После тяжелой болезни ушел из жизни основоположник отечественной микрохирургии сосудистой патологии мозга, выдающийся нейрохирург, член-корреспондент РАН, лауреат Государственной премии СССР, доктор медицинских наук, профессор Юрий Михайлович Филатов.
Он родился 7 мая 1931 г. в Казахстане, куда родителей насильственно переселили в конце 20-х годов из Рязанщины. Отец, Михаил Матвеевич, отказался сдавать в колхоз единственную корову — и его «раскулачили».
Детство и юность Юрия пришлись на трудный для страны период. Юрий прилежно учился и увлекался рисованием. Во время войны работал трактористом. В 1947 г. первым из семьи Филатовых вернулся на Рязанщину, в г. Скопин, где завершил свое среднее образование.
Хотел быть художником, но мать Мария Николаевна настояла на врачебной профессии. Сын ее послушал и выдержал конкурс во 2-й Московский медицинский институт им. Н.И. Пирогова. Выбрал педиатрический факультет, только потому, что там давали место в общежитии.
Основательно вникал как в клинические, так и в теоретические дисциплины. Но, бесспорно, главной страстью в студенческие годы был спорт. Первый разряд по лыжам, первый — по плаванию... А больше всего Юрия, выросшего в казахстанских степях и приокских лесах, влекли горы. Мастер спорта по альпинизму, он покорил все семитысячники Тянь-Шаня и Памира. Уже в солидном возрасте Юрий Михайлович совершил восхождение и на самую высокую вершину Соединенных Штатов Америки.
Единственной возможностью в 50-е годы остаться в Москве после института без протекции и без прописки являлись спортивные достижения. Они у Юрия Филатова были. Из неожиданно открывшихся перед ним возможностей он выбрал Институт нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко, может быть, как одну из самых трудных вершин хирургии. В октябре 1955 г. Юрия Филатова зачислили клиническим ординатором, и он бессменно трудился здесь 60 лет!
Юрий Филатов начал работать в отделении профессора Юлия Вениаминовича Коновалова, при этом выделялся прежде всего удивительной заботой о больных, исключительным клиническим и хирургическим трудолюбием, обязательностью и тогда уже чувствовавшейся в нем при всей его доброте и деликатности принципиальностью. Юрий Михайлович был душой и совестью коллектива в полном смысле этого слова. Его любили все поколения, работавшие в Институте нейрохирургии.
Филатов быстро рос как нейрохирург и как исследователь. Его мануальные способности отметил акад. Борис Григорьевич Егоров. Его клиническое мышление оценил проф. Юлий Вениаминович Коновалов. Эти крупные ученые стали научными руководителями его кандидатской диссертации, посвященной опухолям бугорка турецкого седла. Юрий сумел выполнить фундаментальное исследование по трудному разделу нейроонкологии, многие положения которого не устарели до сих пор.
Организационные способности Юрия Филатова заметил академик Александр Иванович Арутюнов, который в 1971 г. назначил его руководителем клинического отделения хирургии сосудов головного мозга. С тех пор деятельность и научные исследования Юрия Михайловича сосредоточились на сложных нейрохирургических проблемах сосудистых заболеваний центральной нервной системы.
Его докторская диссертация стала фундаментальным исследованием по одному из важнейших разделов нейрохирургической ангиологии — лечению артериовенозных мальформаций (АВМ) головного мозга (защищена в 1972 г.). Разработав щадящие доступы к сосудистым мальформациям глубинной локализации и широко применяя микрохирургическую технику, Ю.М. Филатов добился блистательных результатов. Впервые в мире им была удалена АВМ зрительного бугра с применением межполушарного теменно-затылочного доступа. Вместе со своими учениками он обосновал и внедрил в практику дифференцированную систему хирургического лечения АВМ поясной извилины, гиппокампа, подкорковых узлов, мозолистого тела и субтенториальных образований. Одновременно велось изучение роли этих структур в деятельности мозга с использованием нейропсихологических и нейрофизиологических методик. Проф. Ю.М. Филатов — один из пионеров хирургии АВМ, располагающихся в моторной и речевой зонах коры головного мозга. Под руководством Юрия Михайловича развернулось полномасштабное изучение ишемии головного мозга. Разработана специальная математическая программа, способствующая более адекватному отбору больных с ишемией головного мозга, которым целесообразно проводить хирургическое лечение заболевания. Обнаружены новые феномены эволюции стенозов магистральных сосудов мозга и внутренней сонной артерии под влиянием экстра-интракраниальных анастомозов. Предложены и внедрены в практику количественные методы оценки резервов коллатерального кровообращения, что весьма существенно для прогнозирования исходов хирургического лечения ишемии головного мозга.
Ю.М. Филатовым и его учениками разработано хирургическое лечение гигантских аневризм головного мозга с применением методики внутрисосудистой аспирации крови из артериальных аневризм. Это позволяет исключать из кровотока ранее неоперабельные аневризмы с сохранением проходимости магистральных артерий.
За крупные научные заслуги в 1974 г. ему присвоено звание профессора. В 1985 г. он удостоен Государственной премии СССР, в 1988 г. получил почетное звание заслуженного деятеля науки РСФСР, в 1994 г. избран членом-корреспондентом РАМН.
Ю.М. Филатов — автор более 150 научных работ. Под его научным руководством защищено около 40 кандидатских и докторских диссертаций; его ученики работают во многих регионах России, странах ближнего и дальнего зарубежья. Проф. Филатов создал большую школу цереброваскулярных нейрохирургов.
На Юрия Михайловича было возложено немало общественных обязанностей. Многие годы он был заместителем председателя специализированного совета по защите диссертаций, членом редакционной коллегии журнала «Вопросы нейрохирургии», председателем хирургического совета НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко РАМН, а когда существовало партбюро, являлся его уважаемым членом.
При всех своих регалиях Юрий Михайлович всегда был простым, доступным доктором для всех страждущих и надежным товарищем для своих коллег, знакомых и незнакомых. Больные, их родственники и друзья боготворили скромного профессора.
У Юрия Михайловича были свои способы воспитания сотрудников: он никогда не повышал голос, не наказывал провинившихся. Но делал так, что упущения больше не повторялись. Типичен следующий эпизод. Однажды его ученик в конце тяжелого рабочего дня забыл написать заключение для больного, которому должны были завтра произвести ангиографию. Придя утром на работу, нейрохирург увидел, что в истории болезни есть заключение, написанное характерным мелким, почти бисерным, почерком Юрия Михайловича. Учитель не сказал ни слова упрека, но это был урок на всю жизнь.
В последние годы Юрий Михайлович перестал оперировать — подвели сердце и зрение, но оставался в строю — как опытнейший клиницист, который всегда и всем нужен. Однако Филатов не из тех, кто на основании громадного авторитета и былых заслуг держится за место. Он подготовил себе достойную смену и в канун своего 80-летия настоял на уходе с заведывания. Руководитель клиники стал ее главным научным сотрудником. А на заседании Ученого совета Юрий Михайлович тепло рекомендовал своего преемника. Учитель гордился подготовленным учеником и, возвышая его в должности, подставил ему свое надежное плечо.
Любовь к природе и спорт были источниками неутомимости Юрия Михайловича. Перестав по возрасту восходить на снежные вершины, он еще много лет в конце апреля вместе со своими старыми друзьями по альпинизму отправлялся в глухие места северо-запада России, чтобы успеть «до комаров» по едва вскрывшимся рекам проплыть несколько сот километров на байдарках, порыбачить, пожить костровой жизнью.
После своего 85-летнего юбилея Юрий Михайлович принял решение уйти на пенсию, что и сделал сразу после чествования. Один из авторов этой статьи спросил его: «Почему? Вы ведь в хорошей форме и как клиницист так полезны и больным, и всем нам». — «Видите ли, из-за зрения я перестал оперировать, мои ученики уважают меня, но они настолько выросли, что я перестал быть им ежедневно нужным. Они это не демонстрируют, но я чувствую и понимаю их. Быть живым памятником не желаю».
Прожитые долгие годы оставили свои следы на лице и походке Юрия Михайловича, но ничего не смогли поделать с его душой и интеллектом. Он был по-прежнему отзывчив и мудр, интересовался нашими делами и особенно делами своего сосудистого отделения.
И вот не стало нашего друга и соратника.
Это тяжелая утрата для всей отечественной нейрохирургии.
Выражаем глубокие соболезнования Любови Константиновне и Наталье Юрьевне Филатовым.
Память о Юрии Михайловиче Филатове мы будем беречь.
А.Н. Коновалов
Д.Ю. Усачев
Ш.Ш. Элиава
Л.Б. Лихтерман