Рассеянный склероз (РС) — хроническое воспалительное демиелинизирующее нейродегенеративное заболевание ЦНС с аутоиммунным механизмом развития. Существуют многочисленные данные о влиянии психоэмоционального состояния на активность этого заболевания, согласно которым при РС психоэмоциональный стресс является не только триггерным фактором, но и оказывает влияние на особенности патогенеза и течение болезни, стимулируя развитие обострений и снижая тем самым качество жизни пациента. Подтверждением участия психоэмоционального стресса в патогенезе РС является клиническая эффективность применения «стресс-управляемой» терапии: лечение антидепрессантами, рациональная и когнитивная психотерапия, выработка и использование копинг-стратегий. Оптимальным подходом «стресс-управляемой» терапии является сочетание психофармакотерапии с немедикаментозной психотерапией и методами социальной реабилитации и адаптации. Основные подходы к психофармакотерапии нейропсихологических расстройств при РС: преимущественный выбор антидепрессантов в пользу селективных ингибиторов обратного захвата серотонина или серотонина и норадреналина; тщательная титрация доз и преимущественный выбор мягких «атипичных» нейролептиков; минимальное использование препаратов бензодиазепинового ряда: транквилизаторов, снотворных. Основные подходы психологической коррекции при РС: повышение объективной информированности пациента и его родственников; формирование рационального отношения к своему заболеванию; мотивация к поддержанию правильного образа жизни, приверженности к проводимому лечению и выполнению врачебных рекомендаций; формирование у пациента практических навыков по опережающей адаптации к нарастающему неврологическому дефициту, а также навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на течение заболевания поведенческих факторов риска: рациональное питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек, активная социальная и жизненная позиция. Цели и возможности нейропсихологической коррекции когнитивного дефицита и нейропсихологических расстройств при РС: снижение тревоги и депрессии, улучшение памяти и активного внимания, развитие навыков позитивного коммуникативного общения, оптимизация возможностей пациента в межличностном общении, выработка адаптационных механизмов к имеющемуся когнитивному дефициту, улучшение продуктивного функционирования в быту, обучение навыкам перераспределения обязанностей в семье с учетом прогрессирования у пациента неврологического дефицита. При психотерапевтической работе с пациентами молодого возраста большее значение должно уделяться помощи в социализации: обсуждению проблем общения со сверстниками, поиску спутника жизни и перспективе рождения детей, общению через Интернет и т. д. В психотерапии пациентов с большой длительностью заболевания акцент смещается в сторону обсуждения новых, доступных в двигательном плане видов деятельности, обучения пациента построению новых личностных взаимоотношений, большое психотерапевтическое значение имеет обсуждение типичных бытовых проблем, разъяснение юридических вопросов, связанных с утратой трудоспособности. Таким образом, комплексная нейропсихологическая коррекция приводит к стабилизации психологического состояния пациентов, повышению их самооценки и социальной активности, и, как следствие, способствует улучшению качества жизни больных РС.