Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Основоположник отечественной нейрохирургии. 140 лет со дня рождения выдающегося нейрохирурга Николая Ниловича Бурденко

Просмотров: 2898

Загрузок: 71

Как цитировать:

Основоположник отечественной нейрохирургии. 140 лет со дня рождения выдающегося нейрохирурга Николая Ниловича Бурденко. Журнал «Вопросы нейрохирургии» имени Н.Н. Бурденко. 2016;80(4):117‑120.
The founder of Russian neurosurgery. The 140th birth anniversary of a prominent neurosurgeon Nikolay Nilovich Burdenko. Burdenko's Journal of Neurosurgery. 2016;80(4):117‑120. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/neiro2016804117-120

Становление

Николай Бурденко родился 3 июня 1876 г. в селе Каменка Нижне-Ломовского уезда Пензенской губернии в семье писаря. В 10 лет был отдан в духовное училище в Пензе. Жил в интернате. «Одноклассников я бил, от старшего возраста сам терпел», - вспоминал он впоследствии. Увлекался чтением и рисованием. В 1891 г. поступил в Пензенскую духовную семинарию. Особых успехов достиг в гомилетике - составлял и говорил речи и проповеди на заданные темы. Подрабатывал платными уроками. В 1897 г. окончил семинарию по первому разряду и, несмотря на жесткое противодействие отца, который хотел видеть в нем священника, поступил на медицинский факультет Томского университета. Первое время жил на окраине города в старой бане, питаясь хлебом и чаем. Его дважды исключали из университета за участие в студенческих волнениях.

В 1901 г. Николай Бурденко с трудностями перевелся на медицинский факультет Юрьевского (Дерптского) университета. Он бедствовал и вынужден был подать прошение об освобождении его от платы за право слушания лекций. Ему в этом отказали. Вероятно, поэтому он более 1,6 года работал на эпидемиях черной оспы, сыпного и брюшного тифа, скарлатины в Херсонской губернии.

Затем, следуя своему кумиру - великому Пирогову, отправился на русско-японскую войну в качестве помощника врача в отряде проф. хирургии Цеге-Мантейфеля. Был награжден солдатским Георгиевским крестом «за храбрость, выказанную при перевозке раненых под пулями». Вследствие контузии произошло снижение слуха.

Лишь в 1906 г. он закончил с отличием университет и получил звание лекаря. Его взял к себе ассистентом проф. Цеге-Мантейфель. Впоследствии Н.Н. Бурденко писал о том периоде: «Я жил в клинике в больничной палате, фактически среди больных».

Путь в науку

В 1909 г. Н.Н. Бурденко защитил диссертацию «Материалы к вопросу о последствиях перевязки venae portae» и получил звание доктора медицины. Был командирован на год «с ученой целью за границу» для усвоения методов научной работы, приобретения технических навыков при научных исследованиях. Больше всего внимания он уделял нейрохирургии и неврологии. В клиниках Федора Краузе и Германа Оппенгейма в Германии Н.Н. Бурденко знакомится с техникой операций на нервной системе. В нервно-биологическом институте Оскара Фохта слушает курс по анатомии и гистологии центральной нервной системы. Затем работает в Цюрихе в лаборатории фон Монакова.

Интерес Н.Н. Бурденко к нейрохирургии проявился уже во время русско-японской войны, где он работал вместе с О.М. Хольбеком, автором монографии «О военно-полевых ранениях черепа» (Юрьев, 1911). В «Автобиографии» Бурденко пишет о себе: «Со времени японской войны у меня уже было настойчивое желание заняться нейрохирургией». Он также отмечает влияние, оказанное на него И.П. Павловым: «Я находился под обаянием работ И.П. Павлова, которые являлись основой для моего философского мышления. В своих научных работах И.П. Павлов всегда следовал девизу: не выдумывать, не измышлять, а искать что делает и несет природа. Этим я решил руководствоваться в своей жизни и подражать И.П. Павлову».

В июне 1910 г. Н.Н. Бурденко утверждают в звании приват-доцента по кафедре хирургии и хирургической клиники Юрьевского университета. В отзывах отмечалась «особенная любовь Н.Н. Бурденко к основным медицинским наукам», а также то, что «Бурденко главным образом силен как экспериментатор в области физиологии и хирургии». В декабре 1910 г. он становится экстраординарным проф. по кафедре оперативной хирургии. В мае 1912 г. и с июля 1913 до января 1914 находился в загранкомандировках. В период летних отпусков с 1911 по 1914 г. заведовал хирургическим отделением в Сакской земской грязелечебнице.

Во время Первой мировой войны Н.Н. Бурденко был помощником заведующего медицинской частью Красного Креста при армиях Северо-Западного фронта проф. Цеге-Мантейфеля, затем руководил госпиталем Красного Креста в Варшаве.

В марте 1917 г. назначен «исправляющим должность Главного военно-санитарного инспектора». На линии фронта получил контузию с дальнейшим ухудшением слуха. Вернулся в Юрьевский университет и был избран там на должность ординарного проф. кафедры факультетской хирургической клиники, ранее занимаемую Цеге-Мантейфелем.

С июня 1918 г. по март 1923 г. в числе 39 профессоров и 45 преподавателей Юрьевского университета Н.Н. Бурденко находится в эвакуации в Воронеже, где заведует кафедрой и хирургической клиникой Воронежского университета, в разное время замещая профессоров на других кафедрах (общей хирургии, кожных и венерических болезней, судебной медицины, невропатологии, санитарии и гигиены).

О мужестве Н.Н. Бурденко свидетельствует один из эпизодов Гражданской войны. Когда Воронеж был захвачен войсками генерала Деникина и ожидались еврейские погромы, Бурденко приказал ординатору университетской клиники спрятать семьи врачей-евреев. По воспоминаниям проф. В.И. Воронцова, он клал их в клинику под видом больных или прятал в других местах.

Основатель нейрохирургии

В октябре 1921 г. Н.Н. Бурденко избран проф. кафедры оперативной хирургии Первого МГУ. Однако переезд в Москву состоялся лишь в марте 1923 г. В ноябре 1924 г. Николай Нилович становится директором факультетской клиники Первого МГУ. Здесь он начинает вплотную заниматься операциями на головном и спинном мозге.

В середине 20-х годов XX века проф. В.В. Крамер организует неврологическое отделение в Государственном рентгеновском институте на ул. Солянке. Являясь основоположником топической диагностики очаговых поражений головного и спинного мозга, Василий Васильевич считал, что наступила пора оперативной реализации их клинического распознавания.

Судьбоносное для отечественной медицины знакомство и сотрудничество единомышленников - невролога Василия Васильевича Крамера и хирурга Николая Ниловича Бурденко отмечено крупным событием: по распоряжению правительства в феврале 1929 г. открылся стационар для нейрохирургических больных в неврологической клинике Государственного рентгенологического института. 25 коек и около 500 квадратных метров площади - таков был старт московской нейрохирургии.

Неврологический базис и рентгеновская служба способствовали быстрому становлению новой отрасли. Среди первопроходцев нейрохирургии выделялись Борис Григорьевич Егоров, Андрей Андреевич Арендт, Серафима Семеновна Брюсова, Константин Григорьевич Тэриан и другие талантливые врачи.

Спустя 3 года благодаря совместным усилиям Н.Н. Бурденко, В.В. Крамера и Е.М. Россельса по приказу Наркомздрава РСФСР № 18 от 2 января 1932 г. был организован самостоятельный нейрохирургический научно-исследовательский институт. Василий Васильевич и Николай Нилович поменялись ролями - директором стал Н.Н. Бурденко, а его заместителем - В.В. Крамер. Однако до 1934 г. нейрохирургический институт существовал лишь на бумаге. Только с получением собственного помещения на улице Ульяновской, 13, он обрел реальное воплощение и возможность полноценного функционирования: количество коек возросло до 100, затем до 150, увеличились штаты клиник и лабораторий, появился операционный блок, виварий и другие необходимые службы и подразделения.

Н.Н. Бурденко совместно с В.В. Крамером заложили фундамент отечественной нейрохирургии как комплексной дисциплины. Были сформулированы принципы оперирования на центральной нервной системе: 1) анатомическая доступность; 2) физиологическая дозволенность; 3) техническая возможность. Оставаясь стержневыми в практической деятельности нейрохирургов, эти принципы - с развитием знаний и медицинской техники - развиваются, наполняясь новым содержанием.

С именем Николая Ниловича Бурденко связаны создание Нейрохирургического Совета в 1934 г., основание журнала «Вопросы нейрохирургии» в 1937 г. и кафедры нейрохирургии ЦИУ врачей в 1938 г.

По свидетельству директора Института Н.Н. Бурденко с 1929 по 1938 г. в Институте находились около 2500 больных с опухолями головного мозга, которым было сделано почти 1500 операций. На учредительной сессии АМН СССР в 1944 г. Н.Н. Бурденко говорил уже о 4000 операций по поводу мозговых опухолей.

Как ученый Н.Н. Бурденко исследовал травматический отек головного мозга, совместно с Б.Н. Могильницким изучал влияние подбугорной области на работу сосудистой и висцеральной системы. Он также внедрял противоболевые операции при опухолях тройничного нерва, аутопластику твердой мозговой оболочки (расщепление ее листков по Бурденко-Брюнингу), предложил интракаротидное введение сульфаниламидов и антибиотиков при церебральных воспалительных осложнениях и ряд других методов. В 1935 г. Н.Н. Бурденко осуществил в клинике бульботомию, разработанную в эксперименте его сотрудником Б.Н. Клоссовским, операцию перерезки спиноталамического пучка при дрожании после перенесенного энцефалита.

За свои научные исследования по хирургии центральной и периферической нервной системы Н.Н. Бурденко был удостоен в 1941 г. Сталинской премии I степени.

Подвижник

Николай Нилович Бурденко был хирургом широкого профиля, но особых успехов достиг в нейрохирургии и военно-полевой хирургии. Будучи выдающимся и безотказным организатором, он занимал одну за другой различные ответственные общественные и необщественные должности. Назовем только некоторые из них.

С 1929 по 1932 г. - председатель общества хирургов Москвы и Московской области. С 1931 г. - зам. председателя Ученого медицинского совета Наркомздрава РСФСР, а с 1937 г. - бессменный председатель УМС Наркомздрава СССР, курировавшего работу более 300 НИИ медицинского профиля. С 1932 по 1946 г. - председатель правления Всесоюзной ассоциации хирургов. Председатель XXII и XXIII Всесоюзных хирургических съездов. С 1934 г. - хирург-консультант Главного военного госпиталя. В 1935 г. избран депутатом Моссовета, затем - членом ВЦИК. В 1936 г. награжден орденом Ленина «за исключительные заслуги в развитии советской хирургии». Делегат VIII Всесоюзного съезда советов. С 1937 г. - главный хирург-консультант Красной Армии. В 1937 г. становится депутатом Верховного Совета. В январе 1939 г. избран членом Академии наук СССР. В апреле того же года принят в члены ВКП (б).

Рабочий день Н.Н. Бурденко в зените его славы продолжался 16-19 ч. Некоторое представление о широте занятий дают взятые им в 1934 г. cоциалистические обязательства:

«Обязуюсь участвовать в осуществлении всех начинаний по углублению культурной революции: а) содействовать ознакомлению с современными достижениями и проблемами в области хирургии и пограничных областей; б) бороться за развитие научно-технической работы и организацию ее для сотрудников клиники; в) поставить и закончить ориентировочную часть по вопросам о рефлексах с n. vagus при легочных операциях; г) окончить главу в учебнике нервных болезней об опухолях головного и спинного мозга; д) сдать в печать и иллюстрировать работу о повреждениях n. facialis; е) закончить теоретическое обоснование предложенной мной операции при невралгии n. trigemini; ж) опубликовать операцию на системе желудочков мозга; з) испробовать наркоз evipan − интравенозный, скоронаступающий и быстро проходящий наркоз». Далее перечисляются обязательства Бурденко по подготовке кадров, организации кафедры и клинической работе.

Война

1 августа 1941 г. Николай Нилович назначается главным хирургом Красной Армии и получает звание корврача. В конце сентября 1941 г. его госпитализируют в Кремлевскую больницу с инсультом, в октябре эвакуируют в Куйбышев, а затем в Омск.

В ноябре 1942 г. Н.Н. Бурденко становится членом Чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. При расследовании Катынской трагедии, будучи председателем специальной комиссии, Бурденко вольно или невольно допускает крупную ошибку, считая, что массовые расстрелы пленных польских офицеров были осуществлены гитлеровцами. В действительности, как теперь это доказано и официально признано, варварскую акцию по уничтожению 22 тыс. интернированных поляков выполнили органы НКВД с санкции Политбюро Ц.К. ВКП (б) в марте-апреле 1940 г.

В мае 1943 г. Николаю Ниловичу, первому из медиков, присваивается звание Героя Социалистического Труда («За организацию хирургической помощи раненым»). А в мае следующего года он становится генерал-полковником медицинской службы.

Как главный хирург Красной Армии, Н.Н. Бурденко был одним из авторов военно-медицинской доктрины, основанной на этапности и специализации медицинской помощи (госпитали «голова», «грудь», «живот» и др.), обеспечившей возвращение в строй до 73% раненых.

Николай Нилович был инициатором создания Академии медицинских наук СССР в 1944 г. и стал ее первым президентом.

Болезнь и смерть

В июле 1945 г. Николай Нилович переносит второй инсульт, а летом 1946 г. - третий. Он умер 11 ноября 1946 г. Незадолго до смерти оставил следующую запись: «Жить стоит лишь тогда, когда работаешь, а если не работать, то не стоит и жить».

Как отмечалось в некрологе на смерть Н.Н. Бурденко, «выделив нейрохирургию в особую специальность, он попутно и одновременно объединил новую науку с другими отраслями медицины, прежде всего с физиологией. Когда в Америке умер Кушинг, основатель нейрохирургии, один из научных западных журналов писал: «Кушинг всю жизнь мечтал создать нейрохирургический институт с широкой неврологической, физиологической и психиатрической основой. Он умер, не сумев осуществить свою мечту. Над гробом Н.Н. Бурденко никто не сказал, что он ушел из жизни, не осуществив своих замыслов и планов. Он создал научно-исследовательский нейрохирургический институт…».

Заслуги Н.Н. Бурденко увековечены, пожалуй, больше, чем кого-либо другого из советских медиков. Его имя носят Московский НИИ нейрохирургии, Главный военный клинический госпиталь, Воронежская медицинская академия, клиника факультетской хирургии Московского медицинского университета им. И.М. Сеченова, Пензенская областная клиническая больница, журнал «Вопросы нейрохирургии», улицы и корабли. Ему установлены памятники в Москве и Тарту.

Учреждена премия им. Н.Н. Бурденко, присуждаемая Академией медицинских наук за лучшие работы по нейрохирургии или военно-полевой хирургии. Были установлены также именные стипендии ученого докторантам, аспирантам и студентам в медицинских вузах и НИИ, где работал Николай Нилович. По постановлению Советского правительства в 1951-1952 гг. издано 7-томное собрание сочинений Н.Н. Бурденко.

Похоронен Н.Н. Бурденко на Новодевичьем кладбище. Надгробие - бюст выдающегося деятеля отечественной медицины изваял замечательный скульптор Сергей Меркуров. Аналогичный бюст установлен в саду Института, основанного Николаем Ниловичем Бурденко.

К основным памятникам Николаю Ниловичу Бурденко по праву следует отнести перманентное развитие созданного им совместно с Василием Васильевичем Крамером Московского Института нейрохирургии с крупным строительством и непрерывной научно-технологической модернизацией.

В год 140-летия своего основателя Институт нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко получил статус Национального научного и практического медицинского центра Российской Федерации.

Проф. Л.Б. Лихтерман

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.