Очередной тематический номер журнала, посвященный проблеме демиелинизирующих заболеваний, открывается двумя статьями, подготовленными в соавторстве неврологами Владикавказа, Москвы и Тюмени. Они посвящены вопросам эпидемиологии рассеянного склероза (РС) в Республике Северная Осетия-Алания, а также влиянию экологических факторов, инфекций и особенностей питания на развитие РС в этой популяции (такие исследования в этой республике были проведены впервые). Эпидемиологический раздел журнала завершает обзор Е.Л. Туровой (Екатеринбург) и С.А. Сиверцевой (Тюмень) о роли обмена витамина D в этиологии и патогенезе РС. Даются современные представления об обмене витамина D, связи его уровня с инсоляцией и особенностями питания. Проанализированы результаты эпидемиологических и биохимических исследований, свидетельствующих о связи гиповитаминоза витамина D и РС.
Раздел по патогенезу демиелинизирующих заболеваний открывается интересной экспериментальной работой украинских исследователей В.В. Гейко и С.В. Утевской (Харьков). В условиях индукции экспериментального аутоиммунного энцефаломиелита (ЭАЭ) как модели РС у белых крыс они исследовали влияние беременности на особенности клинического течения демиелинизирующего процесса. Оказалось, что тяжесть ЭАЭ является приоритетным фактором риска патологии беременности, реализующимся в зависимости от срока гестации. Авторы отмечают опасность обострений на поздних сроках репродуктивного цикла, ставя на обсуждение вопрос о переоценке положения о сдерживающем влиянии беременности на развитие воспалительной демиелинизации. Продукция мозгового и цилиарного нейротрофических факторов при РС изучена группой исследователей из Перми (Т.Н. Трушникова и соавт.).
В обзоре группы авторов из Научного центра неврологии РАН (А.В. Переседова и соавт.) подробно обсуждается популярная в недавнем времени гипотеза об участии хронической цереброспинальной венозной недостаточности (ХЦСВН) в этиологии и патогенезе РС. На основе данных литературы и результатов собственного исследования состояния внутренних яремных вен с помощью метода дуплексного сканирования у 21 больного РС, не выявившего ХЦСВН ни в одном случае, авторы делают вывод о недоказанности данной гипотезы.
Две следующие статьи посвящены крайне важному механизму поражения ткани при РС - нейродегенеративным изменениям, приводящим к атрофии головного мозга. В статье Л.Н. Праховой и соавт. из Санкт-Петербурга представлены результаты морфометрического анализа данных 117 пациентов с РС с использованием оригинального алгоритма постпроцессинговой обработки МРТ-изображений. Проанализированы ассоциации между показателями региональной атрофии и клиническими характеристиками РС. В статье И.А. Кротенковой и соавт. из Москвы также приводятся результаты морфометрического анализа МРТ при РС, выявившей атрофию белого и серого вещества головного и спинного мозга. Авторами описаны определенные паттерны поражения коры и подкорковых структур у пациентов с различными типами РС, более выраженного при прогрессирующем течении заболевания, обсуждается пригодность этих показателей для мониторирования активности патологического процесса при РС. В продолжение этой темы следующий раздел журнала, посвященный вопросам особенностей клинического течения демиелинизирующих заболеваний и дифференциальной диагностики, открывается исследованием, выполненным в Санкт-Петербурге, посвященным оценке значения очагового поражения различных отделов белого вещества головного мозга в развитии когнитивных нарушений при РС (М.В Вотинцева и соавт.). Интересный случай анти-NMDA-энцефалита представлен коллегами из Таллинна и Тарту (Эстония) К. Гросс-Плау и соавт.
В обзоре группы авторов из Научного центра неврологии РАН (А.В. Переседова, Л.В. Николенко, И.А. Завалишин) продолжается обсуждение темы взаимоотношений беременности и РС.
Последний раздел журнала, посвященный вопросам лечения, также открывается данными экспериментального исследования, проведенного Н.Н. Спириным и соавт. в Ярославле с целью установить характер изменений клеточного состава пейеровых бляшек и периферических лимфоузлов при развитии ЭАЭ у мышей без лечения и при приеме финголимода. Введение мышам с ЭАЭ этого препарата сопровождалось изменением показателей относительной плотности лимфоцитов и формированием менее выраженного неврологического дефицита, что свидетельствует об эффективности проводившейся иммуномодулирующей терапии.
В обзоре, представленном неврологами из Московского городского центра РС и с кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова (А.Н. Бойко, О.В. Бойко, Е.И. Гусев), подробно обсуждаются тактика ведения пациентов с РС и выбор оптимального средства при первом назначении препарата из группы препаратов, изменяющих течение РС (ПИТРС), решении вопроса о замене препаратов первой линии на препараты второй линии и выбор препарата из последней группы. Представлены основы персонализированного подхода к выбору препарата для патогенетического лечения РС и общие стратегии ведения пациентов. В совместной статье неврологов из Тюмени, Салехарда и Москвы (С.А. Сиверцева и соавт.) представлен первый опыт использования натализумаба для лечения агрессивного РС, резистентного к курсу ПИТРС первой линии, у двух подростков 15 и 16 лет. Этот позитивный опыт совпадает с приводимыми в литературе данными и может служить основой для применения этого высокоэффективного препарата для лечения РС в таких случаях.
Завершается номер обзором О.В. Бойко (Москва), посвященном возможности использования неспецифических и специфических для РС шкал оценки качества жизни, связанного со здоровьем, в комплексной оценке состояния и эффективности лечения больных РС.