Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Памяти профессора Надежды Анатольевны Осиповой

Журнал: Российский журнал боли. 2021;19(3): 59‑61

Прочитано: 459 раз


Как цитировать:

Памяти профессора Надежды Анатольевны Осиповой. Российский журнал боли. 2021;19(3):59‑61.
In memory of Professor Nadezhda Anatolievna Osipova. Russian Journal of Pain. 2021;19(3):59‑61. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/pain20211903159

Надежда Анатольевна Осипова

...Не говори с тоской: их нет;

Но с благодарностию: были.

В.А. Жуковский

Совсем недавно, в декабре 2019 г., мы отмечали 85-летний юбилей Надежды Анатольевны. Это было замечательное событие не только для юбиляра, но и для многочисленных коллег, друзей, близких. И вот — печальное известие: 29 мая 2021 г. ушла из жизни Надежда Анатольевна Осипова, доктор медицинских наук, профессор. Высочайший профессионализм, умение видеть главное в проблеме, бескомпромиссность и поразительная страстность в отстаивании своей позиции. А позиция эта всегда и везде — облегчать страдания больного... И при этом удивительная скромность, непременная доброжелательность в общении...

Врачи разных специальностей, соприкасающиеся с проблемами боли и обезболивания, знают и применяют в своей практике результаты научных изысканий Надежды Анатольевны, изложенные в многочисленных монографиях, статьях, докладах.

Автобиографический очерк Надежды Анатольевны — рассказ об учителях и коллегах, о времени, — своего рода итог многогранной личной и профессиональной жизни. Фрагменты из этого очерка — наша дань памяти Надежде Анатольевне Осиповой.

«...Медицина была моей мечтой с детства. Благодаря любви родителей к литературе, в доме всегда было много книг. Медицинские разделы Большой советской энциклопедии я начала изучать, как только научилась читать.

После окончания средней школы в Риге в 1952 г. я, несмотря на возражения родителей и наличие в городе медицинского института, приняла решение поступать в 1-й Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова, лучший медицинский вуз страны. Только там я хотела учиться. Скрепя сердце родители вынуждены были отпустить меня в Москву. Годы учебы были нелегкими, но очень интересными.

В числе моих учителей были великие медики тех лет: терапевты В.Н. Виноградов, А.Л. Мясников, В.Х. Василенко, хирурги Н.Н. Еланский, Б.В. Петровский, М.И. Кузин. Борис Васильевич Петровский запомнился своей фундаментальностью и филигранной хирургической техникой, умением общаться с тяжелобольными детьми кардиологического отделения. Он мог в форме игры и незаметно для ребенка проводить клиническое обследование — аускультацию и перкуссию сердца и легких. Ему было этого достаточно для установления диагноза и определения хирургической тактики.

В 1958 г. я с отличием окончила 1-й ММИ. На распределении мне как выпускнице с красным дипломом предложили аспирантуру или ординатуру в клинике госпитальной хирургии. Однако мне хотелось живой практики, поэтому я выбрала должность врача-хирурга в небольшом шахтерском городке Климовск Тульской области, где работала в течение двух лет. Работа оказалась более чем живой: травматические ампутации конечностей, острые животы (прободная язва желудка, флегмонозный аппендицит с перитонитом), синдром длительного раздавливания и т.д. Никогда не забуду моих первых учителей и доброжелательных наставников: Раису Моисеевну Краснер — опытного хирурга, прошедшего войну, все умевшего и ничего не боявшегося, и ее супруга, Аркадия Ефимовича Гениса, — заведующего Климовским райздравотделом. Это были высоконравственные люди, честно выполнявшие свою непростую работу. Они помогли мне преодолеть неуверенность и страх перед пациентом, обучили необходимым хирургическим навыкам, дали надежду на будущее в практической медицине.

В 1959 г. произошло важнейшее событие в моей жизни: я вышла замуж за Валентина Петровича Осипова, с которым мы были вместе 33 года, до тех пор, пока в 1992 г. из-за тяжелой болезни не оборвалась его жизнь. Человек редкого ума, порядочности, надежности, с прекрасным чувством юмора, очень любивший свою малую родину Чебоксары и Волгу, где родился и вырос, любивший жизнь и свою семью.

Когда мы познакомились, Валя был аспирантом кардиохирурга Глеба Михайловича Соловьева во Всесоюзном научном центре хирургии (ВНЦХ). В.П. Осипов, позднее профессор и заслуженный деятель науки, был одним из первых в стране, кто начал внедрять в практику операции на открытом сердце искусственное кровообращение (ИК) и совершенствовать аппаратуру для ИК, добиваясь максимальной его безопасности. Он бн более 30 лет возглавлял лабораторию искусственного кровообращения в ВНЦХ (ныне РНЦХ им. Б.В. Петровского).

По возвращении в Москву я начала работу в должности младшего, а затем старшего научного сотрудника Научно-исследовательской лаборатории анестезиологии при клинике факультетской хирургии им. Н.Н. Еланского, где проработала с 1960 по 1984 г. Многим обязана директору клиники Михаилу Ильичу Кузину за понимание значимости анестезиологии и реаниматологии для прогресса хирургии, за содействие моим исследованиям, направленным на изучение нейрофизиологических и клинических эффектов общих анестетиков, опиоидных анальгетиков, психотропных препаратов. Были детально изучены все существовавшие тогда средства внутривенной общей анестезии, нейролептанальгезии и атаралгезии. В 1966 г. я защитила кандидатскую диссертацию, по материалам которой вышла моя первая монография — «Стероидный наркоз» (М.И. Кузин, Н.А. Осипова, 1969). Результаты наших работ в значительной степени помогли понять механизмы действия разных средств анестезии и анальгезии на организм человека и легли в основу диссертационных работ моих коллег и других совместных публикаций и монографий. В числе основных: «Нейролептанальгезия в хирургии» (М.И. Кузин, Н.В. Ефимова, Н.А. Осипова, 1976), «Оценка эффекта наркотических, анальгетических и психотропных средств в клинической анестезиологии» (Н.А. Осипова, 1988), «Хронический болевой синдром в онкологии» (Н.А. Осипова, Г.А. Новиков, Б.М. Прохоров, 1996), «Боль в хирургии. Средства и способы защиты» (Н.А. Осипова, В.В. Петрова, 2013). В последней были освещены механизмы боли, классификация средств и методов обезболивания, собственные технологии, предупреждающие хронизацию боли.

В 1984 г. по ходатайству директора Московского научно-исследовательского онкологического института (МНИОИ) им. П.А. Герцена академика АМН В.И. Чиссова и по рекомендации академика АМН А.А. Бунатяна я была назначена руководителем отделения анестезиологии и реанимации МНИОИ. Занять эту должность означало покинуть родной Первый Мед, в котором я училась и далее работала 25 лет. Это решение далось нелегко, но я согласилась и вплоть до 2012 г. исполняла эти обязанности. Не жалею об этом, потому что все эти годы ощущала свою полезность.

Большую поддержку мне всегда оказывал директор института Валерий Иванович Чиссов. Под его руководством в соавторстве с коллегами в разные годы были разработаны важные направления и внедрены в практику методы, повышающие эффективность и безопасность противоопухолевой терапии, разных видов хирургических и эндоскопических вмешательств, а также методы лечения острой и хронической боли. Как мудрый человек и руководитель, Валерий Иванович никогда не спешил с выводами в отношении оценки своих сотрудников и исходил прежде всего из их человеческих и профессиональных качеств. Какие-либо конъюнктурные соображения никогда не являлись для него определяющими.

В онкологическом стационаре, где ежедневно сталкиваешься с невыносимыми страданиями пациентов, возникает внутренняя потребность облегчить их боль. При активном содействии В.И. Чиссова и В.В. Старинского в 1991 г. на базе МНИОИ был организован Центр лечения хронической боли, переименованный затем в Центр паллиативной помощи (руководитель центра — Г.А. Новиков). Постепенно борьба с болью (и не только в онкологической практике) стала для меня основной целью жизни. За годы работы нашему коллективу удалось разработать и внедрить в практику несколько эффективных новаторских противоболевых методик, позволяющих значительно облегчить течение даже самых тяжелых хронических болевых синдромов, включая фантомный.

Монография «Хронический болевой синдром в онкологии» стала практическим и учебным пособием для российских специалистов по этой проблеме. Результаты наших исследований легли в основу периодически обновляемых российских клинических рекомендаций по фармакотерапии острой и хронической боли. По материалам наших исследований было защищено 22 кандидатских и 6 докторских диссертаций, авторы которых трудятся в Москве и других регионах России. Неоднократно представлялись материалы и предложения по совершенствованию законодательства с целью облегчения доступности опиоидных анальгетиков для российских пациентов.

Для меня всегда были ценны контакты с представителями теоретических наук. Совместное участие клиницистов разного профиля и теоретиков в научных мероприятиях и публикациях позволяет лучше осмыслить механизмы развития боли и нерешенные проблемы в лечении разных болевых состояний, выдвигать новые гипотезы, проверять в клинике эффективность и безопасность лекарственных и других воздействий на структуры периферической и центральной нервной системы в целях подавления боли без вредных последствий для пациента.

Являюсь членом Федерации анестезиологов и реаниматологов, Российского общества по изучению боли (РОИБ), присоединилась к Ассоциации паллиативной медицины (АПМ) и по мере сил стараюсь поддерживать ее деятельность. С 2012 г. являюсь членом рабочей группы Минздрава России по оптимизации опиоидной терапии острой и хронической боли, редколлегий журналов «Анестезиология и реаниматология», «Российский журнал боли», «Паллиативная медицина и реабилитация».

Многие годы являюсь членом Международной ассоциации по изучению боли (IASP) и жалею, что из-за недостаточно хорошего знания английского языка несколько раз пришлось ответить отказом на настойчивые предложения стать членом Совета IASP. В последние годы привлекаюсь в качестве эксперта Национальным институтом лекарственной зависимости США (NIDA) в связи с «морфиновой эпидемией» в США и ряде других стран.

С результатами собственных исследований мне посчастливилось объехать многие замечательные города родной страны и полмира: конференции, конгрессы, школы для врачей, постерные сессии, доклады... Никогда не испытывала чувства ущербности при общении с иностранными коллегами, всегда чувствовала уважение к нашим достижениям. Не хватало только свободного владения английским; впрочем, это не мешало мне черпать необходимую информацию из англоязычных статей.

В последние годы мое внимание и душевные силы были направлены на две проблемы, одна из которых в большей степени российская, вторая — международная. Первая — законодательно регламентированная государством малая доступность наркотического обезболивания для российских пациентов, испытывающих непереносимые страдания от хронической боли. Опуская многочисленные детали, со всей ответственностью могу сказать: сделала все, что могла, чтобы улучшить ситуацию. В том, что наконец в России принят закон, расширяющий права врачей на «безнаказанное» выписывание наркотических средств, а пациентов — на адекватное обезболивание, есть и мой скромный вклад. Вторая проблема — «морфиновая эпидемия», как снежный ком нарастающая в США, Канаде, Австралии (к счастью, в странах Европы в значительно меньшей степени). Подготовленные мной в последние два года публикации с критикой широкого применения препаратов морфина короткого действия вызвали интерес американских альгологов, вплотную столкнувшихся с этой серьезной проблемой и пытающихся противостоять ей.

Против тактики использования препаратов морфина короткого действия как основного средства лечения сильной боли всегда выступали и мои соратники, в первую очередь профессор Георгий Андреевич Новиков. Все время, что мы знакомы, я ощущаю его поддержку, благодарность за годы совместной работы и внимание. За людьми с такими нравственными и профессиональными качествами — будущее нашего дела в отечественной медицине.

Если попытаться сформулировать то, что я считаю главными итогами своего пути в профессии, то, наверное, это будет выглядеть так: я стремилась в медицину и всю жизнь сохраняла верность выбранному направлению, честно и с удовольствием выполняла свою работу, иногда ошибалась, не боялась брать на себя трудные решения и ответственность, была неподкупной. Всю жизнь я отстаивала то, что считала правильным и необходимым для дела, в первую очередь права пациентов на все то, что должно поддерживать их здоровье и облегчать имжизнь.

Я благодарна всем моим коллегам, с которыми многие годы тесно сотрудничала. Особенно благодарна тем и уважаю тех, у кого хватает профессионализма, внутренних сил, твердости противостоять ошибочным решениям и рекомендациям органов управления разного уровня в России и в мире, если они противоречат интересам пациентов и здоровью будущих поколений. Объединение усилий российских специалистов в сотрудничестве с международными сообществами могут и должны существенно повысить качество противоболевой помощи в нашей стране, облегчить тяжкое бремя пациентов без опасных для них последствий. Это то, чему я посвятила свою жизнь».

Президиум Российского общества по изучению боли,

Редакционный совет «Российского журнала боли»

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.