Габиб Абдуллаевич Габибов был яркой целеустремленной личностью. Он выделялся порывистостью в речи и движениях, эмоциональностью и даже страстностью в суждениях, эффект усиливало красивое благородное лицо. Многое было у него своеобразным. Навещая больных накануне тяжелой операции, Габиб Абдуллаевич буквально требовал: «Вы должны идти на операцию, как на праздник. Если у вас не будет праздничного настроения, я Вас оперировать не стану». И этот странный императив профессора повышал тонус у большинства пациентов.
Путь к мечте
Путь Г.А. Габибова в нейрохирургию, в науку — пример удивительной стойкости в достижении своей мечты.
Габиб родился 22 мая 1924 г. в Ленкорани на юге Азербайджана. Его отец был репрессирован, а семья сослана. Одиннадцатилетнему мальчику удалось бежать из родного дома в тот момент, когда за семьей пришли сотрудники НКВД. Его воспитывала родная тетя.
Габиб с отличием окончил школу и 17-летним юношей поступил в медицинский институт в Баку. Еще в студенческие годы он был привлечен к преподаванию на кафедре анатомии, где затем стал ассистентом с перспективами дальнейшего роста.
Но молодого врача тянуло к хирургии, точнее к ее труднейшей области — операциям на головном мозге. И он стремится в Москву — в ординатуру Института нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко. Однако Минздрав СССР отклоняет представление АМН СССР об утверждении Г.А. Габибова клиническим ординатором, но он не сдается. «Принимая во внимание мое стремление к изучению нейрохирургии, прошу...». И, в конце концов, добивается своего. Азы нейрохирургии освоены, однако вместо аспирантуры Габиба отправляют на родину. Но он буквально «вырывает» целевую аспирантуру от Азербайджанского мединститута с прохождением ее в Москве.
Научным руководителем Г.А. Габибова становится выдающийся нейрохирург-физиолог проф. Леонид Александрович Корейша. Впоследствии у Габибова сложились теплые дружеские отношения и с директором Института акад. Б.Г. Егоровым, который очень ценил «анатомичность» хирургических вмешательств Габибова.
Проф. Л.А. Корейша видит и мануальные, и исследовательские способности аспиранта Габибова. И поручает ему изучить температурные реакции у больных после нейрохирургических операций. Габиб весь в работе — и оперирует, и исследует, и пишет статьи, и сдает кандидатские экзамены. Диалектический и исторический материализм — посредственно, немецкий и физиология — хорошо, зато нейрохирургия — отлично.
Кандидатская диссертация удалась, а Габиба вновь отправляют в родной Азербайджан. Опять борьба за место под нейрохирургическим солнцем. И опять преодоление всех препятствий — и бюрократических, и прописочных, и квартирных.
Наконец, мечта сбылась — Габиб Абдуллаевич в штате Института нейрохирургии. Сначала врач, затем младший научный сотрудник, наконец, 20 сентября 1962 г. при повторном голосовании на Ученом Совете прошел на должность старшего научного сотрудника: 12 голосов «за» и 9 — «против». Г.А. Габибов становится базисным сотрудником Института, но его «нейрохирургическая» звезда взошла еще раньше.
Тема докторской диссертации — «Парасагиттальные менингиомы» — в одинаковой степени требовала высокого хирургического мастерства и исследовательского таланта. Написав ее, Габиб Абдуллаевич становится одним из лидеров нейрохирургии в стране и получает международную известность. Он теперь уже сам растит свою школу нейроонкологов.
Международный масштаб
Бесценное качество мобильности, столь редкое у маститых нейрохирургов, обретает у Г.А. Габибова вселенское измерение. Как нейрохирург он побывал и оперировал на всех континентах, кроме Австралии. Он часто говорил: «Не могу поверить, что я, парень из Ленкорани, смог объездить более 40 стран мира». Г.А. Габибов нередко был докладчиком на международных форумах.
И вместе с тем на Родине Габиб Абдуллаевич недополучал заслуженной признательности и внимания со стороны именитых коллег. А кое-кто даже подтрунивал над его манерами, когда он к больным, независимо от их возраста, обращался «деточка», над его нередкими неправильностями в русском языке, над его восторгом, когда он обнаруживал в анамнезе пациентов с менингиомами рентгенотерапию по поводу стригущего лишая, что, он считал, индуцирует бластоматозный процесс.
Габиб Абдуллаевич был полон желания поделиться увиденным и услышанным им в мире во время консультаций или конференций. Но часто оказывался без аудитории.
Конечно, в последние годы, когда Г.А. Габибова избрали председателем Московского общества нейрохирургов, подобных проблем у него не возникало.
Мэтр нейрохирургии
Вклад Габиба Абдуллаевича в нейроонкологию огромен. Вместе с учениками и сотрудниками он разработал методы хирургии глиальных опухолей больших полушарий, опухолей боковых желудочков, глиом зрительного нерва. Г.А. Габибов одним из первых внедрил интраоперационную бета-гамма-радиометрию, прижизненное окрашивание новообразований.
Будучи мировой величиной по проблемам парасагиттальных менингиом, Габиб Абдуллаевич последние годы все больше переключался на хирургию основания черепа. Начав с гиперостотических краниоорбитальных и краниофациальных менингиом, он стал одним из основоположников этого нового перспективного направления в нейроонкологии. При его активном участии был организован Первый Всемирный симпозиум по хирургии основания черепа в Ганновере в 1992 г. Второй такой симпозиум решили провести в России в 1994 г. под президентством проф. Г.А. Габибова.
Габиб Абдуллаевич вернулся из Германии вдохновленным своей почетной и ответственной ролью. Увы, в ноябре—декабре 1992 г. проф. Габибов взял длительный отпуск. Поговаривали, что его оперировали по поводу рака кишечника. Но в январе 1993 г. Габиб Абдуллаевич вновь за операционным столом.
В один из мартовских дней по Институту разнеслась скорбная весть — Габиб Абдуллаевич, переодеваясь в предоперационной, внезапно скончался — сдало сердце.
Память
Осталась большая хирургическая школа заслуженного деятеля науки проф. Г.А. Габибова, остались научные монографии и статьи. Его ученики — профессора У.Б. Махмудов и И.А. Качков — длительно возглавляли нейрохирургические клиники. Преемник Габиба Абдуллаевича — заслуженный деятель науки РФ проф. В.А. Черекаев — создал свою школу краниофациальной нейрохирургии. Ученик Габиба Абдуллаевича — проф. В.Н. Шиманский — достиг крупных успехов в хирургии парастволовых опухолей. В Национальном центре нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко продолжают работать и другие его ученики.
Сын — Александр Габибов, которого отец ласково называл Ясенька, стал ведущим ученым в области молекулярной биологии и биохимии, академиком РАН и директором крупнейшего в России учреждения в области биологических наук — Института биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова.
На стендах нашего музея нейрохирургии можно увидеть весь путь Габиба Абдуллаевича Габибова — от врача, которому сначала отказывали в праве работать в Институте, до мэтра — заслуженного деятеля науки России, одного из основоположников хирургической нейроонкологии.
А.Н. Коновалов, Л.Б. Лихтерман