Введение. Дети, перенесшие повреждение головного мозга, составляют большую группу пациентов, нуждающихся в реабилитации. Для восстановительного лечения пациентам требуется не только хирургическое, нейрохирургическое, травматологическое, фармакологическое и другие медицинские сопровождения, но и создание специальных условий психиатрической помощи, психолого-педагогической коррекции их психофизического потенциала. Неврологические, двигательные и психические последствия тяжелых повреждений нервной системы у детей ведут к высокой степени инвалидизации с последующим ограничением их жизнедеятельности, где главное место занимают социальная дезадаптация и нарушение качества жизни. Комплексный подход с дифференцированной квалифицированной помощью повысит эффективность реабилитационных программ, поможет адаптироваться ребенку при возвращении его в обычную среду. Цель исследования — выявить особенности психической активности при восстановлении уровня сознания у детей после острых тяжелых повреждений головного мозга на раннем этапе реабилитации. Материал и методы. Обследовали 210 детей в возрасте до 18 лет с тяжелыми повреждениями головного мозга (черепно-мозговая травма, гипоксия, гидроцефалия), поступивших на лечение и реабилитацию. Для обследования применялись клинико-психопатологический, педагогический методы; дополнительно — диагностические шкалы, опросники. Результаты. Основные дифференцирующие признаки были сформированы по трем направлениям в зависимости от психической активности ребенка, уровня сознания: 1-я группа — 37 (18%) пациентов с психической активностью c физическими, познавательными и социальными возможностями в минимальном сознании «+» (а-/гиперкинетический мутизм с эмоциональными реакциями, пониманием обращенной речи); 2-я — 67 (32%) больных с доминирующими проявлениями физических и познавательных возможностей в минимальном сознании «–» (а-/гиперкинетический мутизм без эмоциональных проявлений и понимания обращенной речи); 3-я — 106 (50%) детей со слабым проявлением психической активности (физических возможностей) в вегетативном статусе/выходе из вегетативного статуса. Заключение. Выделены 3 варианта психической активности у детей после острых тяжелых повреждений головного мозга — от минимальных непроизвольных реакций или их отсутствия при вегетативном статусе/выходе из вегетативного статуса до произвольных действий по инструкции взрослого при минимальном сознании «+». Понимание динамики восстановления психической активности детей после нейротравмы позволит дифференцированно подходить к психиатрической, психолого-педагогической реабилитации в целях коррекции восстановления психических функций у пациентов детского возраста, профилактики патологии нарушений развития по мере роста ребенка.