Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Пономаренко Г.Н.

ФГБУ «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта» Минтруда России;
ФГБУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России

Чернышов А.М.

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России

Махоткина Н.Н.

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России

Первой кафедре физических методов лечения в России — 135 лет

Авторы:

Пономаренко Г.Н., Чернышов А.М., Махоткина Н.Н.

Подробнее об авторах

Просмотров: 454

Загрузок: 3


Как цитировать:

Пономаренко Г.Н., Чернышов А.М., Махоткина Н.Н. Первой кафедре физических методов лечения в России — 135 лет. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2023;100(1):69‑73.
Ponomarenko GN, Chernyshov AM, Mahotkina NN. The first Department of physical methods of treatment in Russia is 135 years old. Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2023;100(1):69‑73. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/kurort202310001169

Рекомендуем статьи по данной теме:
Сов­ре­мен­ная роль ку­рор­тной ме­ди­ци­ны в ме­ди­цин­ской дип­ло­ма­тии и на­ци­ональ­ной гу­ма­ни­тар­ной по­ли­ти­ке. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(1):7-17

В 70-е годы XIX века в Военно-медицинской академии (далее — Академия) начали активно формироваться уникальные по масштабам и характеру деятельности в XIX веке научные медицинские школы, среди направлений исследований которых находились и физические методы лечения. Такие школы в Академии традиционно выполняли две функции: выявление новых фундаментальных закономерностей и подготовку специалистов высшей квалификации. Одну из них возглавлял профессор госпитальной терапевтической клиники Академии Эдуард Эдуардович Эйхвальд, развивавший клинико-экспериментальное направление в медицине. Современник С.П. Боткина и сторонник функционального подхода к проблемам патологии, он считал основной задачей медицинской науки ответ на вопрос: каким образом «каждое внешнее влияние изменяет функции тела».

Создание в 1885 г. первого в истории медицинского института для усовершенствования врачей — Клинического института Великой Княгини Елены Павловны (далее — Институт) — положило начало становлению самобытной системы дополнительного высшего медицинского образования в России.

Возглавивший его проф. Э.Э. Эйхвальд рассматривал основы медицины в русле экспериментальной физиологии и фармакологии с опорой на достижения физики и химии. В сентябре 1887 г. в новом Институте была создана первая в России самостоятельная кафедра физических методов лечения и нелекарственной терапии. По приглашению директора Института проф. Э.Э. Эйхвальда ее первым заведующим кафедрой стал проф. Владимир Адольфович Штанге (1856—1918) (рис. 1). Он окончил Медико-хирургическую академию с отличием в 1879 и в 1883 г. защитил диссертацию «Степной кумыс и применение его для лечения заболеваний дыхательных и пищеварительных путей». В.А. Штанге обосновал научную концепцию проведения классического массажа от дистальных участков тела к проксимальным по направлению лимфатических сосудов и движения лимфы в сторону региональных лимфатических узлов. В первом десятилетии ХХ века активно изучил действие на организм минеральных вод и лечебных грязей на Кавказских минеральных водах, климата в Крыму. В докладе на XIII съезде российских хирургов 13 декабря 1913 г. В.А. Штанге предложил классическую функциональную пробу с задержкой дыхания (пробу Штанге) у больных в случае предстоящего наркоза.

Рис. 1. Владимир Адольфович Штанге (1856—1918).

В 1918 г. кафедру возглавил ученик акад. В.М. Бехтерева проф. Сергей Израилевич Бруштейн (1873—1947) (рис. 2). Выпускник медицинского факультета Казанского университета, он в 1898 г. был приглашен В.М. Бехтеревым на должность ординатора клиники душевных болезней Военно-медицинской академии. С 1906 г. он работал ассистентом (с 1911 г. — приват-доцентом) кафедры физических методов лечения и нелекарственной терапии. В 1910 г. С.И. Бруштейн под руководством В.М. Бехтерева и В.А. Штанге выполнил работу на степень доктора медицины «О влиянии общих электросветовых ванн на сочетательно-двигательный рефлекс у человека», в которой впервые показал возможность неодинакового влияния оптического излучения разных участков спектра на возбудимость скелетных мышц, а также использования рефлекторного метода для объективного изучения влияния физических факторов на организм. Исключительное значение в области физиотерапии имеет установленное С.И. Бруштейном в диссертации рефлекторное действие физических факторов на организм и аналгезирующее действие ультрафиолетового излучения в эритемных дозах. В 1916 г. на базе Таврического городского лазарета №193 С.И. Бруштейн организовал Петроградский физиотерапевтический институт (после революции — Государственный Ленинградский институт физиотерапии и курортологии). С 1917 г. он являлся профессором, а в 1918 г. — заведующим кафедрой физических методов лечения Петроградского ГИДУВА, а с 1920 по 1931 г. — его ректором. С.И. Бруштейн — автор более 100 работ, среди которых «Руководство по физическим методам лечения» в 2 томах (1927—1931), «Диатермия» (1929), «Физические методы лечения нервных болезней» (1931), «Ртутно-кварцевая лампа и ее лечебное применение», «Лечение солнцем туберкулеза» и др. Он основал петербургскую научную школу физиотерапевтов (Б.М. Бродерзон, А.Ф. Вербов, Е.Т. Залкиндсон, Н.М. Рудницкий, М.Д. Сагалович), которая вместе со школой проф. А.Е. Щербака определила основное направление в развитии советской физиотерапии. Именно в 20—30-е годы ХХ века физиотерапия оформилась как самостоятельный научный и лечебный раздел медицины. В 1925 г. совместно с А.Е. Щербаком С.И. Бруштейн создал Всесоюзное общество физиотерапевтов, первый съезд которого состоялся в 1925 г. в Ленинграде.

Рис. 2. Сергей Израилевич Бруштейн (1873—1947).

В 1924 г. по решению Наркомздрава (нарком Н.А. Семашко) была введена новая форма учебного процесса — циклы усовершенствования врачей, которые проводили преимущественно на разных клинических базах Ленинграда. Такой базой кафедры с 1925 г. явился возглавляемый С.И. Бруштейном Ленинградский научно-исследовательский физиотерапевтический институт, оборудованный передовой аппаратурой и применявший новейшие методы исследования и лечения больных. Наряду с изучением природных лечебных факторов в учебный процесс были внедрены современные методы импульсной, средне- и высокочастотной электротерапии, ультрафиолетового облучения и механотерапии.

После перевода С.И. Бруштейна в Москву на должность директора Центрального института труда инвалидов в июле 1931 г. заведующим кафедрой физиотерапии был назначен его ученик — доцент Евгений Теофилович Залькиндсон (1899—1944). Выпускник Первого Ленинградского медицинского института, он в своей диссертации «Гальваническая проба на боль как объективный показатель учета болевых ощущений» разработал новый диагностический метод оценки болевого синдрома. Проф. Е.Т. Залькиндсон создал несколько новых сочетанных методов электролечения (диатермоэлектрофорез и др.), предложил фотохимический метод дозирования ультрафиолетового излучения, на основе которого изобрел новое устройство «фотоквантиметр», явился пионером применения физических методов при лечении заболеваний у детей.

С началом Великой Отечественной войны (1941—1945) сотрудники кафедры перестроили свою деятельность для оказания специализированной медицинской помощи раненым и больным Красной Армии и Балтийского флота, оборонявшим город от врагов. Проф. Е.Т. Залькиндсон являлся главным физиотерапевтом Ленинградского фронта. После анализа подготовленности к оказанию физиотерапевтической помощи раненым, госпитали были укомплектованы компетентными врачами-физиотерапевтами. Проф. Е.Т Залкиндсон проводил для них инструктивные лекции (6 ч) на тему «Современные принципы организации физиотерапии и основные новые методы лечения травм военного времени в госпиталях» и организовал лекции-семинары по применению УВЧ-терапии ран. В 1943 г. он обобщил свой врачебный опыт в работе «Физиотерапия повреждений военного времени», а спустя год умер на боевом посту в блокадном Ленинграде в 1944 г.

С 1944 г. заведующим кафедрой был назначен доцент Николай Николаевич Мищук (1902—1954), который в 1942—1943 гг. сыграл большую роль в организации физиотерапевтической помощи в госпиталях, больницах и клиниках блокадного Ленинграда, успешно применил физические методы (преимущественно, фототерапию) в лечении инфицированных ран, отморожений, цинги, язвенной болезни. В докторской диссертации «Метод электрометрического исследования потоотделения в эксперименте и клинике» (1945) он научно обосновал оригинальный метод оценки функционального состояния вегетативной нервной системы больных. В ноябре 1951 г. Н.Н. Мищук был назначен директором ЛенГИДУВа им. С.М. Кирова.

В 1954 г. исполняющим обязанности заведующего кафедрой физиотерапии была назначена доцент Людмила Александровна Комарова (1925—2013). Развернувшаяся борьба «с безродными космополитами» и обострившаяся в связи с активизацией деятельности Т.Д. Лысенко ситуация в биологической науке привели к печально знаменитой объединенной сессии АН и АМН СССР (28 июня — 4 июля 1950 г.). Прозвучавший на ней основной доклад К.М. Быкова содержал упреки в научном развитии физиотерапии и развивал идеи борьбы с многопредметностью. В результате ряд учебных дисциплин, включая физиотерапию, в медицинских вузах начали преподавать в урезанном виде. В 1955 г. была переведена в самостоятельный курс кафедра физиотерапии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, а в 1958 г. — кафедра физиотерапии ЛенГИДУВа. Преподавание физиотерапии с 1958 по 1967 г. проводили на кафедре лечебной физической культуры, а затем — на 1-й терапевтической кафедре. В 1974 г. курсу физиотерапии был возвращен статус самостоятельной кафедры физиотерапии.

Основными направлениями исследований являлись механизмы сочетанного и комбинированного применения лечебных физических факторов, физиотерапия больных кардиологического, пульмонологического, неврологического и нефрологического профилей. На кафедре были изучены новые физические методы воздействия: электрофорез новых лекарственных веществ, УВЧ-терапия, низкочастотная магнитотерапия, различные методы фототерапии. За 43 года руководства кафедрой Л.А. Комаровой была сформирована самостоятельная физиотерапевтическая школа (С.М. Витушкина, В.В. Синицин, Э.М. Верженская, В.В. Кирьянова, А.Г. Шиман, А.В. Максимов, Н.А. Коршкова и др.), проблематика научных исследований которой была тесно связана с клинико-физиологическим обоснованием лечебного применения физических факторов при ряде заболеваний

С 1997 по 2021 г. кафедру возглавляла профессор Вера Васильевна Кирьянова. В этот период сотрудники кафедры активно развивали исследования физических метотов лечения больных с микозами (В.В. Кирьянова, К.В. Горбачева), невропатиями (П.И. Гузалов), перинатальными поражениями (Е.А. Братова), диабетическими ангиопатиями (А.А. Чабан), недифференцированными дисплазиями соединительной ткани (М.И. Марченкова), обосновали комплексы медицинской реабилитации после оперативных вмешательств при грыжах межпозвонковых дисков, после операций на органах пищеварения и на сердце. Сотрудниками кафедры были внедрены в лечебную практику новые методы лечения — лекарственный электрофорез ионов меди, магния и микроэлементов, селективная хромотерапия, миофасциальный массаж, низкочастотная магнитотерапия. В 2011 г. в связи с реорганизацией Академии последипломного образования и образованием Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова коллектив кафедры пополнили сотрудники реорганизованных кафедр физиотерапии Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова (СПбГМА им. И.И. Мечникова), кафедры рефлексотерапии и курса гомеопатии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования (СПбМАПО).

Начало XXI века привело к логическому завершению старой классической организации специализированной помощи по физиотерапии и лечебной физической культуры (ЛФК) и формированию новой, в которой врачи работают в составе одной мультидисциплинарной реабилитационной команды и осуществляют восстановление поврежденных функций пациента. Тесная взаимосвязь лечебного и реабилитационного процессов послужила основой их объединения в новый раздел медицинской науки — физическую и реабилитационную медицину (ФРМ). Теоретическим фундаментом ФРМ явились сформированные в первой половине ХХ века представления о механизмах регенерации нервной ткани (С. Раймон-Кахал), нейропластичности (Д.О. Хебб, Е. Конорский) и системной организации функций (Ю.А. Бернштейн, П.К. Анохин), которые позволили в ХХ веке сконцентрировать внимание ученых на поиске механизмов восстановления и компенсации функций целостного организма, которая обеспечивается динамической стабильностью его внутренней среды (К. Бернар, 1866—1867; W.B. Cannon, 1915), и тонким приспособлением к окружающей среде — адаптацией (Г. Селье, 1960, 1972, 1987). Гармонизация высшего медицинского образования в России привела к формированию новой врачебной специальности «Физическая и реабилитационная медицина» (приказ Минздрава России от 09.12.19 №996н), квалификационных требований к таким врачам (приказ Минздрава России от 04.09.20 №940н) и новой должности «Врач физической и реабилитационной медицины» (приказ Минздрава России от 04.09.20 №939н).

В русле традиций инновационного развития учебного процесса в мае 2021 г. кафедра была переименована в кафедру ФРМ, которую возглавил член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор Геннадий Николаевич Пономаренко.

Сегодня перспективные направления научных исследований кафедры лежат в русле трансляционной медицины, определяющей оптимальные пути внедрения в клиническую практику наиболее значимых достижений фундаментальных наук (from table to bad — «от лабораторного стола — к постели больного»), и включают исследование механизмов лечебного действия физических методов и средств; разработку и научное обоснование инновационных реабилитационных, в том числе роботизированных и цифровых технологий; разработку организационных основ помощи по физической медицине и медицинской реабилитации; разработку современной методологии, позволяющей оценить эффективность восстановительных и реабилитационных технологий.

Сегодня кафедра проводит циклы профессиональной переподготовки по оригинальной образовательной программе, которая положена в основу преподавания данной дисциплины в большинстве медицинских вузов России. Успешно реализуются программы подготовки студентов по медицинской реабилитации, повышения квалификации врачей по медицинской реабилитации и физиотерапии, тематического усовершенствования по медицинской реабилитации по отдельным клиническим направлениям медицинской реабилитации и нормативному правовому регулированию помощи по медицинской реабилитации.

Сотрудники кафедры являются авторами федеральных учебников и практикумов по медицинской реабилитации для студентов медицинских вузов, Национальных руководств по ФРМ, медико-социальной реабилитации инвалидов, санаторно-курортному лечению, ряда клинических рекомендаций.

За годы существования кафедры ее сотрудниками защищено 12 докторских и более 50 кандидатских диссертаций, опубликовано более 50 монографий, свыше 500 статей в научных журналах. Сотрудники кафедры высоким профессионализмом и приверженностью к внедрению инновационных образовательных технологий достойно продолжают и приумножают славные научные и учебные традиции первой профильной кафедры России.

Заключение

За почти полуторавековую историю кафедра физической и реабилитационной медицины прошла период своего становления, впитав лучшие традиции ведущих отечественных медицинских школ, среди направлений исследований которых находились и физические методы лечения.

Сегодня кафедра физической и реабилитационной медицины является лидером научных исследований на основе наиболее значимых достижений фундаментальных наук, разработки оригинальных образовательных программ по физической и реабилитационной медицине среди медицинских вузов России.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила 18.10.2022

Received 18.10.2022

Принята в печать 21.10.2022

Accepted 21.10.2022

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.