Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Иерусалимский А.П.

Новосибирск

А.А. Михайленко. История отечественной неврологии. Петербургская неврологическая школа. Ст-Петербург: Фолиант 2007; 477

Авторы:

Иерусалимский А.П.

Подробнее об авторах

Просмотров: 551

Загрузок: 27

Как цитировать:

Иерусалимский А.П. А.А. Михайленко. История отечественной неврологии. Петербургская неврологическая школа. Ст-Петербург: Фолиант 2007; 477. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2010;110(9):92‑93.
Ierusalimskiĭ AP. A.A. Mikhailenko. History of Russian neurology, Petersburg's neurologic school. St.-Petersburg, 2007. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2010;110(9):92‑93. (In Russ.)

Рецензируемая книга - итог многолетнего труда видного петербургского невролога профессора А.А. Михайленко.

Две первые главы книги озаглавлены соответственно «Истоки» и «Кануны». В них подробно, интересно, с привлечением большого количества древних источников и цитатами из них, рассказывается о зарождении медицинских знаний и их использовании в народной, церковно-монастырской и светской медицине на фоне исторической панорамы России от дорюриковских времен до реформ Петра I. При этом особенно большое внимание обращается на формирование знаний о заболеваниях, которые впоследствии стали связываться с патологией нервной системы.

Автором детально прослежены ступени формирования российской государственной системы здравоохранения, начиная с создания Аптекарского приказа (1620 г.), и становление врачебного образования (1654 г.).

В главе III внимание сконцентрировано на основных реформах Петра I и их значении для всей последующей истории России, его интересе и внимании к медицине, мерах по развитию государственной медицины, особенно госпиталей. Из приведенных автором материалов мы узнаем, что госпиталям - Адмиральскому и Сухопутному в Петербурге и Московскому вменялось в обязанность наряду с лечением больных заниматься обучением лекарей. В генеральном регламенте о госпиталях в 1735 г. было четко определено количество больных на одного лекаря, количество учеников и предметы, которым их надлежит обучать, а также требования, которым они должны соответствовать по окончании учебы. Именно тогда закладывались основы высшего медицинского образования России. В 1758 г. был уже открыт медицинский факультет Московского университета. В течение XVIII века в России в хирургических школах, врачебных училищах и на медицинском факультете Московского университета в России было подготовлено более 2000 врачей, а также начали издаваться на русском языке медицинские книги, написанные отечественными врачами. В них уже в те времена уделялось много внимания анатомии и физиологии нервной системы и самым разным ее заболеваниям (в понятиях тех лет). Это позволяет согласиться с автором, что уже в XVIII веке в России существовало изучение и преподавание нервных болезней на европейском уровне. Вместе с тем он отмечает, что в силу сложившихся обстоятельств большая часть практикующих врачей были иностранцы, которые очень ревностно воспринимали становление врачебного образования в России.

Большую IV главу А.А. Михайленко посвятил Медико-хирургической академии (в дальнейшем Военно-медицинская академия), которая возникла на базе уже существовавших (с 1715-1720 гг.) в Петербурге врачебных училищ при госпиталях. Рассмотрев все существующие мнения о «дне рождения» этого учреждения, автор останавливается на 1786 г. Приведенные в этой главе материалы свидетельствуют о том, что Медико-хирургическая академия, благодаря сильному профессорскому составу к концу XVIII века заняла лидирующее положение в российском медицинском образовании. Нервные болезни в академии преподавали интернисты. Это нашло отражение, в частности, в первом многотомном отечественном руководстве по внутренней медицине (1816-1866 гг.) написанном профессором Ф.К. Удено, в котором болезням нервной системы было уделено много места и, главное, была предпринята попытка их классифицировать. В 1835 г. в Медико-хирургической академии в терапевтической клинике был создан самостоятельный курс нервных, душевных и кожных болезней. Чтение его было поручено Т.Д. Шипулинскому, который до этого в течение 3 лет изучал нервные болезни в клиниках Европы. К 1845 г. он подготовил первую программу лекций по курсу нервных и душевных болезней. Самостоятельная кафедра нервных и душевных болезней была создана в 1860 г. и ее заведующим был избран И.М. Балинский. Хотя И.М. Балинский больше занимался психиатрией и организацией психиатрической службы, из руководимой им кафедры вышло много работ и по неврологии. Поэтому А.А. Михайленко считает И.М. Балинского создателем первой отечественной школы психиатров и неврологов. В этот же период в Петербурге начинает формироваться Общество неврологов и психиатров. По мнению В.М. Бехтерева, А.В. Триумфова и Д.К. Богородинского, официальной датой его рождения следует считать 27 ноября 1851 г. Преемником И.М. Балинского на кафедре в 1877 г. стал его ученик И.П. Мержеевский, также прошедший стажировку у ведущих неврологов Европы. Им была разработана полная программа преподавания общей и клинической неврологии и создано клиническое неврологическое отделение в ранее построенной клинике психиатрии Медико-хирургической академии. И.П. Мержеевским была подготовлена блестящая плеяда неврологов и психиатров: В.М. Бехтерев, Л.В. Блуменау, А.Н. Анфимов, Н.М. Петров, В.Ф. Чиж, А.Е. Щербак и др. Многие из его учеников в последующем возглавляли кафедры неврологии в медицинских институтах страны. Самым ярким представителем петербургской школы тех лет был В.М. Бехтерев - нейрофизиолог и нейроморфолог, невролог и психиатр, считавший, что нервные и душевные болезни - трудно обособляемые друг от друга формы патологии, которые должны преподаваться вместе. Только после окончания работы В.М. Бехтерева в академии единая до того кафедра была разделена.

Глава V «Военно-медицинская академия» является продолжением предыдущей. В ней подробно излагается история кафедры нервных болезней от начала ХХ века до наших дней: кадры, их преемственность, направления научных исследований, их результаты и значение для развития отечественной неврологии.

Преемником В.М. Бехтерева по кафедре нервных болезней стал его ученик М.Н. Жуковский (1914-1916 гг.). После его преждевременной смерти кафедру принял также ученик В.М. Бехтерева - М.И. Аствацатуров (1917-1936 гг.). Затем кафедру в течение 12 лет возглавлял Д.С. Дойников (1936-1948 гг.). Все они были, как и последующие руководители кафедры, великолепно образованными, знакомыми с ведущими европейскими школами учеными-неврологами, клиницистами, оставившими свой значительный вклад не только в российской, но и мировой неврологии. Прекрасно понимая это, А.А. Михайленко каждому из них посвящает емкое эссе с подробным анализом и оценкой их научного наследия. Не ограничиваясь изложением научного вклада каждого их них, автор раскрывает особенности их личности и увлечения, подчеркивает их разностороннюю одаренность и яркость.

В таком же ключе автор рассказывает и о последующих руководителях кафедры: С.И. Карчикян (1948-1961 гг.), А.Г. Панов (1961-1973 гг.), Г.А. Акимов (1973-1989 гг.), М.М. Одинак (с 1994). О себе как о заведовавшем кафедрой с 1989 по 1994 г., а в последующем - заведующим кафедрой неврологии медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета А.А. Михайленко пишет очень сжато и скромно. Зато находит достаточно места для видных неврологов, работавших в разное время на кафедре: проф. В.В. Семенова-Тян-Шанская, проф. А.Н. Шаповал, проф. В.А. Баронов, проф. Н.И. Команденко и др. В двух параграфах рассказывается о кафедре нервных болезней Военно-морской медицинской академии, существовавшей недолгий срок (1940-1955 гг.) и ее начальнике чл.-корр. АМН СССР А.В. Триумфове, оставившем яркий след в неврологии.

В последних пяти небольших главах речь идет о кафедрах неврологии петербургских медицинских институтов, которые организовывались или возглавлялись воспитанниками кафедры нервных болезней Военно-медицинской академии.

Это Клинический институт великой княгини Елены Павловны (ныне Медицинская академия постдипломного образования) - О.О. Мочутовский (1893-1903 гг.), Л.В. Блуменау (1903-1931 гг.), С.Н. Давиденков (1932-1961 гг.), В.В. Семенова-Тян-Шанская (1962-1963 гг.), С.Н. Доценко (1963-1965 гг.), Н.Н. Аносов (1966-1982 гг.), В.С. Лобзин (1982-1992 гг.), Б.А. Осетров (1992-1997 гг.), Н.М. Жулев (с 1997 г.).

Женский медицинский институт (ныне Медицинский университет им. акад. И.П. Павлова). В нем кафедру открыл В.М. Бехтерев (1900-1914 гг.). Затем ею руководили: М.П. Никитин (1915-1937 гг.), Е.Л. Вендерович (1938-1954 гг.), Д.К. Богородский (1955-1970 гг.), А.И. Шварев (1970-1975 гг.), А.А. Скоромец (с 1975 г.).

Государственный институт медицинских знаний (ныне Медицинская академия им. И.И. Мечникова). В нем кафедру создал также В.М. Бехтерев (1911-1922 гг.), а затем его ученик - А.В. Гервер (1922-1939 гг.), Л.Я. Пянес (1939-1941 гг.), И.Я. Раздольский (1933-1962 гг.), П.Г. Лекарь (1962-1991 гг.), В.А. Мищенко (1991-1993 гг.), М.В. Александров (с 1993 г.)

Педиатрический медицинский институт. Первую в стране кафедру детской неврологии, организованную в 1932 г., возглавил М.И. Иогихес (1922-1931 гг.). Его преемником стал питомец кафедры нервных болезней ВМА Г.Т. Аронович (1931-1953 гг.), далее Е.Ф. Давиденкова (1955-1972 гг.), А.М. Коровин (1972-1993 гг.) и В.И. Гузева (с 1993 г.).

Институт усовершенствования врачей-экспертов. Единственный в стране институт по подготовке врачей-экспертов для учреждений врачебно-трудовой экспертизы был создан в 1960 г. Кафедрой врачебно-трудовой экспертизы при нервных болезнях заведовал П.А. Маккавейский, который был и первым ректором института; с 1986 по 2000 г. - А.Ю. Макаров, с 2001 г. - В.Г. Помников.

Кафедра Военно-медицинской академии - «стволовая клетка» российской неврологии - ее воспитанники возглавляли кафедры неврологии медвузов многих городов страны (Казань, Киев, Куйбышев, Пермь, Новосибирск, Томск, Иркутск, Новокузнецк, Кемерово, Благовещенск).

Заканчивается книга коротким, но очень эмоциональным заключением, в котором А.А. Михайленко затрагивает ряд нравственных, морально-этических проблем, обострившихся в нашем обществе в период перестройки, отмечая снижение патриотизма, нравственной чистоты и бескорыстия, проникающие и в медицинские научно-педагогические коллективы. Он с негодованием отмечает необоснованное игнорирование ряда европейских и американских специалистов российской науки и ее приоритетов. Автор призывает отечественных неврологов в образовательном процессе больше внимания уделять пропаганде истории и достижений российской науки и воспитывать негативное отношение к коммерциализации нашей медицины. А.А. Михайленко не обходит вниманием и соперничающе-конкурентные взаимоотношения неврологов Москвы и Петербурга, призывая переводить их в плодотворное сотрудничество (примеры чему, по его мнению, имеют место).

Книга - очень содержательная, интересная, чувствуется, что она написана увлеченным, эмоциональным человеком. Обилие цитат из российской и мировой литературы выдают широкую эрудицию автора, а многочисленные иллюстрации и портреты деятелей отечественной медицины, несомненно, «оживляют» текст. В этом отношении она полностью соответствует высказыванию Анатоля Франса: «Будущее в настоящем, но будущее и в прошлом».

Проф. А.П. Иерусалимский (Новосибирск),

e-mail: ocrs@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.