Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Берснев В.П.

Российский нейрохирургический институт им. проф. А.Л. Поленова, Санкт-Петербург

Яковенко И.В.

Отделение хирургии №1 Центральной городской клинической больницы, Московская область, Реутов

Кондаков Е.Н.

Российский нейрохирургический институт им. проф. А.Л. Поленова, Санкт-Петербург

Угрюмов М.В.

Институт биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН, Москва

В.М. Угрюмов - нейрохирург, ученый, педагог, организатор здравоохранения, гуманист. К 100-летию со дня рождения

Авторы:

Берснев В.П., Яковенко И.В., Кондаков Е.Н., Угрюмов М.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 665

Загрузок: 20


Как цитировать:

Берснев В.П., Яковенко И.В., Кондаков Е.Н., Угрюмов М.В. В.М. Угрюмов - нейрохирург, ученый, педагог, организатор здравоохранения, гуманист. К 100-летию со дня рождения. Журнал «Вопросы нейрохирургии» имени Н.Н. Бурденко. 2012;76(1):103‑106.
Bersnev VP, Iakovenko IV, Kondakov EN, Ugriumov MV. V.M. Ugriumov: neurosurgeon, scientist, teacher, healthcare organizer, humanist. To his 100th anniversary. Burdenko's Journal of Neurosurgery. 2012;76(1):103‑106. (In Russ.)

Вениамин Михайлович Угрюмов родился 26 октября 1911 г. в Тюмени.

Рисунок 1. В.М. Угрюмов (1911—1985).
Его отец — Михаил Георгиевич был сыном владельца кирпичного завода, мать — полька, родилась в Вильно. Мать матери, бабушка Вениамина Михайловича, рано умерла, а отец с малолетней дочерью был сослан в Сибирь, как участник польского освободительного движения, где вскоре умер от туберкулеза. Мать Вениамина Михайловича в 5 лет осталась сиротой и воспитывалась в русской купеческой семье, была крещена в православие и получила новое имя — Павла Фоминична. Достигнув совершеннолетия, она получила наследство в Польше, год прожила в Швейцарии, а затем вернулась в Тюмень и вышла замуж за М.Г. Угрюмова. После революции и последовавшей за ней конфискации имущества родители Вениамина Михайловича не смогли адаптироваться к новым условиям жизни — мать не работала, а отец был «кустарем». В 1936 г. Михаил Георгиевич был арестован и отправлен в лагерь в Республику Коми, откуда уже не вернулся. Ярлык сына «врага народа» сопровождал В.М. Угрюмова до посмертной реабилитации отца в 1956 г.

В 1929 г. В.М. Угрюмов окончил тюменскую среднюю школу, проявив «особую склонность к природоведению, физике, математике и рисованию» (из характеристики). Сразу после окончания средней школы В.М. Угрюмов был направлен в сельскую местность на работу учителем и директором начальной школы, при этом он активно участвовал в борьбе с неграмотностью среди взрослого населения.

В.М. Угрюмов с юности стремился к новым знаниям и служению людям. В 1930 г. он приехал в Москву, намереваясь продолжить учебу в медицинском институте. Однако только дети рабочих и крестьян могли поступать в вуз без рабочего стажа, и В.М. Угрюмову пришлось отработать 2 года грузчиком. Всю последующую жизнь он с теплотой вспоминал своего напарника — пожилого рабочего, который старался незаметно взять на себя большую часть физической нагрузки. В 1932 г., имея трудовой стаж, В.М. Угрюмов поступил в 1-й Московский государственный медицинский институт, который окончил в 1937 г. Одновременно он окончил и техникум иностранных языков, что сыграло важную роль в его дальнейшей международной научной деятельности. Первой публикацией студента мединского ститута стал русско-немецкий — немецко-русский словарь.

Уже в студенческие годы В.М. Угрюмов определил свой путь в медицине — исследование нервной системы и лечение неврологических больных. Окончив институт с отличием, он получил право поступления в аспирантуру на любую кафедру. Однако ему была предложена аспирантура на кафедре патофизиологии, на которой не проводились исследования нервной системы. Попытки протестовать чуть было не закончились распределением строптивого студента, да к тому же и сына «врага народа», в глубинку практикующим врачом. Только благодаря ходатайству заведующего кафедрой факультетской хирургии 1-го Медицинского института проф. Н.Н. Бурденко Вениамин Михайлович был направлен в аспирантуру на кафедру факультетской хирургии, где овладевал специальностью «нейрохирургия». Обращаясь к народному комиссару здравоохранения РСФСР П.Г. Сергиеву, Н.Н. Бурденко писал: «Доктор В.М. Угрюмов, окончивший 1-й Мед. институт, как отличник получил право оставления при Мед. институте, однако он обратился ко мне с просьбой предоставить ему возможность работать в Нейрохирургическом институте. Онпроизводит впечатление серьезного вдумчивого человека, знающего иностранные языки и имеющего склонность к научно-исследовательской работе. На этом основании я считаю его кандидатуру вполне приемлемой для Института и прошу направить В.М. Угрюмова на забронированное длянего место аспиранта.».

Рисунок 2. Сотрудники кафедры факультетской хирургии 1-го Московского государственного медицинского института им. И.М. Сеченова (ориентировочный период 1938—1941 гг.). Н.Н. Бурденко — в центре нижнего ряда; В.М. Угрюмов — во 2-м ряду сверху 2-й справа.
Рисунок 3. Сотрудники Ленинградского научно-исследовательского нейрохирургического института им. А.Л. Поленова и кафедры нейрохирургии Ленинградского института усовершенствования врачей. Нижний ряд справа налево — профессора В.А. Шустин (1-й), В.М. Угрюмов (3-й), А.Г. Земская (4-я), И.С. Бабчин (5-й).

После окончания аспирантуры незадолго до начала Великой отечественной войны В.М. Угрюмов защитил кандидатскую диссертацию «Температурный синдром при различных операциях», отражающую интерес Н.Н. Бурденко к неспецифическим физиологическим реакциям в ответ на хирургическое вмешательство. Несмотря на то что Н.Н. Бурденко не мог уделять большого внимания своим ученикам из-за чрезвычайной загруженности, даже незначительный опыт общения с ним явился определяющим в формировании молодого В.М. Угрюмова. Так, поучительными были обходы больных, когда Н.Н. Бурденко, сопровождаемый многочисленной свитой, уже на пороге палаты замечал у больных незначительные проявления заболеваний, которые не были отмечены лечащими врачами, но играли ключевую роль в постановке диагноза и в лечении. Отсюда следовало, что врач при постановке диагноза должен в первую очередь ориентироваться на свою наблюдательность и профессиональную интуицию, основанные на большом опыте наблюдения за больными. В.М. Угрюмов также руководствовался заповедью Н.Н. Бурденко о том, что нельзя ограничиваться только совершенствованием хирургической техники — необходимо постоянно анализировать накапливаемый опыт лечебной работы и дополнять его научными исследованиями, развивая три направления — клинико-морфологическое, клинико-физиологическое и клинико-биохимическое. На современном языке это означает, что Н.Н. Бурденко призывал использовать комплексный подход, проводя исследования на всех уровнях — от молекулярного до целостного организма. И, наконец, определяющим в формировании В.М. Угрюмова явилось представление Н.Н. Бурденко о том, что локальные патологические процессы в мозгу — единственная адекватная модель для изучения нормального функционирования мозга.

Начало войны В.М. Угрюмов встретил в госпитале, где лечился от гепатита, но уже через неделю был мобилизован в Красную Армию и назначен начальником нейрохирургической группы ОРМУ №22 в Калинине. Затем он был направлен в Тулу для организации нейрохирургического центра, работал ведущим нейрохирургом в эвакогоспитале №1848, который вскоре был переведен в Энгельс, а в июне 1943 г., в разгар Сталинградской битвы, назначен ведущим нейрохирургом тысячекоечного нейрохирургического госпиталя №1056 в Саратове.

С этого момента и до конца жизни рядом с ним находилась Раиса Петровна Панкова, начмед этого же госпиталя, помощник, соратник и впоследствии жена Вениамина Михайловича.

Тяжелейшая обстановка на Сталинградском направлении, непрерывный поток раненых, почти круглосуточные операции и неопределенность на фронте не могли заглушить в Вениамине Михайловиче интерес к научным исследованиям. Именно в эти годы были проведены клинико-физиологические исследования больных с огнестрельными и травматическими повреждениями нервной системы, составившие основу будущей докторской диссертации. Уникальную аппаратуру для проведения этих исследований конструировал на оборонном заводе в соседнем Энгельсе большой друг Вениамина Михайловича главный инженер Л.М. Закс.

После войны В.М. Угрюмов оставался ведущим нейрохирургом эвакогоспиталя, трансформированного в Саратовский межобластной нейрохирургический госпиталь, а затем стал ведущим нейрохирургом Саратовского областного госпиталя инвалидов Великой Отечественной войны. Кроме того, в 1945 г. Вениамин Михайлович был избран доцентом кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Саратовского медицинского института. В 1949 г. он защитил докторскую диссертацию «Периферические сосудистые реакции при поздних операциях в зоне огнестрельных черепно-мозговых ранений», получил профессорское звание, а через год, после смерти заведующего кафедрой проф. С.Х. Архангельского, стал его преемником. В.М. Угрюмов был не только хорошим нейрохирургом, но и талантливым преподавателем – в его студенческом кружке получили «боевое крещение» Е.И. Бабиченко, Л.Я. Лифшиц, Ю.В. Зотов, О.С. Мишарев и др., ставшие известными хирургами. Организаторский талант Вениамина Михайловича проявился в создании им клиники нейрохирургии на базе Саратовского института травматологии и ортопедии.

В 1954 г. акад. В.Н. Шамов, главный хирург Советской Армии и директор Ленинградского научно-исследовательского нейрохирургического института (ЛНХИ) им. А.Л. Поленова, пригласил Вениамина Михайловича на должность его заместителя по науке. Вскоре В.М. Угрюмов стал также заведующим кафедрой нейрохирургии Ленинградского ГИДУВ. Продолжая развивать традиции Н.Н. Бурденко, В.М. Угрюмов не ограничивался разработкой новых хирургических подходов, а усиленно развивал клинико-физиологическое направление, сотрудничая с Л.А. Орбели, Э.А. Асратяном и другими крупными учеными. В 1957 г. по приглашению Б.Г. Егорова и по распоряжению Минздрава СССР и Минздрава РСФСР В.М. Угрюмов был переведен в Московский институт нейрохирургии заместителем директора по научной работе. В 1961 г. после кончины В.Н. Шамова Вениамину Михайловичу предложили возглавить ЛНХИ. На этом посту вплоть до ухода на заслуженный отдых в 1979 г. он особенно ярко проявил себя как незаурядный нейрохирург, ученый-физиолог, организатор науки и здравоохранения. Под его руководством выполнялись исследования по диагностике и хирургическому лечению черепно-мозговой травмы, травмы позвоночника и спинного мозга, эпилепсии, патологии сосудов головного мозга.

Достижения В.М. Угрюмова и его учеников были обобщены в ряде сборников статей и монографий, причем монография «Закрытая травма позвоночника и спинного мозга» (1973), написанная с проф. Е.И. Бабиченко, в 1978 г. была удостоена премии им. Н.Н. Бурденко АМН СССР.

Вениамин Михайлович внес также большой вклад в разработку хирургического лечения эпилепсии. На основе многолетних экспериментальных и клинических исследований патогенеза эпилепсии, проведенных в ЛНХИ, были сформулированы показания и противопоказания к хирургическому лечению, а также принципы поиска оптимального оперативного вмешательства. В 1967 г. под редакцией. В.М. Угрюмова была издана монография «Диагностика и хирургическое лечение травматической эпилепсии» – первая в СССР по этой теме.

В последнее десятилетие своей деятельности Вениамин Михайлович особое внимание уделял новому направлению — роли гипоталамуса в развитии патологии висцеральных органов. Именно в 60—70-е годы XX века в экспериментальных исследованиях, проведенных как в нашей стране, так и за рубежом, были получены первые доказательства того, что гипоталамус является центральным звеном нейроэндокринной регуляции висцеральных функций, в частности, регуляции секреторной активности эндокринных желез. В.М. Угрюмов с сотрудниками были одними из первых, показавшими, что повреждение гипоталамуса при опухолевом росте, травме или хирургическом вмешательстве приводит к развитию патологии сосудов мозга, гипофиза, периферических эндокринных желез и их висцеральных мишеней, в частности, вызывая нарушения репродуктивной функции. Полученные результаты по нарушению репродуктивной функции были обобщены в докторской диссертация Р.П. Угрюмовой и в последней монографии с участием В.М. Угрюмова: «О нейрогенных нарушениях специфических функций женского организма» (М.А. Петров-Маслаков, В.М. Угрюмов, Р.П. Угрюмова, 1976).

На посту директора ЛНХИ В.М. Угрюмов проявил себя как талантливый организатор науки и здравоохранения. Им были созданы новые клинические отделения и лаборатории — отделение анестезиологии и реанимации, медико-математическая лаборатория, отдел патологии мозгового кровообращения и др. Невероятно, но в историческом центре Ленинграда, где строительство было запрещено, удалось построить корпус, превосходивший по размеру сам институт. Это позволило существенно увеличить масштабы оказания высококвалифицированной нейрохирургической помощи больным, поступающим со всех концов Советского Союза и из-за рубежа. За заслуги в «развитии медицинской науки и подготовке научных кадров» ЛНХИ в 1976 г. был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.

Организаторская деятельность Вениамина Михайловича распространилась далеко за пределы ЛНХИ — с 1960 г. он был главным нейрохирургом Минздрава РСФСР, а с 1970 г. — и председателем Республиканской комиссии «Хирургическое лечение заболеваний нервной системы» этого министерства. Основным результатом его работы в этом направлении явилось увеличение числа нейрохирургических отделений с 41 до 186 и создание девяти межобластных нейрохирургических центров. В этом контексте ЛНХИ рассматривался как центр по созданию новых лечебных технологий и подготовке высококвалифицированных кадров.

Наиболее ярким показателем международного признания В.М. Угрюмова явилось его избрание в 70-е годы прошлого века вице-президентом Европейского общества нейрохирургов. В.М. Угрюмовым опубликовано более 300 работ, в том числе 16 монографий. Под его руководством подготовлено более 100 докторов и кандидатов наук. Заслуги Вениамина Михайловича были отмечены присвоением звания заслуженного деятеля науки РСФСР, награждением премией им. Н.Н. Бурденко АМН СССР, орденом Ленина и другими правительственными наградами.

Помимо профессиональных достоинств, В.М. Угрюмов обладал уникальными человеческими качествами — высокой работоспособностью, скромностью, поистине ленинградской интеллигентностью, доброжелательностью. Его жизненным девизом было изречение Шота Руставели: «Что ты отдал, то сохранилось, а то, что оставил, то пропало». В.М. Угрюмов был широко образованным и жизнерадостным человеком. Он любил музыку и поэзию, многие стихи знал наизусть и при общении в кругу друзей и коллег охотно декламировал Маяковского, Блока. В последние годы жизни он с особой теплотой и проникновенностью декламировал стихотворение Михаила Дудина «Сосны на берегу», которое было одновременно его исповедью и завещанием. 25 января 1985 г. Вениамин Михайлович Угрюмов ушел от нас, оставив глубокий след в истории отечественной и мировой нейрохирургии.

Сосны на берегу

Неправда! Есть еще в пороховницах

Запас хороший пороха сухого.

И есть еще на глубине души

Святая нерастраченная совесть.

Она-то и дает, наверно, право

Глядеть в глаза, и верить, и любить, …

И обнимать с надеждою за плечи

Редеющих, как зимний лес, друзей...

Мы жили больше в помыслах грядущим

И очень мало для себя самих…

Мы не сдались. Мы, словно эти сосны

По берегу, все в ссадинах и шрамах,

Корявые, высокие, прямые,

Ломаемся, но не умеем гнуться.

Мы глубоко в земле сплелись корнями…

Редеем мы. Но выстоять нам надо…

Михаил Дудин

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.