Ежов В.В.

ГУ "Крымский государственный медицинский университет им. С.И. Георгиевского", Симферополь; ФГКВОУ ВПО "Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова" Министерства обороны России, Санкт-Петербург; ГУ Крымское республиканское учреждение "Крымский республиканский НИИ физических методов лечения и медицинской климатологии им. И.М. Сеченова", Ялта

Гольдберг Д.Л.

Медицинская академия им. С.И. Георгиевского ФГАОУВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского" Минздрава России, Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация, 295006

Григорьев П.Е.

Медицинская академия им. С.И. Георгиевского ФГАОУВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского" Минздрава России, Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация, 295006

Мизин В.И.

Медицинская академия им. С.И. Георгиевского ФГАОУВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского" Минздрава России, Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация, 295006

Оленчук А.В.

Медицинская академия им. С.И. Георгиевского ФГАОУВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского" Минздрава России, Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация, 295006

Васильева И.В.

ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», Володарского ул., 6, Тюмень, Россия, 625003

Модульная стратегия информатизации медицинской деятельности санаторно-курортных организаций в условиях дефицита инфраструктуры

Журнал: Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2017;94(5): 34-39

Просмотров : 47

Загрузок :

Как цитировать

Ежов В. В., Гольдберг Д. Л., Григорьев П. Е., Мизин В. И., Оленчук А. В., Васильева И. В. Модульная стратегия информатизации медицинской деятельности санаторно-курортных организаций в условиях дефицита инфраструктуры. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2017;94(5):34-39. https://doi.org/10.17116/kurort201794534-39

Авторы:

Ежов В.В.

ГУ "Крымский государственный медицинский университет им. С.И. Георгиевского", Симферополь; ФГКВОУ ВПО "Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова" Министерства обороны России, Санкт-Петербург; ГУ Крымское республиканское учреждение "Крымский республиканский НИИ физических методов лечения и медицинской климатологии им. И.М. Сеченова", Ялта

Все авторы (6)

Совершенствование санаторно-курортного лечения, включая разработку и внедрение его новых организационных моделей, относится к числу приоритетных задач развития системы оказания медицинской помощи [1], что в Республике Крым затруднено из-за низкого уровня материально-технической оснащенности большинства санаторно-курортных организаций (СКО) [2], особенно в отношении компьютерной и сетевой инфраструктуры. Между тем внедрение автоматизированных рабочих мест является точкой роста для улучшения качества медицинских услуг [3]. Кроме того, информационные системы (ИС) с решениями для СКО, как правило, недостаточно приспособлены под специфику их деятельности по сравнению с медицинскими организациями иных типов, с одной стороны, и гостиниц — с другой [4, 5]. Насущность информатизации СКО связана и с необходимостью предоставления информации в Государственный реестр курортного фонда Российской Федерации и Государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения, включая СКО. Важные задачи для медицинской ИС СКО — это внедрение, постоянная корректировка и пополнение нормативно-справочной информации, что облегчает работу и принятие решений для персонала, обеспечивает стандарты представления и передачи медицинской информации [6]. При этом приоритетными направлениями являются защита информации во всех звеньях системы, интеграция с Единой государственной ИС в области здравоохранения, организациями, куда направляются отчетные документы, а также системой обеспечения экономической деятельности СКО.

Цель исследования — разработать медицинскую ИС для СКО, достаточную для реализации задач информатизации при нехватке компьютерной и сетевой инфраструктуры.

Материал и методы

В работе использовались аналитические и статистические методы и технологии разработки медицинской И.С. Моделирование информационных потоков в СКО проводилось с использованием методологии IDEF0 [7]. В качестве языков программирования были выбраны PHP, JavaScript и Python ввиду их кроссплатформенности и адаптированности к разработке web-приложений. Для хранения, обеспечения целостности данных и удобного доступа к ним была выбрана свободная реляционная система управления базами данных (БД) MySQL, поскольку она портирована на большое количество платформ [8].

Основной целью СКО является поддержание и укрепление здоровья граждан. Соответственно, вся деятельность здравниц строится вокруг пациентов, причем информационные потоки внутри СКО зависят от местонахождения и состояния больных. Поэтому был исследован маршрут пациентов и связанный с ним документооборот в ряде СКО Республики Крым.

Результаты и обсуждение

В любой СКО есть типы рабочих мест, на которых при движении информации в документы и формы вносятся изменения [8, 9]. Их выборочная или полная информатизация (в зависимости от инфраструктуры и потребностей конкретной СКО) позволяет автоматизировать документооборот как частично, так и практически полностью. Поэтому проектируемая ИС должна иметь модульную структуру, в которой каждый модуль автоматизирует конкретный сектор деятельности СКО (см. рисунок).

Модульная структура наращиваемой медицинской ИС для СКО.

Основным модулем ИС является модуль «Ядро». Он регламентирует работу остальных модулей, создавая общую платформу для их подключения. Также данный модуль создает электронный паспорт медицинской организации и подключает историю изменений и удалений. Паспорт медицинской организации заполняется во время настройки системы перед ее использованием и обновляется в соответствии с происходящими в СКО изменениями. Данная технология предназначена для хранения и автоматизированного получения базовой информации о СКО, формирования аналитической информации, интеграции с федеральными ресурсами типа Единой государственной ИС в области здравоохранения. Кроме этого, согласно сведениям в паспорте медицинской организации производится работа ряда модулей И.С. История изменений и удалений — функция для защиты информации от несанкционированных изменений или порчи. При изменении или удалении информации в историю записываются время, пользователь и сведения об изменениях. Отслеживая эту информацию, можно выявить и исправить ошибки персонала при работе с ИС, предотвратить совершение злоумышлений. Данная технология крайне важна ввиду необходимости реализации должного уровня защищенности специальной информации, к которой относятся персональные данные о состоянии здоровья, согласно Постановлению Правительства Р.Ф. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» от 01.11.2012 [10, 11].

Модули «Пациент» и «Физиотерапия» обязательны для системы. Модуль «Пациент» формирует в БД таблицу, куда записывается получаемая при поступлении информация, и содержит следующие функции: добавление пациентов; просмотр информации; редактирование и удаление данных о пациентах. Модуль «Физиотерапия» формирует в БД таблицы, хранящие информацию об имеющихся в СКО физиотерапевтических (и диагностических) процедурах. Эта информация вносится в БД при установке модуля и редактируется в соответствии с происходящими в СКО изменениями. Исходными данными для работы модуля являются сведения об имеющихся в СКО физиотерапевтических аппаратах. Кроме названия аппаратов в БД хранится информация об их количестве, пропускной способности (число пациентов, которые могут одновременно проходить процедуру на одном аппарате), продолжительности процедур, расписании работы, технологических перерывах в работе аппарата, его техническом состоянии, поверках и ремонтах. К каждому методу физиотерапии может быть прикреплено соответствующее количество различных аппаратов. Функции данного модуля следующие: добавление физиотерапии; просмотр информации о физиотерапии; редактирование и удаление данных о физиотерапии.

Для минимального уровня автоматизации СКО к вышеперечисленным модулям необходимо добавить модуль «Медицинский регистратор» («Медицинский диспетчер»), что позволяет назначать физиотерапевтические процедуры пациентам: в форме выбираются виды процедур, их количество и используемые аппараты. При этом с помощью настроек можно задать максимальное количество для каждой из процедур, а также максимальное суммарное количество назначаемых пациенту процедур каждого типа. Это позволяет унифицировать работу СКО, предупреждать ошибки при использовании ИС, придерживаться существующих медицинских стандартов оказания услуг в СКО (в том числе с учетом времени пребывания пациента в СКО), а также соответствующего договора на его лечение и реабилитацию. Основная же функция данного модуля — создание и редактирование расписания прохождения процедур физиотерапии пациентами. В профиле пациентов создается возможность добавления расписания согласно назначенным процедурам. При формировании расписания система предлагает назначить пациенту процедуру в свободное время. Предусмотрена функция оперативного изменения общего расписания в особых случаях (при отсутствии специалиста, выходе из строя аппарата, изменении расписания у других пациентов). Модуль «Медицинский регистратор» формирует следующий набор функциональных возможностей: изменение назначенных пациенту процедур и их количества, просмотр и редактирование расписания процедур; отметка о прохождении физиотерапевтической процедуры пациентом.

Представленный выше набор модулей автоматизирует рабочие места приемного отделения, медицинского регистратора (диспетчера), физиотерапевтического кабинета.

Следует отметить, что начиная с автоматизации в СКО всего лишь одного физического рабочего места медицинского регистратора (диспетчера) при интеграции в него возможностей приемного отделения и физиотерапевтического кабинета уже можно реализовать работу ИС с сохранением минимально необходимого функционала.

Возможность отслеживания прохождения физиотерапевтических процедур пациентом в модуле «Медицинский регистратор», которая может быть реализована как в физиотерапевтическом кабинете, так и на рабочем месте медицинского регистратора (диспетчера), важна для аудита посещаемости процедур пациентами и формирования отчетности о предоставленных услугах.

Корректность и функциональная полнота работы ИС поддерживается администратором, права которого позволяют ликвидировать возможные ошибки в работе персонала с системой, отслеживать персонифицированную историю изменений и удалений, при необходимости вносить коррективы в настройки системы, создавать/удалять учетные записи персонала, изменять данные об аппаратуре, редактировать паспорт медицинской организации. Важными условиями бесперебойной работы системы являются постоянное параллельное сохранение оперативной рабочей информации на конкретном компьютере для продолжения работы звена ИС при неполадках сетевой инфраструктуры, сервера и т. д., а также постоянное дублирование сохранения всей БД.

Модуль «Совместимость» является дополнением модуля «Медицинский регистратор» и минимизирует работу регистратора (диспетчера) за счет предотвращения назначений несовместимых процедур, предоставления алгоритмов последовательности процедур, при которых наблюдается их наилучшее лечебное влияние, одновременно учитывая автоматически формируемое оптимальное расписание загрузки аппаратов и специалистов. При установке модуля «Совместимость» происходит его настройка под конкретную СКО с возможностью дальнейшей корректировки в специальном интерфейсе. Заведующий отделением физиотерапии или иное уполномоченное лицо совместно с администратором ИС, пользуясь ее подсказками, устанавливают, какие процедуры несовместимы в принципе, а между какими должно пройти некоторое время; определяют желательные последовательности с выбором наилучшего времени дня для проведения процедур. Также можно ограничить максимально назначаемое на определенный срок количество процедур пациенту, задать минимальный интервал времени между подряд идущими процедурами. Установив данные настройки, система не позволит пользователю производить назначения, противоречащие правилам. Более того, на каждом этапе работы с системой пользователь будет уведомляться об установленных правилах. Медицинскому регистратору (диспетчеру) достаточно задать запрос на формирование расписания и система с учетом настроек предложит оптимальные варианты. Регистратору (диспетчеру) останется выбрать предложенный вариант или отредактировать его в ручном режиме.

Существенно расширяют возможности системы модули «Электронная медицинская карта» и «Врач». С учетом добавления этих модулей полностью информатизируются получение, хранение и обработка учетной документации, связанной с медицинской деятельностью СКО. Модуль «Электронная медицинская карта» является дополнением модуля «Пациент», добавляя к его функционалу возможности создания, просмотра, редактирования и удаления медицинских карт пациентов. При установке модуля в БД создаются таблицы для хранения информации об истории болезни, результатах диагностических процедур, текущем состоянии здоровья пациента, ходе лечебно-реабилитационной работы согласно требованиям Государственного стандарта «Электронная история болезни» (ГОСТ Р 52636−2006) [12]. Модуль оснащается справочниками и шаблонами, облегчающими работу персонала. Для корректной работы всех функциональных возможностей системы модуль «Электронная медицинская карта» целесообразно подключать совместно с модулем «Врач», который предназначен для автоматизации рабочего места врача и руководителей различных уровней, ответственных за медицинскую деятельность СКО. Данный модуль создает возможность добавлять в систему пользователей с ролью «Врач». Учетная запись с данной ролью отличается от остальных возможностью прикрепления к ней пациентов. Кроме этого, для пользователей с ролью «Врач» формируется собственное расписание. Лечащий врач отслеживает прохождение пациентами назначенных процедур, изменения в электронной медицинской карте пациентов, внесенные врачами-специалистами, изменения в графике приема. Система будет уведомлять врача о поступивших пациентах. Отдельно стоит отметить учетные записи с ролью «Врач», в которых дополнительно выбрана опция «Заведующий отделением» или «Заведующий медицинской частью». Данным учетным записям можно расширить права доступа в систему, предоставив возможность просматривать и изменять электронные медицинские карты пациентов отделения или всей СКО соответственно. Таким образом, к функциональным возможностям данного модуля относятся: создание, редактирование и удаление пользователей с ролью «Врач»; назначение пациентам лечащих врачей; направление пациентов к врачам-специалистам; просмотр расписания врачей.

Модуль «Лаборатория» предназначен для автоматизации возникающего при проведении лабораторных исследований и других диагностических процедур документооборота. Пользователь с ролью «Лаборант» уведомляется о направлении пациента на исследования, после их проведения заполняет соответствующую форму из шаблонов, которая прикрепляется к электронной медицинской карте пациента, или при наличии автоматизации получения и представления результатов исследований информация вносится автоматически. Лечащему врачу отправляются результаты исследований. Есть возможность создать роли «Врач лаборатории», «Заведующий лабораторией», «Врач-диагност», что позволит расширить перечень прав при работе с системой в целях мониторинга и управления работой лаборатории. Функциональные возможности модуля следующие: просмотр списка направленных на исследования пациентов; заполнение и редактирование форм лабораторных исследований.

В модуле «Администрация», цель которого — контроль работы СКО, создаются учетные записи руководителей разных уровней, формируется отчетная документация, изменяются базовые настройки функционирования системы в соответствии с изменениями в работе СКО, что нетрудоемко и доступно для пользователей без специальной подготовки благодаря гибкой системе распределения их прав и конструктору форм. Отдельная и наукоемкая надстройка данного модуля «Оценка качества медицинских услуг» предназначена для контроля качества различных составляющих санаторно-курортной деятельности, в первую очередь медицинской. Согласно внедряемым критериям руководитель получает показатели деятельности, включая проблемные зоны и варианты их решения [2].

Заключение

Медицинская ИС для СКО в модульной реализации решает задачу автоматизации документооборота, причем для санатория необязательно иметь развитую материально-техническую базу. Это позволит развивающимся СКО сделать рывок вперед в качестве медицинских услуг без значительных материальных вложений в компьютерную и сетевую инфраструктуру, получить экономическую выгоду благодаря оптимизации документооборота, снижению трудозатрат на ведение документации, усилению контроля. Следующим этапом развития системы будет разработка модулей для автоматизации работы пищеблока, склада, бухгалтерии, а также развлекательного комплекса.

Работа выполнена при поддержке гранта Государственного совета Республики Крым молодым ученым Республики Крым в номинации «Информатика, кибернетика и электроника»; Приказ Президиума Государственного Совета Республики Крым от 1 февраля 2017 года, № п368−1/17

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования: В.Е., П.Г., Д.Г.

Сбор и обработка материала: Д.Г., А.О., В.М., П.Г., В.Е.

Разработка концептуальной модели системы: Д.Г., А.О., П.Г.

Статистическая обработка данных, программирование: Д.Г., А.О.

Написание текста: Д.Г., П.Г., А.О., В.Е., И.В.

Редактирование: В.Е., П.Г., И.В.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail