Александр Александрович Потапов
15 мая 2021 г. после тяжелой и продолжительной болезни ушел из жизни выдающийся деятель отечественной и мировой нейрохирургии Александр Александрович Потапов.
Александр родился 5 июля 1948 г. в узбекском кишлаке Алты-Арык. В школе был отличником. В спорте избрал самый бойцовский вид — бокс и стал кандидатом в мастера.
Во Втором Московском медицинском институте, куда Александр Потапов поступил в 1967 г., внимание студента сосредоточилось на научных исследованиях в области хирургии. Первым учителем был доктор медицинских наук Кирилл Семенович Симонян — мудрый человек, замечательный хирург и ученый. Студенческие годы, полные радости научного познания, общения с друзьями, интересной жизни в стройотрядах укрепили сильные стороны характера Александра — энергичность, пытливость, надежность и ответственность, лидерские качества. Есть люди, для которых естественна роль ведущего. Таков Александр Потапов. Эта его особенность — постоянное лидерство — не вызывала протеста у окружающих, напротив, охотно признавалась.
После окончания лечебного факультета с отличием в 1973 г. Александр Потапов начал обучение в ординатуре по специальности «анестезиология-реаниматология» в Институте нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко и остался в нем навсегда. Здесь состоялась блистательная карьера Александра Александровича Потапова.
В 1984 г. резкий поворот в профессии — завоевавший авторитет реаниматолог становится нейрохирургом. Исподволь зрело это решение. «Вытягивая» пострадавших с черепно-мозговой травмой из комы, Александр ощутил непреодолимое желание самому их оперировать, а главное увидел те проблемы тяжелых повреждений мозга, которые надо было исследовать и решать. Они влекли к себе образованного доктора, в характере которого было все сложное брать на себя.
Для выполнения Всесоюзной научно-технической программы, в которой Институт нейрохирургии являлся головным учреждением, создана новая клиника черепно-мозговой травмы. Ее возглавил 36-летний кандидат медицинских наук Александр Потапов. Масштабно мыслящий, прозорливый, эрудированный и решительный — это был именно тот руководитель, которого требовала молодая клиника. Он обладал удивительной врачебной интуицией в острых ситуациях, опережающей знания и выводящей на правильный путь. Хирург Потапов отчаянно боролся за жизнь больного, увлекая других. Его появление вызывало эффект закипания. Оперативность, конкретность, максимализм — таков стиль Потапова. Он щедро передавал знания другим и жадно учился сам. Так, по праву заняв место ведущего нейрохирурга отделения, нейрохирургического больного Александр Александрович «чувствовал» очень хорошо, навыки и знания реаниматолога помогали ему в этом. Но ведь нужно еще уметь оперировать, и где — в Институте с очень высокой планкой хирургического мастерства! И Потапов учился, учился так, как могут немногие. Каждый день допоздна неотрывно наблюдал за действиями выдающихся нейрохирургов — А.Н. Коновалова, С.Н. Федорова, Г.А. Габибова, Ю.М. Филатова. Рисовал ход операции, дотошно расспрашивал, ассистировал, а по ночам погружался в изучение атласов нейрохирургических операций. Он не спешил, был очень осторожным и ответственным в применении своих мануальных способностей на практике.
Проницательный Сергей Николаевич Федоров сказал однажды: «Из Потапова будет толк», и не ошибся. Александр Потапов вырос в крупного нейрохирурга. В ургентной и реконструктивной нейротравматологии он — маэстро, но также прекрасно владел и оперативной нейроонкологией.
У А.А. Потапова была удивительная быстрота реакции на неожиданные ситуации, неизбежные в хирургии мозга. Вспоминаем один случай, который мы оба остро переживали.
В Институт поступила больная в тяжелом состоянии. Внутримозговая опухоль глубинных отделов правой височной доли сопровождалась кистой, вызывая резкое смещение срединных структур и окклюзионную водянку. Требовалось ускоренное оперативное вмешательство. Александр Потапов выполнил его безукоризненно — опорожнил кисту, убрал глиальную опухоль, осуществил тщательный гемостаз. Мозг «благодарно» запульсировал. Хирург восстановил целостность твердой мозговой оболочки и благополучно уходил из операционной раны, как вдруг прекратилась пульсация мозга. Кровотечения не было — в чем причина внезапного отека мозга?! Кто-то другой еще подождал бы, подумал, но Потапов четко ощутил — ни минуты промедления! Убрал костный лоскут, и из операционной больную повезли прямо на компьютерную томографию, где выявили большую эпидуральную гематому в задней черепной ямке — редкое осложнение при удалении полушарных процессов. Видимо, операция слишком быстро изменила внутричерепные градиенты давления. Больную вернули в операционную, и Потапов в темпе опорожнил гематому. Прошло 24 года полноценной жизни молодой красивой женщины — редчайшее по продолжительности жизни наблюдение в мировой нейрохирургии при анапластической астроцитоме.
Александру Александровичу Потапову было свойственно обостренное чувство нового. Так было, например, с решением в нашей стране проблемы диффузного аксонального повреждения головного мозга, проблемы не столько собственно нейрохирургической, сколько нейрореанимационной и реабилитационной. Столкнувшись с непониманием и неприятием мэтрами, он увлек своей идеей молодых. Он сам стремился и учил коллег не только оперировать, но и применять методы реабилитации и выхаживать тяжелобольных.
«Быть первым и там, где трудней всего», — недекларируемый девиз А.А. Потапова. При тех или иных чрезвычайных ситуациях в стране и за рубежом он возглавлял группу сотрудников института: для оказания помощи пострадавшим при землетрясении в Армении, при кровавых событиях в Беслане, во время вооруженного конфликта в Югославии...
В 1989 г. Александр Александрович Потапов стал заместителем директора по науке. Прекрасно справляться с новыми обязанностями ему помогали быстрая ориентация в самых непростых ситуациях, умение говорить и действовать в интересах дела на любом уровне — от Ученого совета института до Президента страны.
Потапов стал великолепным администратором, оставшись оперирующим нейрохирургом.
Карьера А.А. Потапова стремительно росла. Но должности, награды и регалии никогда не определяли суть этой незаурядной личности.
В 2014 г. А.А. Потапов становится директором института, который к этому времени стал Национальным центром нейрохирургии, ответственным за развитие специальности в стране. Огромная нагрузка легла на плечи Александра Александровича, и он ее успешно выдерживал.
Александр Александрович завершает строительство нового операционного блока и образовательного центра, создает новые лаборатории.
Идет активное насыщение нашей alma mater нейрохирургии современными диагностическими и лечебными технологиями. Растет количество операций, интенсифицируются научная и образовательная деятельность Центра. Модифицируются многие его службы. Расширен научно-поликлинический отдел.
На новый уровень вышли совместные исследования с зарубежными и российскими партнерами. В реализации крупных научных проектов активно стала использоваться система грантов. Все это существенно укрепило позицию НМИЦ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко как одного из крупнейших центров мировой нейрохирургии.
Александр Потапов был врачом и ученым. Он развил учение о первичных и вторичных поражениях головного мозга, концептуальные подходы к классификации и лечению очаговых и диффузных форм черепно-мозговой травмы, наполнил научным и технологическим содержанием направление реконструктивной и минимально инвазивной хирургии последствий и осложнений черепно-мозговой травмы.
Александр Александрович Потапов создал свою школу современной нейротравматологии. Его научные исследования, направленные на изучение механизма повреждения мозга при травме и ее последствиях, высоко оценены международным сообществом. Он был избран председателем комитета по нейротравматологии Всемирной федерации нейрохирургических обществ, который успешно возглавлял на протяжении ряда лет.
В последние годы вместе со своими учениками Александр Александрович изучал пластичность травмированного головного мозга, особенности нарушения кровообращения. Им вместе с сотрудниками была предложена классификация повреждений мозга, основанная на результатах сопоставления МРТ и клинических данных.
Он был истинным новатором и стремился развивать в нейрохирургии перспективные технологии. Одним из первых в стране Александр Александрович стал использовать для выполнения пластических операций на черепе метод стереолитографии, за что вместе с акад. В.Я. Панченко был удостоен государственной премии.
Проблема не наносящего дополнительный ущерб удаления внутримозговых опухолей, особенно прилегающих к функционально значимым зонам, требовала использования целого ряда новых интраоперационных методик. И среди них метаболическая навигация и масс-спектрометрия. Вместе с московскими физиками Александру Александровичу Потапову и его коллегам удалось и здесь крупно продвинуться, используя, подчеркнем, отечественное оборудование и реактивы.
Нельзя не отметить блистательный ораторский дар А.А. Потапова! Его глубоким и ярким лекциям и докладам на русском или английском языках всегда внимала любая аудитория. Его монографии издаются и в России, и в Европе.
Ученый с мировым именем Александр Потапов был в избытке наделен должностями, регалиями и правительственными наградами — директор Национального медицинского исследовательского центра нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко (2014—2019), президент Ассоциации нейрохирургов России (с 2018 г.), вице-президент Всемирной федерации нейрохирургических обществ (2009—2013), академик РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации, дважды лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995—2010), дважды лауреат премии Правительства в области науки и техники (2006, 2019), член Президентского Совета по науке и образованию, член Президиума Российской академии наук, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством»... Вряд ли надо далее перечислять.
Александр Александрович Потапов многое свершил и многого достиг. Всегда был доступным, отзывчивым, совестливым, с четкими немедленными реакциями и радости, и негодования. В нем никогда не было безразличия. Он находился в постоянном творческом кипении. К Александру Александровичу тянулись и молодые, и старые сотрудники Центра, и все знали: Потапов — поддержит, Потапов — поможет.
Его жизнь — пример служения с ежедневными изнурительными боями за спасение людей.
Имя Александра Александровича Потапова не будет забыто. Оно навсегда вписано в историю Национального медицинского исследовательского центра нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко.
Акад. А.Н. Коновалов, проф. Л.Б. Лихтерман