаний нет. Получено письменное добровольное информированное согласие пациента на проведение процедуры катетеризации подключичной вены. Пациент уложен в положение для катетеризации правой подключичной вены. Пациент подключен к монитору: ритм синусовый, ЧСС 100 уд/мин, АД 130/80 мм рт.ст., SaO2=98%». Предлагаем добавить: «На вас надеты шапочка, маска, защитные очки, нестерильные перчатки». Считаем это предложение целесообразным, поскольку при современной эпидемической обстановке осмотр пациента с пальпацией без перчаток и маски является эпидемиологическим нарушением [10, 11]. Соответственно, пункты 5 и 7 чек-листа предлагаем убрать, и слушатель не будет тратить время на их выполнение. Существенные траты времени приходятся на подготовительный этап, и именно за счет этого этапа можно дополнительно сэкономить время (табл. 2). По имеющемуся чек-листу осмотр и проверка оснащения должны проходить в несколько кругов: на первом проверяем наличие, на втором — сроки годности, а на третьем нужно еще и широко открывать все упаковки, как-то размещая их в нестерильной зоне. Предлагаем проверку наличия и сроков годности (пункты 3 и 4 чек-листа) совместить, что позволит сэкономить примерно полминуты, и проводить эту проверку первым пунктом станции, а подготовку к работе с широким открытием набора с центральным венозным катетером, набора для катетеризации центральных вен, упаковки со стерильными перчатками, упаковки со стерильным лотком, упаковки с колпачком (при его наличии) заменить указанием конфедерату о подготовке набора для катетеризации центральных вен — это сэкономит еще около одной минуты.

Таблица 2. Позиции чек-листа и предлагаемые изменения

Позиция

Действие аккредитуемого лица по чек-листу

Предлагаемые изменения

1

Осмотрел пациента и нашел основные анатомические ориентиры

Не изменяем

2

Обработал руки гигиеническим способом (сказал)

Не изменяем

3

Убедился в наличии всего необходимого для манипуляции

Объединить пункты 3 и 4 в один и перенести на первую позицию

4

Убедился в пригодности используемых материалов (сказал)

5

Надел маску

Убрать (включить в брифинг)

6

Подготовил к работе набор с центральным венозным катетером, набор для катетеризации центральных вен, упаковку со стерильными перчатками, упаковку со стерильным лотком, упаковку с колпачком (при его наличии)

Объединяем пункты 6 и 11. Дал указание о накрытии столика и подготовке набора для катетеризации центральных вен

7

Надел защитные очки

Убрать (включить в брифинг)

8

Обработал руки хирургическим способом (сказал)

Не изменяем

9

Надел стерильный халат (сказал)

Не изменяем

10

Надел стерильные перчатки согласно инструкции на упаковке

Не изменяем

11

Расстелил большую стерильную салфетку на рабочей зоне стола и расположил на ней стерильный лоток с двумя шариками, не нарушая стерильности

Объединяем пункты 6 и 11. Дал указание конфедерату о накрытии столика и подготовке набора для катетеризации центральных вен

12

Попросил помощника обработать шарики антисептиком (сказал)

Не изменяем

13

Обработал дважды предполагаемое место постановки катетера шариками с помощью пинцета

Не изменяем

14

Ограничил операционное поле ограничителем, не нарушая стерильности

Не изменяем

15

Провел местную анестезию предполагаемого места установки катетера (сказал)

Не изменяем

16

Попросил помощника помочь в наборе физиологического раствора в шприц (сказал)

Не изменяем

17

Набрал физиологический раствор в шприц 10 мл, не нарушая стерильности

Не изменяем

18

Подготовил проводник, не нарушая стерильности

Не изменяем

19

Подготовил пункционную иглу со шприцем, не нарушая стерильности

Не изменяем

20

Подготовил катетер, не нарушая стерильности

Не изменяем

21

Удобно расположил пункционную иглу со шприцем, проводник, катетер и два шарика, не нарушая стерильности

Убрать

22

Расположил указательный палец субдоминантной руки в яремной вырезке, первый палец на границе средней и внутренней третей ключицы, не нарушая стерильности

Не изменяем

23

Правильно позиционировал шприц в доминантной руке, не нарушая стерильности

Не изменяем

24

Произвел вкол иглой на границе внутренней и средней третей ключицы, на 2 см ниже ключицы, кончик иглы направлен к вырезке грудины

Не изменяем

25

Продвинул иглу под ключицу по направлению к вырезке ключицы, аспирируя поршнем субдоминантной рукой до появления венозной крови в шприце

Не изменяем

26

Отсоединил шприц и сразу закрыл просвет иглы

Не изменяем

27

Завел в вену проводник на 15 см

Не изменяем

28

Вынул иглу, фиксируя проводник неподвижно

Не изменяем

29

Дилатировал место пункции дилататором, фиксируя проводник, предупредив пациента о возможном неприятном или болезненном действии

Не изменяем

30

Провел катетер по проводнику в место пункции на глубину 13—14 см

Не изменяем

31

Вынул проводник, не смещая катетер

Не изменяем

32

Аспирировал кровь из катетера шприцем

Не изменяем

33

Промыл катетер физиологическим раствором

Не изменяем

34

Закрыл турникет на катетере

Не изменяем

35

Надел колпачок на катетер

Не изменяем

36

Зафиксировал катетер

Зафиксировал катетер (сказал)

37

Наклеил наклейку на место стояния катетера

Наклеил асептическую наклейку на место стояния катетера (сказал)

38

Правильно утилизировал используемый инструментарий

Правильно утилизировал используемый инструментарий (сказал)

30

Назначил рентгенографию органов грудной клетки (сказал)

Не изменяем

40

Проконтролировал самочувствие пациента (сказал)

Не изменяем

Должна получиться следующая последовательность: слушатель вошел на станцию, осмотрел и проверил оснащение, дал указание о накрытии столика и подготовке набора для катетеризации (объединяем пункты 6 и 11 чек-листа и передаем в исполнение конфедерату), и, пока конфедерат накрывал столик, слушатель пошел осматривать пациента, после осмотра снял нестерильные перчатки, обработал руки гигиеническим способом, обработал руки хирургическим способом, надел стерильный халат, стерильные перчатки и подошел к стерильному столику для начала обработки места пункции и окончательной подготовки набора (подготовки проводника, промывания катетера, коннекции игл и шприцев).

Пункт 21 чек-листа спорный. Во-первых, предложение «Удобно расположил пункционную иглу со шприцем, проводник, катетер и два шарика, не нарушая стерильности» непонятно, как оценивать. Кому удобно? Как бы слушатель не расположил, он может сказать, что именно так ему удобно. Во-вторых, есть противники размещения иглы, проводника и катетера в стерильной зоне на пациенте, поскольку в случае шевеления или движения пациента все это упадет на пол, соответственно, они отстаивают позицию, что все инструменты и устройства должны оставаться на столике. Предлагаем пункт 21 убрать.

Процедуру самой пункции и катетеризации предлагаем не менять, она достаточно выверена, однако несколько процессов после катетеризации требуют уточнения. Для экономии времени и повышения длительности работоспособности манекенов предлагаем пункты 36 («Зафиксировал катетер»), 37 («Наклеил асептическую наклейку на место стояния катетера»), 38 («Правильно утилизировал используемый инструментарий») перевести в проговаривание (сказал) (см. табл. 2).

Обращает на себя внимание, что некоторые ошибки, способные в практической деятельности повлиять на процедуру пункции и катетеризации центральной вены, оценить невозможно, поскольку формально слушатель элемент выполнил, но выполнил его с ошибкой, или сделал что-то, что в рамках чек-листа не отражено, или перепутал последовательность действий. Поэтому предлагаем ввести в чек-лист три пункта, которые отражают эти ошибки: «Совершал критические ошибки» (принципиальные нарушения последовательности действий, попадание в артерию и т.п.); «Комментировал свои действия вслух»; «Нарушал правила асептики и антисептики».

Выводы

Первичная специализированная аккредитация по специальности «анестезиология-реаниматология» в нашей стране делает первые шаги. Опыт второго этапа первичной специализированной аккредитации специалистов при оценке практических навыков (умений) в симулированных условиях на станции «Катетеризация центральной вены» показал, что для соблюдения регламента времени следует оптимизировать содержание чек-листа.

Предложенные изменения позволят сэкономить около 2—3 мин за счет подготовительного этапа к пункции и катетеризации центральной вены и некоторых процессов после катетеризации.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Лахин Р.Е., Щеголев А.В.

Сбор и обработка материала — Лахин Р.Е., Шаталов В.И., Андреенко А.А.

Статистический анализ данных — Арсентьев Л.В., Шаталов В.И., Струков Е.Ю.

Написание текста — Лахин Р.Е., Арсентьев Л.В., Андреенко А.А.

Редактирование — Щеголев А.В.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.