Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Чутко Л.С.

Институт мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург;
Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия

Сурушкина С.Ю.

Институт мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург;
Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия

Яковенко Е.А.

Институт мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург

Кропотов Ю.Д.

Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой Российской академии наук, Санкт-Петербург, Россия

Анисимова Т.И.

Институт мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург;
Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия

Сергеев А.В.

Кафедра биофизических методов в медицине факультета повышения квалификации медицинских работников медицинского института Российского университета дружбы народов;
Детская городская клиническая больница №9 им. Г.Н. Сперанского

Импульсивность у подростков с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Авторы:

Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Яковенко Е.А., Кропотов Ю.Д., Анисимова Т.И., Сергеев А.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 8912

Загрузок: 166


Как цитировать:

Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Яковенко Е.А., Кропотов Ю.Д., Анисимова Т.И., Сергеев А.В. Импульсивность у подростков с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2016;116(11‑2):13‑17.
Chutko LS, Surushkina SYu, Iakovenko EA, Kropotov YuD, Anisimova TI, Sergeev AV. Impulsivity in adolescents with attention deficit hyperactivity disorder. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2016;116(11‑2):13‑17. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro201611611213-17

Рекомендуем статьи по данной теме:
Проб­ле­ма ко­мор­бид­ных расстройств при син­дро­ме де­фи­ци­та вни­ма­ния с ги­пе­рак­тив­нос­тью у де­тей и под­рос­тков и их кор­рек­ция: кли­ни­чес­кие наб­лю­де­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(9-2):51-57
Им­пуль­сив­ность и аг­рес­сия у боль­ных из груп­пы рис­ка раз­ви­тия ши­зоф­ре­нии на эта­пе ста­нов­ле­ния ре­мис­сии пос­ле пер­во­го деп­рес­сив­но­го эпи­зо­да. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(12):83-92
Син­дром де­фи­ци­та вни­ма­ния и ги­пе­рак­тив­нос­ти у де­тей и под­рос­тков: уро­ки пан­де­мии COVID-19. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(1):60-65

Есть данные о том, что страдающие СДВГ подростки входят в группу риска по развитию аддиктивных расстройств — алкоголизма и наркоманий [1—3]. Поэтому столь важен вопрос о диагностике, клинической дифференциации и лечении СДВГ в этой возрастной группе, чему посвящено настоящее исследование.

Клинические проявления СДВГ определяются тремя основными симптомами: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. Описывая СДВГ, исследователи чаще всего имеют в виду невнимательность (повышенную отвлекаемость и снижение концентрации внимания) и гиперактивность (повышенную двигательную активность). При этом значительно меньшая роль отводится проявлениям импульсивности.

Под импульсивностью понимают невозможность контроля над своими импульсами. Выделяют когнитивную импульсивность (отражающую поспешное мышление) и поведенческую импульсивность (отражающую трудности контроля и подавления поведенческих реакций) [4]. Импульсивные дети не могут дождаться своей очереди при игре, в учебной ситуации у них наблюдается «импульсивный стиль работы»: они выкрикивают ответы на уроке, не отвечая на них полностью, прерывают других учеников или учителя [5]. Из-за импульсивности дети часто попадают в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях. Склонность к риску становится причиной травм и несчастных случаев. Импульсивность часто сочетается с агрессивным и оппозиционным поведением.

Выделяются формы СДВГ с преобладанием невнимательности (СДВГ-Н), СДВГ с преобладанием гиперактивности (СДВГ-Г) и комбинированный тип заболевания (СДВГ-К).

П. Уэндер и Р. Шейдер [6] наблюдали снижение гиперактивности с возрастом и смену повышенной двигательной активности ощущением беспокойства. M. Fisher и соавт. [7] также отмечали регрессию проявлений гиперактивности по мере приближения подросткового возраста. Исследования, проведенные нами ранее [8], показали, что в старшем школьном (подростковом) возрасте отмечалась трансформация проявлений гиперактивности в значительное увеличение импульсивности. A. Zuddas и соавт. [9] отмечали, что иногда увеличение импульсивности сочетается с повышением агрессивности. Вместе с тем A. Clarke и соавт. [10] установили, что гиперактивность и импульсивность по сравнению с невнимательностью являются более стабильными клиническими компонентами заболевания и реже проходят в подростковом возрасте.

Цель данного исследования — изучение импульсивности у подростков с СДВГ и оценка эффективности влияния препарата ноофен в лечении данной патологии.

Ноофен — γ-амино-β-фенилмасляной кислоты гидрохлорид. Он выпускается в капсулах по 250 мг. Особенностью препарата является комбинация свойств ноотропного и транквилизирующего препарата. Результаты исследования, проведенного Н.Н. Заваденко и Н.Ю. Сувориновой [11], доказали эффективность ноофена в лечении СДВГ. Они установили позитивное влияние ноофена на когнитивную сферу, в том числе на показатели внимания и слухоречевой памяти.

Материал и методы

Под наблюдением находились 64 страдающих СДВГ подростка, 44 мальчика и 20 девочек, в возрасте от 12 до 15 лет (средний 13,5±1,4 года).

Диагностика клинических проявлений СДВГ проводилась в соответствии с критериями МКБ-10 и DSM-5, согласно которым состояние подростков определялось как комбинированный тип СДВГ.

Больные были разделены на две группы: 1-я состояла из 38 подростков с комбинированной формой СДВГ (далее СДВГ-К), 2-я — из 26 подростков с СДВГ-Г, т. е. с преобладанием гиперактивности.

Критериями включенияв исследование являлись: возраст от 12 до 15 лет; соответствие клинических проявлений заболевания диагностическим критериям СДВГ по DSM-5; стабильность симптомов заболевания на протяжении как минимум 6 мес в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптации ребенка; отсутствие умственной отсталости; согласие родителей и самого ребенка на участие в исследовании.

Критерии исключения были следующие: возраст пациентов младше 12 и старше 15 лет; наличие выраженных очаговых неврологических симптомов; значительное снижение зрения и слуха; возникновение клинических проявлений заболевания после черепно-мозговой травмы или нейроинфекции; наличие в анамнезе повторных эпилептических приступов; наличие симптомов хронических соматических заболеваний; умственная отсталость; применение на протяжении 3 мес, предшествовавших настоящему исследованию, каких-либо ноотропных и психотропных препаратов (транквилизаторов, антидепрессантов, седативных и психостимулирующих средств).

Оценка степени тяжести заболевания и эффективности терапии производилась с помощью шкалы SNAP-IV, которая представляет собой опросник для родителей, состоящий из 43 вопросов, позволяющих в баллах оценить степень невнимательности, гиперактивности и импульсивности детей [12]. Данная шкала, название которой состоит из первых букв фамилий авторов (J. Swanson, E. Nolan, W. Palham), была разработана в 1992 г. При заполнении опросника родители должны отметить частоту каждого симптома, используя 4 варианта ответа: «Никогда», «Нечасто», «Довольно часто», «Очень часто», которым присваивались соответственно 0, 1, 2 и 3 балла. На основании ответов родителей вычисляются индексы невнимательности, гиперактивности и импульсивности (на основе средней суммы баллов по каждому из разделов). Эти индексы затем сравниваются с нормативными данными. Обследование больных проводилось до начала лечения (день 0) и после лечения.

Оценка уровня тревожности проводилась с помощью теста Спилбергера—Ханина.

Количественная оценка нарушений внимания и импульсивности проводилась с помощью психофизиологического теста TOVA (The Test of Variables of Attention) — теста непрерывной деятельности, представляющего собой вариант теста GO/NOGO [13], позволяющего оценить количество пропусков значимых стимулов (ошибки невнимательности) и количество ложных нажатий (ошибки импульсивности) по отношению к нормативным данным. Тест основан на предъявлении испытуемому значимых и незначимых стимулов в виде геометрических фигур. Тест делится на две условные части, не разделенные перерывом. В первой части значимый стимул предъявляется в 22,5% случаев, во второй части значимый стимул предъявляется в 77,5%. Тест имеет нормативную базу данных. Данные TOVA включают оценку невнимательности (ошибки пропуска значимых стимулов), импульсивности (количество ложных тревог), времени реакции и стандартного отклонения времени реакции. Данные сравнивались до и после курса лечения с помощью непараметрического знакового критерия Фишера.

На следующем этапе исследования 30 пациентов из исследуемой группы (19 пациентов с СДВГ-К и 11 подростков с СДВГ-Г) получали ноофен в дозе 500 мг в сутки (по 250 мг 2 раза в день — днем и вечером) в течение 45 сут. Оценка эффективности терапии в данной группе проводилась через 15 сут после окончания лечения (60-й день с начала лечения).

Контрольную группу составили 30 практически здоровых подростков.

Результаты

В табл. 1 представлены значения показателей шкалы SNAP-IV в исследуемых группах, свидетельствующие о том, что уровень невнимательности в исследуемых группах был примерно одинаковый, в то время как уровень гиперактивности и импульсивности у подростков с СДВГ-Г был достоверно выше. Особенно часто родители отмечали следующие пункты шкалы: «начинает действовать не подумав», «испытывает трудности в групповых играх при необходимости дожидаться своей очереди», «начинает отвечать на вопросы, не дослушав их до конца».

Таблица 1. Средние клинико-психологические показатели в исследуемых группах больных Примечание. * — р<0,05 — достоверность различий по сравнению с контрольной группой; ** — р<0,01 — достоверность различий по сравнению с контрольной группой; # — р<0,05 — достоверность различий по сравнению с СДВГ-К; ## — р<0,01 — достоверность различий по сравнению с СДВГ-К.

По сравнению с контрольной группой, у детей с СДВГ регистрировалось значительное повышение среднего уровня тревожности (как реактивной, так и личностной), при этом у подростков с СДВГ-Г данные показатели оказались достоверно выше, чем у пациентов с СДВГ-К (см. табл. 1).

Психофизиологическое исследование по TOVA показало, что у большинства пациентов в исследуемых группах отмечается выраженное повышение показателей невнимательности по сравнению с пациентами контрольной группы, при этом достоверных различий между исследуемыми группами не было найдено. Обращает на себя внимание существенное повышение количества ложных тревог (показатель импульсивности) у всех исследуемых, однако у подростков с СДВГ-Г этот показатель оказался достоверно выше, чем у подростков СДВГ-К (табл. 2).

Таблица 2. Показатели теста TOVA в исследуемых группах больных Примечание. * — р<0,05 — достоверность различий по сравнению с контрольной группой; ** — р<0,01 — достоверность различий по сравнению с контрольной группой; # — р<0,05 — достоверность различий по сравнению с СДВГ-К.

После лечения улучшение отмечалось у 19 (63,3%) подростков. В числе их были 12 подростков с СДВГ-К и 7 подростков с СДВГ-Г. Положительной динамики не было отмечено у 11 (36,7%) пациентов.

По словам родителей, после терапии дети стали усидчивее во время занятий в школе и при выполнении домашних заданий, меньше отвлекались во время уроков, быстрее справлялись с заданиями. Оценка состояния с помощью шкалы SNAP-IV показала, что лечение привело к достоверному снижению показателей невнимательности и выраженному, но недостоверному снижению показателей импульсивности и гиперактивности (табл. 3).

Таблица 3. Средние клинические показатели и результаты теста Спилбергера—Ханина до и после лечения, n=30 Примечание. * — р<0,05 — достоверность различий по сравнению с показателем до лечения.

Повторное обследование больных по тесту Спилбергера—Ханина после лечения ноофеном показало достоверное снижение показателей реактивной тревожности, в то время как показатели личностной тревожности не изменились (см. табл. 3).

При повторном после лечения ноофеном исследовании по тесту TOVA было выявлено статистически достоверное cнижение невнимательности, ложных тревог (импульсивности), а также времени ответа (табл. 4).

Таблица 4. Показатели теста TOVA до и после лечения, n=30 Примечание. * — р<0,05 — достоверность различий по сравнению с показателем до лечения; ** — р<0,01 — достоверность различий по сравнению с показателем до лечения.

Переносимость терапии можно охарактеризовать, как хорошую. Побочное действие в виде преходящей дневной сонливости отмечалось у 2 (6,7%) подростков, еще в 1 случае родители отметили повышение двигательной активности. Эти нежелательные симптомы появились в начале лечения и прошли в ходе лечения через 2 нед, не приведя к прерыванию терапии.

Обсуждение

Нарушение системы эмоционального и двигательного контроля у больных с СДВГ необходимо рассматривать как одно из проявлений исполнительской дисфункции (executive dysfunction) [14]. M. Lezak и соавт. [15] выделили четыре основных компонента исполнительских функций: способность к формированию цели, планирование, целенаправленные действия и эффективное исполнение [15]. Cогласно модели К. Cicerone и соавт. [16], в составе управляющих функций выделяют четыре сферы: 1) управляющие когнитивные функции, связанные с контролем и планированием, целенаправленностью деятельности; 2) функции поведенческой саморегуляции, связанные с эмоциональным подкреплением; 3) функции, регулирующие активацию, т. е. обеспечивающие инициативу и активацию поведения; 4) метакогнитивные процессы.

В исследованиях T. Robbins и соавт. [17], A. Aron и соавт. [18] была показана существенная роль префронтальной коры в процессе контроля над импульсивностью. P. Petrovic и F. Castellanos [19] выделяют «холодные» (не связанные с эмоциями) и «горячие» (связанные с эмоциями) исполнительские функции. По мнению R. Barkley [20], исполнительская дисфункция отмечается при комбинированном типе СДВГ (СДВГ-К) и не встречается при СДВГ-Н.

Проведенное нами исследование показало наличие импульсивности как при СДВГ-К, так и СДВГ-Г. У последних импульсивность особенно выражена. Ее степень достоверно выше, как по данным клинических, так и психофизиологических исследований. Следует отметить, что импульсивность у подростков с СДВГ сочетается с повышенным уровнем тревожности.

Установлена высокая терапевтическая эффективность ноофена при СДВГ. После лечения отмечается выраженное снижение импульсивности, гиперактивности и тревожности. Данные изменения можно объяснить транквилизирующим действием ноофена, связанным с его способностью усиливать контролирующую функцию корковых структур над подкорковыми, в том числе и лимбическими, за счет патогенетического воздействия: улучшения ГАМК-ергической нейромедиаторной передачи [21]. Уменьшение невнимательностиможно объяснить ноотропным эффектом ноофена. Ноофену (как производному фенилэтиламина) присущи дофамин-положительные свойства, которые усиливают его антиастеническое действие. Важной особенностью препарата является редкость возникновения побочных эффектов.

В заключение подчеркнем, что лечение детей с СДВГ имеет важное социальное значение, так как является средством профилактики аддиктивных расстройств.

Конфликт интересов отсутствует.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.