Эпилепсия — одно из наиболее распространенных заболеваний нервной системы, известное человечеству на протяжении веков. Еще в древности предпринимались попытки путем трепанации черепа облегчить участь людей, страдающих эпилепсией (и, возможно, другими психическими заболеваниями).
Развитие нейрохирургии как самостоятельной специальности самым тесным образом связано с попытками лечения больных эпилепсией путем разнообразных вмешательств на мозге. Ранее эти попытки сопровождались большим количеством неудовлетворительных результатов, обусловленных ограниченностью знаний о патогенезе эпилепсии и отсутствием адекватных методов распознавания причины заболевания. В настоящее время в распоряжении врачей имеется комплекс точных методов, позволяющих у большинства больных выявлять области поражения мозга, вызывающие эпилепсию, определены принципы и методы операций на мозге у больных с различными проявлениями эпилептической болезни.
Несмотря на несомненные успехи, достигнутые современной медициной в медикаментозном лечении эпилепсии, большое число (15—20%) больных проявляют резистентность к терапевтическому лечению, и единственная возможность облегчить их страдания — хирургическое вмешательство на мозге. Другими словами, мы переживаем период, когда имеются все необходимые условия для успешного хирургического лечения больных резистентной к медикаментозной терапии эпилепсией. При этом мы должны отдавать себе отчет в том, что успешное решение этой проблемы возможно только при выверенном и эффективном взаимодействии всех врачей, принимающих участие в лечении больных эпилепсией. Только при комплексном подходе можно диагностировать те формы эпилепсии, при которых необходимо хирургическое вмешательство на мозге. Тесное взаимодействие между эпилептологами, нейрохирургами, неврологами и другими специалистами, принимающими участие в лечении больного, абсолютно необходимо еще и потому, что даже при успехе хирургического вмешательства пациент должен оставаться под наблюдением эпилептологов (неврологов) и при необходимости продолжать фармакологическую терапию.
Перед ассоциацией нейрохирургов стоит очень важная задача — быть инициаторами создания коллективов специалистов, использования современных диагностических комплексов для выявления форм эпилепсии, подлежащих хирургическому лечению, и совершенствования методов хирургического лечения эпилепсии.
Для реализации обозначенной проблемы необходимо проведение ряда организационных мероприятий для того, чтобы хирургическое лечение стало доступным и финансировалось за счет средств социального страхования.
Учитывая важность проблемы, в настоящем номере журнала мы публикуем ряд работ, посвященных хирургическому лечению эпилепсии. Это работа В.В. Крылова и соавт., в которой приводится анализ результатов хирургического лечения большой группы больных, убедительно демонстрирующий эффективность нейрохирургических вмешательств у пациентов с фармакорезистентной эпилепсией. В статье А.Г. Меликяна и соавт. представлен уникальный опыт применения функциональной гемисферэктомии у детей с наиболее тяжелыми формами эпилепсии. Д.И. Пицхелаури и соавт. анализируют эффективность различных хирургических методов лечения височной эпилепсии, в том числе наименее травматичных, выполняемых через фрезевое отверстие. В статье В.М. Джафарова и соавт. представлен анализ эффективности инвазивных методов выявления эпилептогенной зоны. Общеизвестно, что травматические повреждения мозга — одна из наиболее частых причин симптоматической эпилепсии. Выявлению предикторов развития эпилепсии у больных, перенесших черепно-мозговую травму, посвящен обзор литературы, выполненный К.К. Крюковой и соавт.
В заключение редколлегия журнала выражает заинтересованность в публикации работ, посвященных хирургическому лечению больных с эпилепсией.