Рецензируемая книга - итог многолетнего труда видного петербургского невролога профессора А.А. Михайленко.
Две первые главы книги озаглавлены соответственно «Истоки» и «Кануны». В них подробно, интересно, с привлечением большого количества древних источников и цитатами из них, рассказывается о зарождении медицинских знаний и их использовании в народной, церковно-монастырской и светской медицине на фоне исторической панорамы России от дорюриковских времен до реформ Петра I. При этом особенно большое внимание обращается на формирование знаний о заболеваниях, которые впоследствии стали связываться с патологией нервной системы.
Автором детально прослежены ступени формирования российской государственной системы здравоохранения, начиная с создания Аптекарского приказа (1620 г.), и становление врачебного образования (1654 г.).
В главе III внимание сконцентрировано на основных реформах Петра I и их значении для всей последующей истории России, его интересе и внимании к медицине, мерах по развитию государственной медицины, особенно госпиталей. Из приведенных автором материалов мы узнаем, что госпиталям - Адмиральскому и Сухопутному в Петербурге и Московскому вменялось в обязанность наряду с лечением больных заниматься обучением лекарей. В генеральном регламенте о госпиталях в 1735 г. было четко определено количество больных на одного лекаря, количество учеников и предметы, которым их надлежит обучать, а также требования, которым они должны соответствовать по окончании учебы. Именно тогда закладывались основы высшего медицинского образования России. В 1758 г. был уже открыт медицинский факультет Московского университета. В течение XVIII века в России в хирургических школах, врачебных училищах и на медицинском факультете Московского университета в России было подготовлено более 2000 врачей, а также начали издаваться на русском языке медицинские книги, написанные отечественными врачами. В них уже в те времена уделялось много внимания анатомии и физиологии нервной системы и самым разным ее заболеваниям (в понятиях тех лет). Это позволяет согласиться с автором, что уже в XVIII веке в России существовало изучение и преподавание нервных болезней на европейском уровне. Вместе с тем он отмечает, что в силу сложившихся обстоятельств большая часть практикующих врачей были иностранцы, которые очень ревностно воспринимали становление врачебного образования в России.
Большую IV главу А.А. Михайленко посвятил Медико-хирургической академии (в дальнейшем Военно-медицинская академия), которая возникла на базе уже существовавших (с 1715-1720 гг.) в Петербурге врачебных училищ при госпиталях. Рассмотрев все существующие мнения о «дне рождения» этого учреждения, автор останавливается на 1786 г. Приведенные в этой главе материалы свидетельствуют о том, что Медико-хирургическая академия, благодаря сильному профессорскому составу к концу XVIII века заняла лидирующее положение в российском медицинском образовании. Нервные болезни в академии преподавали интернисты. Это нашло отражение, в частности, в первом многотомном отечественном руководстве по внутренней медицине (1816-1866 гг.) написанном профессором Ф.К. Удено, в котором болезням нервной системы было уделено много места и, главное, была предпринята попытка их классифицировать. В 1835 г. в Медико-хирургической академии в терапевтической клинике был создан самостоятельный курс нервных, душевных и кожных болезней. Чтение его было поручено Т.Д. Шипулинскому, который до этого в течение 3 лет изучал нервные болезни в клиниках Европы. К 1845 г. он подготовил первую программу лекций по курсу нервных и душевных болезней. Самостоятельная кафедра нервных и душевных болезней была создана в 1860 г. и ее заведующим был избран И.М. Балинский. Хотя И.М. Балинский больше занимался психиатрией и организацией психиатрической службы, из руководимой им кафедры вышло много работ и по неврологии. Поэтому А.А. Михайленко считает И.М. Балинского создателем первой отечественной школы психиатров и неврологов. В этот же период в Петербурге начинает формироваться Общество неврологов и психиатров. По мнению В.М. Бехтерева, А.В. Триумфова и Д.К. Богородинского, официальной датой его рождения следует считать 27 ноября 1851 г. Преемником И.М. Балинского на кафедре в 1877 г. стал его ученик И.П. Мержеевский, также прошедший стажировку у ведущих неврологов Европы. Им была разработана полная программа преподавания общей и клинической неврологии и создано клиническое неврологическое отделение в ранее построенной клинике психиатрии Медико-хирургической академии. И.П. Мержеевским была подготовлена блестящая плеяда неврологов и психиатров: В.М. Бехтерев, Л.В. Блуменау, А.Н. Анфимов, Н.М. Петров, В.Ф. Чиж, А.Е. Щербак и др. Многие из его учеников в последующем возглавляли кафедры неврологии в медицинских институтах страны. Самым ярким представителем петербургской школы тех лет был В.М. Бехтерев - нейрофизиолог и нейроморфолог, невролог и психиатр, считавший, что нервные и душевные болезни - трудно обособляемые друг от друга формы патологии, которые должны преподаваться вместе. Только после окончания работы В.М. Бехтерева в академии единая до того кафедра была разделена.
Глава V «Военно-медицинская академия» является продолжением предыдущей. В ней подробно излагается история кафедры нервных болезней от начала ХХ века до наших дней: кадры, их преемственность, направления научных исследований, их результаты и значение для развития отечественной неврологии.
Преемником В.М. Бехтерева по кафедре нервных болезней стал его ученик М.Н. Жуковский (1914-1916 гг.). После его преждевременной смерти кафедру принял также ученик В.М. Бехтерева - М.И. Аствацатуров (1917-1936 гг.). Затем кафедру в течение 12 лет возглавлял Д.С. Дойников (1936-1948 гг.). Все они были, как и последующие руководители кафедры, великолепно образованными, знакомыми с ведущими европейскими школами учеными-неврологами, клиницистами, оставившими свой значительный вклад не только в российской, но и мировой неврологии. Прекрасно понимая это, А.А. Михайленко каждому из них посвящает емкое эссе с подробным анализом и оценкой их научного наследия. Не ограничиваясь изложением научного вклада каждого их них, автор раскрывает особенности их личности и увлечения, подчеркивает их разностороннюю одаренность и яркость.
В таком же ключе автор рассказывает и о последующих руководителях кафедры: С.И. Карчикян (1948-1961 гг.), А.Г. Панов (1961-1973 гг.), Г.А. Акимов (1973-1989 гг.), М.М. Одинак (с 1994). О себе как о заведовавшем кафедрой с 1989 по 1994 г., а в последующем - заведующим кафедрой неврологии медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета А.А. Михайленко пишет очень сжато и скромно. Зато находит достаточно места для видных неврологов, работавших в разное время на кафедре: проф. В.В. Семенова-Тян-Шанская, проф. А.Н. Шаповал, проф. В.А. Баронов, проф. Н.И. Команденко и др. В двух параграфах рассказывается о кафедре нервных болезней Военно-морской медицинской академии, существовавшей недолгий срок (1940-1955 гг.) и ее начальнике чл.-корр. АМН СССР А.В. Триумфове, оставившем яркий след в неврологии.
В последних пяти небольших главах речь идет о кафедрах неврологии петербургских медицинских институтов, которые организовывались или возглавлялись воспитанниками кафедры нервных болезней Военно-медицинской академии.
Это Клинический институт великой княгини Елены Павловны (ныне Медицинская академия постдипломного образования) - О.О. Мочутовский (1893-1903 гг.), Л.В. Блуменау (1903-1931 гг.), С.Н. Давиденков (1932-1961 гг.), В.В. Семенова-Тян-Шанская (1962-1963 гг.), С.Н. Доценко (1963-1965 гг.), Н.Н. Аносов (1966-1982 гг.), В.С. Лобзин (1982-1992 гг.), Б.А. Осетров (1992-1997 гг.), Н.М. Жулев (с 1997 г.).
Женский медицинский институт (ныне Медицинский университет им. акад. И.П. Павлова). В нем кафедру открыл В.М. Бехтерев (1900-1914 гг.). Затем ею руководили: М.П. Никитин (1915-1937 гг.), Е.Л. Вендерович (1938-1954 гг.), Д.К. Богородский (1955-1970 гг.), А.И. Шварев (1970-1975 гг.), А.А. Скоромец (с 1975 г.).
Государственный институт медицинских знаний (ныне Медицинская академия им. И.И. Мечникова). В нем кафедру создал также В.М. Бехтерев (1911-1922 гг.), а затем его ученик - А.В. Гервер (1922-1939 гг.), Л.Я. Пянес (1939-1941 гг.), И.Я. Раздольский (1933-1962 гг.), П.Г. Лекарь (1962-1991 гг.), В.А. Мищенко (1991-1993 гг.), М.В. Александров (с 1993 г.)
Педиатрический медицинский институт. Первую в стране кафедру детской неврологии, организованную в 1932 г., возглавил М.И. Иогихес (1922-1931 гг.). Его преемником стал питомец кафедры нервных болезней ВМА Г.Т. Аронович (1931-1953 гг.), далее Е.Ф. Давиденкова (1955-1972 гг.), А.М. Коровин (1972-1993 гг.) и В.И. Гузева (с 1993 г.).
Институт усовершенствования врачей-экспертов. Единственный в стране институт по подготовке врачей-экспертов для учреждений врачебно-трудовой экспертизы был создан в 1960 г. Кафедрой врачебно-трудовой экспертизы при нервных болезнях заведовал П.А. Маккавейский, который был и первым ректором института; с 1986 по 2000 г. - А.Ю. Макаров, с 2001 г. - В.Г. Помников.
Кафедра Военно-медицинской академии - «стволовая клетка» российской неврологии - ее воспитанники возглавляли кафедры неврологии медвузов многих городов страны (Казань, Киев, Куйбышев, Пермь, Новосибирск, Томск, Иркутск, Новокузнецк, Кемерово, Благовещенск).
Заканчивается книга коротким, но очень эмоциональным заключением, в котором А.А. Михайленко затрагивает ряд нравственных, морально-этических проблем, обострившихся в нашем обществе в период перестройки, отмечая снижение патриотизма, нравственной чистоты и бескорыстия, проникающие и в медицинские научно-педагогические коллективы. Он с негодованием отмечает необоснованное игнорирование ряда европейских и американских специалистов российской науки и ее приоритетов. Автор призывает отечественных неврологов в образовательном процессе больше внимания уделять пропаганде истории и достижений российской науки и воспитывать негативное отношение к коммерциализации нашей медицины. А.А. Михайленко не обходит вниманием и соперничающе-конкурентные взаимоотношения неврологов Москвы и Петербурга, призывая переводить их в плодотворное сотрудничество (примеры чему, по его мнению, имеют место).
Книга - очень содержательная, интересная, чувствуется, что она написана увлеченным, эмоциональным человеком. Обилие цитат из российской и мировой литературы выдают широкую эрудицию автора, а многочисленные иллюстрации и портреты деятелей отечественной медицины, несомненно, «оживляют» текст. В этом отношении она полностью соответствует высказыванию Анатоля Франса: «Будущее в настоящем, но будущее и в прошлом».
Проф. А.П. Иерусалимский (Новосибирск),
e-mail: ocrs@mail.ru